Мой ребенок не хочет учиться. Помощь в адаптации к школе.
статья (старшая группа)
Что же такое «адаптация ребёнка к школе»? В широком смысле слова адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям, границам дозволенности школы. По данным психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до шести месяцев, а иногда и более в зависимости от типа нервной деятельности и темперамента ребенка. Почему же у детей так разнится длительность этого процесса? Сроки адаптации связаны со многими факторами: это «атмосфера» в семье, личностные особенности ребёнка, уровень его знаний и умений, тип образовательного учреждения, уровень сложности программы и т.д.
Причины адаптации.
- Кризис 7 лет. Переход от одной ведущей деятельности к другой. Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.
- Новые условия социальной среды. Появление взрослого, воспитатель сменяется на классного руководителя
- Новые социальные нормы, границы. Ребенок не может проявлять активность в той мере, которую проявлял в детском саду. Уроки регламентированы временем.
Вид адаптации
Социально-психологическая адаптация
Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.
Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:
• Познавательные способности
Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.
• Креативное мышление
В наши дни актуально мыслить «не как все». Значение понятия «белая ворона» сейчас кардинально меняется. Меняется и отношение к людям, обладающим ярким творческим мышлением. Родителей не должно пугать, если ребёнок умеет «креативить» и мыслить нестандартно. В будущем это может стать хорошим подспорьем для выхода из каких-то критических ситуаций.
• Самоорганизация
С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.
Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.
• Физиологическая адаптация
На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.
Признаки успешной адаптации:
1. Удовлетворённость от процесса обучения
Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.
2. Освоение программы
Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.
3. Степень самостоятельности
Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.
4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками
Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.
Общие рекомендации для родителей:
Поддерживайте здоровье ребёнка, используя старые и надежные способы. Соблюдайте режим сна: сон не менее 9 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке.
- Бережное отношение к переходному периоду от игровой к учебной деятельности. Не лишать ребенка игры.
- Требования родителей должны соответствовать уровню развитию навыков ребенка и его познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность.
- Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день.
- Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встречается в школе на доступном для него уровне, можно использовать героев любимых мультфильмов и сказок.
- Не перегружайте ребенка кружками, секциями. Задача первоклассника – адаптироваться к школе, усвоить программу 1 класса. Она сбалансирована и соответствует возрасту первоклассника. Любая перегрузка может повредить нормальному обучению, истощить неокрепшую нервную систему ребенка.
- Ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
- В процессе учебы для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Если ребенок и в среднем звене не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно снова уделить посильное внимание формированию учебных навыков, это окажется быстрее.
- Формировать у детей мотивацию успеха, т.е. помогать при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. Так как если присутствует жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формируется не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
Подводя итог, следует сказать, что адаптация к школе – это серьёзный путь, пройдя который ребёнок встаёт на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженно работающие родители, учитель, психолог и медицинский работник, то этот путь не будет слишком долог и тернист.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_shkole_roditelskaya_vstrecha.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к школе
Что же такое «адаптация ребёнка к школе»? В широком смысле слова адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям, границам дозволенности школы. По данным психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до шести месяцев, а иногда и более в зависимости от типа нервной деятельности и темперамента ребенка. Почему же у детей так разнится длительность этого процесса? Сроки адаптации связаны со многими факторами: это «атмосфера» в семье, личностные особенности ребёнка, уровень его знаний и умений, тип образовательного учреждения, уровень сложности программы и т.д.
Причины адаптации.
- Кризис 7 лет. Переход от одной ведущей деятельности к другой. Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.
- Новые условия социальной среды. Появление взрослого, воспитатель сменяется на классного руководителя
- Новые социальные нормы, границы. Ребенок не может проявлять активность в той мере, которую проявлял в детском саду. Уроки регламентированы временем.
Вид адаптации
Социально-психологическая адаптация
Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.
Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:
• Познавательные способности
Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.
• Креативное мышление
В наши дни актуально мыслить «не как все». Значение понятия «белая ворона» сейчас кардинально меняется. Меняется и отношение к людям, обладающим ярким творческим мышлением. Родителей не должно пугать, если ребёнок умеет «креативить» и мыслить нестандартно. В будущем это может стать хорошим подспорьем для выхода из каких-то критических ситуаций.
• Самоорганизация
С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.
Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.
• Физиологическая адаптация
На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.
Признаки успешной адаптации:
1. Удовлетворённость от процесса обучения
Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.
2. Освоение программы
Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.
3. Степень самостоятельности
Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.
4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками
Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.
Общие рекомендации для родителей:
Поддерживайте здоровье ребёнка, используя старые и надежные способы. Соблюдайте режим сна: сон не менее 9 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке.
- Бережное отношение к переходному периоду от игровой к учебной деятельности. Не лишать ребенка игры.
- Требования родителей должны соответствовать уровню развитию навыков ребенка и его познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность.
- Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день.
- Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встречается в школе на доступном для него уровне, можно использовать героев любимых мультфильмов и сказок.
- Не перегружайте ребенка кружками, секциями. Задача первоклассника – адаптироваться к школе, усвоить программу 1 класса. Она сбалансирована и соответствует возрасту первоклассника. Любая перегрузка может повредить нормальному обучению, истощить неокрепшую нервную систему ребенка.
- Ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
- В процессе учебы для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Если ребенок и в среднем звене не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно снова уделить посильное внимание формированию учебных навыков, это окажется быстрее.
- Формировать у детей мотивацию успеха, т.е. помогать при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. Так как если присутствует жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формируется не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
Подводя итог, следует сказать, что адаптация к школе – это серьёзный путь, пройдя который ребёнок встаёт на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженно работающие родители, учитель, психолог и медицинский работник, то этот путь не будет слишком долог и тернист.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе....
Консультация для родителей «Почему ребенок не хочет учиться?»
Когда ребенок отказывается учиться, - это всегда сложный вопрос. Какой это ребенок? Какие предметы ему нравятся, а какие нет? Как он ведет себя, когда отказывается учиться? Таких вопросов огромное мно...
Что делать, если ребенок не хочет учиться читать?
Прививаем любовь к чтению....
Что делать, если ребенок не хочет учить стихи?
В консультации даны рекомендации родителям, как поступить, если ребенок не хочет учить стихотворение....
Что делать, если ребенок не хочет учиться?
Самая лучшая линия поведения родителей - быть старшим другом-наставником, понимающим, интересующимся, поддерживающим и любящим, несмотря на его успеваемость....
Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе
Соаеты родителям как помочь первоклассникам привыкнуть к школе...
Семинар "Ребенок не хочет учиться как ему помочь?"
Семинар «Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?»...