Головоломки в работе с детьми дошкольного возраста
презентация к уроку (подготовительная группа)
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию образовательный модуль «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников
Слайд 2
Что же такое смарт-тренинг? Аббревиатура из английских букв SMART (расшифровка на слайде) ставит каждой букве одно из требований оценки цели.
Тренинг – это метод активного обучения. В нашем случае – метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленных целей, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.
Слайд 3
С апреля 2021 года Дошкольное отделение Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Новосибирская классическая гимназия № 17» принимает участие в сетевой инновационной площадке федерального уровня Национального научно-исследовательского института дошкольного образования «Воспитатели России» по теме: «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников.
Слайд 4
В рамках участия в инновационной площадке в нашем Дошкольном отделении была разработана парциальная программа познавательного развития «Смарт-технологии для дошкольника» на основе образовательного модуля «Мир головоломок». Реализуется Программа в четырёх группах старшего дошкольного возраста, одна из которых комбинированная, где ребята с ОВЗ с большим удовольствием пытаются решать сложные задачи.
Слайд 5
Значимость логико-математических игровых материалов в образовательном процессе обусловлено вызовами современности и трендами будущего, которые говорят о том, что возрастает необходимость получения глубоких знаний в области технологий, математики и науки.
Игры-головоломки развивают у детей познавательный интерес, любознательность, активное желание узнавать новое, неизвестное в окружающем мире; формирование положительной самооценки, уверенности в себе, в своих возможностях.
Слайд 6
К ожидаемым образовательным результатам освоения Программы следует отнести социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей дошкольного возраста.
Дети не должны осваивать в обязательном порядке технологию смарт-тренинг и уметь быстро решать все виды головоломок.
На основе ФГОС ДО Программа предлагает целевые ориентиры для педагогов и родителей, которые вы видите на слайде, обозначающие направленность деятельности взрослых.
Слайд 7
Программно-дидактический комплект включает в себя несколько наборов головоломок.
Головоломка – лучшая развивающая игрушка в мире. Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» и означает – решить трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно немало подумать, применить логику и сообразительность. Обладание такими качествами позволяет человеку решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности.
Головоломки – идеальный тренажер для ума, развития логического и пространственного мышления, воображения, внимания и зрительной памяти, аккуратности и точности. Эти игры очень полезны детям, ведь их мозг только формируется, в нем еще нет стереотипов, вот почему многие головоломки поддаются детям очень легко.
Слайд 8
Логические игры-упражнения и игры-головоломки в программно-дидактическом комплекте «Мир головоломок» имеют различные уровни сложности, на всех карточках они обозначены весёлыми звёздочками. В геометрических головоломках на плоскости, представленные на карточках схемы, легко превращаются в фигуры (образы) со сплошной заливкой и становятся головоломками. В объёмных головоломках используются схемы в 2-D и 3-D-формате.
Слайд 9
Головоломка «Слагалица» состоит из коробочки и расположенных в ней 7 деревянных элементов. Суть игры: воссоздание (создание) на плоскости силуэтов предметов и объектов из комплекта геометрических форм «по образцу», «по памяти», «по схеме», «по сплошной заливке» или создание нового образа.
Слайд 10
Головоломка «Складушки» состоит из 9 квадратов-фишек в углах, которых нанесены разноцветные фрагменты 1⁄4 круга. Суть игры: составление рисунка из 1⁄4 кругов, совпадающих по цвету так, чтобы углы и (или) стороны подходили друг к другу.
Слайд 11
Головоломка «Репка»
Суть игры: выкладывание силуэтов из геометрических элементов головоломки
Слайд 12
«Гала-куб» относится к объёмным играм-головоломкам, изготовленным из дерева. Головоломка имеет 8 деталей разнообразной формы: три одинаковых элемента 1-ой группы, три элемента 2-ой группы и два кубика. Суть игры: создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 3D-формате.
Слайд 13
«Осенний кубик» включает в себя набор из 6 деревянных игровых элементов. Суть игры: создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 2D и 3D-формате.
Слайд 14
В условиях детского сада для развития творческих умственных способностей детей могут использоваться разнообразные виды практической деятельности детей на основе игр-головоломок и формы работы для закрепления и уточнения полученных знаний о них.
- Индивидуальная форма работы;
- Подгрупповая форма работы;
- Групповая форма работы.
Слайд 15
В нашем Дошкольном отделении организация образовательного процесса по программе «Смарт-тренинг для дошкольников» имеет следующие формы:
Как часть занятия по развитию элементарных математических представлений
Слайд 16
Как кружковая деятельность на группах с приоритетным направлением познавательное развитие.
Слайд 17
В рамках парциальной программы «Одарённый ребёнок».
Слайд 18
При реализации целей и задач технологии смарт-тренинг педагогам важно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые следует осуществлять в духе партнёрства, стремясь к реализации единого подхода в деле воспитания и развития детей. Участие семьи в создании единого образовательного пространства является одним из необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающим полноценное развитие ребёнка дошкольного возраста.
Формы взаимодействия детского сада с семьёй воспитанников могут быть разнообразными, но они, прежде всего, должны быть направлены на включение всех участников образовательного процесса в процесс деятельности.
Слайд 19
Целевые ориентиры на этапе завершения смарт-
тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» представлены на следующем слайде
Слайд 20
Показатели успешности детей, при освоении программы представлены следующими критериями:
- Сформированность представлений о головоломках, развитие интереса к ним.
- Овладение способами и правилами решения головоломок, понимание инструкции.
- Развитие психических познавательных процессов (мышление, внимание, память, восприятие, воображение).
- Сформированность продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Наличие самоконтроля.
Слайд 21
Решайте головоломки сами, предложите их детям, почувствуйте азарт и любопытство, усердие и терпение, стремление к познанию нового, ни с чем несравнимое чувство победы в решении трудной задачи!
Благодарю за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golovolomki_prezentatsiya.pptx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Смарт-тренинг для дошкольников S.M.A.R.T . Specific – конкретный Measurable – измеримый Attainable – достижимый Relevant – значимый Time-bound – ограниченный во времени Слово «тре́нинг » ( Training ) – обозначает метод активного обучения
МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» (Дошкольное отделение) является инновационной площадкой федерального уровня АНО ДПО Национального исследовательского института дошкольного образования «Воспитатели России»
Группа «Волшебники» с приоритетным направлением: «Познавательное развитие» назначена экспериментальной группой апробации программы
Актуальность Значимость логико-математических игровых материалов в образовательном процессе обусловлено вызовами современности и трендами будущего, которые говорят о том, что возрастает необходимость получения глубоких знаний в области технологий, математики и науки. Игры-головоломки развивают у детей познавательный интерес, любознательность, активное желание узнавать новое, неизвестное в окружающем мире; формируют положительную самооценку, уверенность в себе, в своих возможностях.
Цель Программы: развитие творческих умственных способностей с помощью игр-головоломок Задачи: Познакомить детей с разными видами головоломок: геометрическими головоломками на плоскости, объемными, лабиринтами , словесными. Учить способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм. Учить понимать инструкцию и применять ее в решении головоломок. Развивать элементы логического мышления, наглядно-образное мышление. Развивать целостное зрительное восприятие, воображение, ориентировку в пространстве. Развивать познавательный интерес, произвольное внимание. Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремленность .
Набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт-тренинг для дошкольников : Состав набора: Методические рекомендации к игровому набору «МИР ГОЛОВОЛОМОК» – 1 экземпляр. Игра-головоломка » Слагалица » – 1 штука. Карточки к игре « Слагалица » – 15 (всего 34 штуки ). Игра-головоломка « Складушки » – 4 штука. Карточки к игре « Складушки » – 12 штук. Игра-головоломка «Репка» – 1 штука. Карточки к игре «Репка» – 24 (всего 64 штуки ). Игра-головоломка «Гала-Куб» – 1 штука. Карточки к игре «Гала-Куб» – 14 штук. Игра-головоломка «Осенний кубик» – 1 штука. Карточки к игре «Осенний кубик» – 14 штук.
I уровень сложности (легкий) II уровень сложности (средний) III уровень сложности (сложный) Логические игры-упражнения и игры-головоломки имеют различные уровни сложности, на всех карточках они обозначены весёлыми звёздочками.
