Профилактика эмоционального выгорания педагогов
материал

Шишкина Людмила Юрьевна
Цели: профилактика   психологического   здоровья   педагогов,   ознакомление
педагогов с приемами саморегуляции. Снятие эмоционального и мышечного
напряжения;   сплочение   педагогического   коллектива,   профилактика
профессионального   сгорания,   межличностных   и   профессиональных
конфликтов.
Задачи: знакомство   с   понятием   эмоционального   выгорания,   его
характеристиками;   определение   своего   отношения   к   профессии;   анализ
проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения
профессиональной   деятельностью;   снижение   уровня   эмоционального
выгорания педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

  Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

"ОБЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ!"

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Снятие эмоционального и мышечного напряжения; сплочение педагогического коллектива, профилактика профессионального сгорания, межличностных и профессиональных конфликтов.

Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Оборудование:    музыкальное сопровождение, фотоаппарат, мяч, зеркало, клубок ниток, карточки

Ход занятия

Вступительное слово:

Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своём тренинге по профилактики эмоционального выгорания педагогов.

      Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки - это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «синдром эмоционального выгорания».

Самый показательный симптом выгорания - это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям

«выгорание» – это достаточно длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно.

Упражнение «Знакомьтесь: Ха-хи-ха!» (мяч)
- Любой тренинг начинается со знакомства и приветствия членов группы. И сегодня у каждого из Вас есть такая возможность, но представимся мы не как обычно.
Представьтесь, пожалуйста, заменив все согласные буквы в вашем имени на букву Х. Произнесите его громко, по слогам, стараясь выдыхать воздух на каждом слоге.

Упражнение  «Я самая обаятельная и привлекательная!»


- Глядя в зеркало, произнесите  данную фразу с предложенной вам на листочках  интонацией (с восторгом, с легкой иронией, спокойно, удивленно, со строгостью, с трепетом, по-детски, с восхищением, с уважением, с нежностью, с убеждением, критично, ласково, весело, игриво). Зеркало передаем по кругу.

Упражнение » Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

- дети

- работа

- муж (жена)

- Я

- друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

1. Я

2. Муж (жена)

3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

Существует несколько факторов влияющие на эмоциональное выгорание:

- постоянное эмоциональное погружение в рабочий процесс в течение дня, т.е. невозможно оторваться, переключиться, дать себе минуточку отдохнуть и расслабиться в течение дня.

- второй фактор высокое эмоциональное напряжение и внутренний контроль, необходимость удерживать свои негативные эмоциональные реакции, возникающие во время рабочего процесса. Например в каких-то сложных и конфликтных ситуациях которые возникают у вас в общение с родителями , детьми или педагогами.

- третий фактор повышенная психологическая и юридическая ответственность за жизнь, здоровье и благополучие воспитанников.

- и четвёртый фактор частое изменение нормативов условий труда и методических предписаний в сфере дошкольного образования.

      А сейчас проведём  тест Тревера Повела « Как вы заботитесь о себе» 

Я вам задам ряд вопросов , и раздам карточки трёх цвётов (красную, зелёную, синею). Если вы согласны с утверждениями показываете зелёную, если не согласны красную, если затрудняетесь ответить синею.

Вопрос

1.

Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку

2.

Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться.

3.

Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным(ой).

4.

Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне.

5.

Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан.

6.

Каждый день я уверен(а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное.

7.

Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем.

8.

Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать.

9.

Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее.

10.

Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве.

11.

Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье.

12.

Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны.

13.

Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки.

14.

У меня есть время для занятий увлекательным хобби.

15.

Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться.

16.

Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем.

17.

Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%.

18.

Я могу сам(а) принимать решения, а не ждать советов окружающих.

19.

Я избегаю употребления наркотиков и табака.

20.

Я способен (на) признавать и доказывать другим свои достоинства.

Итого:

Спасибо за ответы, как вы догадались уже на большинство если вопросов  вы подняли зёленую карточку---то вы умеете заботиться о своём психологическом здоровье, и бережно относится к нему.

   Если синея карточка---как правило стараются заботиться о себе, но вы могли бы улучшить свой результат и заботу о себе.

   Если красная карточка чаще была в ответах---тут уже повод задуматься о том чтобы себе позволять чуточку больше чем вы позволяете на сегодняшний день.

