Картотека игр ТРИЗ
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данные игры используются как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе, и в самотоятельной игровой деятельности воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_triz.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 163»
Картотека игр ТРИЗ
Выполнила:
воспитатель Бобылева Мария Александровна
г. Ярославль, 2022г.
ТРИЗ - «теория решения изобретательских задач»
Цель ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, нестандартно и находить собственные решения.
Задачи ТРИЗ:
- развивать гибкость, подвижность мышления, поисковую активность, творческое воображение;
- учит связной, логически правильной, аргументированной речи;
- формирует навык содержательной оценки и самооценки.
Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.
Игры ТРИЗ, направленные на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, ведущий даёт им шуточные имена-дразнилки.
Прыгалка, пупырка, квакалка, нырялка и др.- … лягушка
Меховушка, погрызушка, норушка - … мышка.
Зубастик, серый, лапастый - … волк.
Косой, попрыгун, побегайка -…заяц.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки.
Игра «Шкатулка со сказками»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.
Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки или мешка. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
«Раньше-позже»
Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия «сегодня», «завтра», «вчера»… развивать речь, память.
Ход игры:
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
В: Мы сейчас с вами играем. А что было до того, как мы присели за стол?
Д: Мы завтракали.
В: А до этого?
«Где живет?»
Цель: на выявление над-системных связей, развивать речь, мышление.
Ход игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте — это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте — это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например, раздел «Живая и неживая система», то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.
В: Где живет медведь?
Д: В лесу, в зоопарке.
В: А еще?
Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.
Игры ТРИЗ, направленные на развитие критического мышления дошкольников.
Дидактическая игра «Теремок»
Цель игры: тренировать аналитическое мышление; закрепить знания о свойствах предметов.
Задачи игры: учить находить общее и различное между двумя объектами.
Необходимое оборудование: картинки с изображением различных предметов (пара предметов связанные между собой каким-либо свойством: дерево-бумага, бумага-ткань, металл-дерево, стекло-глина).
Ход игры. В условном теремке живет какое-то вещество (роль хозяина теремка выполняет воспитатель) или материал. Ребенок, исполняющий роль другого материала, стучится в теремок.
1-й ребенок: Тут-тук! Я бумага. Пусти меня в теремок.
Воспитатель: А я - дерево. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
1-й ребенок: Мы можем быть гладкими, а можем быть шероховатыми.
2-й ребенок: Тук-тук! Я стекло, пусти меня в теремок.
Воспитатель: А я – глина. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
2-й ребенок: Я – хрупкое, а ты - пластичная, я – прозрачное, а ты – нет.
Визуальные "данетки".
На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:
- Предмет лежит в правой половине стола? "Да".
- Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.
Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.
Игры ТРИЗ, направленные на развитие кооперации дошкольников.
Друдлы в командах.
Детям предлагается самостоятельно рисовать и дорисовывать по очереди. Например – первый участник нарисовали каракулю, а второй дорисовал ее до какого-то полноценного объекта и наоборот.
Помоги другу.
Цель игры: развитие партнерских отношений, взаимопомощи, умения работать в команде.
Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между двумя стульями расставлены крупные игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
Список использованной литературы и интернет-источников.
1.https://infourok.ru/master-klass-kommunikativnye-igry-s-ispolzovaniem-triz-tehnologii-5690534.html
4. https://trizway.com/art/pedtehnika/igry-v-triz-pedagogike.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека игр Триз
Картотека игр по развитию творческих способностей по технологии ТРИЗ...
Картотека игр ТРИЗ
Картотека игр ТРИЗ...
Картотека игр "ТРИЗ"
Игры для всех возрастных групп в ДОУ...
Картотека игр ТРИЗ-технологии
Уважаемые коллеги! В данной картотеке собраны интересные игры и упражнения ТРИЗ-технологии. Эти игры способствут развити у детей речи, мышления, воображения, памяти, а самое главное нестандартно...
Картотека игр ТРИЗ
В ФГОС уделяется большое внимание воспитанию нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя...
Картотека игр ТРИЗ
Консультация для педагогов ДОУ...
картотека игр ТРИЗ-технологии
В данной картотеке представлены игры для детей от 2х до 7 лет по разным направлениям (познавательное развитие: окружающий мир, ФЭМП и другие). Данные игры способствуют развитию логического мышле...