Краткосрочная образовательная практика (КОП) «Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста»
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)
Развивать у воспитанников наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования и наблюдения; создавать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kop_eksperimenty.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Игримская СОШ №1
структурное подразделение детский сад «Звёздочка»
Краткосрочная образовательная практика (КОП)
«Занимательные опыты и эксперименты
для детей дошкольного возраста».
Составила: воспитатель Л.Г. Козырева
2020 год
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает
и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он
располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других
равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик
отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Пояснительная записка:
Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Как?
Ответ прост! Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры). И воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательный интерес.
Актуальность:
Актуальность практики продиктована многолетним опытом работы, с детьми младшего дошкольного возраста, где особенно важны такие умения детей, как развитие мелкой моторики рук, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям воспитателя.
Познавая различные объекты, события и явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы, выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру путём созидания.
Важным аспектом является и то, что особенностью детей дошкольного возраста, по ФГОС, является создание возможностей для продуктивной деятельности детей, для чего и будут созданы условия.
Цель: развивать у воспитанников наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования и наблюдения; создавать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи:
- расширять представления детей о свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами природных явлений и предметов;
- формировать умение делать выводы на основе наблюдений и опытов;
- участвовать в посильной практической деятельности.
Основные принципы построения краткосрочной образовательной практики:
- Принцип систематичности и последовательности (устанавливать взаимосвязи, переходить от простого к сложному);
- Принцип доступности (методы должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей);
- Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей);
- Принцип вариативности (вариативность методов, способов деятельности);
- Принцип активности (активная позиция каждого ребенка).
Кратковременная образовательная практика предназначена для детей младшего дошкольного возраста и рассчитана на 4 недели (4 занятия), по 15-20 минут.
Планируемый результат:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Содержание кратковременной образовательной практики:
№ | Название | Содержание | Результат |
1 | «Разбегающиеся зубочистки». | * Постановка исследовательской задачи. * Уточнение правил безопасности. * Выполнение эксперимента. * Фиксирование результатов эксперимента. * Итог практики. | Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. |
2 | «Научи яйцо плавать». | * Постановка исследовательской задачи. * Уточнение правил безопасности. * Выполнение эксперимента. * Фиксирование результатов эксперимента. * Итог практики. | В соленой воде яйцо останется плавать на поверхности воды |
3 | «Может ли "кипеть" холодная вода». | * Постановка исследовательской задачи. * Уточнение правил безопасности. * Выполнение эксперимента. * Фиксирование результатов эксперимента. * Итог практики. | Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит". |
4 | «Взрыв цвета в молоке». | * Постановка исследовательской задачи. * Уточнение правил безопасности. * Выполнение эксперимента. * Фиксирование результатов эксперимента. * Итог практики. | В ходе эксперимента молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке! |
1. Разбегающиеся зубочистки.
2. Научи яйцо плавать
|
3. Может ли "кипеть" холодная вода?
|
4. Взрыв цвета в молоке
Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:
- цельное молоко
- пищевые красители разных цветов
- любое жидкое моющее средство
- ватные палочки
- тарелка.
Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.
План работы:
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. А теперь, хотите, верьте, хотите, нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Объяснение опыта:
Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.
Результаты практики:
Дети будут:
Знать: правила безопасности при работе с различными жидкостями (вода, молоко, моющее средство, пищевые красители), а также с сыпучими (соль), твёрдыми (сахар рафинад) и хрупкими (яйцо) предметами.
Понимать… технику работы с данными материалами.
Уметь… работать с вышеперечисленными предметами и материалами.
Делать… самостоятельно, проводить простейшие опыты и эксперименты.
Пополнять активный словарь… «моющее средство», «пищевые красители»
Реклама и продвижение практики:
Методическое сопровождение:
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» - Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 333с.
- Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Ресурсы Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Экспериментальная и опытническая деятельность детей.
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.Экспериментальная и опытническая деятельность детей. Цель:1. помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.2. Создат...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста "Опыты с водой"
Через игры и опыты научить детей исследовать воду в разных состояниях....
Картотека занимательных опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста
Картотека занимательных опытов и экспериментов для старших дошкольников...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...
Консультация для родителей " Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольного возраста»Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально ...