Проект "Занимательные финансы"
проект (старшая группа)
Представленный проект поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и как сделать так, чтобы преумножить достаток. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект разработан в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и ориентирован на практическое выполнение целей, задач и основных направлений Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации, касающихся дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Образовательный (методический) проект
по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников
«Занимательные финансы»
Алексеева Л.Н.
воспитатель
г. Советский
2021 г.
Паспорт проекта
Наименование проекта | Проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Занимательные финансы» |
Вид проекта | Образовательный (методический), долгосрочный, групповой. |
Наименование организации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка». |
Адрес организации | г. Советский, ул. Трассовиков д. 10б. |
Телефон | 8 (34675) 3-44-07; 3-59-70. |
Руководитель проекта | Ильина Светлана Романовна, заведующий МАДОУ «Детский сад «Ромашка» |
Автор проекта | Алексеева Лилия Назыржановна, воспитатель |
Описание проекта | |
Основания для разработки проекта |
«О Координационном совете по повышению финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
|
Цель проекта | Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека. |
Задачи проекта | Образовательные: - Закрепить названия основных потребностей человека, уточнить от чего они зависят. - Продолжать учить детей решать проблемные ситуации, связанные с финансовой стороной и аргументировать свои ответы. - Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет. Развивающие: - Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи. - Способствовать формированию коммуникативных и социальных компетентностей. Воспитательные: - Способствовать воспитанию нравственных качеств. - Воспитание социально - личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. |
Этапы и сроки реализации проекта | Сроки реализации проекта сентябрь 2020 г. – май 2022 г. I этап – Организационный: (сентябрь – октябрь 2020 г.) - изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. - информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Занимательные финансы» - подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. - подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. - создание развивающей предметно - пространственной среды по теме. II этап – Практический: (апрель 2021 г.) - реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; - чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно - ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. - участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей. III этап – Заключительный: (май 2022 г.) - Непосредственно образовательная деятельность. - Подведение итогов реализации проекта. |
Ожидаемые результаты | Для детей:
Для родителей:
Для педагогов:
|
Результаты реализации проекта | • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить. • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей. • Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. • Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека. |
Критерии успеха проекта | • Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар. • Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам. • При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых. • В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах. Перспективность применения образовательного проекта в педагогической практике заключается в том, что он дает возможность проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. |
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Особенно активно финансовая грамотность и формирование здорового отношения к деньгам стали включаются в систему дошкольного образования после принятия национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. Целью настоящей Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения. Для эффективной организации деятельности по решению обозначенной цели Стратегии педагоги дошкольных учреждений обеспечивают актуализацию и внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций.
Детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Они хотят знать, откуда берутся деньги, одежда и еда, почему родители не всегда могут купить желаемую игрушку и отправиться в отпуск. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в жизни человека, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность. При обучении детей экономической культуре на первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, законопослушность, обязательность, умение подчинять свои желания имеющимся возможностям и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Представленный проект поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и как сделать так, чтобы преумножить достаток. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект разработан в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и ориентирован на практическое выполнение целей, задач и основных направлений Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации, касающихся дошкольного образования.
Содержание проекта предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий и формированию здорового отношения к деньгам в занимательной и игровой форме.
Данный проект реализуется с воспитанниками подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи «Ручеек».
Постановка проблемы.
Нехватка методической, энциклопедической и художественной литературы для детей по выбранной тематике. Отсутствие необходимого оборудования и игровых пособий для практического обогащения опыта детей по финансовой грамотности потребовали разработки данного проекта и создания своими руками интерактивного игрового пособия - лэпбук.
Актуальность проекта. Проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений остается актуальной, так как на данный момент реализуется второй этап Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации, который предусматривает активное финансовое просвещение обучающихся на разных уровнях образования.
Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. А самой увлекательной и ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования тематической игровой интерактивной папки максимально полно поддерживать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Новизна.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации, способностей детей в различных видах деятельности по вопросам финансовой грамотности и охватывает все направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи.
Образовательные:
- Закрепить названия основных потребностей человека, уточнить от чего они зависят. Активизировать словарь новыми финансовыми терминами.
- Продолжать учить детей решать проблемные ситуации, связанные с финансовой стороной и аргументировать свои ответы.
- Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.
- Способствовать формированию коммуникативных и социальных компетентностей.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств.
- Воспитание социально - личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет); воспитатели группы; родители.
Практическая значимость.
С миром экономики дети знакомятся в детском саду в старшем дошкольном возрасте, именно в это время педагогу следует заняться разработкой лэпбука на данную тему. На занятиях по познанию окружающего мира ребята получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают, что представляют собой деньги, реклама. Между тем намного раньше финансовая сторона жизни затрагивается в детских сюжетно-ролевых играх: ведь ещё в младшей группе все дети играют в магазин, кафе, парикмахерскую, то есть примеряют на себя роли продавца и покупателя.
Лэпбук по финансовой грамотности дает отличную возможность детям в виде игры научиться азам экономики с детства. Лэпбук является одним из методов игровой технологии. Задача лэпбука преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Преимуществом для дошкольников и педагогов является интерактивность лэпбука. Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает интерес к пособию. Особенно важно это для детей - кинестетиков. Вторая особенность лепбука - тематичность. Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме. Таким образом, лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу), содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию.
Лэпбук - содержательный элемент развивающей предметно-пространственной среды группы, может использоваться в проведении занятий с группой детей, а также индивидуально. Удобен в использовании, имеет привлекательный дизайн, соответствует требованиям ФГОС ДО:
- Насыщенность - это сборник тематических заданий по финансовой грамотности, наличие наборных полотен и кармашков обеспечивает достаточную заполняемость лэпбука по темам.
- Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов.
- Безопасность - соответствует всем элементам и требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
- Вариативность - свобода выбора разнообразных материалов; - наличие кармашков дает возможность периодической сменяемости материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность в обучении финансовой грамотности.
– Доступность - все дети имеют свободный доступ к лэпбуку.
Ожидаемые результаты
В результате выполнения проекта предполагается:
Для детей:
- дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран;
- научатся объективно оценивать рекламу и отличать свои реальные потребности от «навязанных»;
- приобретут первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
- усвоят следующие вопросы: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получат навыки ответственного отношения к финансовым обязательствам.
Для родителей:
- участие родителей в совместной продуктивной деятельности;
- повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
- повышение компетентности в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;
- повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта - это взаимодействие детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности.
Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о финансах.
Реализация в образовательном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:
- В игре взрослый работает наравне с детьми, выполняя одну из игровых ролей.
- Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывает желание самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы.
- Игровой процесс допускает разные варианты, он не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь.
Для детей дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому дошкольники легко вовлекаются в игровую деятельность.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Разрабатывать игровые технологии из отдельных игр и элементов – это забота каждого педагога.
Проектная деятельность - позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».
Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт. Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.
Мастерская - в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей. Викторины и конкурсы - можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» Театрализованные интерактивные мини-постановки - (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Моделирование - Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретности.
Таблица 1
Перспективное планирование образовательной работы по финансовой грамотности у старших дошкольников в игровой деятельности
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Вводная беседа «Экономика и мы» Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Познавательная беседа «Потребности. Какие они?». Развитие речи и общения «Мои потребности»
Дидактическая игра «Кто как работает» Дидактическая игра «Хочу и надо»
| - Познакомить детей с понятиями «экономика», «золотое правило экономики»; формировать представление об экономических категориях; воспитывать вежливость, культуру общения. - Расширить представление детей о главной проблеме экономики - постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения; формировать отрицательное отношение к трусости, глупости и жадности; развивать память, мышление, речь; воспитывать отрицательное отношение к жадности. - Учить ребят различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; воспитывать отрицательное отношение к корыстолюбию и жадности. - Закрепить представление детей о жизненно важных потребностях человека; воспитывать честность, целеустремлённость. - Расширить представление о том, что в сказке по - разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. - Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо» Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок. |
Месяц | Тема | Задачи |
Октябрь | Чтение и инсценировка русской народной сказки «Сивка-бурка».
Карточки «Деньги мира» Карточками «Деньги России» Дидактическая игра «Разрезные картинки» (монеты и купюры разных стран). Раскраски «Раскрась или нарисуй свои монеты» | - Формировать представления о взаимосвязи потребностей и возможностей, учить с помощью мимики и пантомимики передавать характерные черты героев сказки; развивать память, мышление, речь; воспитывать настойчивость, стремление добиваться успеха в любом деле. - Познакомить детей с деньгами разных стран. - Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. - Продолжать учить детей складывать из частей целое. - Развитие мелкой моторики, внимания, памяти, усидчивости, аккуратности и самостоятельности. Закрепление знаний цвета, формы, цифры. |
Месяц | Тема | Задачи |
Ноябрь | Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (с использованием теневого театра). Дидактическая игра «Отгадай товар» Дидактическая игра «Современный город» Загадки «Товары, услуги, реклама» | - Помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей - дошкольников отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости; ввести в словарь детей такие экономические понятия, как: «бартер», «натуральный обмен». - Закрепить знания детей о телевизионной рекламе, обогащать их словарь. Основные экономические категории: реклама, товар, продукт, качество. - Закрепить представления детей об истории возникновения рекламы. Основные экономические категории: реклама, услуги, товар, вывеска. - Развитие памяти, внимания, коммуникативных навыков. Умение классифицировать товар по характерным признакам. Основные экономические категории: реклама, объявления. |
Месяц | Тема | Задачи |
Декабрь | Дизайн «Реклама товара» Дидактическая игра «Угадай, что рекламируют» | - Раскрыть смысл предназначения рекламы, механизм её создания; развивать конструктивные способности, умение работать с различным материалом; воспитывать аккуратность, эстетический вкус. - Закрепить знания детей о понятии «реклама»; активизировать словарь детей, учить их работать в коллективе. Основные экономические категории: реклама, услуги, товар. |
Дидактическая игра «Дерево объявлений» | - Показать детям основные различия понятий реклама» и «объявления». | |
Дидактическая игра «Чья реклама лучше» | - Учить детей создавать рекламу для любого продукта, подводить детей к правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера. Основные экономические категории: реклама, рекламный агент. | |
Месяц | Тема | Задачи |
Январь | Познавательная беседа «В гостях у семьи экономистов». Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр» Игра «Размен» | - Познакомить с понятием «семейный бюджет»; уточнить представления о правилах ведения домашнего хозяйства; развивать любознательность, исследовательские способности; воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, уважение к труду. - Закрепить представление детей об ограниченности ресурсов, связать это с семейным бюджетом, который тоже ограничен; формировать навыки и привычки культурного поведения, взаимодействия с миром вещей; ввести роли «товаровед», «расфасовщик товара», «рекламный агент»; воспитывать бережливость, толерантность. - Формировать умение детей считать деньги. |
Месяц | Тема | Задачи |
Февраль | Чтение и обсуждение сказки «Колосок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов. Игровой тематический комплекс «Юный бизнесмен» | - Формировать представление о последовательности выполнения той или иной трудовой деятельности; показать взаимосвязь различных трудовых процессов, а также зависимость качества продукции от добросовестного отношения к работе; развивать умение характеризовать и высказывать своё мнение о сказочных героях; воспитывать трудолюбие. - Закрепить у детей знания ранее изученного материала; ввести в словарь новые понятия: «рыночные отношения», «бизнес», «договор». |
Месяц | Тема | Задачи |
Март | Ролевая игра «Агентство недвижимости» Игра на липучках «Юный финансист» | - Познакомить воспитанников с работой агентства по недвижимости и профессией риелтора; развивать коммуникативные способности, творчество, фантазию детей; воспитывать умение согласовывать свои действия друг с другом. - Продолжать знакомить с основными финансово - экономическими категориями (прибыль, долг, начальный капитал). Закрепить ранее полученные знания по вопросам финансовой грамотности и экономике. |
Месяц | Тема | Задачи |
Апрель | Беседа с использованием мультимедиа «Как выращивают хлеб» Экономические загадки | -Расширить и конкретизировать знания о процессе выращивания и изготовления хлеба; совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас; воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу. - Способствовать формированию основ финансовой грамотности. При помощи загадок у детей развивается находчивость, сообразительность, быстрота реакции, умственная активность, самостоятельность. |
Месяц | Тема | Задачи |
Май | Викторина (по итогам года) Непосредственно образовательная деятельность (итоговое занятие) «Приключения Знайки и Незнайки» | - Выявить уровень представлений детей о сущности экономических понятий, изученных в течение года; развивать сообразительность; воспитывать интерес к экономике, трудолюбие. - Выявить у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщить знания о потребностях человека. Повторить понятие «потребности человека»; Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Закрепить умение решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. |
Таким образом, представленный перспективный план может выступить основой образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по их приобщению к финансовой грамотности. Он отражает постепенное усложнение содержания, технологических методов и приемов педагога и форм организации режимных процессов с детьми 5 – 7 лет.
Использование игровых технологий открывает большие педагогические возможности в приобщении старших дошкольников к основам финансовой грамотности.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- Методическое пособие.
- Подборка дидактических игр.
Методическая копилка:
- Составить перспективный план работы по основам финансовой грамотности у старших дошкольников.
- Разработать конспекты занятий по основам финансовой грамотности.
- Сценарии развлечений и досугов.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель. Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей показал, 78% считают, что нужно внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 12 % считают, что эту тему детям преподавать рано. Были проведены с родителями беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка. Представила опыт по реализации образовательного проекта по финансовой грамотности на педагогическом совете в ДОУ. Прошла курс включая первичное и итоговое тестирование «Повышение финансовой грамотности «Дружи с финансами»
Работа с родителями:
-Консультации и рекомендации для родителей. (Приложение 1) - Анкетирование по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. (Приложение 2)
- Изготовление атрибутов к игре.
Итоговое занятие: «Приключения Знайки и Незнайки» (Приложение 3)
Диагностика детей по данной теме. (Приложение 4)
Заключение.
После завершения первого года реализации проекта далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников в соответствии с показателями проведенного мониторинга.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки;
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов и родителей детей, специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия, для работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Перспектива развития проекта заключается в написании методических рекомендаций для родителей и педагогов.
Способы трансляции опыта.
Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.
Список литературы
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики. Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)
Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....
Заметки для родителей "Дети и финансы"
Заметки для родителей "Дети и финансы"...
Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»
Технологическая картаПродолжительность занятия – 30 минутИгровое занятие Тема: «Путешествие в сказочную страну Финансов» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитан...
Как подружиться с финансами?
Как подружиться с финансами?...
Презентация к проекту Финансы поют романсы
Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответств...
Квест-игра по Финансов грамотности в старшей группе "Путешествие в страну финансов"
Формирование первичных экономических представлений и компетенций; правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.Развивающие: развивать экономическое мышл...