Консультация для педагогов «Методика Марии Монтессори»
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов
«Методика Марии Монтессори»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pedagogov.docx | 72.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА «БЕРЁЗКА»
Консультация для педагогов
«Методика Марии Монтессори»
Консультация для педагогов «Методика Монтессори»
Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают большие деньги за короткие занятия, но воспитанных и гениальных детей от этого больше не становится. Проблемы с речью, эмоциональным развитием, памятью, вниманием никуда не деваются, будь то Монтессори или любые другие новомодные развивашки.
Многие родители на детских площадках, гуляя со своими карапузами, просто фонтанируют от гордости тем, что занимаются по Монтессори и всесторонне развивают своего ребенка. Они готовы платить любые деньги, чтобы их малыш занимался «самыми лучшими, физиологичными» развивающими занятиями. Однако для меня эта методика во многом спорна.
Программа Марии Монтессори многие годы остается самой востребованной и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран.
Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».
РАЗВИТИЕ ДО ГОДА ПО МЕТОДИКЕ МОНТЕССОРИ.
Основой методики раннего развития ребенка до 1 года по Марии Монтессори являются полная свобода и самостоятельность малыша. Задача родителей или педагогов заключается в том, чтобы помочь крохе делать все самому. Они должны создать благоприятную среду, установить определенный порядок и внимательно наблюдать, не мешая крохе самостоятельно и в собственном темпе выполнять поставленные перед ним задачи. Особое внимание в естественных процессах роста и развития ребенка Мария Монтессори уделяла возрастной чувствительности или сенситивным периодам. В этом нет ничего странного, ведь обучение малыша должно вестись в полном соответствии с этими периодами. Создайте вокруг ребенка такую окружающую среду, чтобы он смог без труда отыскать все нужные для самообучения и саморазвития предметы, найти правильные способы поведения, эмоционального реагирования и физического взаимодействия с внешним миром.
№1. Стимулируем ползанье! Научно доказано, что от этого напрямую зависят успехи малыша в чтении. Чем больше ребенок в раннем возрасте будет ползать, тем легче в будущем ему будет выучить буквы и научиться читать.
№2. Тренируем повороты и перевороты! Тренировка поворотов, переворотов и перекладывания игрушки из руки в руку поможет развить у малыша память и пространственное воображение.
№3. Играем в прятки! Данную методику можно начинать практиковать с 8ми месяцев, так как в этом возрасте ребенку становится интересной игра в прятки. Игра в прятки научит малыша ждать, терпеть и справляться с разного рода страхами. Одни родители закрывают лицо ладошками, а затем убирают руки и говорят крохе «ку-ку». Другие же выглядывают из-за угла, прячутся за диванами и шкафами.
№4. Играем с водой!
Можно записаться в бассейн и там обучать ребенка плаванью. Если же у вас нет времени или возможности ходить с малышом в бассейн, то практиковать игры с водой можно в домашних условиях. Посадите кроху в ванную и дайте ему несколько емкостей для переливания воды. Емкости должны быть разных размеров.
№5. Возимся в грязи!
Многие родители не понимают, что дети испытывают искреннее удовольствие и наслаждение, когда возятся в грязи. Это занятие не только дарит массу положительных эмоций малышу, но и стимулирует множество активных зон на его ладошках и ступнях, прививает любовь к творчеству и экспериментам, учит не бояться запачкаться.
№6. Учимся карабкаться и цепляться!
Пусть ребенок взбирается на взрослого, карабкается на ступеньки крыльца, висит на одной руке, сползает с низкого дивана, ведь все это поможет развить равновесие, вестибулярный аппарат, веру в собственные силы, чувство доверия к родителям, которые во время этих занятий должны подстраховывать малыша сзади.
№7. Занимаемся подбрасываниями! Подбрасывания, раскачивания, подкидывания, катания на ноге у папы или мамы помогут ребенку научиться владеть собственным телом, координировать свои движения и развить чувство привязанности.
Методика Монтессори в детских садах.
В садиках Монтессори группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:
Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
Космическая зона познакомит детей с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира.
В чём суть методики Монтессори.
Девиз методики:
“Помоги мне сделать это самому”.
И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.
Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.
Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.
Среди родителей существует миф, что методика Монтессори разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т. к. всё же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:
*не следует мешать другому ребенку, если тот занят!
*выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других!
*не нужно шуметь — это может помешать остальным!
*закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту!
*если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим!
В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.
6 базовых принципов обучения по Монтессори.
Выделяют следующие основные принципы в методике:
*Свободное передвижение по классу.
*Дети изучают специальные материалы Монтессори.
*Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога.
*В группе дети разного возраста.
* Занятия ведет специально подготовленный педагог.
*Обучение проходит в подготовленной среде, разделенной на различные зоны.
Плюсы и минусы методики Монтессори.
Существует много критиков этой системы обучения, но много и последователей, и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике.
К минусам можно отнести:
*не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим!
*разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности “старших” и “младших”.
*отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.
Из плюсов можно отметить следующие:
*малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности!
*метод воспитывает свободу личности — залог самоуважения и уважение к окружающим!
*нет оценок и суждений — не страдает самооценка ребенка!
*обучение проходит в игровой форме — малыш учится с удовольствием!
*разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших.
Как формируются Монтессори-группы.
Есть множество ложных стереотипов насчёт групп Монтессори. Некоторые родители считают, что всё внимание уделяется развитию мелкой моторики, или что дети только рисуют и лепят. На самом деле в подобных группах масса занятий. Но их принципиальное отличие — разный возраст маленьких учеников. Занятия рассчитаны на детей от 2 до 7 лет и весь день малыши проводят вместе. Самым оптимальным количеством детей в группе считается 15-20 человек.
Воспитанники работают со специальными материалами и пособиями, разработанными непосредственно Марией Монтессори. Они направлены на развитие мелкой моторики, координации движений, знакомство с основами счета, с основами родной речи и окружающего мира — то есть всего, что необходимо для качественной подготовки к школе.
Важный момент, который не подходит многим родителям: детсадовские группы Монтессори чаще всего работают лишь полдня.
Занятия музыкой по методике Монтессори.
Обычно программа по развивающим занятиям музыки базируется на уроках, разработанных Марией Монтессори и Анны Маккерони.
В системе обучения нет строгой программы. Развитие музыкального слуха связывается с умением ребенка двигаться в такт музыке.
В дневнике воспитателя детского сада, работающего с детьми по музыкальной программе Монтессори, должны быть отражены стандартные виды музыкальных часов — занятие или досуг, а также ряд дополнительных,таких как: трехступенчатый урок, презентация, музыкальный ритуал, упражнения под музыку и упражнения в тишине.
Основная задача во время уроков музыки у малышей 3-6 лет состоит в том, чтобы развить способность слушать и воспринимать окружающие звуки, в том числе мелодичные, уметь их разделять и категоризировать. В шесть лет детям можно начать изучать основы сольфеджио.
Занятия музыкой по системе Монтессори проводятся в основном с группой деток. При этом есть возможность адаптировать методологию под индивидуальное обучение музыкой, как это практикуется в музыкальных школах.
К особенностям применения методики Монтессори в российских садиках можно отнести:
- музыкальный досуг;
- физкультуру под музыку с выполнением упражнений, развивающих слух;
- формирование навыков игры на музыкальных инструментах, прежде всего уделяется внимание развитию слуха и умению ребенка извлекать определенные звуки, делать это аккуратно, понимая, что такое «чистый звук»;
- уроки по истории музыки;
- подготовленные детьми музыкальные мероприятия.
Индивидуальные уроки музыки по Монтессори.
Индивидуальные уроки музыки по системе Монтессори должны подразумевать возможность занятия с ребенком на разных музыкальных инструментах, что предъявляет к квалификации учителя определенные требования. Такой подход позволяет ребенку самостоятельно определиться, какой инструмент ему больше по душе. После прохождения обучения по этой системе дети начинают сразу уверенно заниматься техникой игры и делают это осознанно, четко ставя собственные цели, а не только руководствуясь заданиями учителя.
В результате применения методик Марии Монтессори ребенок уже через несколько месяцев обучения технике игры начинает осознанно с собственным почерком исполнять довольно сложные музыкальные произведения. Многие ученики достигают достаточно высоких целей и могут стать профессиональными музыкантами. Для остальных музыка станет приятным хобби на всю жизнь, а не остается навсегда заброшенной после детства, как это часто случается после курса советской музыкальной школы.
Ключевой особенностью обучения музыке по Монтессори является осознанный выбор и обучение технике игры еще в раннем возрасте, когда подобные навыки лучше усваиваются. Осознанное обучение является свободным выбором ребенка и предполагает сильную мотивацию, в основе которой лежит именно любовь,тяга к музыке, умение ее чувствовать и понимать.
На осознанном обучении лучше усваиваются традиционно сложные для детей предметы ,как сольфеджио. В рамках занятий развивают навыки экспериментаторства и умения создавать собственную музыку,умение импровизировать. Подобные уроки проводятся учителями Монтессори, используя произведения для совместной игры на разных музыкальных инструментах.
Монтессори-бум идет на спад.
Еще 10 лет назад по методике Монтессори развивать детей было очень модно и клубы с приставкой «монтессори» росли как грибы. Но по факту, поработав 3–5 лет, большинство из них закрылись, так и не приобретя популярности и не дав реально ярких и выдающихся результатов. Дети, которым сейчас 7–8 лет и которых учили по Монтессори, ничем примечательным и выдающимся не отличаются (в лучшем случае).
По сути ничего реально революционного в этой системе нет, за исключением деления на зоны в группах развивающего центра. Каких-либо принципиально отличных действий, которым нельзя обучить ребенка дома и причём бесплатно, в этих группах нет. Детям будет интересно в любом новом месте, где много малышей, ярких игрушек и забавных занятий, пособий, которые можно трогать, крутить и вертеть.
Международная система, готовящая монтессори-педагогов, рассчитана на возраст детей от 3 до 6 лет,а в клубы Монтессори приглашают детей от 1 года. Многие родители даже не интересуются образованием монтессори -педагогов, теми целями и задачами, которые они ставят, обучая их детей, и результатами, которые в итоге ожидаются. Если же кто - то и спросит вдруг, а где ж результат ваших трудов, ответ прописан самой Марией Монтессори:
«Все индивидуально, каждый малыш уникален».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Методика для проведения оздоровительного бега для дошкольников" (из опыта работы)
Еще мыслители Древней Греции говорили: « Хочешь быть здоровым- бегай! Хочешь быть красивым- бегай!Хочешь ...
Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...
Консультация для педагогов "Методика проведения утренней гимнастики".
В материале даны рекомендации по организации утренней гимнастики в детском саду с последовательностью и значением каждого упражнения. Общие методические требования. Основные требования к организа...
Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...
Консультация для педагогов «Методика проведения утренней гимнастики».
Утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ Она является важным компонентом двигательного режима ...
Консультация для педагогов: «Методика проведения гимнастики для глаз»
Очень много информации ребёнок получает зрительно, поэтому глаза даже у дошкольников испытывают очень большие нагрузки. Если в этот важный период воспитатели детских садов и родители не используют спе...
Консультация для воспитателей «Система Марии Монтессори как средство развития мелкой моторики рук»
обогащать опыт педагогов...