Сюжетно – ролевая игра как средство социализации и профориентации детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Бессонова Наталья Николаевна

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своѐм будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в дошкольном образовании особое значение приобретают вопросы раннего трудового ориентирования детей. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека.

 Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Сюжетно – ролевая игра как средство социализации и профориентации

детей  дошкольного возраста

2 слайд

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своѐм будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

3  слайд 

ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в дошкольном образовании особое значение приобретают вопросы раннего трудового ориентирования детей. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека.

4  слайд 

 Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. 

Что такое профессиональная ориентация? ( на слайде)

Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям

5  слайд 

Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в современном обществе.  Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказок узнают о разных профессиях.

6 , 7  слайд 

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

Через игру и на этапе подготовки игры появляется интерес к разным
профессиям. В играх есть возможность воспитывать уважение к
трудовому усилию, показать полезность результата труда для
окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и
труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, умение планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение  справедливо разрешать спорные вопросы.

Совместная деятельность: Просмотр презентаций «В мире профессий», онлайн экскурсии, онлайн встречи; изготовление атрибутов для игры( витамины для аптеки, печенья для кафе и магазина, конфеты для магазина; корм для животных фермы и др.)

8 Слайд

Для детей игра:

• составляет основное содержание жизни;

 • выступает как ведущая деятельность;

• тесно переплетается с трудом и учением;

 • в игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает;

• в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

9, 10 Слайд

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество

Основным стержнем сюжетно-ролевой игры является Роль.

Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.) .(9 слайд)

Сюжет игры -это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями.(10 слайд - кафе)Был повар, потом официант подключился, затем пришли посетители

11 слайд  Введение новых ролей

В старшем дошкольном возрасте совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, врач, водитель). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей. В ходе профориентационных  сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей: вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты; вводить в игру новые роли-специальности  (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос); расширять набор сюжетов для игр ( «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

Так у нас в парикмахерской появилась уборщица; В супермаркете – кладовщик, водитель, грузчик; в поликлинике – медсестра (делает прививку, измеряет температуру, пишет рецепты и справки)

Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. Дети с удовольствием играют, проявляют большую заинтересованность, активность, самостоятельность, инициативу, творчество.

12 слайд Супермаркет «Пятерочка»

 

 Одна из любимых детских игр – Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» , которая носит обучающий и познавательный характер – особенно, если у ребёнка есть необходимые для реалистичной игры в «супермаркет» аксессуары: товары, денежные знаки, «монеты» и «купюры»,а также касса — отличное дополнение для игры!

При ознакомлении с игрой «Супермаркет», рассмотрели « закулисье»: в супермаркете не только продавец - покупатель. От куда берется товар на полках, кто управляет маркетом. Какие профессии задействованы в магазине, какие товары. Здесь водитель, который привозит товар, грузчики- разгружают на склад, кладовщик- принимает, продавец- консультант раскладывает на полки, кассир – отпускает товар покупателям.

Проигрывая различные жизненные ситуации, дети готовы идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружескую атмосферу. В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность.

13 , 14 Слайд   «Добрый доктор Айболит»,Сколько разных докторов

Сюжетно – ролевая игра «Больница» - творческая игра, которая позволяет ребенку выразить свои фантастические желания, свои мечты. Здесь ребенку открывается широкий простор для проявлений творчества, активности и смекалки, фантазии, любознательности, для самореализации.

Мы узнали, что доктор Айболит – это врач- ветеренар, он лечит животных. Дети с удовольствием обыгрывают ситуации из произведения Чуковского.

Узнали, что врач, который лечит зубы- стоматолог, детский врач – педиатр, а лор – специалист по ушам, горлу и носу ,хирург проводит операции.

Дети с удовольствием играют, проявляют большую заинтересованность, активность, самостоятельность, инициативу, творчество. Дети по собственной инициативе активно обмениваются ролевыми высказываниями, беседа стала интересная и длительная, обогатился словарь детей.

15,16,17,18,19 слайды  Работа с родителями, законными представителями

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь

 

15,16 слайд «Профессии наших родителей»

Мной создана презентация «Профессии наших родителей» и альбом с профессиями родителей. Выяснилось, что в нашей группе много родителей медиков – родители Ксении ( семья медиков), есть династия – папа и дедушка Кирилла, мама у Милены медсестра

17 слайд «С папой на работу»

 

18 слайд «Мы вместе с мамой»

В парикмахерской, аптеке, магазине.

19 «Дерево профессии рода»

Родители Ксении изготовили родовое дерево «Профессии нашего рода»

20 Слайд

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Профориентация дошкольников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, а игры по профориентации – это первые шаги к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации и ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Бессонова Наталья Николаевна

Слайд 2

Удивительная страна Детство!

Слайд 4

Что такое профессиональная ориентация Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям

Слайд 5

Книги и карточки «Профессии»

Слайд 6

Работа по ранней профориентации –совместная деятельность педагога с детьми

Слайд 7

Самостоятельная деятельность детей

Слайд 8

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем» В.А. Сухомлинский Для детей игра: • составляет основное содержание жизни; • выступает как ведущая деятельность; • тесно переплетается с трудом и учением; • в игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; • в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Слайд 9

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста .

Слайд 10

Детское кафе

Слайд 11

Введение новых ролей

Слайд 12

Супермаркет «Пятерочка»

Слайд 13

Добрый доктор Айболит

Слайд 14

Сколько разных докторов

Слайд 15

Профессии наших родителей

Слайд 16

Профессии наших родителей Родители - медицинские работники

Слайд 17

С папой на работу

Слайд 18

Социальная ситуация развития

Слайд 19

«Профессии нашего рода»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.Сюжетно-ролевая игра в классифи...

Консультация для педагогов на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста"

Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию...