Консультация для педагогов: "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения"
консультация

Чурсинова Елена Петровна

Что является обязательным компонентом в речи педагога и что относится к компонентам профессиональной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons-vosp.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Подготовила: методист I категории

ГБДОУ детский сад № 20

Адмиралтейского р-на СПб

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

     Одним  из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

     К речи педагога детского сада сегодня предъявляются высокие требования, и

проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

     Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают  в детском саду.

     В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования  к ним.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • Качество языкового оформления речи;
  • Ценностно-личностные установки педагога;
  • Коммуникативная компетентность;
  • Четкий отбор информации для создания высказывания;

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  •   Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.

  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка.

  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точного словоупотребления, выразительности и образности речи.

  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, овладение чувством стиля.

     К вышеперечисленным требованиям   необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

     Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

    Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...

консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

качество речевого развития дошкольников напрямую зависит от качества речи педагогов...

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

              К речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования, и               проблема повышения культур...

Консультация для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения".

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения....