Консультация для педагогов «Использование методики Марии Монтессори во время НОД»
консультация (старшая группа)

Муссалямова Альбина Аликовна

Консультация для педагогов

 

«Использование методики Марии         Монтессори во время НОД»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ped2.docx73.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА «БЕРЁЗКА»

Консультация для педагогов

«Использование методики Марии         Монтессори во время НОД»

Консультация для педагогов на тему:

«Использование методики М. Монтессори во время НОД»

Методика М.Монтесори  пользуется мировым признанием. Монтессори  в основу своей педагогической системы положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Дисциплину она так же трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а педагогом.  в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Монтессори - материалы – важнейший составной элемент разработанного ее метода. Материалы устроены так, чтоб ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Многие Монтессори – школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Приведу пример трехступенчатого НОД  с упражнения с сенсорным материалом. Пример трехступенчатого НОД Упражнения с сенсорным материалом. Тема: «Весовые таблички» .три ящика, в каждом из которых лежат по семь табличек одинакового размера из дерева одного и того же сорта. Таблички в разных ящиках различаются по сортам дерева, из которого они сделаны, а следовательно, и по весу и цвету. Самые тяжелые таблички  - темно-коричневые  цвета, самые легкие светло- желтого; таблички промежуточного веса имеют светло-коричневый цвет. Цели:  Прямая – развитие чувства тяжести, косвенная –подготовка к работе с весами.

 1.Педагог (ребенку): «Я покажу тебе сейчас что-то интересное. Пойдем со мной». Педагог говорит ребенку; « Я вижу, тебе нравится весовые таблички. Давай познакомься с ним! Педагог предлагает взять этот ящик и отнести его на стол. Педагог берет  левый ящик с тяжелыми табличками, обхватив его руками с обеих  сторон, приподнимает, на весу и ставит обратно. Ребенок относит этот ящик на стол, а педагог приносит на тот же стол ящик с легкими табличками.  2.Ящик с тяжелыми табличками ставятся слева, а с лёгкими – справа. Педагог говорит эти таблички отличаются по весу .Она берет таблички из ящиков по одной и кладёт в стопку  перед ящиками, чередуя светлые и темные таблички произвольном порядке. Сверху одного должны лежать две одинаковые таблички, например  две тяжелые ; под ними – так же одинаковые ,но отличающиеся от первой пары по весу – в нашем случаи; под парой одинаковых табличек кладут две разные по весу таблички. 3.  Педагог «Мы будем взвешивать эти таблички на руках, и искать среди них одинаковые таблички по весу. Она берет верхнюю табличку кончиком пальцев правой руки, переворачивает руку ладонью верх и, отпустив большой палец, взвешивает табличку на кончиках четырех пальцев. Рука свободно движется вверх-вниз, как рычаг или чашка весов. Показав  это движение ребенку, педагог снова прижимает табличку большим пальцем правой руки, переворачивает руку с табличкой ладонью вниз и кладет табличку сверху в стопку. Ребенок повторят действие педагога. 4. Педагог то же самое делает левой рукой, ребенок повторяет. 5.Следующий этап этой работы  - взвешивание  обеих табличек одновременно и сравнения их  по весу. Педагог берет верхнюю табличку пальцами правой руки, следующую за ней табличку  - пальцами левой руки, следующую за ней табличку – пальцами левой руки, переворачивает руки ладонями вверх, отпускает большие пальцы и сравнивает таблички по весу. Руки свободны, кисти расслаблены. Взвесив таблички, педагог кладёт их на прежде место в стопку. Ребенок повторяет его действия, причем в это момент, когда ребенок взвешивает таблички ,педагог спрашивает «Они одинаковые по весу?» после ответа ребенка педагог снова сам взвешивает те же самые таблички, констатируя ,что они одинаковые по весу, и говорит ж «Мы положим их вместе». Он кладет таблички одна на другую слева от стопки. 6.Теже действия педагог и ребенок повторяют со второй парой табличек. Эти таблички тоже одинаковы по весу, Потом определяют, в какой  из двух вновь образуется штабелей их нужно положить. Педагог складывает одну табличку  из исследуемой пары (например, темную) и сравнивает по весу оставшуюся у него светлую с табличками  каждого из двух новый штабелей. Он устанавливает, что исследуемая светлая табличка одинакова по весу с табличками из светло – желтого штабеля и отличается  по весу от табличек из темно – коричневого штабеля. Ребёнок повторяет за педагогом. 7.Светлую табличку кладут в штабеля к светлым табличкам. Темную еще раз сравнивают по весу с табличками  из темно – коричневого штабеля и кладут ее в это штабель. 8.Затем сортируют по очереди все таблички из стопки, находящиеся в середине. По  окончанию работы таблички кладут по одной в соответствующие ящики, которые затем относят на место. 

Контроль над ошибками: через повторное сравнение табличек при помощи взвешивания и визуально.  Дальнейшая презентация проходит в виде упражнении.   Упражнение: 1.Многократное самостоятельное повторение работы, показанной на презентации, для закрепления пройдённого. 2.Сортировка табличек из двух ящиков с завязанными глазами. 3.Работа с тремя ящиками одновременно.  4.Сортировка табличек из трех ящиков с завязанными глазами 5.Связь с реальной жизнью. Взвешивание различных предметов: кубиков, ключей, машинки, мячика, баночки из-под крема ит. д- при помощи весов и гирь.

Тема: «Шумящие коробочки» Материал: 2 деревянных ящика с деревянными коробочками цилиндрами. В ящике с красной крышкой находятся 6 коробочек с красными крышечками, в ящике с синей крышкой — 6 коробочек с синими. Коробочки из одного ящика при встряхивании издают различные шумы: от тихого до громкого. Для каждой коробочки из одного ящика имеется парная в другом ящике, издающая при встряхивании точно такой же шум. На днище коробочек с одинаковыми шумами наклеены контрольные метки — кружочки одного и того же цвета. Метки всех пар отличаются по цвету друг от друга. Цель:  прямая: развития слухового восприятия; составление пар одинаковых шумов; пробуждение акустического внимания. Косвенная: подготовка к музыкальным занятиям. 1.Педагог обращает внимание ребенка на содержание ящиков. Смотри, какие красивые коробочки. Ты знаешь, что с ними делать? нет? Тогда можешь взять этот ящик поставить его на стол. Ящик носят так Педагог накрывает красной крышкой ящик с красными коробочками, берет его с обеих сторон так, чтобы четыре пальца рук находились под дном, приподнимает, держит на весу2-3 с и ставит обратно. 2. Первый способ расстановки предметов  для презентации и дальнейшей работы. Ребенок ставит на стол ящик с красной крышкой ,педагог – синей. Их ставят посреди стола ближе к дальнему краю на расстоянии друг от друга, чуть больше ширины ящика. Ящики обращены к учителю ребенку своей узкой стороной. Ящик с красной крышкой находится слева, а синий справа. Педагог снимает синюю крышку с ящика и ведет и кладет её прямо перед ним, не переворачивая. Он простит ребенка снять красную крышку  с другого ящика и положить ее перед ним. 3.Педагог берет левую ближнюю к нему коробочку из левого ящика большим указательным и средним пальцем правой руки, медленно снимает и ставит перед ребенком .Пальцами левой руки, он обхватывает коробку за середину, приподнимает ее, большим и указательным пальцами правой руки берет за дно и крышку и несколько раз встряхивает. Кисть руки свободно движется. Коробочка издает шум; педагог внимательно прислушивается к шуму, ребенок тоже.  Можно спросить ребенка «Ты слышишь шум?» Когда ребенок услышит шум, педагог берет коробочку левой рукой за середину и ставит ее на красную крышку ящика. 4.Педагог : «Мы будем искать коробочку с точно таким же шумом в другом ящике». Он вынимает левую ближнюю к нему коробочку из правого ящика и ставит ее перед ребенком на стол. Затем он встряхивает по очереди коробочку, стоящую на краской крышке и коробочку с синей крышкой, стоящую перед ним, сравнивая издаваемые ими шумы. Можно поднести коробочки поближе к уху ребенка, чтобы он лучше расслышал шумы. Желательно встряхивать коробочки поочередно у левого и правого уха, так как иногда уши слышат по-разному: одно лучше, другое хуже. 5.Педагог: «Эти коробочки одинаково шумят?» Если шумы не одинаковы, коробочку с синей крышкой ставят на синюю крышку ящика, берут  из левого ряда правого ящика следующую коробку и сравнивают издаваемый ею шум с шумом той, которая стоит на красной крышке ящика. Так  продолжают действовать, пока пара не будет найдена. Если пара коробочек с одинаковыми шумами найдена, ее ставят между ящиками ближе к их задней стенке, а коробочки. Стоящие  на синей крышке, по одной убирают обратно в синий ящик. Далее из левого ящика берут следующую коробочку с красной крышкой и описанным выше способом ищут пару к ней. 6.Если все пары найдены, проводится контроль ошибок: сначала с помощью слуха, затем  - визуальным. Педагог «Давай проверим, правильно ли мы нашли пары одинаковых шумов». Он берет блажащую к нему пару коробочек, несколько  раз поочередно встряхивает их, прислушиваясь, наконец, переворачивает их и смотрит контрольные метки. Он говорит: «Смотри, метки одного и того же цвета, значить, мы и в самом деле правильно нашли пару». Затем проверяют остальные пары. Проверенные пары ставят на место: коробочки с красной крышкой – а левый ящик, с синей – в правый.7 .Ребенок повторяет упражнение. По окончанию работы ящик относят на полку. 

