Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса
материал (средняя группа)

Ахмадеева Альфинур Салахтиновна

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_na_nedelyu_microsoft_office_word_8.docx40.25 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы

из опыта работы по планированию, проектированию

образовательного процесса

С 2015 года планирование образовательной деятельности осуществляю вместе с детьми в виде разработки и

реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры

педагогики и психологии Новгородского центра развития)).

Логика планирования образовательной деятельности:

1. Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные

социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр. формы;

«вбрасывание» педагогически обусловленной темы).

2. Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события (детский совет - дети

принимают участие в обсуждении интересующих их вопросов с воспитателем).

3. Совместное планирование (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей

детей).

4. Обсуждение взрослыми ситуации (тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с

дополнением детских идей идеями взрослых).

5. Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ

сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).

6. Ежедневное версионное подведение итогов (предъявление детьми и взрослыми результатов своей

деятельности; анализ действий, определение перспектив).

Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре или на стульчиках.

Все равны – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в

центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в

круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.

На утреннем сборе:

дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;

играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;

обмениваются новостями, задают вопросы;

определяют тему работы на неделю;

планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.

       Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят

узнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная

Ирой/Сережей? Сколько детей из всей группы выбирают тему «Животные»? (посчитай, Сережа). Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает?) Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, дети самостоятельно принимают осмысленные решения.

Например, выясняется, что детям очень интересна тема «Осенние приметы. Что это?»  Накануне выбора новой темы

(утром в каждый понедельник) в свободном общении с детьми (во время обмена новостями делюсь «своей новостью») я

завожу разговор о том, что - «Я сегодня пришла в группу, смотрю лежит письмо. Оказывается это осень

приготовила  для вас подарки……».  Я узнала много интересного о том, что … Спрашиваю их, а что они знают об этом;

что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. При этом использую метод трѐх вопросов. Ответы детей фиксирую в

таблице.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать,

чтобы узнать?

Осенью часто льёт дождь  (Милана).

Листья падают- это листопад (Алина).

Бабушка сказала: «Если осень теплая, то зима будет холодная (Савелий).

Люди осенью носят куртки и резиновые сапоги (Тася).

Почему листья с деревьев облетают? (Влад)

Из чего состоят тучи? (Никита)

Как появились осенние приметы? (Даниил).

Что будет с овощами в огороде, если их вовремя не убрать? (Лера).

Откуда птицы знают дорогу на юг? (Лиза)

Как появилось слово ОСЕНЬ? (Миша)

Спросить у родителей (Коля).

Спросить у брата, он ученик (Алина).

Посмотреть телепередачу на канале «Природа» (Юля).

Посмотреть в интернете (Андрей).

Спросить у папы (Варя).

Самим подумать (Алан).

Прочитать в книге (Арина).

Таким образом, получаю первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей по теме,

ориентируюсь сама и помогаю ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах

предстоящей работы. Высказывания детей записываю без адаптации, без «причесывания» фразы.

Когда тема выбрана. На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги, примерно формата А-3, я заранее (до

утреннего сбора) наношу разметку - названия центров активности. Эта форма называется «Паутинка», она является

воспитательно-образовательной основой плана. Для фиксации используются два постоянных цвета: красный - для

записи идей детей, синий - для записи идей взрослых,  для того, чтобы можно было анализировать и делать выводы об

эффективности моей работы, о динамике развития детей.

План работы на неделю с 04.10.2021 по 08.10.2021 (с детьми средней группы)

Объединяющая (рамочная ): тема «Художница Осень»

Тема недели: Приметы осени

Цель:  создать условия для знакомства детей с изменениями ближайшего природного окружения в осеннее время года, закрепить и обогатить знания детей о характерных признаках золотой осени, в частности о явлениях природы, которые происходят в растительном мире – листопаде, об осенних погодных и природных изменениях; поддерживать познавательный интерес к ближайшему природному окружению.   

Задачи: 

  • формировать эмоционально положительное отношение к смене времен года;
  • развивать познавательную активность, любознательность;
  • создавать РППС для ознакомления детей с осенними приметами;
  • уточнять знания детей об осенних явлениях природы;
  • закреплять умения сравнивать предметы и явления;
  •  расширять сюжеты  игр с природным материалом;
  • воспитывать интерес к жизни группы, стремление к совместной деятельности;
  • закреплять элементарные знания воспитанников о труде взрослых в осенний период;
  • воспитывать интерес к познаниям, потребность помогать взрослым;
  • формировать представление детей об изменении длины дня и ночи;
  • формировать понятия о движении времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости.

Итоговое событие: Выставка- фантазия «Овощной фейерверк».

Центр

игры

Центр познания

Центр книги

Центр

природы

Центр здоровья

Центр

экспериментирования

Центр

творчества

Поиграть в игру  «Магазин «Фрукты и овощи»»  (Тася)

Поиграть в игру «Салон красоты» (можно делать прически с использованием природных материалов

(Лиза)

Игра: «Кто больше узнает осенних примет»

(Даниил)

 Лото «Овощи и фрукты», «Кому что принадлежит» (Н.С.)

Рассмотреть

иллюстрации в книгах (Влад).

Почитать детскую энциклопедию (Алина)

Отметить

погоду в

календаре

природы

(Дима)

Полить цветы

(Лера)

Принести из дома овощи (Варя)

Научить детей играть в игру «Я садовником родился» (Н.С.)

Изготовить тренажер для ходьбы из сухих листьев

(Юля).

Соревнование кто достанет до веткидерева (Максим)

Экспериментирование «Очистка дождевой воды»

(Милана)

Рисование картины «Осенняя пора» (Никита)

Составление  букета из листьев и шишек (Арина)

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

Центр

Краеведения

Центр

театра и музыки.

Центр

Речевичок

Центр

Строительства

Центр безопасности

Центр отдыха

Организовать фотовыставку «Осень в Красноярском крае»

(Коля)

Выучить песню «Шепчет осень- волшебница» (Аня)

Прослушать пьесу Чайковского «Времена года» (муз.рук. А.Н.)

Разучить народные осенние приметы (Влад)

Узнать у родителей пословицы и поговорки об осени (Арина)

Построить

Змок для волшебницы-Осени

(Коля)

Построить из природного материала домики для животных (Алан)

Построим «Детский парк у сада». (Н.С.)

Повторить маршрут от дома до школы (Лиза)

Вспомнить правила поведения на улице осенью (Максим)

Вспомнить правила

поведения в

ситуациях: «Один

дома», «Потерялся» (Т.С.)

Отдохнуть после работы (Варя)

Полежать на диване (Дима)

Послушать спокойную музыку (Лера)

Комплекс утренней гимнастики на неделю

Лексическая тема «Осенний лес»

I часть: Ходьба парами, ходьба с высоким подниманием ног, ходьба с выпадами. Бег трусцой, ходьба.

II часть: Комплекс ОРУ «Осенний лес»

1.«Когда же мы в лес пойдем?»

И. п.: о. с., руки вниз.

1 — поднять плечи вверх, руки в стороны — вниз; 2 — и. п. Повторить 6 раз.

2.«Удивительно в лесу!»

 И. п.: ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки к плечам, локти в стороны.

 1 — свести локти перед грудью — выдох; 2 — локти в стороны до сведения лопаток — вдох. Локти держать на уровне плеч. Повтор 6 раз.

3.«В стороны скорей смотри, ничего не пропусти»

И. п.: ноги врозь, руки согнуть в локтях, ладони к груди.

 1—2 — поворот вправо, руки в стороны, ладони вверх; 3—4 — и. п. То же в другую сторону.

При поворотах ноги с места не поднимать.

4.«Грибы, ягоды беру»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1 — наклон вперед, коснуться руками земли — выдох; 2 — и. п.

При наклонах ноги в коленях не сгибать. Повторить 6 раз.

5.«Лужи обхожу»

 И. п.: о. с., руки на пояс.

1 — выставить ногу вперед на носок; 2 — в сторону; 3 — назад; 4 — и. п. То же другой ногой.

