"Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста"
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №28
«Колокольчик» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Обобщение опыта работы
тема «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Составила: Логинова Анна Евгеньевна, воспитатель |
2020 – 2021 учебный год
«Не условным звукам только учится ребенок,
изучая родной язык, он пьет духовную жизнь
и силу из родимой груди родного слова.
Оно объясняет ему природу, как не мог
бы объяснить ее ни один
естествоиспытатель; оно знакомит его с
характером окружающих его людей, с
обществом, среди которого он живет, с его
историей и стремлениями, как не мог бы
познакомить ни один историк; оно вводит его
в народные верования, в народную поэзию,
как не мог бы ввести ни один эстетик; оно,
наконец, дает такие логические понятия и
философские воззрения, которых, конечно,
не мог бы сообщить ребенку ни один
философ».
К.Д. Ушинский
Одним из действенных средств воспитания ребёнка и его полноценного развития является устное народное творчество.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
Ребенок, как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно приговаривая народные тексты. Благодаря этому еще за долго до ознакомления со сказками, былинами и другими жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков русской народной культуры. Так постепенно детский фольклор входит в повседневную жизнь малыша.
Что же относится к детскому фольклору?
Это – песенки, потешки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, шутки, прибаутки, перевертыши, сказки, народные игры.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию образного мышления, и, прежде всего, развивают и обогащают речь детей.
Постепенно замечая интерес малышей к песенкам, потешкам, сказкам, я поняла, что им фольклор близок и интересен. И только через него можно привить любовь к Родине, культуре и своему народу.
Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства предков. Каждому взрослому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка: развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
И прежде чем, знакомить детей с фольклором, я поняла, что их должны окружать предметы характерные для русского народного быта.
Это позволит детям ощутить себя частью великого народа.
Знакомство с народным творчеством в младшей группе начиналось с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я качала в колыбельке куклу Катю и ласковым голосом начинала приговаривать:
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолоба, не скули,
Мою дочку, не буди!
Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, используя мягкую игрушку, я показывала, как громко лает собачка Белолоба и может разбудить Катю.
Дети дружно просили ее: «Ты, собачка, не лай. Белолоба не скули».
После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки.
Знакомство детей с потешками начинала с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. Например:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?
В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые дети услышат в потешке.
Постепенно дети подрастали, и я перед ними ставила задачу не только запомнить потешку, но и самим обыграть её. Так, в средней группе дети с удовольствием обыгрывали прибаутку
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две девушки-красавицы
Смотрят и смеются:
– Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!
Потешки используются в разных режимных моментах: во время умывания – «Водичка, водичка, умой моё личико…», расчёсывания девочек – «Рости, коса, до пояса…», во время пробуждения – «Вот проснулся петушок, Встала курочка…»
Ещё один жанр народного фольклора – пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Они образны и поэтичны, легко воспринимаются и запоминаются, их можно использовать в любой ситуации.
Например, напоминаю медлительному ребёнку «Семеро одного не ждут!», или замечаю, что кто-то поторопился и сделал что-либо неаккуратно, говорю «Поспешишь – людей насмешишь!».
Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события: «Весна красна цветами, а осень – плодами». Из собственных наблюдений дети заключают: «Март – с водой, а апрель – с травой».
Изучая пословицы в детском саду, мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно применить ту или иную пословицу. А чтобы их легче было запомнить, мы играем в игру «Я начну, а ты продолжи», дети по иллюстрациям называют пословицы. Я предлагала родителям найти пословицы на заданные темы и выучить с детьми некоторые из них.
В своей работе использую загадки.
Что такое загадки? Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Для того чтобы детей научить отгадывать загадки, выставляла на стол несколько игрушек, и для каждой подбирала загадку.
Например, загадка «Под соснами, под елками бежит мешок с иголками». Дети быстро отгадали загадку, ведь загадываемый предмет находился у них перед глазами.
Иногда начинаю занятие загадкой, и дети отгадывали, что они будут рисовать, или лепить.
В средней группе мы организовали посиделки, на которых были собраны разные жанры устного народного творчества. Это и пословицы, и песенки и потешки, и скороговорки, развивающие чистоту речи, и загадки, и считалки, которые развивают чувство ритма, и народные игры. Детям очень нравятся такие развлечения.
Много времени я уделяю сказкам. Некоторые из них сопровождаю настольным, пальчиковым или каким-либо другим театром, который я достаю из Сундучка Сказок, заботливо сделанный одним из пап.
Чтобы узнать, как дети запоминали сказки и поняли ее, я подбирала соответствующий материал: дидактические игры «Назови сказку», «Продолжи сказку», «Из какой сказки?», «Что сначала, что потом?».
Я прибегаю и к такому приему, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться, вдуматься, в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
Знание сказок дети реализуют в театрализованной деятельности. Они с удовольствием драматизируют полюбившиеся сказки.
По мотивам русских народных сказок дети создают композиции в лепке, аппликации, рисунке.
Также дети с удовольствием учат заклички, знакомятся с народными приметами, праздниками.
К празднику Масленица ребята делали куклу Масленицу своими руками.
В апреле прошёл праздник «Встреча весны», где так же, как и на посиделках, мы использовали разные жанры народного фольклора.
Я считаю, что фольклор интересен и необходим детям.
И в наши дни люди понимают актуальность фольклора, его эстетическую значимость для общения поколений, его нужность в быту, в повседневной жизни.
Фольклор был, есть и будет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», находит свое место в устраиваемых народн...
«РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» ...
Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,музыки, рисунка, фант...
«Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Методы и приемы знакомства детей с народным фольклором...
Консультация «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Устное народное творчество играет большую роль в воспитании и развитии детей. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт...
Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста"
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,музыки, рисунка, фантазии, творчества....