Головоломка « Слагалица »
Головоломка « Складушка »
Головоломка «Репка»
Головоломка «Гала-куб»
Головоломка «Осенний кубик»
Формы работы с детьми Индивидуальная форма: предполагает работу с 1 ребенком в процессе обучения играм - головоломкам. Преимущество данной формы: безусловный учёт индивидуальных особенностей, зоны ближайшего развития ребенка и пространства детской реализации, сокращение времени выполнения задания, разумная помощь дошкольнику при затруднении и возможных ошибках, гарантированный положительный результат, сохранение интереса к решению логических задач. Подгрупповая форма: предполагает одномоментную работу с детьми в составе двух - пяти человек, при условии наличия игрового оборудования на каждого ребёнка. На первоначальном этапе обучения в подгруппе должно быть минимальное количество участников. По мере освоения детьми игрового процесса, формирования умения понимать инструкцию и работать в коллективе/команде количество детей можно увеличить. Групповая форма работы возможна с детьми, уже имеющими навык работы с играми-головоломками, принимающими и понимающими инструкцию педагога, умеющими работать в большой группе детей, с высоким уровнем заинтересованности . Необходимо предусмотреть наличие игрового оборудования для каждого ребёнка.
Форма организации образовательного процесса Как часть занятия по РЭМП: Игры-головоломки могут быть использованы для решения следующих элементарных математических задач : Обучение счету (деталей и манипуляции с ними ). Обучение сравнению (путём наложения, приложения деталей или на глаз ). Обучение ориентировке в пространстве ( перемещение деталей на плоскости листа / поверхности карточки: влево, вправо , вверх, вниз, в верхний правый угол и т.п .). Работе со схемами (складывание фигуры по схеме ). Выполнение логических упражнений (развитие логического мышления ).
Как кружковая деятельность: Организуется по запросам родителей ( законных представителей) или по инициативе педагогического коллектива. Объединяет детей одного возраста с разным уровнем подготовленности и заинтересованности данным видом деятельности . Встречи , планируются 1-2 раза в неделю под руководством педагога. Участниками кружка могут быть как все дети группы, так и часть детей, (когда создаётся группа по интересам ). Цель : Развитие логического мышления средствами игр-головоломок в рамках совместной деятельности педагога с детьми . Форма организации образовательного процесса
Форма организации образовательного процесса В рамках парциальной программы «Одарённый ребёнок» Объединяет детей с высоким уровнем развития логического мышления (логико-математическим и пространственным интеллектом ). Создаётся по инициативе педагога или по запросу родителей, клуб функционирует 1 раз в неделю . Цель : создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала дошкольников, развитие природных задатков с учётом индивидуальных особенностей, зоны ближайшего развития и пространства детской реализации одаренных детей.
Целью партнерства с родителями ( законными представителями ) при реализации технологии «смарт-тренинг» является преемственность и взаимодополняемость использования головоломок в образовательном процессе детского сада и дома.
Целевые ориентиры на этапе завершения смарт- тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» Дети могут: Знать разные виды головоломок: геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные; Овладеть способами и правилами решения головоломок; Использовать алгоритм при решении головоломок; Понимать заданную инструкцию и применять ее в решении головоломок; Владеть элементами логического, наглядно-образного мышления , целостного восприятия, произвольного внимания и воображением; Ориентироваться в пространстве, анализировать, синтезировать , сравнивать, обобщать, классифицировать; Проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность , целеустремленность.
Показатели успешности детей, при освоении программы 1. Сформированность представлений о головоломках , развитие интереса к ним . 2. Овладение способами и правилами решения головоломок, понимание инструкции . 3. Развитие психических познавательных процессов (мышление , внимание, память, восприятие, воображение). 4. Сформированность продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми . 5. Наличие самоконтроля.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
Конспект психолого-педагогического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «На помощь Снеговику», описание работы с детьми дошкольного возраста с СДВГ
Материалы с РМО педагогов-психологов...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...
Мастер - класс для педагогов «Игры - головоломки в работе с детьми дошкольного возраста» - 2023
Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда ивзаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыс...