картотека игр на развитие сенсорных способностей
картотека (младшая группа)
картотека игр на развитие сенсорных способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
«Посади бабочку на полянку».
Цель. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).
Материалы. 2 картонных круга (полянки) двух цветов (желтого, красного) и одинакового размера.
Ход игры.
Взрослый кладет перед ребенком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это ее домик». Берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это не ее цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь посадим бабочку на сою полянку». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: « Полянка желтого цвета и все бабочки желтого цвета».
«Угостим кукол».
Цель. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).
Материалы. Две куклы одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.
Ход игры.
Взрослый обращает внимание на кукол, которые пришли к нему в гости. « Куклы хотят, чтобы мы угостили их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай им свои чашки». Тоже самое педагог просит сделать с блюдцами и ложками, при затруднении использует метод сличения (такой – не такой).
«Построй домик».
Цель. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).
Материалы. Два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.
Ход игры.
Взрослый строит домики, затем говорит ребенку: « Смотри, какие получились домики! Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает крыши) и разрушил их. Построй такие же домики». При затруднении показать малышу, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами педагога: « У этого домика крыша такого же цвета, как домик (называет цвет), а у этого домика другая крыша, не такая (называет цвет).
«Катится – не катится».
Цель. Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.
Материалы. Деревянный желоб (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).
Ход игры.
Взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребенком и предлагает поиграть. Берет шарик, кладет на верхнюю часть и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри катится! А теперь ты бери", - предлагает ребенку взять с подноса любой предмет, помогает расположить его на верхней части желоба. При этом комментирует - катится или не катится предмет. В случаях затруднения педагог выполняет руками ребенка, обращает постоянно внимание (катится или не катится).
«Опусти игрушку в свой домик».
Цель. Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойства практическим способом.
Материалы. Две коробки: одна с круглой прорезью, вторая с квадратной; шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).
Ход игры.
Взрослый ставит перед ребенком две коробки, берет шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит такая, надо другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем предлагает малышу поочереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая внимание на соответствие формы прорези и предмета. По окончании игры достает из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: «Здесь все такие, круглые шарики. А здесь нет – не такие, здесь кубики».
«Собери пирамидку».
Цель. Закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).
Материалы. Две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шаров и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.
Ход игры.
Взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками. При этом обращает внимание малыша на то, что на одной подставке все предметы круглые – это шарики, а другой не такие – кубики.
«Волшебный мешочек».
Цель. Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.
Материалы. Мешочек, 2 шарика и 2 кубика одного размера и одного цвета.
Ход игры.
Взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Показывает второй кубик и дает малышу его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выделенное действие: « Ты достал такой же кубик». Задание повторяется с шариком.
«Брось шарик».
Цель. Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом, формировать ориентировку на величину.
Материалы. Бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.
Ход игры.
Взрослый показывает ребенку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действия малыша способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня. Ты взял большой шарик». После этого бросает его в бассейн и говорит: «брось свой шарик». По окончанию игры обобщает: «В бассейне все такие, большие, шарики».
«Спрячь мячик в коробочку».
Цель. Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, в овладению выявлением их свойств практическим способом.
Материалы. Два мячика одного цвета и разного размера, две коробки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.
Ход игры.
Взрослый дает ребенку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть ее подходящей крышкой. В случае затруднения. Показывает ребенку большой мячик в маленькую коробку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мяч большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем ее в большую».
«Какой мяч больше».
Цель. Учить детей различать понятия большой, маленький.
Материалы. Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход игры.
Взрослый стоит на расстоянии 2-3 метров от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он ошибается и принес маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом «большой» это или «маленький» мячи. Мячи снова произвольно перемешиваются, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже маленький мяч.
«Поручения».
Цель. Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия, совершенствовать понимание речи.
Материалы. Большие и маленькие собачки (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешки.
Ход игры.
Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания:
- большую собаку напои чаем из большой кружки (если ребенок ошибается, собака «рычит» или отворачивается, показывая свое недовольство. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки.);
- поставь матрешку рядом с красным мячом;
- маленькой собачке подари синий мячик;
- попляши вместе с куклой;
- возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
- большую собачку посади рядом с маленькой.
«Круг, квадрат».
Цель.
Материалы. 5 картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход игры.
Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешивая их на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки: «Вот такая – это квадрат, и такая – это круг». Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) – в другую сторону. Затем взрослый спрашивает у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили? Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые. Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры. Взрослый показывает в какой стороне лежат одни фигурки (квадраты), а в какой другие (круги), и предлагает ребенку из общего материала выбрать любую фигурку и положить ее к таким же кругам или квадратам. Чтобы проверить правильно ли выполнено задание, взрослый просит ребенка наложить свою фигурку на другую.
«Ниточки для шариков».
Цель. Учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.
Материалы. Воздушные шарики, вырезанные из картона круглой формы красного, желтого, зеленого, синего цвета.
Ход игры.
«Ребята, видите, какие шары воздушные я принесла. Они большие и круглые. У каждого шарика должна быть привязана веревочка такого же цвета». Воспитатель раздает веревочки детям и предлагает подобрать шарики такого же цвета. Воспитатель помогает сравнивать цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой», затем привяжите ленточки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Игры направлены на изучение у детей формы, цвета, развитие сенсорных эталонов...

Картотека Игры на развитие сенсорных способностей детей младшего возраста.
Цель данных игр: развитие сенсорных способностей детей (представлений о цвете, форме, величине)....

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Картотека игр для развития сенсорных способностей детей
Картотека игр...

Картотека игр на развитие сенсорных способностей
Игры на развития сенсорных способностей для родителей...