Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Казакова Наталья Борисовна

Консультация для родителей  «Кризис детей 3-х лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Кризис детей 3-х лет»

Важные изменения в сфере самостоятельности происходит к трем годам. В раннем возрасте изменяется отношение ребёнка к людям, предметам, самому себе. Ребёнок стремится к самостоятельности, проявляя себя как личность. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное действие – это такое действие, к которому ребёнок относится как своему, им самим производимому: «Я буду рисовать», «Я буду гулять», « Я буду умываться».

      Если взрослый не перестроит  своё отношение к ребёнку, не организует деловое сотрудничество, если он демонстрирует своё превосходство, то возникает  негативное поведение, характерное для кризиса 3 лет.

Кризис – это взросление, перестройка психики маленького человека. Кризис трёх лет – важный шаг в развитии и становлении личности ребёнка (новообразования). Что же это за новообразования? Ребёнок отделяет себя от окружающих, он  сравнивает  себя с другими - появляется самосознание. В три года младший дошкольник начинает осознавать себя отдельной личностью. У него есть свои желания, которые он стремится реализовать. Появляется гордость за свои достижения, происходит развитие подлинной самостоятельности. Это и есть  важное новообразование данного периода.

  Появляется некое расхождение – ребенок начинает осознавать себя как большой, но родители все еще ведут себя с ним, как с маленьким. Это заставляет его бунтовать, доказывать свою самостоятельность.

Психологи считают, что, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем кризис проявляется ярче и острее. В это момент поведение малыша резко меняется. Появляется фраза «Я сам». Также есть желания: «я хочу» или «я не хочу».

В психологии имеется такой термин «Семизвездие кризиса», для ребёнка характерны такие симптомы как:  

1.Негативизм 2. Упрямство 3. Строптивость 4. Своеволие 5. Протест-бунт 6.Обесценивание 7. Деспотизм или ревность.

                                    Рассмотрим каждое явление кризиса.

      Негативизм - это когда ребёнок не хочет что-нибудь делать лишь только потому, что это сказал взрослый. Надо быть очень внимательным к своему ребёнку. Дети отличные манипуляторы, быстро узнают слабые места взрослых   и начинают «проверять» их на прочность. Нужно, как бы   не было трудно, сохранять спокойствие. Можно предложить ребёнку игру, и через неё решить данную проблему. Ребёнок не хочет есть, можно предложить покормить ещё и куклу, которая составит ему компанию. Родители должны помнить, что проявление негативизма - это появление собственного мнения. А это совсем неплохо. Наказывать за это ребёнка нельзя, можно предоставить право выбора.

 Упрямство-это реакция ребёнка, когда он настаивает на своём требовании, не потому что этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал. Например, ребенок в магазине просит куклу. Надо рассказать ему, что сейчас у мамы нет денег, чтобы приобрести такую дорогую вещь. Объяснять надо спокойно, доступным для малыша языком.

Строптивость-реакция ребёнка, направленная против установленных для него правил, против образа жизни. Если это ваш случай, задумайтесь! Нужно что-то поменять. Для начала перестаньте делать за ребёнком то,  что он сам в состоянии сделать. Предоставьте ему возможность научиться застегивать одежду самому, раздеваться, выполнять простые действия по дому. Разрешите малышу  положить ложки на стол для ужина. Не бойтесь перемен.     

Своеволие-это желание полностью быть самостоятельным, всё сам. Как быть в этом случае? Постарайтесь по возможности предоставить самостоятельность, объяснив ребёнку, что он всё делает сам, и вы только чуть-чуть ему помогли. Если ребёнок будет встречаться с постоянными запретами, он будет проявлять бурную реакцию. Либо потеряет желание что – то делать самостоятельно. А мы понимаем, что это значит.

Протест-бунт, когда всё в поведении ребенка носит протестующий характер, направленное против окружающего мира. Надо помочь ребенку справиться с такой энергией, сделайте вместе то, что у него не получается.

Обесценивание - ребенок начинает ругаться   с родителями, дразнить их. Он хочет стать автором своей жизни, перестает быть подчиняемым. Это не значит, что взрослые должны это приветствовать. Надо показывать, что необходимо проявлять уважение к старшим, формировать силу воли. Образцом становятся отношения внутри семьи, социализация ребёнка в обществе. Ребёнку нужно показать, как можно делать и  как никогда нельзя - табу.

Деспотизм или ревность может проявляться к младшим братьям и сёстрам. Ребёнку надо объяснить, что все дети равны, и всех вы очень любите. Ребёнку всегда нужно объяснять - что можно, что нельзя. Не всё может быть дозволено. Есть ограничения.

                         Возникает вопрос, как вести себя родителям?

Детские капризы - это послания окружающему миру о своих потребностях, которые дети в силу своего личностного развития не всегда могут осознать и выразить. Если в общении с ребенком не учитывать проявление его капризов – это значит игнорировать значительную часть его истинных потребностей.

                         Когда ребенок капризничает родителям надо:

 1. Попытаться прочитать и проанализировать послание ребенка

2. Озвучить ребенку как Вы понимаете его.

3.Дать ребенку с Вами согласиться или возразить, учить выражать свои чувства словами.

4. Озвучить Ваше поведение по поводу данной ситуации

Маме, папе, старшим родственникам придется применить максимум такта, внимания, при этом излишне не баловать малыша, но и чрезмерно не ограничивать его действия.

Любите своего ребенка, чувствуйте его, играйте с малышом. Ведь дошкольное детство-это время игр.

                          Совместная деятельность с малышом. Советы родителям.

  • Хочет ребёнок вам помочь постирать - налейте в таз воды, дайте носовой платочек, покажите,  как стирают вещи, расскажите, что он вам очень помогает. Вы увидите огромную радость на лице малыша. А ведь это собственное достижение ребёнка, уверенность в своих силах. А разве этого  мало?
  • Давайте малышу важные задания. Предложите покормить кукол, рассадив их за стол. Пусть построит дом для Мишутки или гараж для своей машины. Создавайте ситуации игры и ситуации успеха ребенка.
  • Гуляя с ребёнком, расскажи ему об окружающем мире - природе, машинах проезжающих мимо, красивых памятниках архитектуры.
  • Делайте с ребёнком к различным праздникам подарки своими руками для близких родственников. На новый год сделайте игрушки на ёлку,  порадуйтесь совместному творчеству. Похвалите малыша.

Что никогда нельзя делать

  • Не ругайте ребёнка, не кричите на него. Ему может показаться, что вы его не любите. Ребёнок может в дальнейшем может бояться совершить какую-либо ошибку. Начинает проявлять робость, боязнь плохой оценки.
  • Не поддавайтесь на манипуляции, если у ребёнка 3-х лет истерика, не обращайте внимания, она быстро пройдет. С детьми более  старшего возраста такой приём не действует.
  • НЕ наказывайте физически
  • НЕ задабривайте подарками. В итоге перестанет выполнять просьбы просто по требованию взрослых.
  • НЕ запугивайте ребёнка, от этих страхов избавляться в дальнейшем будет очень проблематично.

Вывод:

О границах

  • К 2-3 годам ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью от матери
  • Осознает свои отдельные потребности
  • Одна из основных потребностей в этом возрасте «Исследовать мир, первое, что желает понять об это мире ребенок: что можно, а что нельзя»!

Решение: Озвучивая ребенку Ваш запрет «нельзя», сопровождая его тем, что «можно»; дать место опыту; создать систему табу в семье.

Кризис трех лет, момент переломный. Важно правильно выстроить отношения со своим ребёнком. Если между ребёнком и матерью будут доверительные отношения, тем легче пройдет этот период.

Используемая литература

1.Венгер А.Л. Кризис трёх лет. Рекомендации родителям. - http://adalin.mospsy.ru.

  2.Выготский Л.С. Кризис трёх лет. – Дошкольное образование. - №15-2005

  3.Урунтаева  Г.А «Дошкольная психология», Москва -1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...