Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики»
материал

Япарова Зульфия Илдусовна

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры

в обучении дошкольников  основам математики»

Цель:

Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.

Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.

Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-6 лет.

Игры:

«Вылепи цифру»

«Составь фигуру» (с использованием «колумбово яйцо»)

«Гараж»

«Графический диктант»

Задача:

Развитие логического мышления, воображение, умственные способности; находить объект по заданным свойствам, развитие творческих и комбинаторных способностей, освоение классифицировать множества по двум-трём свойствам: цвет и форма, размер и форма; закреплять знания геометрических фигур; умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить.

Материал и оборудование: презентация, пластилин, дощечки для пластилина, листочки, ручки.

Ход:

Уважаемые коллеги!

Математика – наука хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно, без нее нам жизнь сложна.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Начиная работу, было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.

Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображение пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:

1. «Математический домик» - украшен цифрами

2. Домик для грамоты – буквами

3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.

4. Игрушка – здесь можно играть.

Воспитатель спрашивает ребенка:

«Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»

Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.

Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.

1. Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру». Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.

Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою. (4)

Эта циферка с секретом.

И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва,

Где в ней ноги, голова. (8)

Для детей это оказалось не так просто.

А теперь мы разделимся на две команды. Одна команда будут дети возраста 5 лет, другая – 6 лет. Для этого вы должны вытянуть карточки с цифрами от 1 до 6. Те, кому попадутся цифры 1,2,3 будут дети старшей группы, а кому попадутся цифры 4,5,6 будут дети подготовительной группы.

2. Вторая игра называется «Составь фигуру». Для этого мы будем использовать «Коломбово яйцо»

Фраза «Колумбово яйцо» означает неожиданно простой выход из затруднительного положения.

По преданию, когда Колумб рассказывал историю о том, как он открывал Америку, один из присутствующих сказал«Что может быть проще, чем открыть новую землю?» В ответ на это Колумб предложил ему простую задачу: как поставить яйцо на стол вертикально? Когда ни один из присутствующих не смог этого сделать, Колумб, взяв яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол, показав, что это действительно было просто.

Название "Колумбово яйцо" очень подходит к предлагаемой головоломке. В ней также приходится долго ломать голову над тем, как собрать из десяти кусочков яйца картинку, а полученное в результате изображение обычно бывает очень простым.

И так, для детей старшей группы «Ракета», для детей подготовительной группы «Бабочка». Ваша задача: составить изображение по схеме.

3. А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой.

Задания:

- Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (5)

- Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (4)

- Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (6)

- Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (2)

- Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (8)

4. Для детей подготовительной группы я предлагаю игры «Гараж». Игра подходит для отработки состава числа.

5. Ну и на конец самое интересное для детей – это конечно же графический диктант. Для всех он будет одинаковый.

-Возьмите карандаш, поставьте на точку.

1. От точки вверх 2 клетки.

2. По диагонали вверх, вправо 3 клетки.

3. 2 клетки вправо.

4. 10 клеток вниз.

5. 2 клетки влево.

6.8 клеток вверх.

7. 3 клетки по диагонали вниз, влево.

- Какая цифра у Вас получилась?

- Правильно, один. Я желаю Вам, чтобы в своей работе Вы всегда были первыми, и хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс:

«Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна»

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

Спасибо за участие.

                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на родительском собрании "Дидактическая игра как средство по сенсорному воспитанию ребенка дошкольника"мастер клас

Обаготить опыт в семье знаниями дидактических игр, способствующих сенсорному воспитанию ребенка....

Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики»

Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики»...

Консультация для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики».

В данной консультации говориться о том, что дидактические игры математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного мат...

Консультация для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики».

В данной консультации говорится, о том какие дидактические  игры используются для обучеия детей математике. Игры разделены на несколько групп: Игры с цыфрами и числами; Игры путешествие во времен...

Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики»

laquo;Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики»...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Консультация для педагогов "Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики"

Консультация для педагогов "Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики"...