Картотека пальчиковой гимнастики по темам для детей младшего дошкольного возраста.
картотека (младшая группа)

Баринова Любовь Владимировна

Уникальный комплекс упражнений для развития ребенка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, при помощи пальцев. Они являются важной частью работы по развитию мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пальчиковая гимнастика22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики

для дошкольников младшей группы.

 

Сентябрь.

«Осень»

Если листья пожелтели, (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Дождь холодный моросит, (Стучим пальцем)

Птицы к югу полетели, - (Изображаем крылья)

Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)

«Солнце»

Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу,

Руки так соединю. пальцы раздвинуты в стороны,

Это солнышко с лучами. пошевелить пальцами)

Рады все его теплу.

«Цветок»

У нас в саду расцвёл цветок. (Ладошки изображают бутон)

Чтоб стал красив он и высок, (Поднимаем «бутон» вверх)

Раскрыл на утро лепестки, (Раскрываем ладошки)

Должны работать корешки. (Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной

стороной»

«Дождь»

Дождь стучит в моё окно: (Сжимаем и разжимаем ладошки)

Кап – кап – кап. (Стучим пальчиком)

Время осени пришло, (Соединяем подушечки пальцев)

Так – так – так. (Хлопаем в ладоши)

Октябрь.

«Солнышко»

Солнышко в глазки (Образовать два кружка из больших и указ. пальцев)

Светит ребяткам.

Мы поиграем (Спрятаться за ладошками)

С солнышком в прятки.

«Грибы»

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

«Дождик»

Дождик, дождик, поливай – (Ударяем пальцем по ладони)

Будет хлеба каравай, (Показываем каравай, булки)

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

«Ножки»

Нарядили ножки (Показываем на сапожки)

В новые сапожки.

Вы шагайте, топайте, (Топаем)

По лужам не шлёпайте, (Грозим пальцем)

В грязь не заходите,

Сапожки новые не рвите.

Ноябрь.

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

«Деревья»

Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

«Зайка и ёжик»

Зайка ушки на макушке, (Показываем ушки зайки)

Скачет, скачет по опушке. (Скачем пальчиками)

А за ним колючий ёжик (Показываем ёжика)

Шёл по травке без дорожек.

«Два медведя»

Сидели два медведя (Действуем согласно тексту)

На тоненьком суку:

Один читал газету,

Другой молол муку.

Раз куку,

Два куку,

Оба шлёпнулись в муку.

Нос в муке,

Хвост в муке,

Уши м кислом молоке.

Декабрь.

«Зима»

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

«Выпал снег»

Выпал снег, идём гулять, (Опускаем ладони на колени, шагаем пальцами)

Будем снежный ком катать. (Катаем)

Ох, работа не легка –

Лепим мы снеговика. (Имитируем лепку снеговика)

«Ёлка»

Кисти мы соединяем, (Действуем согласно тексту)

Пальчики переплетаем.

Если так подержим долго,

То увидим – это ёлка.

«Новогодний праздник»

- Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

Январь.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре – (4 хлопка кулачками)

Мы с тобой снежок слепили – (лепят снежки)

Круглый – (касание соединенных пальцев)

Крепкий – (руки в «замок»)

Очень гладкий – (погладить кулачок ладошкой)

И совсем-совсем не сладкий – (грозят пальчиком)

Раз – подбросим – (ладошки вверх)

Два – поймаем – («пружинка» с хлопком в ладоши)

Три – уроним – (ладошки вниз)

И сломаем – (притоп)

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

И снежками мы кидались (имитируем движения по тексту)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«Рубим дрова»

Чтобы печку растопить, (Складываем пальцы в замок)

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки – (Имитируем действия дровосека)

Пусть тепло будет детишкам.

«Снежный ком»

Взяли дети белый ком, (Изображаем ком)

Будем строить снежный дом (Движения, изображающие лепку снежков)

Мы польем его водой, (Имитируем движения)

Домик будет ледяной

Ком за комом мы кладем, (Ставим кулачок на кулачок)

Вот и вылепили дом. (Рисуем в воздухе ладонями домик)

Февраль.

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

«Снеговик»

Вот – кулак и вот – кулак, (Сжимаем кулаки, поднимаем большие пальцы)

Их соединяю. (Кулаком правой руки обхватываем большой палец левой)

Снеговик чтоб получился,

Пальчик поднимаю.

«Кулачок»

Как сожму я кулачок (Действуем согласно тексту)

И поставлю на бочок.

Разожму ладошки,

Положу на ножки.

«Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идём. (Пальцы маршируют по столу.)

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь. (Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.)

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

Март.

«Весна»

Снова солнце в небе улыбается, (Раздвигаем и сдвигаем пальцы)

Снег растаял, ручейки звенят. (Опускаем ладони на колени, колокольчик)

И подснежник первый распускается, (Бутон из ладоней)

С юга птицы с песнями летят. (Машем ладошками)

«Тюльпан»

Ладошки мы соединили, (Действуем согласно тексту)

Потом немного округлили:

Тюльпан раскроет лепестки,

Его подарим маме мы.

«Помощник»

Топором дрова колю, (Имитируем действия топором, пилою, показываем

А потом пилой пилю. ладошки)

Отнесу их бабушке,

Пусть печёт оладушки.

«Большая стирка»

Буду маме помогать, (Действуем согласно тексту)

Буду сам бельё стирать.

Мылом мылю я носки,

Крепко трутся кулачки,

Сполосну носки я ловко

И повешу на верёвку.

Апрель.

«Приглашение»

На поляне дом стоит, (Показываем домик)

Ну а к дому путь закрыт. (Закрытые воротца из ладоней)

Мы ворота открываем (Раздвигаем ладони)

В этот домик приглашаем. (Машем ладошкой к себе)

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке, (Ладонь на кулаке)

Рядом стульчик у окошка, (Ладонь за кулаком)

Два бочонка под столом, (Два кулака)

Вот такой я видел дом. (Крыша из ладоней)

«За столом»

Бабушка очко надела, (Два колечка из пальцев к глазам)

У стола на стул присела, (Стол и стул из кулачка и ладони)

Только в книгу заглянула, (Показать ладони)

Улыбнулась и уснула. (Сложить ладони под щекой)

«Замок»

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог? (Постучали, друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили,

Потянули

И открыли! (Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны)

Май.

«Гроза»

Капли первые упали (слегка стучим двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков всех распугали. (внутреннюю сторону ладони опускаем вниз, пальцы слегка сгибаем и перебираем ими, показывая, как разбегаются пауки.)

Дождик застучал сильней, (стучим по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей (скрестив руки, ладони соединяем тыльной стороной, машем пальцами, сжатыми вместе)

Дождь лил как из ведра (сильнее стучим по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора (указательные и средние пальцы обеих рук изображают человечков разбегающихся)

В небе молния сверкает (рисуем в воздухе молнию)

Гром всё небо разрывает (барабаним кулаками по столу)

А потом из тучи солнце (ладони скрещиваются, пальцы растопырены)

Вновь посмотрит нам в оконце (касаемся указательными и большими пальцами обеих рук друг об друга)

«Светофор»

Помогает с давних пор

Верный друг наш – светофор (хлопают три раза в ладоши)

У него больших три глаза,

Не горят они все разом (показывают три пальца)

Если красный загорелся,

То нельзя переходить,

Надо ждать на тротуаре

И машины пропустить (поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе круг, качают головой, «крутят руль»)

Если жёлтый загорелся,

Значит, скоро мы пойдём (поднимают руки вверх и «рисуют» в воздухе второй круг)

Глаз зелёный загорелся –

Стоп, машины, мы идём (рисуют ещё один круг)

Мы дорогу перешли,

По делам своим пошли (маршируют)

Помогает с давних пор

Верный друг наш – светофор (хлопают три раза в ладоши)

«День Победы»

День Победы великой России (хлопаем в ладоши)

В майский день отмечает страна (показываем солнышко)

И огнями зелёными, синими (сжимаем и разжимаем кулачки)

Зажигают салют небеса (поднимаем руки вверх, пальцы на руках раздвинуты)

«Моя улица»

Это улица моя (хлопаем в ладоши)

Здесь высокие дома (показываем крыши)

Детский садик мой и школа -

Там учиться буду я (сдвигаем и раздвигаем пальчики)

Июнь.

«Лето наступает»

Вот и лето наступает (хлопки в ладоши)

Всех на отдых приглашает (сжимаем и разжимаем кулачки)

Будем плавать, загорать (имитируем движения)

И на даче отдыхать (показываем домик)

«Лето»

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

«Бутончик»

Солнце поднимается – (руки, сложенные в бутон, поднять вверх)

Бутончик распускается! (раскрыть ладони)

Солнышко садится –

Цветочек спать сложиться (вернуть в исходное положение)

«Бабочки»

Вот как бабочки летали

Крылышки у них порхали, (имитируем полёт бабочек руками)

Лапки цепкие трудились

На цветок они садились (опускаем руки на коленки, шевелить пальчиками)

Июль.

«Цветы»

Расцвели в саду цветы

Небывалой красоты (соединяем руки в бутон, раскрываем ладони)

К солнцу тянутся цветочки, (поднимаем руки вверх)

Пять волшебных лепесточков (показываем ладошки)

«Насекомые»

Насекомых надо знать: (сжимаем и разжимаем кулачки)

Муха, бабочка, пчела,

Муравей, комар, оса,

Шмель, кузнечик и сверчок… (загибаем пальчики)

И у каждого шесть ног! (хлопаем в ладоши)

«Козочка»

- Шел старик дорогою (идти пальчиками по стол)

- Нашел козу безрогую (показать пальчиками рога)

- Давай, коза, попрыгаем, (постучать пальчиками по столу)

- Ножками подрыгаем.

- А коза бодается, (снова показать рога)

- А старик ругается (погрозить пальчиком)

«Засолка капусты»

- Мы капусту рубим, рубим (показывать, как рубим капусту)

- Мы морковку трем, трем (показывать, как трем морковку)

- Мы капусту солим, солим (пальчики щепоткой-солим)

- Мы капусту мнем, мнем (ручками "мнем" капусту)

Август.

«Мои пальчики умеют»

Мои пальчики умеют (сжимаем и разжимаем кулачки)

Мяч ловить, бельё стирать,

Выжимать, бумагу клеить

И в тетради рисовать (действуем согласно тексту)

«Считаем пальчики»

Можешь пальцы сосчитать: (хлопаем в ладоши)

Один, два, три, четыре, пять (загибаем на правой руке)

Один, два, три, четыре, пять – (загибаем на левой руке)

Десять пальцев, пара рук –

Вот твоё богатство, друг! (показать ладошки, покрутить ими)

«Весёлые пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают и разжимают кулачки,

затем шевелят ими)

Пошли пальчики гулять,

Этот пальчик рыл песок, (загибают пальчики, начиная с большого)

Этот делал пирожок,

Этот с горки катался,

Этот в траве валялся,

Этот умницей был –

Хорошо говорил.

«Отдыхаем»

- Мы сегодня рисовали, (имитировать рисование)

- Наши пальчики устали, (сжимаем и разжимаем кулачки)

- Наши пальчики встряхнем, (встряхивать кистями)

- Рисовать опять начнем (снова имитировать рисование)

Литература:

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –М. : АСТ Астрель, 2006г

Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. – СПб. :КАРО, 2008г

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо,2005г

Ткачёва Т. А. Развитие мелкой моторики. – М. : Эесмо, 2007г

Сайты интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка....

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры очень популярны, это замечательный способ найти контакт с любым ребенком, развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо. А также они влияют на развитие речи....

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...

"Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмики для детей раннего дошкольного возраста"

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей установили, что уровень развития речи де...

Картотека пальчиковой гимнастики по ПДД для детей старшего дошкольного возраста

Картотека рекомендована к использованию воспитателям, учителям - логопедам, родителям детей старшего дошкольного возраста....