Головоломки в работе с детьми дошкольного возраста
презентация к уроку (подготовительная группа)

Янкина Ольга Андреевна

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию образовательный модуль «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников

Слайд 2

Что же такое смарт-тренинг? Аббревиатура из английских букв SMART (расшифровка на слайде) ставит каждой букве одно из требований оценки цели.

Тренинг – это метод активного обучения. В нашем случае – метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленных целей, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.

Слайд 3

С апреля 2021 года Дошкольное отделение Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Новосибирская классическая гимназия № 17» принимает участие в сетевой инновационной площадке федерального уровня Национального научно-исследовательского института дошкольного образования «Воспитатели России» по теме: «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников.

Слайд 4

В рамках участия в инновационной площадке в нашем Дошкольном отделении была разработана парциальная программа познавательного развития «Смарт-технологии для дошкольника» на основе образовательного модуля «Мир головоломок». Реализуется Программа в четырёх группах старшего дошкольного возраста, одна из которых комбинированная, где ребята с ОВЗ с большим удовольствием пытаются решать сложные задачи.

Слайд 5

Значимость логико-математических игровых материалов в образовательном процессе обусловлено вызовами современности и трендами будущего, которые говорят о том, что возрастает необходимость получения глубоких знаний в области технологий, математики и науки.

Игры-головоломки развивают у детей познавательный интерес, любознательность, активное желание узнавать новое, неизвестное в окружающем мире; формирование положительной самооценки, уверенности в себе, в своих возможностях.

Слайд 6

К ожидаемым образовательным результатам освоения Программы следует отнести социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей  дошкольного возраста.

Дети не должны осваивать в обязательном порядке технологию смарт-тренинг и уметь быстро решать все виды головоломок.

На основе ФГОС ДО Программа предлагает целевые ориентиры для педагогов и родителей, которые вы видите на слайде, обозначающие направленность деятельности взрослых.

Слайд 7

Программно-дидактический комплект включает в себя несколько наборов головоломок.

Головоломка – лучшая развивающая игрушка в мире. Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» и означает – решить трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно немало подумать, применить логику и сообразительность. Обладание такими качествами позволяет человеку решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности.

Головоломки – идеальный тренажер для ума, развития логического и пространственного мышления, воображения, внимания и зрительной памяти, аккуратности и точности. Эти игры очень полезны детям, ведь их мозг только формируется, в нем еще нет стереотипов, вот почему многие головоломки поддаются детям очень легко.

 

Слайд 8

Логические игры-упражнения и игры-головоломки в программно-дидактическом комплекте «Мир головоломок» имеют различные уровни сложности, на всех карточках они обозначены весёлыми звёздочками. В геометрических головоломках на плоскости, представленные на карточках схемы, легко превращаются в фигуры (образы) со сплошной заливкой и становятся головоломками. В объёмных головоломках используются схемы в 2-D и 3-D-формате.

Слайд 9

Головоломка «Слагалица» состоит из коробочки и расположенных в ней 7 деревянных элементов.  Суть игры: воссоздание (создание) на плоскости силуэтов предметов и объектов из комплекта геометрических форм «по образцу», «по памяти», «по схеме», «по сплошной заливке» или создание нового образа.

Слайд 10

Головоломка «Складушки» состоит из 9 квадратов-фишек в углах, которых нанесены разноцветные фрагменты 1⁄4 круга. Суть игры: составление рисунка из 1⁄4 кругов, совпадающих по цвету так, чтобы углы и (или) стороны подходили друг к другу.

Слайд 11

Головоломка «Репка»

Суть игры: выкладывание силуэтов из геометрических элементов головоломки

Слайд 12

 «Гала-куб» относится к объёмным играм-головоломкам, изготовленным из дерева. Головоломка имеет 8 деталей разнообразной формы: три одинаковых элемента 1-ой группы, три элемента 2-ой группы и два кубика. Суть игры: создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 3D-формате.

 

Слайд 13

«Осенний кубик» включает в себя набор из 6 деревянных игровых элементов. Суть игры: создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 2D и 3D-формате.

Слайд 14

В условиях детского сада для развития творческих умственных способностей детей могут использоваться разнообразные виды практической деятельности детей на основе игр-головоломок и формы работы для закрепления и уточнения полученных знаний о них.

  • Индивидуальная форма работы;
  • Подгрупповая форма работы;
  • Групповая форма работы.

Слайд 15

В нашем Дошкольном отделении организация образовательного процесса по программе «Смарт-тренинг для дошкольников» имеет следующие формы:

Как часть занятия по развитию элементарных математических представлений

Слайд 16

Как кружковая деятельность на группах с приоритетным направлением познавательное развитие.

Слайд 17

В рамках парциальной программы «Одарённый ребёнок».

 

Слайд 18

При реализации целей и задач технологии смарт-тренинг педагогам важно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые следует осуществлять в духе партнёрства, стремясь к реализации единого подхода в деле воспитания и развития детей. Участие семьи в создании единого образовательного пространства является одним из необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающим полноценное развитие ребёнка дошкольного возраста.

Формы взаимодействия детского сада с семьёй воспитанников могут быть разнообразными, но они, прежде всего, должны быть направлены на включение всех участников образовательного процесса в процесс деятельности.

Слайд 19

Целевые ориентиры на этапе завершения смарт-
тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» представлены на следующем слайде

Слайд 20

Показатели успешности детей, при освоении программы представлены следующими критериями:

  1. Сформированность представлений о головоломках, развитие интереса к ним.
  2. Овладение способами и правилами решения головоломок, понимание инструкции.
  3. Развитие психических познавательных процессов (мышление, внимание, память, восприятие, воображение).
  4. Сформированность продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  5. Наличие самоконтроля.

Слайд 21

Решайте головоломки сами, предложите их детям, почувствуйте азарт и любопытство, усердие и терпение, стремление к познанию нового, ни с чем несравнимое чувство победы в решении трудной задачи!

 

Благодарю за внимание!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovolomki_prezentatsiya.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» (Дошкольное отделение) «Головоломки в работе с детьми дошкольного возраста» Программа познавательного развития «Смарт технологии для дошкольника» Воспитатель Янкина Ольга Андреевна

Слайд 2

Смарт-тренинг для дошкольников S.M.A.R.T . Specific – конкретный Measurable – измеримый Attainable – достижимый Relevant – значимый Time-bound – ограниченный во времени Слово «тре́нинг » ( Training ) – обозначает метод активного обучения

Слайд 3

МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» (Дошкольное отделение) является инновационной площадкой федерального уровня АНО ДПО Национального исследовательского института дошкольного образования «Воспитатели России»

Слайд 4

Группа «Волшебники» с приоритетным направлением: «Познавательное развитие» назначена экспериментальной группой апробации программы

Слайд 5

Актуальность Значимость логико-математических игровых материалов в образовательном процессе обусловлено вызовами современности и трендами будущего, которые говорят о том, что возрастает необходимость получения глубоких знаний в области технологий, математики и науки. Игры-головоломки развивают у детей познавательный интерес, любознательность, активное желание узнавать новое, неизвестное в окружающем мире; формируют положительную самооценку, уверенность в себе, в своих возможностях.

Слайд 6

Цель Программы: развитие творческих умственных способностей с помощью игр-головоломок Задачи: Познакомить детей с разными видами головоломок: геометрическими головоломками на плоскости, объемными, лабиринтами , словесными. Учить способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм. Учить понимать инструкцию и применять ее в решении головоломок. Развивать элементы логического мышления, наглядно-образное мышление. Развивать целостное зрительное восприятие, воображение, ориентировку в пространстве. Развивать познавательный интерес, произвольное внимание. Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремленность .

Слайд 7

Набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт-тренинг для дошкольников : Состав набора: Методические рекомендации к игровому набору «МИР ГОЛОВОЛОМОК» – 1 экземпляр. Игра-головоломка » Слагалица » – 1 штука. Карточки к игре « Слагалица » – 15 (всего 34 штуки ). Игра-головоломка « Складушки » – 4 штука. Карточки к игре « Складушки » – 12 штук. Игра-головоломка «Репка» – 1 штука. Карточки к игре «Репка» – 24 (всего 64 штуки ). Игра-головоломка «Гала-Куб» – 1 штука. Карточки к игре «Гала-Куб» – 14 штук. Игра-головоломка «Осенний кубик» – 1 штука. Карточки к игре «Осенний кубик» – 14 штук.

Слайд 8

I уровень сложности (легкий) II уровень сложности (средний) III уровень сложности (сложный) Логические игры-упражнения и игры-головоломки имеют различные уровни сложности, на всех карточках они обозначены весёлыми звёздочками.

Слайд 9

Головоломка « Слагалица »

Слайд 10

Головоломка « Складушка »

Слайд 11

Головоломка «Репка»

Слайд 12

Головоломка «Гала-куб»

Слайд 13

Головоломка «Осенний кубик»

Слайд 14

Формы работы с детьми Индивидуальная форма: предполагает работу с 1 ребенком в процессе обучения играм - головоломкам. Преимущество данной формы: безусловный учёт индивидуальных особенностей, зоны ближайшего развития ребенка и пространства детской реализации, сокращение времени выполнения задания, разумная помощь дошкольнику при затруднении и возможных ошибках, гарантированный положительный результат, сохранение интереса к решению логических задач. Подгрупповая форма: предполагает одномоментную работу с детьми в составе двух - пяти человек, при условии наличия игрового оборудования на каждого ребёнка. На первоначальном этапе обучения в подгруппе должно быть минимальное количество участников. По мере освоения детьми игрового процесса, формирования умения понимать инструкцию и работать в коллективе/команде количество детей можно увеличить. Групповая форма работы возможна с детьми, уже имеющими навык работы с играми-головоломками, принимающими и понимающими инструкцию педагога, умеющими работать в большой группе детей, с высоким уровнем заинтересованности . Необходимо предусмотреть наличие игрового оборудования для каждого ребёнка.

Слайд 15

Форма организации образовательного процесса Как часть занятия по РЭМП: Игры-головоломки могут быть использованы для решения следующих элементарных математических задач : Обучение счету (деталей и манипуляции с ними ). Обучение сравнению (путём наложения, приложения деталей или на глаз ). Обучение ориентировке в пространстве ( перемещение деталей на плоскости листа / поверхности карточки: влево, вправо , вверх, вниз, в верхний правый угол и т.п .). Работе со схемами (складывание фигуры по схеме ). Выполнение логических упражнений (развитие логического мышления ).

Слайд 16

Как кружковая деятельность: Организуется по запросам родителей ( законных представителей) или по инициативе педагогического коллектива. Объединяет детей одного возраста с разным уровнем подготовленности и заинтересованности данным видом деятельности . Встречи , планируются 1-2 раза в неделю под руководством педагога. Участниками кружка могут быть как все дети группы, так и часть детей, (когда создаётся группа по интересам ). Цель : Развитие логического мышления средствами игр-головоломок в рамках совместной деятельности педагога с детьми . Форма организации образовательного процесса

Слайд 17

Форма организации образовательного процесса В рамках парциальной программы «Одарённый ребёнок» Объединяет детей с высоким уровнем развития логического мышления (логико-математическим и пространственным интеллектом ). Создаётся по инициативе педагога или по запросу родителей, клуб функционирует 1 раз в неделю . Цель : создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала дошкольников, развитие природных задатков с учётом индивидуальных особенностей, зоны ближайшего развития и пространства детской реализации одаренных детей.

Слайд 18

Целью партнерства с родителями ( законными представителями ) при реализации технологии «смарт-тренинг» является преемственность и взаимодополняемость использования головоломок в образовательном процессе детского сада и дома.

Слайд 19

Целевые ориентиры на этапе завершения смарт- тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» Дети могут: Знать разные виды головоломок: геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные; Овладеть способами и правилами решения головоломок; Использовать алгоритм при решении головоломок; Понимать заданную инструкцию и применять ее в решении головоломок; Владеть элементами логического, наглядно-образного мышления , целостного восприятия, произвольного внимания и воображением; Ориентироваться в пространстве, анализировать, синтезировать , сравнивать, обобщать, классифицировать; Проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность , целеустремленность.

Слайд 20

Показатели успешности детей, при освоении программы 1. Сформированность представлений о головоломках , развитие интереса к ним . 2. Овладение способами и правилами решения головоломок, понимание инструкции . 3. Развитие психических познавательных процессов (мышление , внимание, память, восприятие, воображение). 4. Сформированность продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми . 5. Наличие самоконтроля.

Слайд 21

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

Мастер - класс для педагогов «Игры - головоломки в работе с детьми дошкольного возраста» - 2023

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда ивзаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыс...