Проект "Фантазеры"
проект (старшая группа)
Целью проекта является повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_fantazery.docx | 363.02 КБ |
Предварительный просмотр:
У п р а в л е н и е о б р а з о в а н и я
Администрации Солнечногорского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57»
Проект «Фантазеры»
подпроект «Самоделкино - Умелкино»
(старшая группа)
Подготовили: Кудрявцева Л.Г.,
Смирнова Ю.М.
Солнечногорск -7
Актуальность
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально- практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Таким образом, развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты.
Еще одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук.
М. М. Кольцова (1973) доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, необходима постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику. Таким образом, главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребёнок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развивается речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, координация движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь). Те же механизмы заложены в основе письма – наиболее сложного процесса, осваиваемого первоклассниками.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Через познавательно- исследовательскую деятельность реализуется потребность ребенка в самоутверждении и самовыражении.
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей.
Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности и интересы.
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:
- Продолжает совершенствоваться ориентация в пространстве.
- Возрастает объем памяти.
- Развивается образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
- Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать сказку по заданной теме.
- Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 20– 25 минут. Он способен удерживать в памяти, при выполнении каких - либо действий, несложное условие.
Цель
Повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
- развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа; конструктивные навыки
- формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.
- тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память.
- учить пользоваться планом групповой комнаты, соотносить реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно -следственные связи между предметами и явлениями.
- стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно-графические навыки.
- воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимоподдержку, усидчивость, целенаправленность.
Принципы работы:
- Принцип интеграции
- Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
- Принцип погружения в проблему
- Принцип взаимности и доброжелательности
Методы и приемы:
- словесный
- наглядный
- практический (организация продуктивной деятельности детей)
Срок реализации – 1 неделя
План проекта:
1 этап (подготовительный)
Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий.
2 этап
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
название | Совместная образовательная деятельность взрослого с детьми | Взаимодействие с родителями |
Игровые модели из бумаги, картона | Закрепление знаний и умений по приемам работы с картоном. Задачи - обучающие - совершенствовать умения планирования технологического процесса; рационального расходования материала; разметки и изготовления деталей по шаблону и соединение их с помощью клея при конструировании модели реактивного самолета; - развивающие - содействовать развитию познавательного интереса, творческих способностей воспитанников; - воспитывающие – воспитывать аккуратность при работе; чувство гордости за достижения выдающихся изобретателей. Методы - словесные: рассказ, беседа; игровые | Привлечение родителей к распечатыванию моделей |
Лабиринты | Задачи 1. Обучающие - учит ребенка анализировать, развивает внимание, а также, в игровой форме, обучает счету. 2. Развивающие - способствует развитию логического и пространственного мышления, ставит ребенка перед выбором в заведомо сложную ситуацию, из которой ему необходимо найти выход, а значит, научившись преодолевать себя, не останавливаться на пол пути и идти до конца. 3. Воспитывающие - у ребенка развиваются такие качества как целеустремленность, вариативность, умение концентрировать внимание, усидчивость. | Придумать свой лабиринт |
Вот так сказки | Закреплять и расширять знание детей о русском народном творчестве- сказках. 1.Обучающие – учить придумывать сказку по собственным иллюстрациям, давать описание внешнего вида их действий и переживаний персонажа, 2.Развивающие - развивать связную речь, умения ориентироваться в наглядном материале при составлении собственной сказки, развивать словесно–логическое мышление, воссоздающего и творческого воображения. 3.Воспитывающие - закрепление навыка самоконтроля за собственным произношением. | Сказкотерапия, рисование веревочкой, помощь в создании алгоритмов для рисования |
Что нам стоит дом построить | Конструктор для ребенка – один из основных способов развития и познания. Обучающие – учить строить по образцу, по собственному замыслу, по определенным условиям. Развивающие – способствует развитию воображения, пространственного и образного мышления, мелкой моторики, чувства равновесия. Воспитывающие - формирует волевые качества, приучает к следованию конечной цели, даёт навыки трудовой деятельности и может нести в себе знания определенных сфер. | |
Загадочные материалы | Обучающие - знакомить детей с различными природным материалами и их свойствами, осваивать технику работы с ними, совершенствовать изобразительную технику при раскрашивании готовых форм. Развивающие - развивать мелкую моторику, вовлекать детей в игровое речевое взаимодействие, поощрять активность в экспериментировании, расширять кругозор, обогащать словарный запас новыми терминами. Воспитывающие - воспитывать любознательность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность. | Памятка для родителей «Детское экспериментирование», «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности» |
3 этап (заключительный)
- Итоговое мероприятие – «Путешествие в Мечтариум»
В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:
- Дети умеют пользоваться ножницами, работать с шаблонами.
- Владеют большим словарным запасом по теме и активно им пользуются при построении речевого высказывания в ситуации общения, при выражении своих мыслей и желаний.
- Умеют составлять описательные рассказы о животных, придумывать сказку и последовательно передавать сюжет. Широко применяют показ сказок в свободной деятельности, используя для этого атрибуты.
- Развита крупная и мелкая моторика: он подвижен, вынослив и умеет контролировать и управлять своими движениями
- Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в игре, общении, конструировании.
- Дети способны договариваться, проявлять взаимопомощь и поддержку друг другу.
- Умеют самостоятельно анализировать полученные результаты, делиться впечатлениями.
- Проявляют уважение к чужому труду.