«Социализация детей раннего возраста с ОВЗ в условиях детского сада».
статья (младшая группа)

Афонина Людмила Николаевна

   В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую необходимо ставить перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

                       Афонина Людмила Николаевна

                       Воспитатель МБДОУ ДС №58г. Белгород

Тема: «Социализация детей раннего возраста с ОВЗ в условиях детского сада».

      «Социализация ребенка раннего возраста» - это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

 Данный период особенно важен для развития ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал, что ранний возраст является сензетивным, именно в этом период развития ребенок исключительно зависит от социальных условий его жизни. Исследования показывают, что значительное количество современных детей до 3-х лет находятся в зоне риска. Нарушение развития проявляется в период интенсивного формирования высших психических функций и влияют на дальнейшую социальную адаптацию ребёнка, а значит на качество его жизни в целом.  Наличие патологии у ребенка может влиять на динамику социализации.

    Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей.  Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.

   В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую необходимо ставить перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

      Работа по социализации детей раннего возраста с ОВЗ включает следующие компоненты.

  1. Установка эмоционального контакта между взрослым и ребенком. Родители и педагог способствуют развитию эмоционального отклика у ребенка на присутствие взрослого, действий, направленных на него, эмоционального общения. Приведем примеры игр, способствующих развитию эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживанию контакта: «Привет, пока!», «Хлопаем в ладоши», «Лови мячик», «Коготки-царапки», «Платочек», «Театр настроения», «Эмоции в стихах», «Разрезные картинки» и многие другие.

  2. Формирование представлений о себе, о своем теле. Ребенок учится выделять и называть части тела и лица, их функции.  Называет свое имя и фамилию, узнает себя на фотографиях и т.д. Формированию представлений о себе способствуют такие дидактические игры и упражнения, как «Вы можете?», «Прикосновение», «С руки на ногу», «Прятки», «Что у меня на лице?», «Мое тело», «Выше-ниже», «Моя правая рука, моя левая рука», пальчиковая игра «Найди ладошку» и т.д.

 3. Формирование представлений об окружающих людях («Я и другие»). В процессе продуктивной деятельности дети учатся выделять близких взрослых, обращать внимание на других взрослых и сверстников, развивают положительные навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

4.  Формирование представлений об окружающих ребенка предметах и навыков действия с ними;

5.  Формирование способов усвоения общественного опыта - совместные действия с взрослым, подражание поведению, умение выполнять действия по образцу и речевой инструкции;

6.  Формирование навыков социального поведения. Ребенка включают в режимные моменты, учат понимать обращенную речь взрослого, побуждают адекватно вести себя (выполнять простую инструкцию, подчиняться правилам игры, упражнений, закрепляют в разных ситуациях навыки социального поведения);

7.   Формирование навыков самообслуживания, гигиены, бытовые (соблюдение режима дня, умения проситься на горшок, выполнение санитарно-гигиенических норм).

При поступлении ребенка с ОВЗ в ДОУ необходимо учитывать следующие факторы:

- Постепенная адаптация к новым условиям и детскому коллективу. Сначала ребенок занимается с каждым специалистом индивидуально. Постепенно знакомится с игровым пространством. Затем занятия могут быть как индивидуальные так и групповые, где дети учатся устанавливать контакт среди сверстников. Педагог-психолог проводит различные игры по развитию дыхания, активизации речи, мимической и артикуляционной моторики, в конце занятия -  релаксация. Инструктор ЛФК дает блок физических упражнений и сопровождает детей во время прохождения «полосы препятствий». Вместе с музыкальным руководителем и инструктором пот ЛФК дети слушают классическую музыку, играют на музыкальных инструментах, участвуют в хороводных и подвижных играх. Ребенок оказавшийся в среде, где на занятии присутствуют несколько детей и несколько специалистов, испытывает наименьший дискомфорт и трудности в момент введения его в детский коллектив.

 Немаловажную роль при работе с детьми с ОВЗ играет семья. Постоянное взаимодействие с родителями воспитанников: вовлечение в совместную деятельность, участие в проектах, праздниках, развлечениях и т.д. поможет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить эмоциональный контакт. Ведь ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе.   

      Таким образом, в воспитании ребенка раннего возраста с ОВЗ на первом месте в раннем возрасте должно быть эмоциональное благополучие. Успешное решение задач социально-эмоционального развития взаимосвязано с высокими показателями личности в других сферах. Основы личности формируются в раннем детстве и то, как организована жизнь ребенка на этом этапе развития, влияет на его будущий склад характера. Ошибки, допущенные в воспитании, скорректировать потом сложно. Поэтому не стоит препятствовать проявлению самостоятельности и активности. Следует создавать предсказуемые и понятные правила жизни способствующие успешной социализации.

 Список литературы

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студ. Высшего учебного  заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 368с.

 2. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной работы, М., 1996. – 423 с.

 3. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ О.А.Шаграева, А.Д.Кошелева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А. Козловой – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Советы по адаптации детей раннего возраста с нарушением зрения к детскому саду"

В консультации для родителей говорится о необходимости следовать советам врача-офтальмолога и тифлопедагога при воспитании детей раннего возраста с нарушением зрения для облегчения их адаптации к детс...

Игровое упражнение для детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду «В гости к Ёжику»

Цель: снятие психоэмоционального напряжение, установление доброжелательных отношений со взрослыми и детьми в период адаптации детей к детскому саду.Оборудование: корзинка или что-то похожее, подручные...

" Адаптация детей раннего возраста ( 2-3 года) в детском саду"

Педсовет на тему: " Адаптация детей раннего возраста (2-3 года) в детском саду"...

Роль адаптационного периода детей раннего возраста в позитивном отношении к детскому саду

При работе в ясельной группе хочется помочь родителям и детям побыстрее адаптироваться в детском саду....

Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям детского сада.

Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям детского сада. «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную ...

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...

Статья «Социализация детей раннего возраста с ОВЗ в условиях детского сада».

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность пед...