Упражнение « Имя – профессиональное качество»

   Каждый  педагог передавая мяч по кругу  называет сначала своё имя, а затем профессиональное качество которое начинается на первую букву его имени. Например: Людмила - любознательная…Если затрудняетесь то берите вторую букву и т.д.

Упражнение – Методика «Диагностика стрессоустойчивость»

Инструкця: отметьте, пожалуйста, замечаете ли вы у себя появление следующих реакций по тем или иным поводам. И если отмечаете, то как часто.

1. Супружеские или семейные конфликты

3210

2. Вымещение агрессии на ком-либо

3210

3. Апатия

3210

4. Желание покинуть рабочее место

3210

5. Нежелание поддержать коллег

3210

6. Ощущение неспособности к труду

3210

7. Раздражительность

3210

8. Неспособность принимать решения

3210

9. Лихорадочная активность по ничтожным поводам

3210

10. Неспособность концентрироваться

3210

11. Чувство отчужденности

3210

12. Депрессия

3210

13. Сильные головные боли

3210

14. Чувство «вымотанности»

3210

15.Злость

3210

16. Состояние тревожности

3210

17. Бессонница, расстройства сна

3210

18.Чувство изолированности на работе

3210

19. Страх

3210

20. Чувство вины

3210

21. Переедание

3210

22. Повышенная чувствительность к критике

3210

23. Боли в спине

3210

3 -очень часто,    2 -время от времени,    1 - редко,      0 - никогда.

Часть II

Инструкция: отметьте, пожалуйста, насколько в напряженных ситуациях вам свойственны следующие реакции:

3 - в большой степени,

2 - в небольшой степени,

1 - незначительно,

0 - не свойственно.

1. Нервозность

2. Ухудшение самочувствия

3. Ухудшение результатов своей деятельности

4. Понижение работоспособности

5. Появление нехарактерных ошибок

6. Изменения в мимике (частые моргания, поднятие бровей, движения губ, «шмыгание» носом)

7. Изменение обычной, привычной позы

8. Изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение)

9. Изменения в речи

10.Ухудшение памяти (что-то забываю)

11. Ухудшение внимания (невнимательность)

12. Ухудшение мышления (замедление темпа мыслительной деятельности)

Обработка результатов

Подсчитайте суммарный показатель по двум частям методики и сравните результаты с критериями теста:

0-35 баллов - высокая стрессоустойчивость;

36-70 баллов - средняя стрессоустойчивость;

71-105 баллов - низкая стрессоустойчивость.

Упражнение на релаксацию « Мне хорошо»

Пришла пора отдохнуть. Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза, сделай те глубокий вдох и медленный  выдох. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

 «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Хорошо потянитесь. Сделайте глубокий вдох и выдох.

Упражнение «Ниточки благодарности»

Наш тренинг закончился. Я надеюсь, он вам понравился. Мне было приятно работать с вами.

А теперь я прошу вас высказать ваше мнение по поводу тренинга, тоже  не обычным способом. У меня в руках клубок ниток под названием коллектив.


- Участники тренинга передают друг другу (закрепляя ниточку на пальцах) клубок  с отзывами об увиденном, с пожеланиями и благодарностью за интересно проведенное время. В итоге должна получиться паутинка. Как только все присутствующие выскажутся (клубок должен вернуться к тому, кто начал первым вить паутинку), ведущий разрезает нить и обращается к участникам с просьбой взять с собой на память часть этой паутинки, как напоминание об этой приятной встрече

 «Памятка педагогу»        

  • Не позволяйте себе брать работу на дом!
  • Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности.
  • Прежде, чем поставить себе профессиональную цель, подумаете, насколько её реализация реальна (не слишком ли высока планка).
  • Чаще представляйте  себе образ успешного, конечного результата вашего труда.
  • Используете «паузы»  в работе.
  • Найдите время для себя – позволяйте себе «лениться» (ежедневно уделяйте СЕБЕ, не менее 2 ч.).
  • Чаще общайтесь с  единомышленниками.
  • Избегайте ненужной конкуренции.
  • Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем!
  • День, проведенный в насыщенном общении, компенсируйте полным одиночеством.
  • Наполняйте свою личную жизнь обществом, не связанным с работой.
  • Учитесь  конструктивному общению, учитесь говорить «НЕТ».
  • Поддерживайте физическую форму, занимаясь приятным  вам видом спорта.
  • Помните – смех продлевает жизнь!
  • Будьте оптимистами [10]!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...