Консультация для родителей «Как снять эмоциональное напряжение у детей»
консультация

Попова Людмила Валерьевна

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольные учреждения (детский сад), различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредельны, занимаются с ним по учебной программе еще и дома и этим создают ему дополнительные психологические проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольные учреждения (детский сад), различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредельны, занимаются с ним по учебной программе еще и дома и этим создают ему дополнительные психологические проблемы.

   Нерациональное скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального напряжения. Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому помимо нормализации жизнедеятельности ребенка, так важно в работе с дошкольниками использовать и упражнения на релаксацию.

 

Психоэмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций.   Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Но длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости. В данном вопросе дети не исключение, маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения.

Признаки стрессового состояния малыша могут проявляться:

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной      агрессивности;

- в рассеянности, невнимательности;

- в беспокойстве и непоседливости;

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок  все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

- в проявлении упрямства;

- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников

- в игре с половыми органами;

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

- в повышенной тревожности;

- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы некоторые из них.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, так как это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует. Можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Важно научить  детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Что могут сделать родители?

Не так уж и мало:

- постараться услышать, как ребенок сигналит о своем напряжении,

- стараться уберечь от непосильных нагрузок,

- не пытаться оградить ребенка от всех стрессовых ситуации. Задача родителей в другом - выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым, и понимающим, где он может найти поддержку;

- оказывать поддержку и помощь в кризисных ситуациях, знать, к какому специалисту можно обратиться за помощью.

- научить доступным способам снятия избыточного стресса. Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация.  

Почти всем детям хорошо помогают справиться с напряжением игры с водой. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня – усталость, раздражение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри, играть с губками: смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов; просто дать 2-3 баночки, и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

Попробуйте исключить телевизор и компьютер из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг.

      Предлагаю Вашему вниманию релаксационные игры,  которые помогут снять психоэмоциональное напряжение у ребенка,  создать  у него положительные  эмоции, успокоят его.

 

Игра «Рвакля»: приготовьте ненужные газеты, журналы и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять и топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.


 Игра «Слон у папы на спине»: ребенок  лежа на животе, закрывает глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по его спинке, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по его спинке разных животных, кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести.

Игра «Сосулька» («Мороженое»): ребенок на ковре. Ему предлагается поиграть в мороженое. Взрослый   «Ты - мороженое. Тебя только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень.  Твои  ручки напряжены,  тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять.  Твое тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела...»

 Ребенку важно давать выход   эмоциям. Как Вы можете помочь ребенку:

1)Рисуйте пальчиковыми красками. Позвольте ребенку испачкаться и  смешивать краски. Найдите для этого дела большой лист бумаги, даже если это простая газета или кусок ненужных обоев. Масштабы для полета фантазии  и яркие краски на его теле пойдут ребенку на пользу.

2) Потанцуйте с ребенком под веселую песенку. Ритмичные движения как никогда позволят ребенку выплеснуть негатив.

 3) Решать проблемы вместе. Больше разговаривайте с ребенком о том, что его интересует или тревожит. Просите рассказать сон, или как прошло знакомство с новеньким в садике. Слушайте , что и как он говорит, что именно ребенку хочется до вас донести. Таким  образом  вы подарите ребенку чувство, что он любим, важен и нужен.

4) Компенсируйте эмоциональные нагрузки. Чаще устраивайте физкультминутки во время долгих занятий.  Физическая активность легко компенсируют эмоциональное напряжение за счет выработки гормонов счастья. Запишитесь в бассейн или танцы. Важно, чтобы эта деятельность нравилась самому ребенку.

5) Соблюдайте режим. Режим важно соблюдать даже в те дни, когда ребенок не находится в саду. Соблюдение режима приема пищи, сна и занятий способствует нормализации поведения ребенка, позволяет организму автоматически регулировать свои ресурсы.

6) Учите ребенка расслабляться. В частности учите глубокому дыханию, то есть не грудью, а животом; вдыхать носом, а выдыхать ртом.

7) Прививайте ребенку уверенность в себе. Говорите ему, что все будет хорошо. Что все проблемы временные и вы всегда будете рядом. Не скупитесь на комплименты и добрые слова. Говорите какой он хороший, добрый, щедрый и т.д.

8) Акцентируйте внимание на положительном. Поменьше говорите о неприятных моментах. Читайте добрые книжки, смотрите хорошие добрые мультики без страшилок и ужастиков.

9) Дарите объятия. Телесный контакт очень важен для ребенка и поможет успокоиться.

         Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам, если видите, что не можете помочь ребенку самостоятельно. Специалист подберет способ снять напряжение именно вашему ребенку, учитывая его особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как снять эмоциональное напряжение у ребенка после дня в детском саду"

Даже для самого общительного ребенка начало посещения детского сада -  это стресс. Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс?...

Консультация для родителей :Как снять эмоциональное напряжение у ребенка после дня в детском саду

Загруженность современных детей-дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, одна деятельность сменяет другую. Получая большое количество информации, дети устают как физически, т...

Консультация для родителей " Как снять эмоциональное напряжение после детского сада"

Консультация для родителей "Как снять эмоциональное напряжение после детского сада"...

Консультация для родителей «Как снять эмоциональное напряжение у ребенка после дня в детском саду».

laquo;Как снять эмоциональное напряжение у ребенка после дня в детском саду»....

Консультация для родителей «Как снять эмоциональное напряжение у ребенка после дня в детском саду»

Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже различными....