Деловая игра для педагогов по развитию речевой активности у дошкольников
материал

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlovaks_salahovann_delovaya_igra.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ

В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает,

а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Д. Родари

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развитие коммуникативных качеств педагогов, умения работать в коллективе; уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речевой активности дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

Материалы и оборудование: два мольберта, маркеры, листы, ручки, лепестки ромашки (белые и зеленые), клей.

Всем известно, что современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Именно поэтому образовательная область «Речевое развитие», представленная в федеральном государственном образовательном стандарте, занимает важное место, где первостепенное значение имеет организация содержательной и востребованной детьми деятельности. Такой деятельностью является - игра.

Занимательный характер игры, повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей, имеющих речевые отклонения. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

Уважаемые коллеги, далее мы приглашаем ВАС на деловую игру, поделиться своими знаниями и умениями в области развития речевой активности дошкольников посредством игровой деятельности, а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Для этого, Вам необходимо разбиться на две команды, которые будут называться Гласные и Согласные буквы. Если Ваше имя начинается с гласной буквы, то вы в команде Гласные, а если с согласной, то вы в команде Согласные.

Итак, мы начинаем с разминки, я задаю вопросы, вы отвечаете на них по очереди каждая команда. За каждый правильный ответ, команда получает по 1 баллу.

1. Разминка: «На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!»

Вопросы для первой команды:

  • Общение является ведущим средством развития речи. (Да.)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
  • Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет.)
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)

Вопросы для второй команды:

  • Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет.)
  • Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
  • Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да.)
  • Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет.)

2. Задание «Ромашка»

Каждой команде предлагаем сорвать по одному лепестку с объяснением педагогического термина, обдумать его, и выбрать зелёный листок, который является ответом. Подобрав лепестки к листьям, мы заслушаем ваши определения.

1

Ответы:

1. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

2. Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.

3. Что мы понимаем под развитием речи ребенка? / Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

4. Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

5. Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).

6. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

7. Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

8. Что относится к словесным методам и приёмам обучения? (пояснение, рассказ, чтение, беседа).

9. Диагностика — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т. п. с помощью специально разработанных учебных методик.

10. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

11. Игра – активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности.

12. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста:

-формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

- Формировать грамматический строй речи.

- Развивать связную речь.

- Ознакомление с художественной литературой.

3. Задание «Программисты»

Для педагогов в зале задание на слайде – Соотнести программное содержание сюжетно-ролевых игр с возрастной группой детей.

1. Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. (От 2 до 3 лет.)

2. Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником. (От 3 до 4 лет.)

3. Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. (от 4 до 5 лет)

4. Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением. (От 5 до 7 лет.)

Побеждает команда, определившая правильно возрастную группу в программном содержании.

4. Задание Скороговорки

Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

• Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

• Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

5. Творческое задание

Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

• Для первой команды «У страха глаза велики».

• Для второй команды: «За двумя зайцами погонишься, ни одну не поймаешь».

6. Конкурс. Расшифруйте русские народные сказки

Команды получают карточки с заданием и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки:

кашечрохав («Хаврошечка»),

боклоко («Колобок»),

зоркомо («Морозко»),

очвокамйюд («Дюймовочка»),

дыродйом («Мойдодыр»),

гукароснеч («Снегурочка»),

комерет («Теремок»),

щеинакатар («Тараканище»),

акражих («Жихарка»).

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие развитию речевой активности детей.

Дайте свою оценку прошедшей игры.

Подведение итогов, награждение.

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов ДОУ «Ярмарка речевых игр»

Основные цели и задачи:Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания и обеспечению качества образования по коррекционно-развивающей работе с воспитанниками,...

Деловая игра для педагогов ДОУ по речевому развитию посредством квест-технологии "Успех каждого"

Данный материал могут использовать заместители, старшие воспитатели для формирования готовности педагогов к применению образовательной деятельности квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО...

Деловая игра для педагогов на тему: «Формирование активного словаря путем понимания лексического значения слов, развитие умений пользоваться способами словообразования»

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Но в начале все...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой ...

ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов на тему: «Двигательная активность на прогулках. Организация спортивных игр на прогулке»

Потребность в движении -  одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека...

Деловая игра для педагогов по теме «Речевое развитие дошкольников»

Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.Цель: повышение уровня ...