 Повторить 3-4 раза

6. «Ничего не страшно мне»

И. п.: о. с., руки вниз.

1 — правую руку и правую ногу вперед; 2 — и. п.; 3 — левую руку и левую ногу вперед; 4 — и. п.

 Повторить 6раз

7.«Вместе весело резвимся»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Прыжки на одной ноге: пять прыжков в сторону на правой ноге; то же в другую сторону на левой ноге. Повторить 3 раза.

III. Ходьба друг за другом

День

недели

Дата

Непосредственно образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность

в режимных моментах

Создание/организация предметно-

пространственной

развивающей

образовательной

среды

Самостоятельная

деятельность детей и

поддержка детской

инициативы

Вовлечение семей в

образовательную

деятельность

Понедельник

Познавательно-исследовательская деятельность Тема «Осенние изменения». Беседы по картинкам «Осень». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие. Занятие  15 Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет : конспекты занятий / Л.Е. Журова. (Тропинки).

Изобразительная деятельность. (рисование) Тема: «Фантастическая осень»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное развитие, речевое развитие.

Стр176

И.В Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Двигательная деятельность (на улице) Тема: «Веселое путешествие» Подвижная игра «Дружные ребята».

Утренняя гимнастика «Осенний лес». Беседа со всеми детьми о том, что они делали вчера, какие планы на сегодня, пожелания детей, чем они хотели бы заниматься.

 Д/И «Разноцветные листья».

Чтение А. Плещеев «Осенняя песенка» Упражнения на развития мелкой моторики- пальчиковые игры.

-«1,2,3.4.5-я хочу здоровым стать». Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

Игровая ситуация «Что делают салфеткой и как ею пользоваться с Варей, Никитой, Ариной, Колей.

Заучивание осенних примет.

Прогулка

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке. П/И:«: «Гуси», «Пастух и стадо». 

Инд. работа с Савелием «Поймай мяч».

Инд. работа с Димой  «Кто дальше бросит?».

 

В центре творчества:

пластилин, природный

материал, доски, стеки, муляжи овощей и фруктов ,краски, карандаши,

клей.

В центре познания

приготовить сюжетные картинки. Лото деревья. Карту-схему маршрута от детского сада до дома.

В центре экспериментирования альбомы, лупы, шариковую ручку, карандаши, перьевую ручку, уголь.

В центре игры: разместить атрибуты для сюжетно ролевой

игры «Овощной магазин»

В центре природы

разместить горшки,

землю, стеки для

рыхления, фартуки.

В центре книги

разместить

энциклопедии и

детскую

художественную

литературу.

Создать условие для

самостоятельных игр в центрах активности.

Рассматривание альбома

«Краски осени».

Раскрашивание

картинок, составление

узоров и рисунков из

круп, зерен, пластилина.

Самостоятельные игры в

песочнице: «Я леплю,

леплю, леплю… »

Предложить карандаши и фломастеры, шаблоны

для рисования  «Листья»

Подгруппе детей

предложить пластилин.

Игры со строительным и природным материалом: строим

Домики для животных.

Сюжетно ролевые игры.

Предложить родителям

придумать вместе с

детьми

поделки для выставки «Осенний фейерверк»

Посоветовать

родителям сходить

вместе с детьми на

экскурсию в парк.

Вторник

Коммуникативная деятельность 

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Занятие 9 Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет: конспекты занятий, стр. 15 Составление рассказов-описаний с опорой на план д\и  «что было бы если…», «родственные слова», «раз,два,три-сказка выходи»

Музыкальная деятельность. Тема: «Листопад» Музыкальная игра-развлечение «Веселые листочки». Закреплять знания детей об осенних явлениях и приметах с использованием музыкальных произведений П. Чайковского.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

Утренняя гимнастика «Осенний лес».

Беседа:«Что такое доброта»

П/И: «Пустое место» Просмотр презентации

«По тропинкам бродит осень»

Д/И:«Веселый счет», «Собери букет» Напоминание о необходимости мыть руки с мылом. Если помыть руки без мыла. Бактерии не исчезнут и вместе с пищей могут попасть в организм человека.

