План по самообразованию. Тема: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.»
материал (средняя группа)
Использования современных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности характеризуется однообразием, и обусловлено снижением интереса со стороны педагогов современных ДОО. Положительным моментом является то, что кроме основных программ в современных ДОО есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское образовательное учреждение детский сад «Ладушки», филиал
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Родинская средняя общеобразовательная школа Псковского района»,
ул. Школьная, д. 3, д. Родина.
План по самообразованию
2022/2023г.
ФИО: Коновалова Виктория Сергеевна
Должность: воспитатель
Образование: среднее профессиональное
Квалификационная категория -1
Стаж педагогической работы: 10лет 10 месяцев
Тема самообразования: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.»
Дата начала работы: 1.09.2022
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2023
2022 г.
Актуальность темы:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Использования современных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности характеризуется однообразием, и обусловлено снижением интереса со
стороны педагогов современных ДОО. Положительным моментом является то, что кроме основных программ в современных ДОО есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ.
Цель:
повышение своего теоретического, практического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.»
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения дополнительной литературы и статей по теме «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.»
- Изучить проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
- Рассмотреть содержание методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
- Разработать перспективный план работы с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования.
- Составить собственные методические разработки в ходе работы над темой.
Личный перспективный план по самообразованию на 2022-2023 учебный год.
Тема | Содержание работы | Сроки выполнения |
Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации | ФГОС дошкольного образования Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» | Сентябрь |
Создание необходимой развивающей предметно- пространственной среды | Приобретение необходимого оборудования и инвентаря для занятий. Создание раздаточного материала, карточек, иллюстраций. Создание картотеки НТР | Сентябрь - апрель |
Представление опыта работы по теме | Выступление на педагогическом совете. | Май |
Предоставление информации для родителей по данной теме | Рекомендации, консультации, беседы, памятки. | В течении года |
Совместное оформление выставок | Выставка работ детей | В течении года |
Отражение педагогической деятельности | Фотоотчёт в группе «Звёздочка» в контакте. | В течении года |
Перспективный план работы с детьми на 2022 – 2023 учебный год.
Месяц | Тема | Формы работы, цель | Методическое оснащение |
С Е Н Т Я Б Р Ь | «Ветка вишни» (кисть, рисование пальчиком) | Учить детей рисовать ветку с ягодами используя, рисование кистью и пальчиками, располагать рисунок на всём листе. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. | половинки альбомных листов, гуашь красная, зеленая, салфетки, баночки с водой, кисти. |
«Гусеница» (печатанье пробкой) | Учить детей закрашивать верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делать несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки. | мольберт, листы бумаги с изображением зеленого листочка на каждого ребенка, разведенная гуашь желтого цвета, черные фломастеры, пробки, салфетки, непроливайки с водой, игрушка зайка. | |
О К Т Я Б Р Ь | «Осенние листья» (отпечатки листьев) | Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья. | альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев (клена, березы, рябины, тополя, дуба), гуашь, широкую кисть, баночку с водой, лист бумаги или клеенку (подложить под раскрашиваемые листья). |
«Осеннее дерево» (ладошка) | Учить детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить по желанию детей дополнения (листва разного цвета, трава). | демонстрационный материал «Осенний пейзаж»; изображение дерева на ватмане; краски гуашь; салфетки. | |
Н О Я Б Р Ь | «Цыплёнок» (тычок жёсткой кистью) | Продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки. | Игрушка курица. У детей альбомные листы зелёного фона с контуром цыплёнка, гуашь, мягкая кисть № 3, жесткая кисть № 5. |
«Котёнок» (тычок жёсткой кистью) | Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти. | альбомный лист с карандашным контуром кошки, кисть, чёрная, коричневая, розовая и оранжевая гуашь, салфетки, подставки для кисточек, изображения кошек, конверт с письмом и образцом, кошка. | |
Д Е К А Б Р Ь | «Рыбка» (ладошка) | Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе. | лист бумаги формат А4 (фон голубой), мисочки с разведенной водой гуашью, краски гуашевые (черного, коричневого, зеленого цветов ), кисти, стаканчики ( баночки) с водой, салфетки( бумажные и влажные), иллюстрации с изображением рыбок, педагогические эскизы. |
«Осьминог» (ладошка) | Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение и интерес к рисованию. | презентация «Морские обитатели»; мультфильм про осьминожков, блюдечки с краской разных цветов; влажные салфетки. | |
Я Н В А Р Ь | «Салют » (рисование кистью на мокром листе | Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа. | листы бумаги для акварели, акварельные краски, широкие и тонкие мягкие кисточки, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка). |
«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой) | Продолжать учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. | голубой или синий лист картона, блюдца с белой гуашью, слегка разведенной водой, комки смятой бумаги среднего размера, гуашь цветная, кисточки, баночки с водой (на каждого ребенка). | |
Ф Е В Р А Л Ь | «Укрась медвежонку рубаху» (ватные палочки) | Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка. | Рубашки, вырезанные из бумаги, гуашевые краски (красного, жёлтого, синего, зелёного цветов), ватные палочки, подставки для палочек, салфетки, игрушка медведя. |
«Синица» (ладошка, поролон) | Продолжать учить детей рисовать руками, учить рисовать голову печатаньем поролоном, глаза рисовать кончиком кисти, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату. | Иллюстрация с изображением синички, альбомный лист, гуашь, кисть, салфетка, тазик с водой. Альбомный лист, гуашь, кисточки №6 и №3, салфетки | |
М А Р Т | «Ваза с цветами» (ладошка) | Продолжать учить детей рисовать руками прикладывая, их к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур. | иллюстрации с изображением цветов вазе, тюльпаны, альбомные листы, гуашь разных цветов, кисти №6, влажные салфетки, баночки с водой. |
«Веточка мимозы» (ватные палочки) | Продолжать учить детей рисовать кисточкой веточку мимозы. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким. | Живая ветка мимозы (картинка). Половинка альбомного листа, гуашь, кисти, ватные палочки баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка). | |
А П Р Е Л Ь | «Разноцветные яички» (ватная палочка) | Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить методом тычка контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие. | Ваза с ветками вербы; Пасхальные яйца из различных материалов (Бумажные – 2 шт.) украшенные различными способами: (бисероплетение, вышивка, роспись, паетки и блестки, ленты и тесьма, и т.д.); Заготовки бумажные в форме яиц белого цвета; Краски гуашь; Кисти разных размеров; Ватные палочки; Ленточки; Клей; Цветные бумажные яйца для рефлексии. |
«Жёлтый одуванчик» (тычок кистью) | Закреплять умение детей рисовать методом тычка и кончиком кисти | гуашь зеленого и желтого, белого цвета; две кисти - кисть с жесткой щетиной, мягкая кисть с тонким концом; палитра; светло-зеленый лист бумаги А-4; белый лист бумаги; матерчатая тряпочка; бумажная салфетка; баночка с водой; подставка под кисточку. | |
М А Й | «Бабочка» (ватная палочка) | Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение | гуашь, ватные палочки, силуэты бабочек, салфетки, картинки с изображением времени года лето, бабочек, ТСО - аудиозапись «Песенка о лете» - из мультфильма "Дед Мороз и лето». |
«Божья коровка» (рисование кистью и ватными палочками) | Учить детей рисовать выразительный образ насекомого. Продолжать учить создавать композицию на основе зеленого листочка. Усовершенствовать технику рисования гуашью, умение объединять два инструмента рисования – кисточка и ватная палочка. Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым. Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание стихотворения о божьей коровке. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать. | Игрушка «Божья коровка» или картинка (фото) с изображением божьей коровки. Листы бумаги, вырезанные в форме листика и тонированные в зеленый цвет. Гуашь красная и черная. Кисточки и ватные палочки. Подкладные листы, неразливайки с водой, салфетки для промокания кисточек. |
ЛИТЕРАТУРА:
1.Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет:
Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г.
2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- М.,2007 г.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4.Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
5.Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
6.Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
7.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.
8.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Консультация....
Консультация для воспитателей Тема: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное тво...
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Дошкольное детство – очень важный п...
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования и их ролью в развитии детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей воспитаников на тему : " Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста ....
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...