Родительское собрание "Возрастные особенности детей 3-4 лет"
консультация (младшая группа)
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_oktyabr_2021.docx | 313.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Бежаницкий детский сад «Светлячок»
Родительское собрание на тему:
«Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»
Воспитатель:
Алексеева
Анна Алексеевна
р.п Бежаницы, 2021г
Сценарий родительского собрания на тему:
«Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»
Цель: ознакомление родителей с особенностями воспитательно –образовательной работы во 2ой младшей группе и возрастными особенностями развития детей 3-4 лет.
Задачи:
- ознакомить родителей с особенностями развития детей 3-4 лет;
- укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива. - познакомить родителей с задачами детского сада на новый учебный год, с планами группы на ближайшее время; - побудить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться.
Участники: воспитатели, родители
Предварительная работа:
- индивидуальные приглашения (приложение 1);
- советы от малышей (приложение 2);
- признаки кризиса 3х лет (приложение 3)
- анкетирование родителей (приложение 4);
- оформление группы,
- музыкальное сопровождение.
Оборудование:
- столы расставлены полукругом;
- подборка дидактических игр;
- презентация «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»
Повестка:
1. Выступление воспитателя.
2. Информирование о ФГОС ДО.
3.Выбор родительского комитета.
4. Ответить на вопросы родителей.
Ход мероприятия
Звучит спокойная музыка.
Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.
I. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами на нашем первом родительском собрании в этом учебном году, за нашим круглым столом! Хочется поздравить вас, с тем, что ваши детки перешли от ясельного возраста в дошкольное детство. А это значит, что они повзрослели, и у них начинается новый этап в жизни, о котором мы сегодня немного и поговорим.
И сегодня тема нашего собрания «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет».
Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.
Слайд 1-2
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.
К трем годам у ребенка формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, у него складывается определенное отношение к себе.
Ребенок начинает проявлять не терпимость к опеке взрослого, стремиться настоять на своем требование.
Слайд 3-4
Основные симптомы кризиса
- Негативизм; (- это когда на ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом)
- Упрямство; (- это когда ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались)
- Строптивость; («Не хочу подчиняться!»)
- Своеволие; (всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое "Я сам!". Ребенок норовит делать сам все, что умеет и не умеет)
- Протест – бунт; («Мне всё надоело!» Включает в себя и негативизм, строптивость, и упрямство. А также носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна.)
- Симптомы – обесценивания; (В глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки)
- Деспотизм; («Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»
Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами)
Слайд 5
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
- В возрасте 3 - 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного воспитания.
- Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции.
- Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями.
- Эти противоречия разрешается через развитие игры, которая становится ведущей в этом возрасте.
Слайд 6
- Наглядное – образное мышление
- Начинает формировать связную речь.
- Высокая чувствительность к дискомфорту.
- Объект познания - окружающие предметы, их свойства, назначение.
- Способ познания- экспериментирование, конструирование.
- Условия успешности - развивающая среда, партнерские отношения со взрослыми
- Отношение со сверстниками – мало интересно
Слайд 7
Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
- В играх дети одни предметы заменяются другими.
- Взаимоотношения детей ярко проявляются в играх. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
- Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек.
Слайд 8-9
Физическое развитие
В 3-4 года ребёнок физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками.
У ребенка сформирована соответствующая возрасту координация движений.
Он проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
Дошкольник владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания умывания, одевания.
Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
Ребёнок уже знает некоторые правила безопасности своего здоровья.
Слайд 10
Игровая деятельность
Оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой, творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
Слайд 11
Образовательная область
Развитие речи (Речевое развитие)
- В 3-4 года ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.
- Дети начинают осознавать особенности своего произношения. Развивается звуковая сторона речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
- Ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка 3-4 лет становиться вопрос «почему?».
Познание (Познавательно развитие)
Ребенок проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения («Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?»).
Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (с водой, снегом, песком, красками, бумагой).
В совместной со взрослыми познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
Художественное творчество (Художественно – эстетическое развитие)
Ребёнок эмоционально откликается на интересные выразительные образы, радуется красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видит некоторые эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета.
Внимательно рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации.
Различает и верно называет основные цвета и некоторые оттенки.
Создает простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм.
Слайд 12
Знание родителями возрастных особенностей детей трехлетнего возраста помогут им в полной мере реализовать воспитательные возможности этого периода. Это очень важно, поскольку именно в младшем дошкольном возрасте формируются основы характера и принципов поведения будущей личности, начинает закладываться фундамент физического, интеллектуального, морально-волевого развития малыша.
II. Далее мне хотелось бы Вас ознакомить с:
«Задачами воспитания и обучения во 2 младшей группе»
Мы работаем по программе «От рождения до школы». Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Что должен уметь ребенок 3-4 года
В уголке для родителей вы можете наблюдать расписание занятий.
На занятиях по ФЭМП в этом году дети познакомятся с понятиями:
1. Количество
Задачи:
- Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти все большие – эти все маленькие)
- Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы: развивать понятия: много, один, по одному, ни одного, умение находить один или несколько предметов одинаковых в окружающей обстановке; понимать вопрос «сколько?» - при ответе пользоваться словами один, много, ни одного.
- Сравнивать две равные и не равные группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов.
- Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.
- Учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше?», «Чего меньше?»; учить отвечать на вопросы, пользуясь предложениями: «Я на каждый пирожок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше. Кружков столько же сколько грибов».
- Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета к меньшей группе предметов или убавления одного предмета из большей группе.
2.Форма
- Познакомить детей с геометрическими формами: круг, квадрат и треугольник.
3.Величина
- Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров: при сравнивании предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине), пользуясь приемами наложения и приложения
- Учить обозначать результат сравнения словами (длинный, короткий, одинаковые по длине, широкий, узкий, высокий, низкий, большой, маленький).
4.Ориентировка в пространстве
- Развивать умение ориентироваться в пространстве в расположении частей своего тела: вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева.
- Учить различать правую и левую руку.
5.Ориентировка во времени
- Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.
На занятиях по ознакомлению с окружающим:
- Познакомить с дикими и домашними животными , их детенышами, особенностями их поведения и питания
- Познакомить с аквариумными рыбками
- Расширить представления о диких животных
- Учить детей наблюдать за птицами (снегирь, синица).
- Расширить представление о насекомых (бабочки, майские жуки, стрекоза).
- Учить различать по внешнему виду овощи, фрукты, где растут.
- Дать элементарные представления о растениях данной местности (деревьях, цветущих растениях).
- Дать представление о том, что для роста растений нужны: вода, земля и воздух.
- Дать представление о свойствах воды, песка и снега.
- Познакомить с характерными особенностях следующих друг за другом времен года (осень – зима – весна – лета)
На занятиях, направленных на художественно-эстетическое развитие
Лепка
- Учить лепить округлые формы, соединять, украшать
- Учить лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей.
Аппликация
- Учить выкладывать предварительно на месте бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение и наклеивать их
Рисование
- Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, учить набирать краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета
- Закреплять название (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).
- Учить детей подбирать цвета соответствующего изображаемого предмета.
- Учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, разных предметов (тарелки, блюдечки).
- Учить рисовать короткие и длинные линии (заборчик, платочек)
- Учить изображать предметы округлой формы
III. Выборы родительского комитета
Мы подготовили для вас памятки о признаках кризиса трех лет с рекомендациями о том, как лучше всего вести себя с ребенком в различных ситуациях (раздаем памятки).
Без умения договориться с малышом ваша жизнь может стать очень трудной, а у ребенка будут сформировывать неблагоприятные черты характера.
Какие у вас есть вопросы? (отвечаем на вопросы)
О чем бы вы хотели узнать ещё ? (задают вопросы родители)
Благодарим вас за внимание, желаем вам успехов в преодолении трудностей и воспитании ваших малышей.
До свидания!
ФЭМП (Математика):
1. Ребенок должен уметь составлять группы из однородных предметов; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; понимать вопрос «Сколько?».
2. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
3. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок должен уметь ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.
6. Ребенок должен уметь ориентировать в расположении частей своего тела. Различать правую и левую руки.
Развитие Мышления, Памяти, Внимания
1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор.
4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.
5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.
6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Развитие Речи
1. Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета.
5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию.
8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо. Окружающий мир
1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
6. Ребенок должен уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер. Культурно – гигиенические навыки
1.Ребенок должен уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
2. Ребенок должен уметь правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
3. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности
4. Ребенок должен уметь здороваться со взрослыми и сверстниками, называть себя и других по имени, воспитателей, помощников воспитателей, работников ДОУ по имени отчеству.
Мы просим Вас тоже обращать внимание на это, помогать нам воспитывать у детей культуру общения.
Приложение 2
СОВЕТЫ ОТ МАЛЫШЕЙ
- Не балуйте меня, вы меня этим портите.
- Не бойтесь быть твердым со мной.
- Не давай обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше.
- Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смеритесь с этим.
- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще, перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.
Приложение 3
Признаки кризиса трех лет
1. Негативизм. На ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.
- Машенька, пойдем гулять?
- Не-ет! Не пойдем!
- Ну хорошо, тогда дома поиграем!
- Не-ет! Не хочу дома!
- Пойдем тогда в гости сходим.
- Не-ет! Не пойдем в гости!
Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На самом деле малышу хочется гулять! Да и в гости ох как хочется, но ведь не он это предложил…
2. Упрямство. Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.
- Купи шарик!
Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.
- Купи машинку!
- Она тебе нужна?
- Да-а-а!
Через минуту интерес к машинке иссяк и она валяется без колес. Объяснение простое: ни шарик, ни машинка на самом деле не интересны, важно настоять на своем. Попробуй мама не купи - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес и долго служит верой и правдой.
3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой.
4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…
5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:
- Подними! - командует маме.
- Нет уж, сам подними.
- Не могу-у! Ты подними! - и истерика.
6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».
7. Деспотизм и ревность.
- Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!
Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.
Дополнительные рекомендации:
- Сохранять спокойствие. Быть терпеливыми.
- В момент капризов переключать внимание на что-то другое, интересное: посмотреть любимый мультик, погулять, угостить конфетой. Использовать игровые приёмы.
- Иногда предоставлять право выбора в незначительных бытовых ситуациях: какой мультфильм посмотреть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
- Ругать и наказывать за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас.
- Анализировать произошедшее. Проговаривать с малышом, что он сделал не так и почему это плохо.
- Придерживаться единого стиля воспитания. Если мама не разрешает есть шоколад перед обедом, а папа балует дочку и позволяет ей это сделать, негативизм будет проявлять себя максимально ярко.
- Собственным примером показывать правильное поведение. Дети в 3 года склонны к слепому копированию. Вы ничего не добьётесь, если сами будете делать то, что им запрещаете.
Проводите как можно больше времени вместе.
«10 нельзя»: памятка для родителей
- Нельзя настаивать на сиюминутном выполнении требования (просьбы).
Лучше дать малышу остыть и спустя какое-то время повторить попытку.
- Нельзя поддаваться на манипулирование. Не удовлетворять любую прихоть ребёнка только потому, что он закатывает истерики — просто не обращать на них внимания.
- Нельзя вешать «ярлыки»: жадина, зануда, вредина.
- Нельзя физически наказывать.
- Нельзя кричать.
- Нельзя навязывать свою помощь.
- Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
- Нельзя приказывать.
- Нельзя вступать в споры и пререкания.
- Нельзя использовать в беседе сложные термины и категории, которые не понятны ребёнку. Например, взывать к совести или чести.
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Особенности детей 4-го года жизни»
В конспекте описаны основные особенности детей четвертого года жизни....
родительское собрание : «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Протокол родительского собрания во второй группе раннего возраста «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»...
Родительское собрание. Возрастные особенности детей раннего возраста.Адаптация детей.
Адаптация детей. Возрастные особенности детей раннего возраста....
Родительское собрание «Особенности развития детей 2-3 лет.Адаптация детей».
Цель собрания: установление доверительных отношений между воспитателями и родителями; изучение семьи воспитанников, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому сад...
Родительское собрание «Особенности детей младшего дошкольного возраста»
Да для ребёнка третьего года жизни, прежде всего, характерно физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю актив...
Родительское собрание в средней группе: «Организационное родительское собрание. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет».
Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагогической культуры родителей....
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...