Программа наставничества "Через тернии к звездам"
рабочая программа
Настоящая образовательная программа раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva.docx | 174.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 126»
Программа наставничества
«Через тернии к звездам»
г.Дзержинск
АВТОРЫ:
- Сахарова Н.В. – заведующий МБДОУ «Детский сад № 126»
- Штыркова Ю.В.- старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 126»
- Максимова Н.М. - воспитатель высшей кв. категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 126»
- Шарова И.Ю. - воспитатель высшей кв. категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 126»
АДРЕС:
http://126dzn.dounn.ru/?theme=minjust
606029 Нижегородская обл., г.Дзержинск, пр-т. Циолковского, дом 48-А
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ:
Эффективная система наставничества образовательной организации «Через тернии к звездам»
Содержание.
1. | Аннотация | 7 |
2. | Обоснование необходимости педагогического программы. | 8 |
2.1. | Цели Программы. | 9 |
2.2. | Задачи Программы. | 9 |
2.3. | Риски Программы. | 9 |
3. | Концептуально-методологические основы Программы. | 9 |
3.1. | Принципы реализации Программы | 10 |
3.2. | Технологические основы Программы. | 11 |
4. | Основное содержание Программы. | 13 |
4.1. | Суть Программы. | 13 |
4.2. | Основные направления реализации Программы. | 13 |
4.3 | Развитие социального партнерства ДОУ | 14 |
5. | Механизм реализации Программы (этапы). | 15 |
6. | Ресурсное обеспечение Программы. | 17 |
6.1. | Методические материалы. | 17 |
6.2. | Материально-техническое обеспечение. | 17 |
6.3. | Вспомогательный материал. | 17 |
6.4. | Сопровождение Программы. | 19 |
7. | Ожидаемые результаты Программы и социальный эффект. | 19 |
7.1. | Результативные параметры. | 20 |
8. | Перспективы развития Программы. | 22 |
8.1. | Результаты реализации Программы. | 22 |
Используемая литература. | 26 | |
Глоссарий | 27 | |
Приложение. | 28 |
Паспорт
№ п\п | Наименование | Содержание |
Тема проекта | Эффективная система наставничества образовательной организации «Через тернии к звездам» | |
Вид проекта | Организационно-методический Практико-ориентированный | |
Основание для разработки проекта |
- Концепция развития непрерывного образования взрослых в РФ на период до 2025 г; - Указ Президента России от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»; - Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программ среднего образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; - Устав МБДОУ «Детский сад № 126» | |
Разработчики проекта | - Сахарова Н.В. – заведующий МБДОУ «Детский сад № 126» - Штыркова Ю.В.- старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 126» - Максимова Н.М. - воспитатель высшей кв. категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 126» - Шарова И.Ю. - воспитатель высшей кв. категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 126» | |
Цель проекта | Помочь новичкам в повышении уровня профессионального мастерства и квалификации, обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей. | |
Задачи проекта |
| |
Длительность реализации программы | 3 года | |
Целевая группа | Наставляемые ДОУ | |
Этапы реализации проекта |
(сентябрь – декабрь 2022 года).
(декабрь 2022 года – март 2023 года).
(март 2023 года – май 2024 года).
(сентябрь 2024 года – май 2025 года). | |
Прогнозируемый результат проекта |
|
- Аннотация
Настоящая образовательная программа раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативной базой Программы являются:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Указ Президента России от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до2024 года»;
- Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программ среднего образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 126».
Данная Программа содержит этапы деятельности образовательного учреждения по созданию условий для реализации модели наставничества с новичками ДОО.
Программа определяет стратегию оказания помощи новичкам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу; является организационно-методической программой, направленной на повышение качества образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Основные цели и задачи Программы отражают образовательные, методические, социальные особенности образовательной деятельности ДОО.
Представленная Программа ориентирована на педагогов в образовательной сфере, работающих в дошкольных учреждениях.
Обоснование необходимости педагогического проекта. Актуальность проекта
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте. Никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов».
С.А. Макаренко.