Инд. работа с Ариной, Даниилом, Колей Предложить детям составить описательные рассказы по рисункам. Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

 Прогулка 
Наблюдение за облаками

 «Мое облако». Русская народная игра: «Мячик кверху».  Поручение собрать крупные ветки на участке

В центре познания

разместить

настольно-

печатную игру

«Осень», лото

«Ожившие

предметы»,

разрезные картинки, Настольные игры «Бродилки»; «Пазлы».

В центре творчества: линейки, простые карандаши, шаблоны, листы бумаги. цветная бумага, лоскутки ткани, кружева, пуговицы, ножницы, клей, готовые картонные формы- овалы и прямоугольники

В Центр

театра и музыки разместить:

масками и шапочками животных.

В центре сюжетно- ролевой игры разместить:  кассу, весы, предложить ребятам изготовить деньги.

Игры со строительным материалом: строим «Детский парк». Предложить карандаши и фломастеры

для рисования  «Дары осени».

Самостоятельные игры в песочнице рисую песком.

Дидактические и настольно – печатные игры

Сюжетно- ролевые игры.

Распределение поручений.

Предложить родителям вместе с детьми выучить

загадки о дарах осени.

Предложить родителям сделать страничку для

группового альбома:

«Времена года»,

используя семейные

фотографии.

Среда

Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Состав числа». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие. Путешествие в страну математики М.Н. Султанова Путешествие8, стр.37.

Двигательная деятельность (в помещении) Тема: «Весѐлое путешествие».

Конструирование Тема: «Осенний замок». Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Интернет- ресурсы

Утренняя гимнастика «Осенний лес».

Инд.  беседа об умение держать негативные эмоции при себе, не вымещать зло на сверстниках. Объяснить детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых.

Экскурсия в осенний парк.

Работа перед сном Слушание классической музыки П.И. Чайковского «Сосны».

Театрализация: «Разговор грибов»

Упражнения на развитие мелкой моторики- пальчиковая игра:  «Раз дождинка, два дождинка»

Работа по обучению грамоте: Деление на слоги двусложных  слов.

Трудовое поручение помыть строительный материал. Напомнить 

детям, почему так необходимо мыть игрушки. Настольные игры: «Пазлы»; «Мозаика»; «Шнуровка»; «Лото»; «Домино».
Прогулка 
Наблюдение за листопадом. «Найди, где спрятано». П/И: «Совушка», «Скок-подскок», «Чье звено скорее соберется» по выбору и желанию детей. 

В центре творчества: книжки-раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин.

 В  центра здоровья: скакалки, мячик, резинка.

В центре познания: настольно – печатные игры : - «Логический поезд», «Лёгкий счет»

В центре строительства деревянные кубики, строительный материал.

В центре сюжетно-ролевой  игры: атрибуты для игры «Школа», «Детский сад».

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты». Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Дидактические и настольно – печатные игры: «Логический поезд»- «Лёгкий счет» и т.д.

Предложить детям пластилин для лепки детских фантазий на тему «Осенние дары».

Чтение рассказа В. Бианки «Октябрь».

Беседа о том, что видели на экскурсии по осеннему парку.

Четверг

Коммуникативная деятельность Тема: «Осенние слова»  Занятие 9 Журова Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет: конспекты занятий, стр. 23 Составление рассказов-описаний с опорой на план д\и «Родственные слова», «Назови ласково».

Музыкальная деятельность. Тема: «Музыкальные жанры» Музыкальная игра «Угадай»

(по плану музыкального руководителя)

Вариативный компонент (по программе «Детская безопасность).

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое, познавательное развитие, речевое развитие.

Тема: «Почему опасно сжигать сухую листву»

В.А. Шипунова Детская безопасность стр.49

Утро: прием и осмотр воспитанников.  Утренняя гимнастика «Осенний лес».

Беседа на тему  «Как одеваются осенью» .

 Д/И «Что лишнее?» ,  «Лишняя фигура»,  «Кто больше назовет осенних слов»

Считалки: «Один, два, три, четыре, пять, нам друзей не сосчитать

 Совместная с педагогом деятельность в уголке природы.  

Инд. работа   с Колей  упр.

 артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».

Упражнения на развитие мелкой моторики- пальчиковая игра:  «Мы морковку соберем»

Прогулка:  

Наблюдение за воробьем. Трудовая деятельность:   Подметание дорожек П/И:«Поймай хвост» (бег в колонне)

В центре творчества разместить трафареты, раскраски, пластилин, краски, карандаши.

В центре природы  разметить ленточки, флажки, трубочки для определения ветра, трубочки для поиска солнца на небе.

В центре книги расположить книги: загадки о грибах.

В центре экспериментирования - краски.

В центре здоровья расположить все необходимые атрибуты для подвижных игр «С кочки на кочку», «По узкой тропинке.

 В центре познания разместить настольно-печатную игру «Съедобные и несъедобные грибы»,  разрезные картинки: «Инструменты», «Что лишнее?», фотографии

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки» и беседа по содержанию иллюстраций.   Рассматривание иллюстраций с изображением разных времен года.

Д/И. «Буквенное лото».

Настольные игры, игры с песком и красками.

 Сюжетно- ролевые игры. 

Предложить родителям вместе с детьми выучить стихи  о красоте осенней природы.

Предложить родителям вместе с детьми найти пословицу об осени, объяснить её значение.

Пятница

Вариативный компонент 

( реализация проекта «Город юных россиян»)

Тема «Осень в родном поселке». Беседы по фотографиям, просмотр презентации. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие.

Двигательная деятельность (в помещении) Тема: «Весѐлое путешествие».

Продолжение занятия по плану инструктора по физической культуре

Утро: прием и осмотр воспитанников.  Утренняя гимнастика «Осенний лес».

Чтение и обсуждение рассказа Г. Скребицкого «Художник- осень» Игра – соревнование

«Осенние слова».

Разговор с детьми об уважительном отношении к старшим.

Прогулка 
Наблюдение за погодой. П/И:«Ручеек», «Ловушка для капель» Д/И:«Дорожные знаки» Исследовательская деятельность: опыт «Когда сильнее греет солнце?»

 В центре природы разместить альбомы по временам года, настольные игры: «Собери картинку».

 В центре познания обновить картинки с изображением  осенних примет.  Разместить фотографии «Осень в родном поселке».

В центре книги пополнить рассказами об осени.

В центре   творчества  работа с трафаретами, фломастерами, карандашами.  

  Работа с трафаретами.  В центре познания настольные игры- бродилки, лото, домино, пазлы. Рассматривание иллюстраций с изображением разных времен года. Сюжетно- ролевые игры.

Предложить родителям вместе с детьми посетить виртуальную выставку на сайте Красноярской галереи искусств тему «Художница- осень».

В предложенной модели планирования, можно увидеть:

разнообразие образовательных областей;

интеграцию образовательных областей;

наличие в плане игровых и учебных действий (в том числе, динамику изменения соотношения от возраста к

возрасту);

инициативы детей (кто, в каких видах деятельности, сколько идей всего,

в каких центрах активности);

баланс инициатив детей и взрослых (в том числе динамику изменения соотношения от возраста к возрасту)

соответствие содержания плана стартовому опросу (сопоставление

с моделью трех вопросов);

включение специалистов в планирование и реализацию плана;

 − включение родителей;

использование ресурсов местного сообщества;

итоговое мероприятие и многое другое

Вечером, к приходу родителей, вывешиваю заполненную модель трех вопросов в приѐмной, и тогда родители

узнают о:

направлении интересов детей в группе и интересов своего ребенка,

том, что дети уже знают и что хотят узнать,

чем, в целом, дети будут заниматься в ближайшее время,

каких результатов можно ожидать,

о чем можно поговорить с ребенком дома,

какие материалы могут понадобиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.

1. Презентация «Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе». 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в перв...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.

1. Презентация "Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе". 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в первой...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса

Материалы  из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.  План работы на неделю с 06.02.2017 по 11.02.2017 (с детьми средней группы)...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса...