Консультация для родителей по Адаптации
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей по Адаптации ребенка в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 802.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Адаптация ребенка к детскому саду».
Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет...
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Многие детки поначалу на удивление охотно идут в группу, достаточно легко переживают разлуку с мамочкой, но затем ревом и криками выражают свой протест. Конечно, встречаются малыши, которые не плачут и с радостью спешат к тетевоспитательнице. Но таких детей очень мало, у остальных привыкание затягивается на долгие месяцы.
Что такое адаптация?
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой
обстановке.
Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.
Две стороны адаптации: физическая и психологическая
Начав посещать детский сад, то есть место, в котором все для него ново (отсутствие близких рядом, свои правила, режим), малыш испытывает стресс. Ребенку необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть к незнакомым обстоятельствам. Специалисты разделяют процесс адаптации на физический и психологический компоненты.
Физическая адаптация включает в себя привыкание к :
- Режиму дня;
- Питанию;
- Прогулкам на новом месте.
К психологической адаптации относятся:
- Расставание с мамой (и другими близкими людьми);
- Постоянный контакт с большим количеством сверстников;
- Необходимость следовать новым правилам, слушать воспитателя;
- Привыкание к самостоятельности
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.
Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:
- происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т.д.);
- ухудшается сон и аппетит;
- ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;
- частые капризы, истерики по любому поводу.
Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.
Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.
Степени адаптации
Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.
Лёгкая степень:
Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:
- Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
- Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
- Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
- Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
- Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.
Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.
Средняя степень:
Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.
Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:
- Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
- Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
- Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
- Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
- Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.
Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.
Тяжёлая степень:
Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:
- Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
- Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
- Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
- Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
- Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.
- О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.
Этапы привыкания
Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.
1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.
2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.
3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.
Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Советы родителям по правильной адаптации ребенка к детскому саду:
1. Сформируйте у себя положительное отношение к детскому саду, настройте себя на то, что ребенку здесь будет хорошо, он будет окружен вниманием, он получит поддержку.
2. Избегайте любых негативных разговоров в семье о детском саде в присутствии ребенка, поскольку они могут сформировать у него негатив по отношению к посещению детского сада.
3. Создайте спокойный, бесконфликтный климат в семье.
4. Заранее позаботьтесь о том, чтобы распорядок дня ребенка дома был приближен к распорядку дня в детском саду (ранний подъем, время дневного сна, приема пищи, прогулки).
5. Ознакомьтесь с режимом питания и меню в детском саду.
6. Учите ребенка есть неперетертые блюда, пить из чашки, приучайте держать ложку.
7. Отучите ребенка от подгузников. Воспитывайте у него потребность проситься в туалет.
8. Учите ребенка узнавать свои вещи: белье, одежду, обувь, носовой платок.
9. Учите играть игрушками. Скажем, куклу можно кормить, баюкать, качать; пирамидку собирать, разбирать.
10. Приучайте ребенка после игры класть игрушки на место.
11. Поиграйте дома в детский сад с куклами: покормите их, почитайте сказку, поведите на прогулку, положите спать.
12. Воспитывайте у ребенка позитивный настрой и желание общаться с другими детьми.
13. Тренируйте систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
14. Подготовьте для малыша индивидуальные вещи: обувь и одежду для группы, 2-3 комплекта сменного белья, чешки для музыкальных занятий, носовой платок.
15. Сообщите медицинской сестре о состоянии здоровья вашего малыша.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
- На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада....

консультация для родителей "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"
Особенности адаптационного периода. Периоды адаптации....

Консультация для родителей "Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада"(1 младшая группа)
....

Консультация для родителей по адаптации
Консультация для родителей по адаптации вновь поступившим воспитанникам...

Консультация для родителей по адаптации детей на раннем возрасте.
Основной целью достижения положительного результата адаптации детей является предметно-развивающая среда, поэтому вашему вниманию предлагаю план по безболезненному пребыванию малышей в детском саду на...

Консультация для родителей.Успешная адаптация ребёнка в детском саду. Успешная адаптация ребёнка в детском саду.
Успешная адаптация ребёнка в детском саду. ...

Консультация для родителей "Успешная адаптация дошкольников с ОВЗ в руках родителей"
Консультация . Советы родителям, воспитывающих детей о ОВЗ, для успешной адаптации воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Проводится в рамках проекта ...