"Использование игр и игровых упражнений для развития обучающихся"
материал (младшая группа)

Кумзерова Татьяна Анатольевна

Игре отводится особое место в различных системах обучения.  Неоценимое значение игры как одного из важнейших факторов психического развития ребёнка-дошкольника хорошо известно педагогам и психологам. При этом свою развивающую функцию игра выполняет в полной мере в том случае, если с возрастом ребёнка она все более усложняется.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игр и игровых упражнений для развития обучающихся»

На протяжении всего человеческого развития в жизни ребёнка игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения. Игре отводится особое место в различных системах обучения.  Неоценимое значение игры как одного из важнейших факторов психического развития ребёнка-дошкольника хорошо известно педагогам и психологам. При этом свою развивающую функцию игра выполняет в полной мере в том случае, если с возрастом ребёнка она все более усложняется.  Уже на младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей. Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам. В последнее время всё более очевидной становится проблема низкого уровня развития игровой деятельности дошкольников, в том числе младшего возраста. Игра переживает сильнейший кризис. Дети стали мало играть, не умеют придумывать сюжет, им становится неинтересен сам процесс игры. Даже в младшем дошкольном возрасте их больше привлекают телевизор, компьютерные игры на планшетах и телефонах. Одной из важнейших причин «кризиса» игровой деятельности дошкольников является то, что в современном обществе на первый план выходит требование ранних успехов и достижений. Многие родители желают, как можно раньше, научить ребенка читать, писать, считать. При этом совершенно забывается, что именно через игру в этом возрасте можно и нужно развивать, обучать, воспитывать и корректировать. Из рассказанного, я думаю всем стало понятно, что проблемы игры детей дошкольного возраста есть, и они очевидны:

- сюжеты игр современных дошкольников отражают в основном телевизионную тематику;                                                                                                                                                                                                    

- у большинства дошкольников игра не достигает своей развитой формы;

- многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре;

- уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников прошлых лет.

 В сложившейся ситуации встает вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников. Поэтому использование игр в развитии обучающихся это очень актуальная тема в наше время. 

Когда родители приходят вечером забирать у меня детей из детского сада, всегда спрашивают: «Как прошел день? Чем занимались?». Нам что «мои» дети отвечают: «Всё хорошо, играли». Слушая со стороны, изо дня в день такой ответ детей, может показаться что мы ничего не делаем, а только играем. Да, в какой - то степени здесь есть доля правды. Ведь все занятия я стараюсь проводить в игровой форме, игру использую для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков. В моей деятельности игра сочетается (в зависимости от возраста детей) с игровыми приемами, и игровыми технологиями и становится средством обучения. Игра – это естественный путь обучения маленьких детей. Игра важна на протяжении всего процесса обучения дошкольников. В моей группе детям от 2 до 4,6 лет, я становлюсь интересным для ребенка игровым партнером, который приносит в их игру новое содержание и новые умения. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка всё - таки требует реализации потребности в игре.                   Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера. Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром. Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме.                                                                                                                                 Играя, дети учатся творить и мечтать, в игре у детей активно работает воображение. Происходит познавательное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни. Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей. Обогащается, детская речь. 

Педагогика выделяет множество видов игр: Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать. Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи. Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи, умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни. Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Детская игра – явление универсальное и функции её разнообразны.

Наиболее важные функции игры:

 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.

 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

Для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить интерес к учебным занятиям и активизировать   деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Несмотря на разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер. 

Но какие бы формы игры не были нами избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

- Игра должна содействовать сплочению коллектива.

- Иметь познавательное значение.

- Активизировать общественную деятельность учащихся.

- Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

- Создавать условия для детского творчества.

- Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Наиболее любимые виды игр детей моей группы это:

Творческие игры (заранее прописанных правил нет), (дети, по собственной или инициированной взрослыми инициативе, в игровых действиях с помощью ролей осмысливают различные стороны жизни взрослых) это:

- сюжетно-ролевые;

- конструкторско-строительные (строительно- конструктивные)

Игры с заранее определёнными правилами (инициатива в игре исходит от взрослых, ими разрабатываются правила, по которым идёт игра, дети предварительно знакомятся с правилами игры):

- дидактические;

- подвижные.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ребенок познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, сами возводят сооружения и оберегают их. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными. Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием. Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления. В процессе строительных игр я учу детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства. 

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

В ФГОС ДО все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Игровая деятельность проходит через все образовательные области.                                                              

Игровая деятельность в речевом развитии.

Игры занимают огромное место в развитии речи у детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игры для развития речи детей процесс обучения проходит в доступной и привлекательной игровой форме. Посредством игры мы пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем речь, умение правильно выражать свои мысли. В своей работе использую различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, пальчиковые. Особую роль отвожу дидактическим играм, которые подразделяются: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные. Подбираю такие варианты игр, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Провожу игры «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Повтори».                                                                                                                           Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. На прогулке используем разнообразные подвижные игры. Например - при помощи считалки дети выбирают водящего. Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи.

Игровая деятельность в познавательном развитии.

Одно из важнейших направлений работы педагога – развитие познавательной активности ребенка. Познавательное развитие в раннем возрасте проходит преимущественно во время игры. Моя цель состоит в том, чтобы раскрыть дошкольникам многообразие мира через игру. В игровой деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира. Игры с изобразительными материалами очень полезны для познавательного развития детей. Они могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер. Дети с интересом смешивают краски, делают пальчиками мазки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком. Так дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных действий, и это вызывает у них радость. На прогулке игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность. В работе использую дидактические игры по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП): «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Найди столько же», «Назови предмет», «Разделим и угостим друг друга» и другие. Дидактические игры по приобщению к социокультурным ценностям: «Назови одним словом», «Из чего сделано?», «Магазин игрушек». Игры по ознакомлению с миром природы: «Кто лишний?», «Кто, где живет», «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Какое время года?». Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей.

 Игровая деятельность в социально - коммуникативном развитии.

Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям множество возможностей, например, изображать взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся устранять конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. С помощью игр можно развить в ребенке чувство коллективизма, которое характеризует нравственный облик ребёнка, перестраивает существенным образам его интеллектуальное развитие так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.                    Примером служат такие игры как:

– «Рассмеши принцессу Несмеяну», в ней происходит формирование умения у детей находить способы поднять настроение; снижение психофизического напряжения; развитие воображения;

– «На мостике» – игра направлена на развитие коммуникативных способностей, в которой так же происходит развитие у детей моторной ловкости, умение инициировать общение, аргументировать свою точку зрения;

– «Коврик примирения» – эта игра направлена на снятие конфликтности, развивает у детей социально – коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты;

– игра «Зеркало» направлена на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развивает интерес друг к другу. Игры, которые я применяю направлены на формирование позитивного отношения к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения. Дети могут выразить все, что они чувствуют, все свои эмоции посредством игры.

Игровая деятельность в художественно – эстетическом развитии.

Игра – одно из средств художественно-эстетического образования дошкольников. Она способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

«Составь букет» (развивает умения детей подбирать оттенки одного цвета, с постепенным переходом от более темного оттенка к более светлому и наоборот, учит различать теплые и холодные цвета), "Найди цвета, которыми нарисован петушок"(Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета, которые есть на петушке).

Игра «Смешай цвета» (Формирование знаний по цветоведению: названия цветов, какие цвета нужно смешать, чтобы получить нужный материал).

В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, оттенков. Например, в младшем дошкольном возрасте в игре «Лучики» дети смотрят на лучики разных цветов (красного, синего, желтого, зеленого) и называют их. В таких дидактических играх закрепляются знания эталонов (форма, цвет, материал и др.) а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.

Настольно-печатные игры.

 Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Например, подбор картинок по парам. 

 Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка и др. «Парные картинки. Садовые цветы. Птицы. Деревья, лисья и плоды».

Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Словесные игры.

 Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.  В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.

В своей работе я использую такие игры:

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит.д.).

«Что бывает желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

«Что это такое?»- взрослый называет растение или животное, ребенок- общую группу, к которой они относятся.

Например: -воробей …птица , -мухомор…гриб.

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи. Активное участие детей в этих играх позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности.

Игровая деятельность в физическом развитии.

Прекрасным средством формирования физического развития являются подвижные игры. Ценность подвижных игр в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем законам развивающегося организма, а потому всегда желанна. Она становится первой жизненной потребностью ребенка, к удовлетворению которой он сам очень стремится. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила. Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Примеры игр, которые я применяю для физического развития детей.

Кто соберет больше шишек.

На площадке раскладывают мелкие предметы (шишки, камешки, кольца и т.п.). Дети ходят, стараясь не задевать предметы. На сигнал «бери» стараются быстро поднять предметы. Отмечается тот, кто собрал больше.                                                                                                                        (Правила: собирать предметы после сигнала; нельзя отбирать предметы у товарища)

Найди свой домик.

Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенек, фанерка, начерченный на земле кружок, мягкий блок, стул. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики.           (Правила: бегать в разных направлениях, не наталкиваясь; не подбегать к домику до сигнала)

Мыши и кот.

Дети – мышки на одной стороне площадки, кот – воспитатель – на другой. Кот засыпает, мышки бегают по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Они убегают. Когда игра усвоена, роль кота исполняет ребенок.                                                              Усложнение: мышки пролезают под натянутой веревкой.

