Картотека игр-занятий с дидактическим материалом в группе раннего возраста.
картотека (младшая группа)

Гилаева Миляуша Ильгизовна

Картотека дидактических игр на развитие творческого мышления и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Картотека игр-занятий с дидактическим материалом в группе раннего возраста

                                                                                                                                               

                                                                                                Подготовила:

                                                                                          Гилаева Миляуша Ильгизовна,

                                                                                                 воспитатель

                   

2022-2023 учебный год

Карточка№1

Знакомство с формой предметов.

Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами.

Обращать внимание детей на сенсорную характеристику игрушек вызывая эмоционально-положительный отклик. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: ведёрко, предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, кирпичик, грибочек, цилиндр, яичко, мячик; кукла Катя.

Ход игры:

Игровой приём - в гости к детям пришла кукла Катя и принесла с собой ведёрко. Пояснить, что в нём что-то есть. Демонстрация предметов. Знакомство с названиями предметов. Сверху в ведёрке должны лежать устойчивые предметы, снизу катающиеся.

Предложить ребёнку достать игрушку.

Воспитатель: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал её из ведёрка!»

Дать возможность каждому ребёнку достать предмет. Предоставить возможность детям рассмотреть кубик, поиграть им, обратить их внимание на то, что кубик стоит устойчиво, а мячик, цилиндр и яичко катится.

В процессе игры дети накладывают кубик на кирпичик, кубик на кубик и ставят на него пирамидку или грибочек. Предложить детям наложить один на другой круглый или овальный предметы, показать, что они не накладываются, но хорошо катаются.

Когда все предметы будут рассмотрены, сложить их в ведёрко. Вначале взрослый начинает убирать сам, затем подключает детей, далее предоставляет им инициативу.

Карточка№2

«Шарик в ложке»

Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.

Материал: ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.

Ход игры:

Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: посмотрите, дети, у меня в тарелочке красные вишенки. Возьму ложечку и наберу в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела? Косточку положу в стаканчик.

Дети давайте всех куколок накормим вишенками (дети кормят кукол).

Карточка№3

 «Собери цветок»

Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.

Материал:

цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

Ход игры:

Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).

Карточка№4

«Прищепки   в корзине»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки.

Материал: маленькие прищепки, корзинка (с тонкой ручкой).

Ход игры:

Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину

с прищепками. Воспитатель говорит: зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого   происходит обыгрывание.  Одну прищепку надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.

Карточка№5

«Громко — тихо».

Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Материал работы: Парные игрушки разных размеров: большая и маленькая машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход игры: Воспитатель показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Карточка№6

«Составь картинку»

Цель: учить детей составлять картинку целого предмета из двух - четырёх частей.

Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: - Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую.  – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: - Вот и получилось целое яблоко и т.п.

Карточка№7

«Разложи-ка кубики»

Цель: учить детей группировать объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.

Материал: большие и маленькие кубики красного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.

Карточка№8

  "Игра с воздушными шарами"

Цель: Научить детей использовать верёвочку для ловли воздушных шариков, получать удовлетворение от игровых действий. Закрепить понимание слов: шарики, поймай, держи. Воспитывать настойчивость.

Материал: воздушные шарики на верёвочках; Петрушка.

Ход игры:

Игровой приём - в гости к детям пришёл Петрушка и принес несколько разноцветных воздушных шариков. К шарам заранее привязать длинные верёвочки.

Рассмотреть шары, а затем как бы нечаянно выпустить их из рук. "Улетели шарики! Как достать их? ". Обратить внимание детей на то, что к шарикам привязаны верёвочки: "Сейчас поймаем шары, они теперь от нас не улетят - будем их за верёвочки держать! ".

Взять шары, раздать детям, сказать каждому ребёнку, чтобы он держал шар за верёвочку. На конце верёвочки для удобства можно сделать петлю. После того, как дети походят по комнате, держа шары за верёвочки, можно предложить им отпустить верёвочки, чтобы шарики полетели "высоко - высоко - к самому потолку". Повторить игру.

Карточка№9

«Подбери по цвету»

Цель: закреплять у детей умение   подбирать предметы по цвету.

Материал: у каждого ребенка карточка, разделенная на четыре клетки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, мелкие кубики тех же цветов.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: -Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.

Карточка№10

«Шнуровка»

Цель: развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля.

Материал: картонная карточка (можно в форме ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок.

 Ход игры:

Воспитатель показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте. В качестве усложнения предложить вышивание крест-накрест.

 

Карточка№11

 «Подбери блюдца к чашкам»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т.п.

Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.

Карточка№12

"Звени, колокольчик"

Цель: Учить детей пользоваться верёвочкой для вызывания звучания колокольчика. Стремиться вызвать эмоциональный отклик на звон колокольчика. Воспитывать направленность деятельности.

Материал: колокольчик; кукла Таня.

Ход игры:

Игровой приём - в гости к детям пришла кукла Таня и принесла детям колокольчик.

Подвесить колокольчик на видном и легкодоступном месте. Колокольчик должен висеть так, чтобы дети не смогли достать его рукой. К язычку колокольчика привязать верёвочку.

Показать детям, как дёргая за верёвочку, можно звонить в колокольчик.

Дать детям возможность поиграть с колокольчиком.

Карточка№13

«Поможем кукле Кате одеться на прогулку».

Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.

Материал: кукла с комплектом одежды.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону).  Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.

Карточка№14

 «Узнай и назови»

Цель: знакомить детей с круглой формой предмета.

Материал: помидор, яблоко, апельсин.

 Ход игры:

Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.

Карточка№15

«Найди детёныша»

Цель: учить находить детенышей домашних животных.

Материал: два вида картинок: мамы и их детеныши.

Ход игры:

Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова-му, кошечка-мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.

Карточка№16

«Найди свой домик»

Цель: учить детей ощупывать контур и отверстия фигур.

Материал: игра-панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям панно с отверстиями и вкладыши фигур. Пальчиком проводит по контуру отверстий панно и вкладышам фигур. Затем берет фигурку вкладыш, находит такое же отверстие на панно и вставляет его. Аналогично проводит действия со всеми фигурами вкладышами.

Карточка№17

           

«Грибочки по местам»

Цель: побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия и различать основные цвета.

Материал: небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков (по пять каждого цвета).

Ход игры:

Воспитатель показывает детям дощечку с грибами. Затем называет цвет квадратов и грибов. Освобождает дощечку от грибов и говорит, а теперь я поставлю грибочки по местам. И показывает, как это нужно сделать, поясняя свой рассказ. После этого раздает детям по пять грибов (одного цвета) и предлагает самим расположить грибы по местам и назвать их цвет.

Карточка№18

«Что звучит?»

Цель: совершенствовать навык дифференциации звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка), называть предмет и действие с ним.

Материал: ширма, молоток и два комплекта звучащих инструментов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей), и спрашивает, что это и как оно звучит.  Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают) и приносят такой же инструмент воспитателю.                  

Карточка№19

«Кто пришёл?»

Цель: формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.

Материал: карточка с изображением животных, ширма.

Ход игры:

Дети сидят полукругом, в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.

Карточка№20

Раскладывание больших и маленьких предметов на две группы.

Цель: Продолжать учить детей фиксировать внимание на величине предметов. Формировать умение пользоваться простейшими приёмами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине, при этом ориентироваться на слова: большой, маленький, такой, не такой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: деревянные прямоугольники, овалы и треугольники двух размеров: из расчёта по 5 больших и 5 маленьких на каждого ребёнка; кукла; мешочек.

Ход игры:

Игровой приём - кукла Маша принесла красивый мешочек.

Показать большие и маленькие прямоугольники, перемешать, назвать их игрушками. Пояснить, что они разные.

Предложить детям: такие игрушки (большие прямоугольники) класть в одну сторону, а вот такие (маленький прямоугольник) - в другую. Первые две пары взрослы группирует сам, а с третьей пары привлекает к этому детей.

Подозвать одного ребёнка, дать большой прямоугольник, предложить посмотреть, какой он, отыскать место, где лежат такие же игрушки, и положить их вместе. То же самое проделать с маленьким прямоугольником. Учить детей захватывать маленький предмет ладонью так, чтобы он "спрятался" в ней.

Как только дети справятся с одной парой предметов, предложить другой материал (большие и маленькие овалы или треугольники). На одном занятии дети могут группировать от двух до трёх видов однородного материала.

Карточка№21

«Соберем пирамидку»

Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей   находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец

Ход игры:

Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.

Карточка№22

«Подружи матрешек».

Цель: Учить детей разбирать и складывать трёхместную матрешку, ориентируясь на размер.

Формировать умение подбирать имя каждой матрешке.

Материал: Матрешки

Ход игры:

Воспитатель предлагает рассмотреть матрешек. Одна большая, другая -меньше, а третья -

самая маленькая. Затем дети раскрывают матрешек, располагают их части одна под другой. Это

помогает им соотнести детали при дальнейшем составлении предмета.

Карточка№23

«Узнай и назови» (одежда)

Цель: Учить детей называть предметы одежды; и для кого он предназначен.

Материал: Картинки с изображением одежды.

Ход игры: На столе лежат картинки на которых изображена одежда. Ребенок должен взять

картинку и назвать одежду (например-платье) и для кого она предназначена (штаны — дедушке,

шапка — папе).

Карточка№24

«Уложим куклу Айгуль спать».

Цель: Развивать у детей творческие способности: пение во время укладки куклы спать, напевая колыбельную песню.

Материал: Кукла в национальном костюме, кровать-качалка, одежда для кукол.

Ход игры. Кукла очень хочет спать, но ей не на что лечь. -Дети, давайте принесем кровать для

Айгуль (приносят кровать- качалку). Застилают бельем, кладут куклу в кровать

(перед этим последовательно раздевают, одевают пижаму, и начинают петь колыбельную).

Карточка№25

 «Кто как кричит?».

Цель: учить воспроизводить голоса собаки и кошки, петушка и курочки.

Материал: игрушки (собака, кошка, петушок, курочка).

Ход игры: Воспитатель читает и показывает соответствующие игрушки.

«Ку -ку-ре- ку,

кур разбужу.

Ко -ко-ко, я

яичко снесу.

Мяу-мяу-мяу, я

с яичком поиграю.

Гав-гав-гав, я

на кошечку полаю».

Прочитав стихотворение, воспитатель задает вопрос: «Как петушок кричит?" Как курочка

кудахчет?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сенсорных игр во 2 группе раннего возраста

Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Картотека общеразвивающих упражнений для детей группы раннего возраста (2 - 3 года)

Картотека общеразвивающих упражнений длязанятий физкультуры с детьми раннего возраста. Картотека созданна по метадическим разработкам Г. И. Винниковой (используемая литература: занятия с детьми 2...

Картотека сюжетно-ролевых игр для группы раннего возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр для группы раннего возраста...

Картотека подвижных игр во второй группе раннего возраста

В каждом маленьком ребенкеИ мальчишке и девчонкеЕсть по двести грамм взрывчаткиИли даже полкило!Должен он бежать и прыгатьВсе хватать, ногами дрыгатьА иначе он взорвется, трах-бабах !И нет его!Г.Остер...

Картотека подвижных игр во второй группе ранего возраста

Картотека подвижных игр во второй группе раннего возраста     Все захлопали в ладоши.Цель: Обучение простейшим движениям, умению сочетать свои действия с текстом песни.Ход игр...