Трехступенчатый урок.

1-я ступень. "Дай мне коробочку с тихим шумом!"

2-я ступень. "Дай мне коробочку с громким шумом!" Перед ответом ребенок проверяет шумы коробочек, снова сотрясая их. "Какой этот шум? Какой тот шум?"

3-я ступень. Педагог выбирает другую пару и говорит: "Дай мне из этих двух коробочку с громким шумом". Отсюда ребенок должен узнать относительность понятий громкий - тихий. Он ставит коробочки друг рядом с другом напротив всех остальных и повторяет упражнение. Громкий - громче - самый громкий. Тихий - тише - самый тихий. Учитель выбирает коробочки с тремя самыми громкими шумами. Самый тихий из них он сравнивает с каким-либо шумом, который явно тише (последний выбирается из трех оставшихся коробочек). Он трясет обе коробочки по очереди и говорит: "Этот громкий!" (1-я ступень). Он оставляет коробочку с более тихим шумом в сторону. Теперь он сравнивает первую коробочку с остальными двумя и говорит: "Этот громче. Этот самый громкий!" Вторая и третья ступени урока могут относиться только к возрастанию форм. Они исходят из основной формы, которая выражает понятие громкий в сравнении с предшествующей коробочкой с несколько отличной громкостью. Назвать другие шумы можно только через сравнение с первым шумом. Подобным же образом вводятся понятия: тихий - тише - самый тихий. Громче, чем - тише, чем. Педагог  выбирает три коробочки. Он сравнивает средний шум с двумя другими шумами. Он говорит: "Этот громче, чем этот. Этот тише, чем этот".

Тема: «Розовая башня».

Материал: Десять розовых кубов из тяжелого дерева, равномерно меняющихся в размерах. Сторона самого большого куба - 10 см, самого маленького - 1 см.

Цель:

Прямая: Развитие зрительного восприятия размеров. Формирование сенсорной базы для введения понятий большой - маленький; больше чем, самый большой; меньше чем, самый маленький. Построение ряда по убыванию кубов.

Косвенная: Подготовка к обучению математике (10 кубов - значение числа 10). Знакомство с формой куба.

Задача: Построение башни в соответствии с изменением размеров кубов (построение ряда).

С розовой башней работаем только на ковре.

Педагог предлагает ребенку постелить для работы коврик. (Башню строят на ковре, т.к. она получается высокой, при построении на столе ребенок может просто не достать до верха. Кроме того, если башня рассыплется, то на ковре это будет не так шумно и кубы меньше побьются).

Педагог показывает ребенку, как переносят кубы. Их носят по одному: берут щепотью правой руки и кладут на левую ладонь. Так и несут двумя руками, аккуратно кладут на ковер. Начинают с самого маленького куба. (При этом ребенок правой рукой ощущает объем куба, а левой - его вес. Так с помощью других органов чувств ребенок получает подкрепление зрительному восприятию размера куба).

Ребенок переносит кубы по одному на ковер, кладет в беспорядке. (Хорошо, если ребенок сам перенесет все кубы. При этом он ощутит с помощью нескольких органов чувств разницу в их размерах: первый куб легко удержать щепотью, а для последнего не хватает раскрытой ладошки).

Педагог  показывает ребенку, как строят башню. Для этого он выбирает сначала самый большой куб из тех, которые лежат на ковре. Затем устанавливает его в центре ковра. (Ребенку нужно продемонстрировать процесс выбора: сравнить между собой несколько кубов).

Педагог опять выбирает самый большой куб из оставшихся. Устанавливает его точно посередине предыдущего. (Можно провести пальцами по выступающей кромке нижнего куба, чтобы ребенок обратил внимание на размещение верхнего куба в середине предыдущего. Это и дополнительный контроль ошибок).

Повторяя действия п.5, Педагог выстраивает всю башню. (На этом этапе лучше не предлагать ребенку поработать самому. Если он ошибется и неправильно построит башню, то он не увидит нужного результата. Можно привлечь ребенка вопросом: «Как ты думаешь, какой куб следующий?»).

Обращает внимание ребенка на форму полученной башни. Для этого он проводит руками вдоль башни сверху вниз, предлагает ребенку обойти вокруг ковра и посмотреть на башню с разных сторон, взглянуть на нее сверху. (Это помогает в последующем визуальному контролю ребенком своей работы.).

Затем педагог показывает ребенку, как разбирают башню - аккуратно снимают по одному кубу и кладут в беспорядке на ковер.

Предлагает ребенку поработать самостоятельно.

Убирают башню на полку в обратном порядке - начиная с самого большого куба.

Дальнейшие упражнения:

Ребенок строит башню самостоятельно.

Другие варианты расположения кубов:

Различные варианты смещения кубов;

Другой порядок кубов, любая гармоничная последовательность;

2.3. Построение башни по горизонтали; и т.п.

Построение башни с закрытыми глазами.

Пропуск одного куба. Ребенку предлагается найти место для пропущенного куба.

Пропуск одного куба. Ребенку предлагается найти то место в башне, где нарушена равномерная последовательность, где не хватает куба.

Работа на расстоянии (башню строят на ковре, расположенном на некотором расстоянии от ковра с кубами).

Групповая работа.

Проведение устного трехступенчатого урока.

Упражнения с предметами окружающей среды (найти большой камень и маленький камень, большую матрешку и маленькую матрешку).

Трёхступенчатый урок.

Степень сравнения:

а) большой - маленький;

б) большой - больше - самый большой;

в) маленький - меньше - самый маленький.

ступень. Дать ребёнку потрогать куб, сказать: «Большой», дать второй

куб и сказать: «Тоже большой», дать третий и сказать: «А этот самый большой».

ступень. «Возьми самый большой куб», «Возьми больше чем этот»

(показать). Далее выбираем из трёх кубов: «Какой самый большой?» Затем выбираем из двух: «Какой больше из этих?»

ступень. «Какой этот по сравнению с этим?» - выводим ребёнка на слова

большой, больше чем, самый большой.

Тема: «Коричневая лестница»

Материал: десять коричневых брусков из тяжелого дерева. Длина всех брусков - 20 см. Сечение квадратное, сторона квадрата равномерно меняется от 10 см до 1 см.

Цель:

Прямая: развитие зрительного восприятия размеров. Формирование сенсорной базы для

введения понятий толстый - тонкий; толще чем, самый толстый; тоньше чем, самый тонкий.

Косвенная: подготовка к обучению математике.

Презентация.        

1.Педагог предлагает ребенку постелить для работы коврик.

Педагог показывает ребенку, как переносят бруски. Их носят по одному: берут вертикально перед собой, обхватывая каждой ладонью. Так и несут двумя руками, аккуратно кладут на ковер. Начинают с самого тонкого.  Ребенок переносит бруски по одному на ковер, кладет в беспорядке.  Педагог показывает ребенку, как строят лестницу. Для этого он выбирает сначала самый толстый брусок из тех, которые лежат на ковре. Затем кладет его вдоль дальней горизонтальной кромки ковра в середине. 

2.Педагог опять выбирает самый толстый брусок из оставшихся. Устанавливает его точно перед предыдущим, выравнивая края брусков. 

Повторяя действия п.5, Педагог выстраивает всю лестницу.  Обращает внимание ребенка на форму полученной лестницы. Для этого он проводит рукой вдоль лестницы сверху вниз, предлагает ребенку пустить сверху вниз лестницы деревянный шарик. 

Педагог показывает ребенку способ контроля правильности построения лестницы с помощью самого тонкого бруска. Для этого тонкий брусок кладут по очереди на остальные бруски (начиная с нижнего) так, чтобы его край совпал с краем предыдущей ступеньки. Проводит пальцем вдоль, чтобы почувствовать, что бруски имеют одинаковую высоту. Предлагают ребенку тоже провести пальчиком.

3.Затем педагог показывает ребенку, как разбирают лестницу -аккуратно убирают по одному бруску и кладут в беспорядке на ковер.

3.Предлагает ребенку поработать самостоятельно.

4.Убирают лестницу на полку в обратном порядке - начиная с самого толстого бруска.

Дальнейшие упражнения:

Самостоятельная работа ребенка.

Другие варианты построения лестницы:

Бруски выстраиваются на ковре горизонтально в длину (змея);

Бруски устанавливаются вертикально (заборчик);  Бруски кладутся горизонтально друг на друга (стенка) и т.п.

Построение лестницы с закрытыми глазами.

Пропуск одного бруска. Ребенку предлагается найти место для пропущенного бруска.

Пропуск одного бруска. Ребенку предлагается найти то место в лестнице, где нарушена равномерная последовательность, где не хватает бруска.

Построение лестницы, начиная от самого тонкого бруска.

Построение лестницы, начиная от произвольного бруска в обе стороны.

Работа на расстоянии (лестницу строят на ковре, расположенном на некотором расстоянии от ковра с брусками).

Групповая работа.

Различные варианты комбинации коричневой лестницы с розовой башней и цветными цилиндрами.

Проведение устного трехступенчатого урока.

Упражнения с предметами окружающей среды (найти толстое дерево и тонкое дерево и др.).

Контроль ошибок: Визуальный. Механический - с помощью самого тонкого  бруска.

Таким образом Монтессори - материалы служат важнейшим средством воспитания детей, которое составляет основу обучения ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эти материалы устроены так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего, свои практические умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по Методике Марии Монтессори

Обучение детей методике Монтессори в ДОУ. ...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

Консультация для педагогов«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...