Скорее в круг.

На площадке чертят (выкладывают из камешков, шишек) круг (диаметром 4 м) в середине круг поменьше (диаметром 2м). Дети ходят друг за другом за большим кругом. Между большим и малым кругом ходит воспитатель. На сигнал «скорее в круг» дети стараются вбежать в маленький круг, воспитатель ловит их. Пойманные останавливаются на месте. Затем они снова встают за большой круг.

Прыгай – хлопай.

Дети стоят напротив друг друга двумя шеренгами. По предложению воспитателя одни ритмично хлопают, другие дети прыгают на двух ногах на месте. После 12-16 прыжков меняются местами.                                                                                                                                                                   (Правила: прыгать  ритмично под хлопки указанным способом (ноги вместе или ноги врозь).

Не замочи ног.

На площадке выкладывают из палок, камешков и т.п. ручеек (20-30 см). Дети встают к ручейку и по сигналу «прыг» перепрыгивают его, отталкиваясь двумя ногами, расходятся по площадке; по сигналу «домой» снова перепрыгивают.

(Правила: отталкиваться двумя ногами энергично, приземляться мягко на обе ноги; кто оступился, остается в ручейке на 1 повторение)

Анализ проделанной работы позволил сделать следующий вывод: игра способствует развитию познавательных способностей, обогащению чувственного опыта ребенка. Игра незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей. Проведенная работа дала положительные результаты. Для отслеживания результативности работы провожу диагностику уровня развития детей.

На основе анализа показателей первичной диагностики на начало года (октябрь, 2019г) и вторичной – конец учебного года (май, 2020г) – можно сделать вывод, что в целом наблюдается положительная динамика в развитии способностей детей. Увеличилась доля детей с высоким и средним уровнем развития познавательных, интеллектуальных, физических способностей, и, соответственно, уменьшилась доля детей с низким уровнем развития.

В конце года по итогам мониторинга наблюдается положительная динамика во всех образовательных областях. Дети стали более коммуникабельными, активными, самостоятельными. Поэтому можно сделать вывод, что использование игр и игровых упражнений в образовательном процессе благотворно влияет на всестороннее развитие обучающихся. Сами того не замечая дети получают новые знания играя в разнообразные игры. 

Особенность работы заключается в разработке системы эффективного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в свободной совместной и самостоятельной деятельности детей с использованием игрового занимательного материала.

Мы в очередной раз убедились, что игры занимают важную роль в обучении, воспитании и развитии личности. Ребенку нужна игровая деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса и удовлетворяющая его интересы. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Игра имеет большое образовательное значение. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.  Таким образом, игра связана со всеми направлениями воспитательной и образовательной работы детского сада и является неотъемлемым элементом содержания и организации образовательного процесса. Применение игр и игровых упражнений в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов. Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений в свободной совместной и самостоятельной деятельности детей.                                                                                                                                                                         В дальнейшей своей работе планирую пополнить предметно - развивающую среду новыми интересными играми и пособиями, не останавливаясь на достигнутом. Совершенствовать систематизацию игр для повышения эффективности обучения и развития детей.

Литература

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. М. : Просвещение, 1997.
  1. Афонькина, Ю. Спецкурс «Психолого-педагогические проблемы дидактической игры» / Ю. Афонькина // Дошкольное воспитание. 1998. № 9.
  1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М. : Просвящение, 1989. 176 с.
  1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
  2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М. : Педагогика, 1996. С.544.
  3. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.И. Соловьева. М. : Просвещение, 2002. 160 с.
  4. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С.45.
  5. Иванова, М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015. 26 сентября.
  6. Ляшко, Т. Игра, творчество, развитие / Т. Ляшко // Дошкольное воспитание. 1998. № 8. 45 с.
  7. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть / В. Миленко // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. 119 с.
  8. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) / сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 112 с.
  9. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2000. 264 с.

«Подарок на всех»

Цель: Развивать чувство коллектива, умение дружить ,    делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».  

Назови себя
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Возраст: 3-4 года
Описание игры:: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Позови ласково
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Возраст: 3-5 лет
Описание игры: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей"

Материал рекомендован  родителям дошкольников.  В  статье предложены игры для  формирования грамматически правильной речи...

«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»

«Использование игр и игровых упражнений в развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»...

«Использование игр и игровых упражнений по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье

Адресована воспитателям, логопедам и родителям. Может быть использована при составлении индивидуальных маршрутов....

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности...

Консультация для родителей "Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в домашних условиях"

Консультация для родителей "Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в домашних условиях"...

«Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в домашних условиях»

Рекомендации родителям по использованию игр и игровых упражнениях для развития речи детей дома...

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности

Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности...