Сюжетно – ролевая игра как средство социализации и профориентации детей дошкольного возраста
учебно-методический материал
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своѐм будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в дошкольном образовании особое значение приобретают вопросы раннего трудового ориентирования детей. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_.docx | 25.78 КБ |
syuzhetno_-_rolevaya_igra_kak_sredstvo_sotsializatsii_i_ranney_proforientatsii_-_kopiya.ppt | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Сюжетно – ролевая игра как средство социализации и профориентации
детей дошкольного возраста
2 слайд
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своѐм будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
3 слайд
ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в дошкольном образовании особое значение приобретают вопросы раннего трудового ориентирования детей. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека.
4 слайд
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Что такое профессиональная ориентация? ( на слайде)
Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям
5 слайд
Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в современном обществе. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказок узнают о разных профессиях.
6 , 7 слайд
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Через игру и на этапе подготовки игры появляется интерес к разным
профессиям. В играх есть возможность воспитывать уважение к
трудовому усилию, показать полезность результата труда для
окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и
труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, умение планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Совместная деятельность: Просмотр презентаций «В мире профессий», онлайн экскурсии, онлайн встречи; изготовление атрибутов для игры( витамины для аптеки, печенья для кафе и магазина, конфеты для магазина; корм для животных фермы и др.)
8 Слайд
Для детей игра:
• составляет основное содержание жизни;
• выступает как ведущая деятельность;
• тесно переплетается с трудом и учением;
• в игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает;
• в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
9, 10 Слайд
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество
Основным стержнем сюжетно-ролевой игры является Роль.
Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.) .(9 слайд)
Сюжет игры -это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями.(10 слайд - кафе)Был повар, потом официант подключился, затем пришли посетители
11 слайд Введение новых ролей
В старшем дошкольном возрасте совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, врач, водитель). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей: вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты; вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос); расширять набор сюжетов для игр ( «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).
Так у нас в парикмахерской появилась уборщица; В супермаркете – кладовщик, водитель, грузчик; в поликлинике – медсестра (делает прививку, измеряет температуру, пишет рецепты и справки)
Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. Дети с удовольствием играют, проявляют большую заинтересованность, активность, самостоятельность, инициативу, творчество.
12 слайд Супермаркет «Пятерочка»
Одна из любимых детских игр – Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» , которая носит обучающий и познавательный характер – особенно, если у ребёнка есть необходимые для реалистичной игры в «супермаркет» аксессуары: товары, денежные знаки, «монеты» и «купюры»,а также касса — отличное дополнение для игры!
При ознакомлении с игрой «Супермаркет», рассмотрели « закулисье»: в супермаркете не только продавец - покупатель. От куда берется товар на полках, кто управляет маркетом. Какие профессии задействованы в магазине, какие товары. Здесь водитель, который привозит товар, грузчики- разгружают на склад, кладовщик- принимает, продавец- консультант раскладывает на полки, кассир – отпускает товар покупателям.
Проигрывая различные жизненные ситуации, дети готовы идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружескую атмосферу. В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность.
13 , 14 Слайд «Добрый доктор Айболит»,Сколько разных докторов
Сюжетно – ролевая игра «Больница» - творческая игра, которая позволяет ребенку выразить свои фантастические желания, свои мечты. Здесь ребенку открывается широкий простор для проявлений творчества, активности и смекалки, фантазии, любознательности, для самореализации.
Мы узнали, что доктор Айболит – это врач- ветеренар, он лечит животных. Дети с удовольствием обыгрывают ситуации из произведения Чуковского.
Узнали, что врач, который лечит зубы- стоматолог, детский врач – педиатр, а лор – специалист по ушам, горлу и носу ,хирург проводит операции.
Дети с удовольствием играют, проявляют большую заинтересованность, активность, самостоятельность, инициативу, творчество. Дети по собственной инициативе активно обмениваются ролевыми высказываниями, беседа стала интересная и длительная, обогатился словарь детей.
15,16,17,18,19 слайды Работа с родителями, законными представителями
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь
15,16 слайд «Профессии наших родителей»
Мной создана презентация «Профессии наших родителей» и альбом с профессиями родителей. Выяснилось, что в нашей группе много родителей медиков – родители Ксении ( семья медиков), есть династия – папа и дедушка Кирилла, мама у Милены медсестра
17 слайд «С папой на работу»
18 слайд «Мы вместе с мамой»
В парикмахерской, аптеке, магазине.
19 «Дерево профессии рода»
Родители Ксении изготовили родовое дерево «Профессии нашего рода»
20 Слайд
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
Профориентация дошкольников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, а игры по профориентации – это первые шаги к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Удивительная страна Детство!
Что такое профессиональная ориентация Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям
Книги и карточки «Профессии»
Работа по ранней профориентации –совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем» В.А. Сухомлинский Для детей игра: • составляет основное содержание жизни; • выступает как ведущая деятельность; • тесно переплетается с трудом и учением; • в игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; • в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста .
Детское кафе
Введение новых ролей
Супермаркет «Пятерочка»
Добрый доктор Айболит
Сколько разных докторов
Профессии наших родителей
Профессии наших родителей Родители - медицинские работники
С папой на работу
Социальная ситуация развития
«Профессии нашего рода»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....
«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.Сюжетно-ролевая игра в классифи...
Сюжетно- ролевые игры как средство социализации детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов....
«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Памятка для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей детских садов...
консультация для педагогов : «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста»
косультация для педагогов...
Консультация для педагогов на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста"
Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию...
- Мне нравится (1)