Вокальный кружок "Колокольчик"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Макарова Татьяна Васильевна

Задачи вокального кружка:

1. Формировать у детей певческие умения и навыки.

2. Развивать музыкальный слух, уметь определять высоту звуков, их длительность,направление мелодии. Научиться слышать себя и уметь исправлять ошибки в пении.

3. Помогать проявлять артистические способности детей при исполнении песен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalnaya_programma_dlya_detskogo_sada.docx56.81 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                              Утверждено

Директор МКУ ПДО                                          Заведующий МБДОУ д/с №17

«Красногорский                                                   _________  Косова М.В.

Методический центр»                                         «___ » ______ 20    г.                              

_________  

«__  » ______  20    г

     

Рабочая программа

дополнительного образования

«Колокольчики»

По направлению: художественно- эстетическое развитие

(вокал)

Возраст детей: с 4-х лет

Срок реализации: 1 год

                                     Составитель:

                                   музыкальный руководитель                                                          МБДОУ д/с № 17

                                             Макарова Татьяна Васильевна  

д. Путилково, 2017 г

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) адаптированная программа «Колокольчики» (вокал для дошкольников) является самостоятельным курсом (как дополнительное занятие) по выбору родителей.    

Направленность дополнительной образовательной программы.

Пение – важный и интересный вид музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития детей дошкольного возраста. Пение способствует развитию тембрового и динамического слуха, музыкального мышления. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение –психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева) и программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте дети имеют уже некоторый музыкальный опыт.

Общее развитие, совершенствование процессов высшей нервной

деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей дошкольного возраста не сильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

  Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 октавы. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Цель программы – формирование эстетической культуры

дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

 Задачи:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Обучить детей вокальным навыкам; 

 Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Привить навыки сценического поведения;
  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала; 

 Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;
  • Развить музыкальные способности детей;

 Коррекционные

  • Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.

Ожидаемый результат

Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя.

         Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

        Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.  

        Новизна программы «Колокольчики» заключается в следующем: программа (вокал) имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии, личностно- ориентированные на игровые технологии.

  Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных.

       Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, от 4-лет. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал.

Занимаясь вокалом, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.

Сроки реализации программы, формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 1год обучения.

В ходе реализации программы проводится групповая, индивидуальная работа (сольное пение).

  - пение под аккомпанемент

  - пение под фонограмму

Занятия проводятся с октября по май,64 занятия в год.

Форма занятий- групповая.

Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут.

Интеграция образовательных областей

- познавательное развитие (знакомство с музыкальными понятиями, стихами);

- речевое развитие (обогащение словаря детей специальными терминами);

- социально – коммуникативное развитие (формирование умения следовать устным инструкциям взрослого, расширение коммуникативных способностей детей, способствование созданию игровых ситуаций);

- физическое развитие (дыхательная гимнастика);

- художественно – эстетическое развитие (музыка, рисование).

Формы подведения итогов реализации программы.

Текущий контроль

- педагогическое наблюдение

Промежуточный контроль

-концерт для родителей и детей (по желанию ребенка)

-концерт (исполнение произведений для любимых игрушек игрушек)

Итоговый контроль

-гала-концерт

-итоговая-игра занятие по усвоению теории

-участие в конкурсах для дошкольников

Принципы:

-культуросообразности

-единство обучения и воспитания

-сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников

-общедоступность

-преемственность

-дифференциации и индивидуализации

- свобода выбора

-успешность

Методы:

-практический

-наглядный

-метод релаксации

-практические занятия

-занятия исследования

-работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий

-рассказ, беседа

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема

Количество часов

примечание

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Вводное

1

1

 «Музыкальная подготовка»

2

Развитие музыкального слуха

7

1

6

3

Развитие музыкальной памяти

6

1

5

4

Развитие чувства ритма

7

2

5

«Вокальная работа»

1

Прослушивание голосов

2

2

2

Певческая  установка.

Дыхание.

10

1

9

3

Распевание

10

1

9

4

Дикция

10

1

9

5

Работа  над репертуаром

11

1

10

Итого часов

64

9

55

Содержание программы

Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального пения. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.

 

Музыкальная подготовка   

Тема1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.

Тема2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
 
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.

Вокальная работа

Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Практическая, на примере знакомого ребенку музыкального материала.
 
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Практическая, игровая.

Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Практическая, игровая.
 
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
 

Тема 5. Работа над репертуаром.
Содержание.  Работа над эмоционально-выразительным исполнением,  поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Практическая.


Содержание деятельности.

Направление деятельности

Содержание деятельности (формы работы)

сроки

Информационно-методическое обеспечение

  1.  Изучение литературы
  2. Составление плана работы дополнительной образовательной деятельности .
  3. Мини-словарик для воспитанников «Помогай-ка»

В течение  года

Работа с детьми

  1. Распевание- как основа пения.
  2. Музыкально-дидактические игры.
  3. Речевые игры .
  4. Сюжетно-ролевые игры («Концерт по заявкам», «Угадай мелодию»).
  5. Слушание и восприятие вокального наследия.
  6. Выбор песенного репертуара.
  7. Подготовка песен- подарков мамам, папам, сотрудникам детского сада.  
  8. Концертная деятельность.

Согласно плану работы  

Сотрудничество с родителями

  1. Анкетирование родителей.
  2. Оснащение необходимыми концертными костюмами детей.
  3. Помощь в подготовке выступления детей на концерте, их посещение.

Декабрь

В течение года

Примерное тематическое планирование.

                                                                                         ОКТЯБРЬ

дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

 1нед.

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – знакомство с микрофоном

Вокально-певческая постановка корпуса

Л. Абелян  с.6-8 «Петь приятно и удобно» - слушание

«Листики летят», М. Сидорова – 3б вверх, вниз

«Осень»

 

Кап-кап-кап

Пальчиковая игра

«ПАУЧОК»

 2нед.

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – ласково

Вокально-певческая постановка корпуса

(сидя, стоя)

Л. Абелян  с.6-8 «Петь приятно и удобно» - 2 куплет, разучивание.

«Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз

«Осень»

 

Кап-кап-кап

Пальчиковая игра

«ПАУЧОК»

 3нед.

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – ласково

Вокально-певческая постановка корпуса

Л. Абелян  с.6-8 «Петь приятно и удобно» - закрепление

«Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз

«Осень»

 

Кап-кап-кап

Пальчиковая игра

«Хоровод»

 4нед.

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – ласково

Вокально-певческая постановка корпуса

Л. Абелян  с.6-8 «Петь приятно и удобно» - закрепление

«Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз

«Осень»

 

Кап-кап-кап

Пальчиковая игра

«Хоровод»


НОЯБРЬ

дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

 1нед.

Пропой имя мамы

«Дыхание».

Л. Абелян – с.4

«Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз

«Мы поём» - 3б вверх, вниз

«Листопад»

 

«Хомячок»

Спокойные и бодрые пальчики

 2нед.

Пропой имя мамы

«Дыхание. Дыхательная гимнастика».

«Хор и дирижер»

1-2-3

Л. Абелян – с.4-5

«Мы поём» - 3б вверх, вниз

«Без слов» - исполняется закрытым ртом

«Листопад»

 

«Хомячок»

 

Спокойные и бодрые пальчики

 3нед.

Пропой имя игрушки

«Дыхательная гимнастика».

«Хор и дирижер»

1-2-3-4

Л. Абелян – с. 5

«Мы поём» - 3б вверх, вниз

«Без слов» - исполняется закрытым ртом

«Листопад»

 

«Хомячок»

 

 

Пальчиковая игра

«Согревалка»

 4нед.

Пропой имя игрушки

«Дыхательная гимнастика».

«Хор и дирижер»

1-2-3-4-5

Л. Абелян – с. 5

«Мы поём» - 3б вверх, вниз

«Без слов» - исполняется закрытым ртом

«Листопад»

 

«Хомячок»

 

 

Пальчиковая игра

«Согревалка»

 

ДЕКАБРЬ

дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

 1нед.

Поздоровайся с кем хочешь

«Как беречь голос».

Л. Абелян с.9

«Без слов» - исполняется закрытым ртом

«Пою себе»

Серебристые снежинки.

 

Зимняя песенка

Пальчиковая игра

«Пароход»

 

 

 2нед.

Поздоровайся с кем хочешь

«Как беречь голос».

Л. Абелян с.9

«Я красиво петь могу - слушание»

«Пою себе»

«Гармошка»

Серебристые снежинки.

 

Зимняя песенка

Пальчиковая игра

«Пароход»

 

 

3нед. 

Поздоровайся, с кем хочешь

«Как беречь голос».

Л. Абелян с.9

 «Я красиво петь могу»

«Пою себе»

«Гармошка»

Серебристые снежинки.

 

Зимняя песенка

Пальчиковая игра

«Облака»

 4нед.

Поздоровайся, с кем хочешь

«Как беречь голос».

Л. Абелян с.9

 «Я красиво петь могу»

«Пою себе»

«Гармошка»

Серебристые снежинки.

 

Зимняя песенка

Пальчиковая игра

«Облака»

 

ЯНВАРЬ

дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

1нед. 

Вот иду я вверх

«Звукообразование и звуковедение»

Л. Абелян с.11

Бубенчики

Хоровод

В новогоднем лесу.

Пальчиковая игра

«Сороконожки»

 2нед.

Вот иду я вверх

«Звукообразование и звуковедение»

Л. Абелян с.11

Бубенчики

Хоровод

В новогоднем лесу

Пальчиковая игра

«Сороконожки»

 3нед.

Вот иду я вверх

«Звукообразование и звуковедение»

Л. Абелян с.11-13

«Песенка про гласные»

Бубенчики

Хоровод

В новогоднем лесу

Пальчиковая игра

«Зима»

 4нед.

Вот иду я вверх

«Звукообразование и звуковедение»

Л. Абелян с.11-13

«Песенка про гласные»

Бубенчики

Хоровод

В новогоднем лесу

Пальчиковая игра

«Зима»

  

ФЕВРАЛЬ

дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

 1нед.

Здороваемся с хлопками

«Формирование качества звука. Интонация»

Л. Абелян с.14-15

«Баю бай» р.н.п.

Лиса по лесу ходила

Пин и Гвин

 

 

Пальчиковая игра

«Домик»

 2нед.

Здороваемся с хлопками

«Формирование качества звука. Интонация»

Л. Абелян с.15-16

«Птичка-синичка»

Лиса по лесу ходила

Пин и Гвин

Пальчиковая игра

«Домик»

 3нед.

Здороваемся с хлопками

«Формирование качества звука. Интонация»

Л. Абелян с.16-17

«Динь-дон»

Скок - поскок

Тик -так

Пальчиковая игра

«Аленка –Маленка»

 4нед

Здороваемся с хлопками

«Формирование качества звука. Интонация»

Л. Абелян с.17-18

«Вопрос-ответ» - игра на развитие песенного творчества

Скок - поскок

Тик -так

Пальчиковая игра

«Аленка –Маленка»


МАРТ

дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

 1нед.

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18

Как под наши ворота

Веснушки

По весенней,

по воде.

Сколько птиц?

Пальчиковая игра.

 2нед.

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21

«Песенка про дикцию»

Как под наши ворота

Веснушки

По весенней,

по воде.

Сколько птиц?

Пальчиковая игра.

 3нед

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21

«Песенка про дикцию», скороговорки

Музыкальное  эхо

Веснушки

По весенней,

по воде.

Пальчиковая игра

Что принес нам почтальон?

 4нед

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.21-22, скороговорки

Музыкальное  эхо

Веснушки

 

По весенней,

по воде.

Пальчиковая игра

 

Что принес нам почтальон?

  

АПРЕЛЬ

дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

 1нед

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Выразительность исполнения».

Л. Абелян

«Пой со мной»

«Это я»

Песенка «Бабочек»

«Убежало молоко»

Пальчиковая игра

«Есть игрушки у меня»

 2нед.

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Выразительность исполнения».

Л. Абелян

 

«Пой со мной»

«Это я»

Песенка «Бабочек»

«Убежало молоко»

Пальчиковая игра

«Есть игрушки у меня»

 3нед.

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Выразительность исполнения».

Л. Абелян

«Пой со мной»

«Это я»

Песенка «Бабочек»

«Убежало молоко»

Пальчиковая игра

«Сидит белка на тележке»

 4нед.

Пение с показом рукой высоты звучания.

«Выразительность исполнения».

Л. Абелян

 

«Пой со мной»

«Это я»

Песенка «Бабочек»

 

«Убежало молоко»

Пальчиковая игра

«Сидит белка на тележке»

                                                                                                       

МАЙ

дата

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

 1нед.

«Пропой своё имя»

«Что такое звук? Звуки шумовые и музыкальные»

«Ветер»

«Как кричит крокодил» А. Усачев

Повторение разученных песен

 

Пальчиковая игра

« Паучки»

 2нед.

«Пропой своё имя ласково»

«Что такое звук? Звуки шумовые и музыкальные»

Почему всё звучит?

«Ветер»

«Как кричит крокодил» А. Усачев

Повторение

Пройденного материала

Пальчиковая игра

«Паучок»

 3нед.

«Поздоровайся с соседом справа»

Почему всё звучит?

Откуда берётся голос?

«Ветер»

«Как кричит крокодил» А. Усачев

 

Закрепление репертуара

Пальчиковая игра

«Туча и дождик»

 4нед.

«Поздоровайся с соседом справа»

Почему всё звучит?

Откуда берётся голос?

«Ветер»

«Как кричит крокодил» А. Усачев

 

 

Отчетный концерт

 

Методическое обеспечение программы

Особенности работы педагога

Программа включает важные направления и принципы работы педагога в развитии вокальных способностей детей дошкольного возраста:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

 В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

  • выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

  • постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

  • умение найти близкую или высокую позицию,

которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

  • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить      

согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования   гласных:

  • гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

  • гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата,   головного резонатора;

  • «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

 К слуховым навыкам можно отнести:

  • слуховой самоконтроль;

 • слуховое внимание;

 • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

 • представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

      Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

 • выразительностью мимики лица;

 • выражением глаз;

 • выразительностью движения и жестов;

 • тембровой окраской голоса:

 • динамическими оттенками и особенностью фразировки;

 • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

       Певческое дыхание. Ребенок,обучающийся пению осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Структура занятия.

1. Распевание.

Работая над вокальными навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий . Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями,

которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

ДИАГНОСТИКА

уровня   развития   певческих   умений

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

0

н

с

в

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с  (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

Условия реализации программы

Для того, чтобы научить детей в ДОУ правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях,
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Формы подведения итогов реализации программы, являются педагогические наблюдения, концертные выступления.

Материальное обеспечение программы.

  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, ноутбук, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
  • песенный репертуар

Методическое обеспечение программы.

 

Наглядные пособия: портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами.

Нотная литература: детские песни, распевки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
  3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
  5. Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
  6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
  7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
  8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
  9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
  10. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
  11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  12.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  13.  Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.

      14    Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное

             Воспитание. М., 1940, №11.

Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пение как средство развития вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Презентация на городском методическом обьединении музыкальных руководителей ДОУ Мертвищевой О.Г....

Развитие вокально-певческих навыков на занятиях вокального кружка

В данном материале  представлены методы и приемы работы над вокально-певческими навыками на занятиях вокального кружка в нашем детском саду...

Конспект тематического занятия «Формы овладения детьми вокальными навыками и ознакомления с различными видами вокального исполнения (хор, солисты, ансамбль)»

Задачи в развитии:- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на родные песни;- Развитие мышления, внимания, памяти;- Помочь детям чисто, правильно и выразительно исполнять песни естественным голос...