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В условиях обновления содержания образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, введения профессионального стандарта педагога, значительно возрос спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего педагога. Повысились требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной позиции.
Для эффективной организации образовательной деятельности в ДОО необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
В эпоху быстрой смены технологий необходимо быстрое реагирование на меняющийся социальный заказ. Современная рыночная экономика и информационное общество ставят перед образованием стратегическую задачу непрерывного развития человеческих ресурсов.
Каждый руководитель ДОО, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности МБДОУ «Детский сад № 126» является развитие кадрового потенциала.
Начиная свою работу в ДОО, молодые специалисты испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.
Исходя из анализа деятельности по данному направлению, в процессе определения актуальности темы были выявлены следующие основные проблемы:
- проблемы входа в профессию, проблемы подготовки, проблемы удержания, компетентности и роста в профессии;
- несмотря на глубокие корни традиций наставничества, не существует единого устоявшегося определения этого термина. В настоящее время синонимичными являются понятия «супервизия», «менторство», «консультирование», «коучинг», «тьюторство»;
- необходимым становится не столько информационное и методическое, сколько организационное и кадровое совершенствование в ДОО.
Таким образом, появилась необходимость разработать модель наставничества как комплексное сопровождение субъектов образовательных отношений.
- Цель: помочь наставляемым в повышении уровня профессионального мастерства и квалификации, обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
- Задачи:
1. Обеспечение теоретической и методической поддержки наставляемым.
2. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными и компьютерными технологиями.
3. Проведение мониторинга результативности работы образовательной деятельности по данному направлению.
Риски Проекта (SWOT анализ):
Внутренние силы, поддерживающие Прорамму: высокий уровень материально-технической оснащенности ДОУ для реализации Проекта.
Внешние силы, поддерживающие Программу: социальный заказ государства и общества.
Внутренние сопротивления: недостаточная активность участников образовательной деятельности. Стереотип общественного сознания.
Внешние слабости: изменения в законодательной базе.
Концептуально-методологические основы.
Институт «наставничества» в полной мере отвечает требованиям и социальным запросам. Согласно «project management» и «knowledge management» потенциал образовательной организации определяется возможностью создания, передачи, интеграции и эксплуатации опыта и знаний как активами. Последние, в свою очередь, формируют компетенции и служат основой для создания новых продуктов и услуг.
В самой идее наставничества, безусловно, нет ничего нового. Феномен наставничества является предметом изучения многих наук. В психолого-педагогических исследованиях данный концепт трактуется как элемент системы непрерывного педагогического образования и процессов личностного, профессионального самоопределения и саморазвития педагогов.
В социологических науках исследуемое явление рассматривается в рамках теорий разделения труда, социального обмена, возможности изменения социального статуса, обеспечения вертикальной мобильности и поддержки в процессе карьеры.
Несмотря на глубокие корни традиций наставничества, не существует единого устоявшегося определения этого термина. В настоящее время синонимичными являются понятия «супервизия», «менторство», «консультирование», «коучинг», «тьюторство».
Учитывая все отличительные особенности данного концепта можно считать наставничество как комплексное сопровождение субъектов образовательных отношений.
Иными словами, предложенная модель, интегрирует в себе множество дисциплин (управление персоналом, психология, профессиональная педагогика). Технологии XXI века позволяют образовательным организациям стать конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. Наставничество выступает как необходимый социально-педагогический компонент развития и сохранения традиционных социокультурных основ функционирования дошкольной образовательной организации.
Реализуемая Программа основывается на следующих принципах:
- принцип согласованности (совместное обсуждение задач и способов решения);
- принцип «выращивания» (создание условий для пошагового развития личности педагога);
- принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки значимости индивидуального развития каждого);
- принцип рефлексивности (коррекция деятельности мышления педагогов);
- принцип доброжелательности (опора на уникальность и особенность личности педагога);
- принцип самоопределения (осознание себя личностью и своих возможностей в достижении успеха);
- принцип психологической поддержки (доброжелательная атмосфера, помощь в определении личностных качеств).
Технологической основой проекта
Идея создания и реализации программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития наставляемым. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
В каждом ДОО складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.
В нашем понимании наставник – это коучинг, тьютер, антрагог.
Коучинг— «частный репетитор по профессии».
Тьютер - «домашний учитель, наставник, опекун».
Андрагог – «преподаватель, обучающий взрослых».
Из представленных определений, понятно, что наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией. Для нас наставничество является взращиванием молодых специалистов через передовую практику лучших сотрудников детского сада.
В первую очередь учреждению «наставничество» позволяет сократить время, которое обычно требуется новому сотруднику на адаптацию, т.е. для того, что бы освоиться на новом месте и начать работать с максимальной отдачей. Важно также отметить, что благодаря наставничеству новички детально знакомятся с работой учреждения, целями, задачами и проблемами, сильными и слабыми его сторонами. Они получают непосредственную помощь в решении собственных проблем, в планировании собственной деятельности.
Администрация получает «внутренних тренеров», которые своим примером несут определённый корпоративный стандарт и контролируют его соблюдение сотрудниками.
Опытные работники (наставники) берут на себя ответственность, − и получают выгоду от этой роли − при всех ее сложностях и дополнительной нагрузке. К тому же наставничество является признаком доверия руководства, признания заслуг.
Наставляемые получают поддержку на всем протяжении процесса формирования и совершенствования навыков, и быстро повышают свою профессиональную компетентность.
Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
- впервые принятыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений;
- вновь принятыми сотрудниками и даже теми, кто возвращается из декретного отпуска. Если это необходимо.
В своём профессиональном становлении наставляемый проходит несколько ступеней.
I ступень – (стажировка): самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.
ІІ ступень – (развивающий этап): процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, соискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОО, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: форсайт-центров для воспитателей, семинары и т. д.
ІІІ ступень – (становления этап): складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.
Формы работы с наставляемыми:
- консультирование,
- мастер-класс,
- теоретические и практические семинары,
- круглый стол, диспут, мозговой штурм,
- виртуальное методическое сообщество,
- творческие и рабочие группы,
- конкурсы пед.мастерства.
Разработаны документы, регламентирующие программу наставничества (Положение, приказ, план работы, конкурсы педагогического мастерства).
Основное содержание Программы.
4.1. Суть Программы.
Программа раскрывает значимость и возможности использования наставничества для повышения квалификации и дальнейшего развития в своей будущей карьере, так и для самого ДОО, вырабатывая позитивное отношение к профессиональной деятельности у наставляемого.
В основе Программы лежит модель наставничества в дошкольном образовательном учреждении. (Приложение 1)
В работу по реализации Программы включены субъекты образовательной деятельности: администрация, педагоги, смежные специалисты ДОО.
- Основные направления и формы реализации Программы ее участниками:
Таб.1
№ п/п | Направления деятельности | Формы, методы работы | |
1. | Создание нормативно-правовых, организационно- педагогических, методических, материально- технических условий. |
| |
2. | Работа с кадрами |
|
Развитие социального партнерства.
Дошкольная образовательная организация не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы государства и непосредственных социальных заказчиков – родителей. Эта ситуация подсказывает одно из радикальных средств для ДОО – организацию социального партнерства.
ДОО осуществляет социальное партнерство с различными организациями города.
Таб.2
Направление деятельности | Организация | Содержание сотрудничества |
Просветительское | НИРО | Повышение квалификации педагогов. |
ДПК (Дзержинский педагогический колледж) | Передача опыта педагогов студентам. Создание условий, способствующих адаптации студентов к педагогической деятельности. Привлечение молодых педагогов в образовательное учреждение. Обновление педагогического коллектива. Активизация профессиональных действий и вооружение первоначальным опытом воспитателя-профессионала | |
Социально- педагогическое | Детская библиотека Им. Максима Горького МБОУ Средняя школа № 71 | Создание преемственности образовательных систем, способствующих обмену опыта между образовательными учреждениями. |
Механизм реализации.
Проект реализуется в дошкольном образовательном учреждении с 2022 года. Срок реализации: 3 года.
Таб.3
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Результат |
1. Организационно-подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2022 года) | ||||
1.1. | Изучение методической и специальной литературы по проблеме наставничества в дошкольном образовательном учреждении. | сентябрь – октябрь 2022 года | Старший воспитатель, рабочая группа | Выводы о степени разработанности данного вопроса. |
1.2. | Разработка программы по теме «Модель наставничества в МБДОУ «Детский сад № 126». | октябрь – ноябрь 2022 года | Старший воспитатель, рабочая группа | План действий по реализации Программы |
1.3. | Отбор наставляемых ДОО. | октябрь – ноябрь 2022 года | Старший воспитатель | Создание базы наставляемых ДОО. |
1.4. | Заключение договоров о сотрудничестве, составление планов совместной деятельности с социальными партнерами: школа № 71,библиотека им. Максима Горького НИРО, ДПК. | сентябрь – декабрь 2022 года | Старший воспитатель | Обеспечение преемственности в работе ДОО с социальными партнерами |
1.5. | Совершенствование материальной базы ДОО по направлению «Наставничество в ДОО». Приобретение интерактивных образовательных ресурсов. | 2022-2025 учебный год | Заведующий ДОУ Сахарова Н.В. | Укрепление материально- технической базы ДОО |
2 Этап педагогического проектирования декабрь 2022года – март 2022 года | ||||
2.1. | Разработка нормативно-правовой базы по реализации модели наставничества в ДОО, регламентирующих ее деятельность. | декабрь 2022года | Максимова Н.М. Шарова И.Ю. | Создание модели наставничества в ДОО. |
2.2. | Составление опросников для педагогов по выявлению уровня готовности к реализации проекта, а также уровню проф.мастерства. | декабрь 2022года | Максимова Н.М. Шарова И.Ю. | Оценка результатов мониторинга. |
3 этап. Организация и проведение мероприятий март 2022 года – май 2023 года | ||||
3.1. | Реализация плана работы по наставничеству | март 2022 года – май 2023 года | Старший воспитатель | Реализация Программы. Обобщение результатов деятельности |
3.2. | Организация и проведение обучающих семинаров для педагогов, круглых столов, мастер – классов | сентябрь 2022 года – май | Старший воспитатель, рабочая группа | Рост профессионального мастерства педагогов ДОО |
3.3. | Создание банка идей (методической копилки из опыта и практики), в том числе в электронном формате. | сентябрь 2022 года - май 2023 года | Старший воспитатель, рабочая группа | Создание сборника методических материалов. |
3.4 | Корректировка программы (при необходимости) | сентябрь 2023 года | Старший воспитатель, рабочая группа | Корректировка программы |
4 Аналитический этап (рефлексивный) (сентябрь 2023 – май 2024 года) | ||||
4.1. | Проведение мониторинга образовательной деятельности ДОО по направлению «Наставничество в ДОО» | ноябрь - декабрь 2023 года | Старший воспитатель | Аналитическая справка |
4.2. | Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами, теоретическое осмысление полученных результатов с выходом на перспективу дальнейшей работы. | январь – март 2024года | Старший воспитатель, рабочая группа | Аналитическая справка. |
4.3. | Обобщение и распространение опыта по теме реализации Программы | сентябрь 2023 – май 2024 года. | Старший воспитатель, рабочая группа | Представление опыта работы ДОО |
Ресурсное обеспечение Проекта.
Для реализации Программы необходимо следующее организационное и методическое обеспечение:
- Программно-методическое обеспечение: Таб.4
№ п/п | Название технологии, пособия |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11) [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ | |
Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. – М.: Учитель, 2013. - 78 с |
- Материально-техническое обеспечение: Таб.5
№ п/п | Наименование | Количество |
Канцелярские товары | 100 шт. | |
Мультимедийная установка | 1 штука | |
Компьютер | 5 штук | |
Ноутбук | 5 штук | |
Магнитофон | 3 штуки | |
Интерактивная электронная доска с сенсорным экраном | 2 штуки | |
Интерактивная установка |
|
6.3 Вспомогательный материал:
- нормативные и методические документы:
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 126»
- книги и периодические печатные издания по повышению профессиональной компетентности педагогов;
- литература по проблемам возрастного развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
6.4Сопровождение Проекта.
Направление | Ответственный | Направление деятельности |
Административное сопровождение | Заведующий дошкольным образовательным учреждением. |
|
Методическое сопровождение | Старший воспитатель |
|
Психологическое сопровождение | Педагог-психолог |
|
Педагогическое сопровождение | Максимова Н.М. Шарова И.Ю. |
|
Таб.6
Ожидаемые результаты и социальный эффект.
Реализация Программы предполагает следующие результаты, продукты:
Педагоги:
- Будет обеспечен рост профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОО,
- Будет сформирована и внедрена модель наставничества в ДОО,
- Будет обеспечено развитие кадрового потенциала ДОО,
- Будут получены положительные результаты образовательной деятельности.
Результаты – продукты:
В рамках данного направления будет разработано учебно-методическое обеспечение:
- Модель наставничества в ДОО (Приложение 1);
- мониторинг образовательной деятельности ДОО по направлению «Наставничество в ДОО», диагностические материалы (анкеты, опросники и пр.) (Приложение 3);
- комплекс практического и методического материала (цикл практических заданий и др.).
7.1 Результативные параметры:
Мониторинг результатов реализации хода Программы ориентирован на определенные показатели:
При реализации Программы можно выделить следующие характеристики критериев:
Таб.7
Критерии | Содержание |
Общие |
|
Конкретные практические | В работу по реализации Программы включены субъекты образовательной деятельности: педагоги, профильные специалисты дошкольного образовательного учреждения, администрация ДОО. |
- Перспективы развития Проекта
Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов в ДОО:
- рост числа педагогических работников с высшим образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории;
- обобщение и распространение результативного педагогического опыта через педагогические конференции, мастер-классы, обучающие семинары;
- организация и апробирование сетевого взаимодействия по изучению опыта лучших педагогов;
- совершенствование адресности ресурсной поддержки и стимулирования образовательной и инновационной деятельности педагогов.
Развитие социального партнерства ДОО:
- определение приоритетов в межведомственном взаимодействии;
- реализация совместных проектов по направлению.
Квалификационный уровень педагогов.
Таб.11
Год | Всего педагогов | Высшая категория | 1 категория | Соответствие занимаемой должности | Без категории |
2022 | 20 | 10-15% | 27-42% | 7-10% | - |
2023 | 20 | 18-26% | 22-30% | 5-8% | - |
2024 | 20 | 19-29% | 21-32% | 4-9% | - |
Используемая литература:
- Аралова М.А. Формирование коллектива ДОО. Психологическое сопровождение.М.2007.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОО. М.2004.
- Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОО. М.2004. 5. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007, №2,3,4-2004.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11) [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/
5. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. – М.: Учитель, 2013. - 78 с
Глоссарий
Коучинг— «частный репетитор по профессии».
Тьютер - «домашний учитель, наставник, опекун».
Андрагог – «преподаватель, обучающий взрослых».
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.
Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет таким образом свои потребности, достигает цели.
Компетенция - содержательный компонент обучения.
Компетентность - свойство личности, определяющее ее способности к выполнению деятельности на основе сформированной компетентности.
Коммуникативная компетентность - владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, обычаев, традиций, этикета в сфере общения, ориентация в коммуникативных средствах.
Коммуникативная деятельность - процесс общения субъектов межличностного взаимодействия.
Образовательная область - совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности.
Система - это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.
Приложение
Приложение 1
Перспективное планирование по направлению «Наставничество в ДОО».
Приложение 2
Сроки | Мероприятие | Ответственные |
Сентябрь |
| Старший воспитатель Наставник |
Октябрь |
| Старший воспитатель Наставник |
Ноябрь |
| Старший воспитатель Наставник |
Декабрь |
| Старший воспитатель Наставник Музыкальный руководитель |
Январь |
| Старший воспитатель Наставник |
Февраль |
| Старший воспитатель Наставник |
Март |
| Старший воспитатель Наставник |
Апрель |
| Старший воспитатель Наставник Инструктор по ФИЗО |
Май |
| Старший воспитатель Наставник |
Приложение 3
Анкета
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ И АДАПТИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выбирайте номера тех вопросов, на которые вы даете положительный ответ, и записывайте их друг за другом в столбик.
- Умеете ли вы владеть собой в трудных или неприятных для вас жизненных ситуациях?
- Засыпаете ли вы одинаково легко, ложась спать в разное время суток?
- Вы всегда терпеливо и благожелательно слушаете ответ учащегося (студента), о котором знаете, что он все списал?
- Любите ли вы оживленную обстановку в аудитории?
- Охотно ли вы выступаете на собраниях, конференциях, семинарах?
- Используете ли вы нетрадиционные методы и приемы в учебно-воспитательной работе?
- Легко ли вы привыкаете к иному распорядку дня?
- Можете ли вы быстро сорганизоваться, собраться?
- Вы никогда не опаздывали на занятия?
- Можете ли вы выполнять работу в конце дня так же легко и свободно, как и в его начале?
- Способны ли вы заставить себя выполнять рискованное для вас действие?
- Можете ли вы не отказаться от своих намерений, если это не нравится руководству?
- Охотно ли вы участвуете в конкурсах, соревнованиях и т.п.?
- Легко ли вы переходите в течение дня от одного вида занятий к другому?
- Вы всегда твердо уверены, что справитесь с любым делом?
- Воздерживаетесь ли вы от вмешательства в спор, если понимаете, что лучше «не добавлять масла в огонь»?
- Легко ли вы восстанавливаете душевное равновесие после поражения?
- Быстро ли вы привыкаете к новому содержанию или новому месту работы?
- В состоянии ли вы долго ждать, например в очереди?
- Способны ли вы к риску в своей повседневной жизни?
- В состоянии ли вы, допустив ошибку, быстро собраться и исправить ее?
- Часто ли вам удается сдержать свой гнев?
- Вы всегда следуете рекомендациям руководства?
- Вы воздерживаетесь от того или иного действия до момента одобрения его со стороны руководства?
- Легко ли вы меняете методику и ритм работы?
- Хватает ли вам непродолжительного отдыха для восстановления сил?
- Умеете ли вы приспосабливаться к работе в неблагоприятных и сложных условиях?
- Хотите ли вы иметь опубликованные работы?
- Вы всегда прощаете людям их ошибки?
- Умеете ли вы, когда это требуется, приспособиться к окружающим?
- Имеете ли вы опубликованные работы?
- В состоянии ли вы работать длительное время без перерыва?
- Способны ли вы воздержаться во время спора от эмоциональных и неконкретных аргументов?
- Случалось ли вам вносить элементы новизны в работу по личной инициативе?
- Легко ли вы приспосабливаетесь к различным стилям работы ваших руководителей?
- Начинаете ли вы работать на занятиях сразу и в полную силу?
- Легко ли вам одновременно выполнять несколько действий (помогать учащемуся, слушать ответ и одновременно отвечать на вопросы и т.п.)?
- Можно ли вас спровоцировать на новое, неизвестное дело?
- Вам удается преодолеть накопившуюся усталость при входе на очередное занятие?
- Легко ли вы сходитесь с новыми коллегами по работе?
- Можете ли вы интенсивно работать продолжительное время?
- Добиваетесь ли вы на открытых занятиях более высокого результата, чем на обычных?
- Можете ли вы изменить уже принятое решение под влиянием мнения руководителя?
- Можно ли сказать, что вы исполнительный работник?
- Охотно ли вы выступаете на педсоветах, конференциях, родительских собраниях?
- Трудно ли вас вывести из равновесия?
- Быстро ли вы втягиваетесь в работу после некоторого перерыва (болезнь, каникулы, отпуск и т.п.)?
- Легко ли вы приспосабливаетесь к переменам в настроении начальства?
- Удается ли вам без особых усилий переносить длительную, монотонную работу?
- Легко ли вы осуществляете деятельность, требующую определенных усилий с вашей стороны?
- Вы всегда приходите на помощь коллеге?
- Удается ли вам, если этого требуют обстоятельства, сдерживать свою злость или раздражение?
- Способны ли вы преподавать в течение дня шесть—восемь часов подряд?
- Охотно ли вы меняете места развлечений и отдыха?
- В состоянии ли вы длительное время сосредотачивать внимание на выполнении какой-либо определенной задачи?
- Нравится ли вам состязаться со своими коллегами в профессиональной деятельности?
- Можете ли вы, если это нужно, быстро включиться в работу?
- Легко ли вы переходите к работе по новым учебным планам, пособиям и т.п.?
- Удается ли вам легко приспособиться к педагогическому контролю за вашей работой?
- Умеете ли вы поощрения за свою педагогическую деятельность?
- Умеете ли вы проявлять терпение и такт при общении с непонятливыми людьми?
- Можете ли вы всегда легко общаться с людьми, которых недолюбливаете?
- Вы всегда спокойно переносите свои поражения, неудачи и провалы?
- Способны ли вы быстро сосредоточиться перед предстоящими занятиями?
- Охотно ли вы вводите новые элементы в ход и методику занятий?
- В своей работе вы можете, в основном, обходиться без помощи других?
- Легко ли вам удается приспособиться к более медленному темпу работы, если это необходимо?
- Могут ли коллеги по работе, учащиеся (студенты) изменить ваше плохое настроение?
- Вы легко входите в контакт с новой аудиторией?
- Легко ли вы вступаете в разговор с попутчиками?
- В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важное решение?
- Решаетесь ли вы выступить против общепринятого мнения, если вам кажется, что вы правы?
- Быстро ли вы привыкаете к новому коллективу?
- Стимулирует ли вас неудача?
- В состоянии ли вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
- Способны ли вы быстро применить новое, узнав об интересном опыте?
- Быстро ли вы реагируете на происходящее на занятиях?
- Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?
- Вы всегда легко сохраняете спокойствие при долгом и утомительном ожидании чего-либо?
- Терпеливы ли вы при работе с медлительными людьми?
- Часто ли вы бываете уверены в своих силах?
- Любите ли вы менять места отдыха?
- Быстро ли вы приступаете к работе, получив новое указание администрации?
- Склонны ли вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?
- В состоянии ли вы воздержаться от замечаний коллегам по поводу недостатков в их работе?
- В состоянии ли вы быстро овладеть собой в тяжелые моменты вашей жизни?
- Терпеливы ли вы при общении с «трудными» учащимися (студентами)?
- Быстро ли вы просматриваете газеты, журналы, книги?
- В состоянии ли вы спокойно ждать опаздывающего звонка на занятия или с занятий?
- Соглашаетесь ли вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?
- Спокойно ли вы относитесь к неожиданным изменениям в расписании занятий, распорядке дня и т.д.?
- Охотно ли вы беретесь за деятельность, требующую настойчивости и упорства?
- Легко ли вы отходите от старых шаблонных методов в вашей работе?
- Умеете ли вы быстро восстановить свои силы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг, посвященный Дню космонавтики" для детей старшей возрастной группы "Через тернии к звездам"
Цель:Обогащение сознания детей новым содержанием, который способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий. Развивать познавательный...
Досуг "Через тернии к звездам", посвященный Дню космонавтики для детей старшей возрастной группы
Цель:Обогащение сознания детей новым содержанием, который способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий. Развивать познавательный...
Через тернии к звездам.
презентация...
Спортивное развлечение для старшей и подготовительной группы «Через тернии к звездам»
Цели: формировать умения двигательных умений и навыков, освоенные на занятиях физической культурой.Задачи:Закреплять умение перестраиваться в движении.Продолжать формировать ориентацию в пространстве....
Викторина "Через тернии к звездам"
Конспект викторины к дню космонавтики "Через тернии к звездам"...
Непосредственная образовательная деятельность "Путешествие "Через тернии к звездам"
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие Через тернии к звездамв » в подгото...
Выставка детско родительских работ на тему "Через тернии к звездам"
В преддверии всемирного дня авиации и космонавтики в нашем детском саду прошла выставка детско родительских работ "Через тернии к звездам" которая прошла 11.04.2022гг. Все родители нас очень...