Картотека игр ТРИЗ
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мария Александровна Бобылева

Данные игры используются как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе, и в самотоятельной игровой деятельности воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_triz.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                        «Детский сад № 163»

               

           

                        Картотека игр ТРИЗ

           

                                                                 Выполнила:

                                                                 воспитатель Бобылева Мария Александровна

                                         

 

                                         г. Ярославль, 2022г.

ТРИЗ - «теория решения изобретательских задач» 

Цель ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, нестандартно и находить собственные решения.

Задачи ТРИЗ:

- развивать гибкость, подвижность мышления, поисковую активность, творческое воображение;

- учит связной, логически правильной, аргументированной речи;

- формирует навык содержательной оценки и самооценки.

Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада. 

Игры ТРИЗ, направленные на развитие коммуникативных навыков дошкольников.

                                                    Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, ведущий даёт им шуточные имена-дразнилки.
Прыгалка, пупырка, квакалка, нырялка и др.- … лягушка
Меховушка, погрызушка, норушка - … мышка.
Зубастик, серый, лапастый - … волк.

Косой, попрыгун, побегайка -…заяц.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки.

                                             Игра «Шкатулка со сказками»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.  
Содержание: Ведущий  предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки или мешка. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

«Раньше-позже»

Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия «сегодня», «завтра», «вчера»… развивать речь, память.

Ход игры:

Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.

В: Мы сейчас с вами играем. А что было до того, как мы присели за стол?

Д: Мы завтракали.

В: А до этого?

«Где живет?»

Цель: на выявление над-системных связей, развивать речь, мышление.

Ход игры:

Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте — это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте — это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!

В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например, раздел «Живая и неживая система», то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.

В: Где живет медведь?

Д: В лесу, в зоопарке.

В: А еще?

Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.

Игры ТРИЗ, направленные на развитие критического мышления дошкольников.

Дидактическая игра «Теремок»

Цель игры: тренировать аналитическое мышление; закрепить знания о свойствах предметов.

Задачи игры: учить находить общее и различное между двумя объектами.

Необходимое оборудование: картинки с изображением различных предметов (пара предметов связанные между собой каким-либо свойством: дерево-бумага, бумага-ткань, металл-дерево, стекло-глина).

Ход игры. В условном теремке живет какое-то вещество (роль хозяина теремка выполняет воспитатель) или материал. Ребенок, исполняющий роль другого материала, стучится в теремок.

1-й ребенок: Тут-тук! Я бумага. Пусти меня в теремок.

Воспитатель: А я - дерево. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.

1-й ребенок:  Мы можем быть гладкими, а можем быть шероховатыми.

2-й ребенок: Тук-тук! Я стекло, пусти меня в теремок.

Воспитатель: А я – глина. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

2-й ребенок: Я – хрупкое, а ты  - пластичная, я – прозрачное, а ты – нет.

                                               Визуальные "данетки".

На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:

- Предмет лежит в правой половине стола? "Да".

- Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.

Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

Игры ТРИЗ, направленные на развитие кооперации дошкольников.

Друдлы в командах.

Детям предлагается самостоятельно рисовать и дорисовывать по очереди. Например – первый участник нарисовали каракулю, а второй дорисовал ее до какого-то полноценного объекта и наоборот.

                                                           Помоги другу.

Цель игры: развитие партнерских отношений, взаимопомощи, умения работать в команде.

Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между двумя стульями расставлены крупные игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

Список использованной литературы и интернет-источников.

1.https://infourok.ru/master-klass-kommunikativnye-igry-s-ispolzovaniem-triz-tehnologii-5690534.html

2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/02/15/kartoteka-igry-po-tehnologii-triz-dlya-detey

3. https://multiurok.ru/blog/luchshie-razvivaiushchie-igry-dlia-detei-razvitie-kriticheskogo-myshleniia-u-detei.html

4. https://trizway.com/art/pedtehnika/igry-v-triz-pedagogike.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр Триз

Картотека игр по развитию творческих способностей по технологии ТРИЗ...

Картотека игр ТРИЗ

Картотека игр ТРИЗ...

Картотека игр "ТРИЗ"

Игры для всех возрастных групп  в ДОУ...

Картотека игр ТРИЗ-технологии

Уважаемые коллеги!  В данной картотеке собраны интересные игры и упражнения ТРИЗ-технологии. Эти игры способствут развити у детей речи, мышления, воображения, памяти, а самое главное нестандартно...

Картотека игр ТРИЗ

В  ФГОС уделяется большое внимание воспитанию нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом.  Но практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя...

Картотека игр ТРИЗ

Консультация для педагогов ДОУ...

картотека игр ТРИЗ-технологии

В данной картотеке представлены игры  для детей от 2х до 7 лет по разным направлениям (познавательное развитие: окружающий мир, ФЭМП и другие). Данные игры способствуют развитию логического мышле...