Вокальный кружок "Колокольчик"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Задачи вокального кружка:
1. Формировать у детей певческие умения и навыки.
2. Развивать музыкальный слух, уметь определять высоту звуков, их длительность,направление мелодии. Научиться слышать себя и уметь исправлять ошибки в пении.
3. Помогать проявлять артистические способности детей при исполнении песен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokalnaya_programma_dlya_detskogo_sada.docx | 56.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено
Директор МКУ ПДО Заведующий МБДОУ д/с №17
«Красногорский _________ Косова М.В.
Методический центр» «___ » ______ 20 г.
_________
«__ » ______ 20 г
Рабочая программа
дополнительного образования
«Колокольчики»
По направлению: художественно- эстетическое развитие
(вокал)
Возраст детей: с 4-х лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 17
Макарова Татьяна Васильевна
д. Путилково, 2017 г
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) адаптированная программа «Колокольчики» (вокал для дошкольников) является самостоятельным курсом (как дополнительное занятие) по выбору родителей.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Пение – важный и интересный вид музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития детей дошкольного возраста. Пение способствует развитию тембрового и динамического слуха, музыкального мышления. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение –психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева) и программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте дети имеют уже некоторый музыкальный опыт.
Общее развитие, совершенствование процессов высшей нервной
деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей дошкольного возраста не сильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 октавы. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Цель программы – формирование эстетической культуры
дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
- Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Ожидаемый результат
Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Новизна программы «Колокольчики» заключается в следующем: программа (вокал) имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии, личностно- ориентированные на игровые технологии.
Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, от 4-лет. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал.
Занимаясь вокалом, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 1год обучения.
В ходе реализации программы проводится групповая, индивидуальная работа (сольное пение).
- пение под аккомпанемент
- пение под фонограмму
Занятия проводятся с октября по май,64 занятия в год.
Форма занятий- групповая.
Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут.
Интеграция образовательных областей
- познавательное развитие (знакомство с музыкальными понятиями, стихами);
- речевое развитие (обогащение словаря детей специальными терминами);
- социально – коммуникативное развитие (формирование умения следовать устным инструкциям взрослого, расширение коммуникативных способностей детей, способствование созданию игровых ситуаций);
- физическое развитие (дыхательная гимнастика);
- художественно – эстетическое развитие (музыка, рисование).
Формы подведения итогов реализации программы.
Текущий контроль
- педагогическое наблюдение
Промежуточный контроль
-концерт для родителей и детей (по желанию ребенка)
-концерт (исполнение произведений для любимых игрушек игрушек)
Итоговый контроль
-гала-концерт
-итоговая-игра занятие по усвоению теории
-участие в конкурсах для дошкольников
Принципы:
-культуросообразности
-единство обучения и воспитания
-сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников
-общедоступность
-преемственность
-дифференциации и индивидуализации
- свобода выбора
-успешность
Методы:
-практический
-наглядный
-метод релаксации
-практические занятия
-занятия исследования
-работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий
-рассказ, беседа
Учебно-тематический план:
№ п/п | Тема | Количество часов | примечание | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | |||
1 | Вводное | 1 | 1 | ||
«Музыкальная подготовка» | |||||
2 | Развитие музыкального слуха | 7 | 1 | 6 | |
3 | Развитие музыкальной памяти | 6 | 1 | 5 | |
4 | Развитие чувства ритма | 7 | 2 | 5 | |
«Вокальная работа» | |||||
1 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | ||
2 | Певческая установка. Дыхание. | 10 | 1 | 9 | |
3 | Распевание | 10 | 1 | 9 | |
4 | Дикция | 10 | 1 | 9 | |
5 | Работа над репертуаром | 11 | 1 | 10 | |
Итого часов | 64 | 9 | 55 |
Содержание программы
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального пения. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкальная подготовка
Тема1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокальная работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Практическая, на примере знакомого ребенку музыкального материала.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа над репертуаром.
Содержание. Работа над эмоционально-выразительным исполнением, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Практическая.
Содержание деятельности.
Направление деятельности | Содержание деятельности (формы работы) | сроки |
Информационно-методическое обеспечение |
| В течение года |
Работа с детьми |
| Согласно плану работы |
Сотрудничество с родителями |
| Декабрь В течение года |
Примерное тематическое планирование.
ОКТЯБРЬ
дата | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра | |
1нед. | «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – знакомство с микрофоном | Вокально-певческая постановка корпуса Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - слушание | «Листики летят», М. Сидорова – 3б вверх, вниз | «Осень»
Кап-кап-кап | Пальчиковая игра «ПАУЧОК» | |
2нед. | «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – ласково | Вокально-певческая постановка корпуса (сидя, стоя) Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - 2 куплет, разучивание. | «Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз | «Осень»
Кап-кап-кап | Пальчиковая игра «ПАУЧОК» | |
3нед. | «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – ласково | Вокально-певческая постановка корпуса Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - закрепление | «Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз | «Осень»
Кап-кап-кап | Пальчиковая игра «Хоровод» | |
4нед. | «Давайте познакомимся» Пропой своё имя – ласково | Вокально-певческая постановка корпуса Л. Абелян с.6-8 «Петь приятно и удобно» - закрепление | «Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз | «Осень»
Кап-кап-кап | Пальчиковая игра «Хоровод» |
НОЯБРЬ
дата | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
1нед. | Пропой имя мамы | «Дыхание». Л. Абелян – с.4 | «Считалочка»М. Сидорова – 3б вверх, вниз «Мы поём» - 3б вверх, вниз | «Листопад»
«Хомячок» | Спокойные и бодрые пальчики |
2нед. | Пропой имя мамы | «Дыхание. Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер» 1-2-3 Л. Абелян – с.4-5 | «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Без слов» - исполняется закрытым ртом | «Листопад»
«Хомячок»
| Спокойные и бодрые пальчики |
3нед. | Пропой имя игрушки | «Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер» 1-2-3-4 Л. Абелян – с. 5 | «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Без слов» - исполняется закрытым ртом | «Листопад»
«Хомячок»
| Пальчиковая игра «Согревалка» |
4нед. | Пропой имя игрушки | «Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер» 1-2-3-4-5 Л. Абелян – с. 5 | «Мы поём» - 3б вверх, вниз «Без слов» - исполняется закрытым ртом | «Листопад»
«Хомячок»
| Пальчиковая игра «Согревалка» |
ДЕКАБРЬ
дата | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
1нед. | Поздоровайся с кем хочешь | «Как беречь голос». Л. Абелян с.9 | «Без слов» - исполняется закрытым ртом «Пою себе» | Серебристые снежинки.
Зимняя песенка | Пальчиковая игра «Пароход»
|
2нед. | Поздоровайся с кем хочешь | «Как беречь голос». Л. Абелян с.9 «Я красиво петь могу - слушание» | «Пою себе» «Гармошка» | Серебристые снежинки.
Зимняя песенка | Пальчиковая игра «Пароход»
|
3нед. | Поздоровайся, с кем хочешь | «Как беречь голос». Л. Абелян с.9 «Я красиво петь могу» | «Пою себе» «Гармошка» | Серебристые снежинки.
Зимняя песенка | Пальчиковая игра «Облака» |
4нед. | Поздоровайся, с кем хочешь | «Как беречь голос». Л. Абелян с.9 «Я красиво петь могу» | «Пою себе» «Гармошка» | Серебристые снежинки.
Зимняя песенка | Пальчиковая игра «Облака» |
ЯНВАРЬ
дата | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
1нед. | Вот иду я вверх | «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11 | Бубенчики | Хоровод В новогоднем лесу. | Пальчиковая игра «Сороконожки» |
2нед. | Вот иду я вверх | «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11 | Бубенчики | Хоровод В новогоднем лесу | Пальчиковая игра «Сороконожки» |
3нед. | Вот иду я вверх | «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11-13 «Песенка про гласные» | Бубенчики | Хоровод В новогоднем лесу | Пальчиковая игра «Зима» |
4нед. | Вот иду я вверх | «Звукообразование и звуковедение» Л. Абелян с.11-13 «Песенка про гласные» | Бубенчики | Хоровод В новогоднем лесу | Пальчиковая игра «Зима» |
ФЕВРАЛЬ
дата | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
1нед. | Здороваемся с хлопками | «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян с.14-15 «Баю бай» р.н.п. | Лиса по лесу ходила | Пин и Гвин
| Пальчиковая игра «Домик» |
2нед. | Здороваемся с хлопками | «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян с.15-16 «Птичка-синичка» | Лиса по лесу ходила | Пин и Гвин | Пальчиковая игра «Домик» |
3нед. | Здороваемся с хлопками | «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян с.16-17 «Динь-дон» | Скок - поскок | Тик -так | Пальчиковая игра «Аленка –Маленка» |
4нед | Здороваемся с хлопками | «Формирование качества звука. Интонация» Л. Абелян с.17-18 «Вопрос-ответ» - игра на развитие песенного творчества | Скок - поскок | Тик -так | Пальчиковая игра «Аленка –Маленка» |
МАРТ
дата | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
1нед. | Пение с показом рукой высоты звучания. | «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18 | Как под наши ворота | Веснушки По весенней, по воде. | Сколько птиц? Пальчиковая игра. |
2нед. | Пение с показом рукой высоты звучания. | «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21 «Песенка про дикцию» | Как под наши ворота | Веснушки По весенней, по воде. | Сколько птиц? Пальчиковая игра. |
3нед | Пение с показом рукой высоты звучания. | «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.18-21 «Песенка про дикцию», скороговорки | Музыкальное эхо | Веснушки По весенней, по воде. | Пальчиковая игра Что принес нам почтальон? |
4нед | Пение с показом рукой высоты звучания. | «Дикция, артикуляция, слово». Л. Абелян с.21-22, скороговорки | Музыкальное эхо | Веснушки
По весенней, по воде. | Пальчиковая игра
Что принес нам почтальон? |
АПРЕЛЬ
дата | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
1нед | Пение с показом рукой высоты звучания. | «Выразительность исполнения». Л. Абелян | «Пой со мной» «Это я» | Песенка «Бабочек» «Убежало молоко» | Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня» |
2нед. | Пение с показом рукой высоты звучания. | «Выразительность исполнения». Л. Абелян
| «Пой со мной» «Это я» | Песенка «Бабочек» «Убежало молоко» | Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня» |
3нед. | Пение с показом рукой высоты звучания. | «Выразительность исполнения». Л. Абелян | «Пой со мной» «Это я» | Песенка «Бабочек» «Убежало молоко» | Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке» |
4нед. | Пение с показом рукой высоты звучания. | «Выразительность исполнения». Л. Абелян
| «Пой со мной» «Это я» | Песенка «Бабочек»
«Убежало молоко» | Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке» |
МАЙ
дата | приветствие | муз. грамотность | распевание | пение | муз. игра |
1нед. | «Пропой своё имя» | «Что такое звук? Звуки шумовые и музыкальные» | «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев | Повторение разученных песен
| Пальчиковая игра « Паучки» |
2нед. | «Пропой своё имя ласково» | «Что такое звук? Звуки шумовые и музыкальные» Почему всё звучит? | «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев | Повторение Пройденного материала | Пальчиковая игра «Паучок» |
3нед. | «Поздоровайся с соседом справа» | Почему всё звучит? Откуда берётся голос? | «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев |
Закрепление репертуара | Пальчиковая игра «Туча и дождик» |
4нед. | «Поздоровайся с соседом справа» | Почему всё звучит? Откуда берётся голос? | «Ветер» «Как кричит крокодил» А. Усачев |
Отчетный концерт |
|
Методическое обеспечение программы
Особенности работы педагога
Программа включает важные направления и принципы работы педагога в развитии вокальных способностей детей дошкольного возраста:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию,
которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить
согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок,обучающийся пению осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Структура занятия.
1. Распевание.
Работая над вокальными навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий . Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями,
которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
ДИАГНОСТИКА
уровня развития певческих умений
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
0 | н | с | в | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | ||||
3. | Умение импровизировать | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5. | Навыки выразительной дикции |
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Условия реализации программы
Для того, чтобы научить детей в ДОУ правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях,
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Формы подведения итогов реализации программы, являются педагогические наблюдения, концертные выступления.
Материальное обеспечение программы.
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, ноутбук, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
- песенный репертуар
Методическое обеспечение программы.
Наглядные пособия: портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами.
Нотная литература: детские песни, распевки.
ЛИТЕРАТУРА
- Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
- Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
- Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
- Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
- Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
14 Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное
Воспитание. М., 1940, №11.
Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пение как средство развития вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Презентация на городском методическом обьединении музыкальных руководителей ДОУ Мертвищевой О.Г....
Развитие вокально-певческих навыков на занятиях вокального кружка
В данном материале представлены методы и приемы работы над вокально-певческими навыками на занятиях вокального кружка в нашем детском саду...
Конспект тематического занятия «Формы овладения детьми вокальными навыками и ознакомления с различными видами вокального исполнения (хор, солисты, ансамбль)»
Задачи в развитии:- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на родные песни;- Развитие мышления, внимания, памяти;- Помочь детям чисто, правильно и выразительно исполнять песни естественным голос...
"Вокально-двигательные разминки как средство развития вокально-хоровых навыков дошкольников в соответствии с ФГОС ДО""
Выстпуление на заседании творческой мастерской...
Проект "Вокальные упражнения и дыхательная гимнастика как средства развития вокальной деятельности дошкольников"
Данный материал может быть интересен музыкальным руководителям....
2018г. 8 Открытый районный фестиваль- конкурс детского вокального творчества народов Севера « Снегирёк» номинация «Эстрадный вокал» ансамбль (очное) Вокальный ансамбль "Брусничка" Диплом 2 степени
Музыкальный руководитель: Магомедова Оксана Изамутдиновна...
2019г Городской вокальный конкурс «Поющее детство» номинация «Вокальный ансамбль» Ансамбль "Карамельки" Диплом 1 степени
Музыкальный руководитель: Магомедова Оксана Изамутдиновна...