Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
учебно-методический материал (младшая группа)
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 529.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
" Большая и маленькая куклы". Цель: различать и называть предметы по величине. Материал: куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие. Дети сидят на стульях полукругом, воспитатель - напротив, за детским столом. Воспитатель ставит на стол справа кукольный стол и стул больших размеров и сажает большую куклу, а слева - маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а это - маленькая. Большая кукла сидит на большом стуле около большого стола. Большую куклу зовут Маша, а маленькую куколку Катя. «Зачем они сели за стол, Саша? Наверное, им пора позавтракать. Спросите у Маши и Кати, мыли они руки? Они говорят, что они ручки помыли. Завяжем им салфетки и будем их кормить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки - большую и маленькую.) Из какой тарелки мы будем кормить Машу? А Катю? Правильно, Маша большая, ее мы будем кормить из большой тарелки, поставь перед ней большую тарелку, а Катя маленькая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Затем воспитатель раздаёт детям ложки (большие и маленькие) и просит дать большой кукле большую ложку, а маленькой кукле маленькую ложку.
«Круг, квадрат». Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это - круг. Вот это - квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это?» (Круг) «А это?» (Квадрат) и т. д. «Потрогай и угадай». Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме. На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
« Спрячь зайку» Цель: развивать сенсорные способности детей, закрепить знания основных цветов, находить цвет по образцу. Воспитывать умение у детей слушать воспитателя, играть сообща. Материал: заламинированные плоскостные домики четырех цветов, на которых наклеены зайчики, четыре кружка соответствующего цвета картинка волк. Ход игры: Педагог спрашивает у детей кого больше всего боится зайчик? Конечно волка- отвечают дети. Разлаживает на столе домики с зайчатами, предлагает найти окошки соответствующего цвета чтобы спрятать зайку от волка. «Найди и покажи» Цель: закреплять понятие длинный-короткий, закрепить представление детей о цвете, длине, о назначении ленточек , способствовать познавательной деятельности детей. Материал: ленточки разных размеров (длинные и короткие) Ход игры: С ленточками как радуга, Будем мы играть! Ленточками яркими Будем мы махать. Воспитатель разлаживает ленточки разных размеров т.е длинные и короткие, просит детей отобрать ленточки короткие, ленточки длинные, разложить их, сравнить по величине.
«Сбор фруктов». Цель: развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины Материал: яблоки - образцы (вырезанные из картона трёх величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево, с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины) . Ход игры: воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние - в среднюю корзинку, а большие - в большую корзинку. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку - образцу и предлагает им «сорвать" по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки "сорваны" правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети проявляет интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается
«Платочек для куклы». Цель: определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани. Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы. « Волшебные игрушки» Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве и овладению словами, обозначающими пространственное расположение предметов. Материал: резиновые игрушки. Ход игры: воспитатель на столе расставляет игрушки (резиновые).предлагает детям запомнить расположение предметов, просит закрыть глаза ладонями, в это время расположение игрушек воспитатель меняет. Ребёнок должен показать, где стояла игрушка раньше.
«Из каких фигур состоит машина?» Цель: определение предметов по форме. Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д. «Подбери колеса машинкам» Цель: формировать умение подбирать предметы по цвету и размеру, воспитывать интерес к совместным играм, узнавать и называть основные цвета. Развивать сенсорное восприятие. Материал: картинки плоскостных машин основных цветов, круги вырезанные из цветного картона, таких же цветов (по 2 штуки каждого цвета), для колес. Ход игры: Воспитатель читает стихотворение: Машинок много у меня Есть красные, зеленые И каждый день их в садик я, Ношу, чтоб поиграли и друзья! На столе разложены машинки. Воспитатель спрашивает у детей: «Что лежит на столе? Машинки! Чего не хватает у машин? Дети отвечают-колес, давайте подберем колеса по цвету машин; подбирают, называют
«Зажги фонарик». Цель: упражнять детей в различении цвета предмета по названию, приучать к выполнению игрового действия в соответствии с содержанием и правилами игры. В разных местах групповой комнаты разложены цветные фонарики (основные цвета). Воспитатель говорит детям о том, что они будут играть в игру «Зажги фонарик». Показывая фонарик, предлагает поискать такие же в комнате. Каждый должен найти один фонарик и, подойдя к воспитателю, сказать, какого он цвета. Это первое правило игры. Когда фонарики собраны, воспитатель вводит новое правило: «Когда я попрошу зажечь фонарики красного цвета, те, у кого красные фонарики, высоко поднимут их, будто бы зажгут их. А мы все будем смотреть на красные фонарики. Когда я попрошу зажечь синие фонарики, зажгут их те, у кого фонарики синего цвета. Так постепенно зажгутся фонарики всех цветов». Перед окончанием игры воспитатель задаёт вопрос: «А если я попрошу всех детей зажечь фонарики, что надо сделать?» Все дети поднимают свои фонарики. «Вот сколько красивых цветных фонариков!» - говорит воспитатель, обобщая разные цвета одним словом – цветные.
«Варежки». Цель: соотносить предметы по цвету. Дети садятся за стол. Им дают варежки с разными узорами и разного цвета. Нужно подобрать пары по цвету и узорам или другим украшениям (полоски, кружки, квадраты). « Пуговицы-потеряшки» Цель: Развивать сенсорное восприятие, зрительную моторику, учить подбирать предметы по размеру, по цвету, закреплять слова «больше», «меньше» Материал: Пуговицы большого и маленького размера. Баночки красного и синего цвета. Ход игры: Педагог просит у детей помощи, ребята нужно отремонтировать одежду куклам, необходимо пришить оторвавшиеся пуговицы, но они все перемешались. Давайте переберем пуговички и разложим маленькие и большие пуговицы по баночкам. Большие положим в красную, а маленькие - в синюю баночку. «Прищепки-потеряшки» Цель: ориентировка в цвете, развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление. Материал: подобрать заготовки картинок зайчик, белочка, львенок, петушок вырезанные из цветного картона, для эстетичности и много разового использования - ламинированные. Ход игры: Детям предлагается подобрать по цвету прищепки, закрепить их на мордочку или хвостик животного, воспитатель интересуется, как называется животное, каким цветом ( т.е зайчику, белочке ушки, львенку гриву, петушку перышки).
«Узнай, кто в домике живёт». Цель: учить детей иметь представление о голосах животных. Педагог делит детей на группы, каждая группа изображает какое-либо знакомое животное. Дети садятся на стульчики, из которых составлен кружок – домик. Один ребёнок подходит к домику, стучит палочкой и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Дети, сидящие в домике, отвечают звуками, характерными для того или иного животного: квакают, как лягушки, гогочут, как гуси и т. д. Спрашивающий должен угадать, кто живёт в домике. «Найди щенку будку» Цель игры: Формировать умение находить предметы нужного цвета, соотносить по признаку цвета, разные предметы (ошейник и будка). Развивать мелкую моторику рук. Материал: Будки вырезанные из цветного картона желтая, красная, синяя. Щенки с ошейниками таких же цветов, как и будки. Ход игры: Картинки будки, щенки разложены на столе. Дети выбирают щенков и ставят рядом около соответствующей будки. Цвет ошейника должен соответствовать цвету будки.
«Поставь букет цветов в вазу». Цель: учить группировать предметы по цвету. Материал: четыре вазы жёлтого, красного, зелёного и синего цветов, бумажные цветы тех же цветов. Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе, произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берёт, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям. «Сравни предметы по высоте». Цель: Определять предметы по высоте. Материал: деревья разной высоты. Назвать предметы, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже. «Узнай фигуру». Цель: развивать тактильные ощущения. На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Самая длинная, самая короткая». Цель: определять предметы по величине. Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: — сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая». «Что и где слышно». Цель: упражнять в ориентировке в пространстве. Дети образуют кружок или встают спиной к педагогу. Педагог звонит в колокольчик и спрашивает: «Где звенит колокольчик?» Дети указывают направление. Педагог называет его словами: «Колокольчик звенит справа». Затем меняет источник и направление звука и снова спрашивает: «В какой стороне играл рожок? В какой стороне играл барабан?» и т. д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/25/picture-215458-1398452009.jpg)
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
игры по сенсорике...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-835928-1477227431.jpg)
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.
Сенсорное развитие составляет основу полноценного восприятия и обучения ребенка в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/28/picture-944278-1506605371.jpg)
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/12/picture-958049-1507830245.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
перечень дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/16/picture-936143-1500218807.jpg)
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Картотека игр по сенсорному развитю детей: форма, цвет, размер, тактильные ощущения....