3 ОПЫТ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2022
материал
Опыт работы инструктора по физической культуре «Начальная лыжная подготовка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_instruktora_po_fizicheskoy_kulture.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы инструктора по физической культуре МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Криушенковой Екатерины Викторовны «Начальная лыжная подготовка»
Перед дошкольным образованием в настоящее время стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Кроме того, современные дети постоянно испытывают «дефицит движения». Это связано и с комфортными жизненными условиями, развитием научно-технического прогресса, неизбежно меняется стиль жизни современных детей, они мало бывают на улице, не дышат свежим воздухом, чаще проводят время с гаджетами. В связи с этим дети часто отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, координации движений. Именно поэтому особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Для решения проблем здоровьесбережения дошкольников в нашем детском саду разработана система оздоровительных мероприятий, включающая в себя комплексы музыкально-ритмической гимнастики на основе программ А. И.Бурениной «Ритмическая мозаика», Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», утренней гимнастики и гимнастики после сна, дыхательной и пальчиковой гимнастики и др. Кроме того, один раз в неделю занятие по физической культуре проводится в форме оздоровительного часа. Именно это занятие в старшей и подготовительной к школе группах мы решили использовать для начальной лыжной подготовки, потому что у детей старшего дошкольного возраста уже есть предпосылки для формирования достаточно хороших навыков ходьбы на лыжах.
На протяжении трех последних лет в детском саду в осеннее-зимний период времени дети осваивают элементы лыжного спорта. Лыжная подготовка одно из немногих занятий, которое включает в себя все виды двигательной активности и относится к закаливающим методам, так как нагрузка на воздухе усиливает защитные свойства организма - повышаются его работоспособность и выносливость. Ходьба на лыжах включает в работу все основные группы мышц ребенка, развивая силу; способствует повышению обмена веществ в организме, усиливает многофункциональную работу внутренних органов, формирует пространственные ориентировки и координацию движений, а также улучшается работоспособность сердечно-сосудистой и нервной систем. При занятиях на свежем воздухе усиливается дыхание и кровообращение, увеличивается объем легких. Такие занятия положительно влияют на формирование правильной осанки, так как в работу задействованы все мышцы спины, также являются профилактикой плоскостопия и влияют на формирование правильного свода стопы.
Цели и задачи обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах формируются из определений ФГОС ДО:
- способствование приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств;
- способствование правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной моторики, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых зимних видах спорта;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
На начальном этапе работы был закуплен инвентарь для занятий: лыжи с палками, тренажер «Бегущая по волнам», имитирующий «ходьбу на лыжах», изготовлены наклонные дорожки из ковролина, составлено необходимое количество презентаций, для ознакомления детей с данным видом спорта, изучено множество методической литературы. Обязательно проводится большая предварительная работа с родителями, выявляются индивидуальные особенности детей, в связи с пребыванием на улице и повышенными физическими нагрузками. Организуются консультации и индивидуальные беседы «Лыжная одежда», «Как выбрать лыжи?», «Температурный режим», «На лыжах - за здоровьем!» и т.п.
Обучение ходьбе на лыжах обязательно начинаем с подготовительного периода, который проходит в осенний сезон. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную одежду, проводятся упражнения, игры для общего физического развития и укрепления организма. Повторяются игры, развивающие координацию движений, ловкость, равновесие, выносливость. На физкультурных занятиях особое внимание уделяем упражнениям, укрепляющим мышцы стоп (ходьба на носках, сжимание и разжимание пальцев ног). С целью тренировки вестибулярного аппарата, в гимнастические занятия включаем различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамье и др. В этот же подготовительный период на основе бесед, презентаций и видеофильмов дети знакомятся с лыжами, лыжными креплениями, палками, с историей появления лыж, их видами и значением для здоровья. Целый цикл бесед уделяется вопросам безопасности во время занятиях на лыжах. Объясняем, как правильно держать лыжи, какую дистанцию соблюдать и как группироваться при падении, чтобы не получить травму и не травмировать других.
Первые лыжные занятия проходят в зале. Это построение с лыжами, надевание лыж. На последующих занятиях используются упражнения для равновесия, дети учатся передвижению ступающим шагом в зале, сначала без лыж, потом на лыжах, что облегчает последующее обучение на улице. Далее таким же методом идет обучение скользящему шагу. Особое место в формировании правильных двигательных навыков занимает сочетание показа и объяснения. Объяснение помогает ребенку понять движение, выделить его отдельные качества. На первом этапе формирования двигательных навыков, когда складываются общие представления о движении, ведущую роль играет показ, который сопровождается объяснениями. На втором этапе показ и объяснение уже сочетаются с конкретными заданиями, а на третьем этапе объяснение носит характер кратких словесных указаний. Важны в обучении детей зрительные ориентиры с целью регулирования движений в пространстве. Рисунки, фотографии, плакаты и карточки, которые передают правильные положения лыжника во время движения, оказывают большую помощь детям в закреплении навыка ходьбы на лыжах. Именно поэтому в осенне-зимний период в спортивном зале и двигательных центрах группы вывешиваем плакаты данной тематики.
Наибольшее удовольствие доставляет детям занятия на воздухе, ходьба по заснеженной площадке, весёлые упражнения и эстафеты с использованием лыжного оборудования. Занятия на воздухе закаляют дошкольников и укрепляют их здоровье, формируется адаптация детского организма к различным погодным условиям. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка. Занятия проводятся по подгруппам 10-12 человек, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому. На прогулке воспитатели, тоже используют лыжи. При этом помогают учебному процессу, повторяя, закрепляя и совершенствуя элементы лыжной подготовки.
По аналогии с занятиями по физической культуре в зале, занятия по лыжной подготовке состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В водной части подготавливаем детский организм к предстоящей физической нагрузке, что позволяет ребенку выполнить последующие задания, дисциплинирует, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку, выполняют общеразвивающие упражнения на все группы мышц или проводятся небольшие по времени игры без лыж: «Пронеси, не урони», «След в след», «Кто скорее до флажка» и т.п. Задачами основной части занятия является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости. Чаще всего это ходьба то кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за инструктором, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям, ходьба на дистанцию для отработки длинного скользящего шага, ходьба с приседанием, с хлопками, с поворотами, со скольжением и т.д. В подготовительной к школе группе сюда же входят проведение спусков, подъемов на склоны (небольшие пологие горки, сделанные совместно с детьми и их родителями). На каждом занятии обязательно используется подвижная игра, а само обучение проходит в игровой форме. Например, ходьба по лыжне в догонялки, за самым быстрым. Также всегда используются яркие ориентиры: постройки, флажки, конусы; используется ходьба на лыжах в обход каких-либо предметов, ходьба в разных направлениях по сигналу или по цвету. Так, например, в прошлом году лыжная дистанция проходила через Снежный городок Эколят, построенный на территории детского сада в рамках Всероссийского экологического проекта «Эколята-Дошколята». Разминка так же проходила в спортивной части городка. Занятия организуются с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов. Только в процессе обучения при многократном повторении движений формируются навыки ходьбы на лыжах.
В заключительной части, как и на любом занятии по физической культуре, происходит постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, переход к новым видам деятельности, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.
К концу сезона дети овладевают относительно правильной техникой передвижения на лыжах, знают историю лыж, а главное понимают пользу лыжного спорта для здоровья. По окончанию цикла занятий проходит индивидуальная диагностика, что позволяет выявить степень освоения лыжной подготовки и для старшей группы наметить траекторию дальнейшего развития. Занятия на лыжах в подготовительной группе обеспечивают преемственность детского сада и школы предусматривают, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Преемственность между детским садом и школой осуществляется, как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; мы же в свою очередь включаем в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формируем у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия, как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Подводя итоги проведенной работы, нужно отметить, что полученные навыки дети успешно применяют во время мероприятий в ДОУ. Так в 2022 году был организован совместный семейный досуг «День выходного дня на лыжах» и спортивные праздники «Лыжня для дошколят!» и «Зимние Олимпийские игры», реализован проект «История лыж». Таким образом, организация занятий по основам лыжной подготовки для наших воспитанников имеет свою эффективность и значимость в образовательном процессе, как эффективная форма работы по развитию растущего организма ребенка.
Список Литературы
1. Глязер С. В. «Зимние игры и развлечения». - М. : «Физкультура и спорт», 1972.- 80с.
2. Голошекина М. П. "Лыжи в детском саду". Пособие для воспитателя. М. «Просвещение», 1972. – 96с. с илл.
3. Кенеман А. В. и Хухлаева Д. В. «Теория и методика физ. воспитания и развития ребенка». Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М, «Просвещение», 1978.- 272с.
4. Крылова Н. М. «Детский сад- Дом радости». – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 240с.
5. Мелейнов А. А. "Лыжня зовет". М., «Физкультура и спорт», 1974. – 110с. с илл. («Азбука спорта»).
6. Преображенский В. С. «Учись ходить на лыжах».-М. : Советский спорт,1989.- 40с., с илл. - (Физкультурная библиотечка школьника).
Приложение 1
Перспективное планирование обучения детей ходьбе на лыжах
План работы обучения детей 5-6 лет ходьбе на лыжах.
Месяц | Неделя | Содержание деятельности с детьми |
Октябрь | 1-2 | Чтение сказки «Чудесные дощечки» Цель: Вызвать у детей интерес к занятиям по обучению ходьбе на лыжах. Беседа «О лыжном спорте, лыжниках района» Цель: Вызвать интерес к лыжному спорту. |
3-4 | Беседа «Как правильно обращаться с лыжами» Цель: Научить как надевают и снимают лыжи. Воспитать бережное отношение к лыжному инвентарю, трудолюбие на каждом занятии. Учить подъему после падения на снег. | |
Ноябрь | 1-2 | Беседа: «За здоровьем на лыжах» Цель: Познакомить детей с оздоровительным влиянием занятий лыжами на организм человека. Знакомство ступающим шагом. Освоение навыка ходьбы на лыжах ступающим шагом по дорожкам физ.зала. Воспитать бережное отношение к лыжному инвентарю, трудолюбие на каждом занятии. |
3-4 | Познакомить детей с различными способами переноски лыж (рассказ, показ, объяснение). Продолжать обучать ступающему шагу на лыжах. Развивать динамическое равновесие в играх упражнения. Закрепить у детей навык ходьбы на лыжах в физ.зале. | |
Декабрь | 1-2 | Вспомнить способы переноски лыж. Восстановить навык поворотов на месте способом переступания. Развивать навык ходьбы на лыжах ступающим и скользящим шагом по учебной лыжне |
3-4 | Продолжить обучение ступающему шагу в игровых упражнениях. Развивать у детей «чувство лыж». Развивать у детей умение переносить лыжи в играх. Развивать у детей уверенность в стоянии на лыжах. | |
Январь | 1-2 | Разучить повороты способом переступания на месте. Продолжить обучение ступающему шагу с активной работой рук. Продолжить развивать динамическое равновесие. |
3-4 | Продолжить обучение поворотов на месте способом переступания. Совершенствовать ступающий шаг с активной работой рук в игровых упражнениях. Упражнять детей в игровых заданиях на развитие ориентировки в пространстве. | |
Февраль | 1-2 | Дать представление о технике передвижения на лыжах скользящим шагом (рассмотрение иллюстрации, фотографий знаменитых лыжников (рассказ, показ, объяснение). Упражнять в игровом упражнении «буксир», чтобы дети ощущали скольжение лыж. Закрепить повороты на месте способом переступания. Упражнять детей в игровых упражнениях для динамического равновесия. |
3-4 | Учить скользящему шагу (обратить внимание на перенос веса тела и на опорную ногу). Закрепить повороты на месте способом переступания. В игровых упражнениях и играх развивать ориентировку в пространстве. | |
Март | 1-2 | Продолжить обучение скользящему шагу с активной работой рук. Закрепить в играх повороты на месте способом переступания. В играх и игровых упражнениях развивать ориентировку в пространстве. |
3-4 | Закрепить скользящий шаг с активной работой рук. Совершенствовать ступающий шаг и повороты на месте способом переступания. |
План работы обучения детей 6-7 лет ходьбе на лыжах.
Месяц | Неделя | Содержание деятельности с детьми |
Ноябрь | 1-2 | Беседа: «На лыжи вставай – здоровье укрепляй» Цель: Познакомить детей с оздоровительным влиянием занятий лыжами на организм человека. Беседа «Как мы ходили на лыжах в прошлом году» Цель: Вызывать положительный эмоциональный отклик о занятиях лыжами прошлом году. Вспомнить как надевают и снимают лыжи. Закрепить у детей навык ходьбы на лыжах в физ.зале. Воспитать бережное отношение к лыжному инвентарю, трудолюбие на каждом занятии. Учить подъему после падения на снег. |
3-4 | Беседа «О лыжниках нашей страны» Беседа «К чему мы научились прошлом году при ходьбе на лыжах». Восстановить навыки передвижения на лыжах скользящим шагом. | |
Декабрь | 1-2 | Создать представление о стойке лыжника (рассказ, объяснение, рассматривание фотографий знаменитых лыжников). Закрепить повороты на месте способом переступания. Закрепить навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом. Упражнять в навыке подъема после падения на снег. |
3-4 | Совершенствовать навык ходьбы на лыжах скользящим шагом. Знакомство с подъема на склон «елочкой». | |
Январь | 1-2 | Закрепить и совершенствовать в играх и игровых упражнениях навыка широкого скользящего шага. Совершенствование скользящего шага с активной работой рук. |
3-4 | Упражнять детей в спуске в низкой стойке и быстрому подъему на склон «лесенкой». Учить спуску со склона в низкой стойке (показ, объяснение). | |
Февраль | 1-2 | Закрепить навык ходьбы на лыжах, спусков, подъемов, поворотов на месте в играх. Познакомить со спуском в средней стойке (основной, показ объяснение). Совершенствовать в играх игровых упражнениях и эстафетах поворотов на равнине способом переступания. |
3-4 | Закрепить навык скользящего шага списков в основной стойке. Познакомить детей с торможением при спуске со склона способом «плуг». | |
Март | 1-2 | Закрепить навык скользящего шага, навыка спусков в основной и низкой стойках, поворотов на равнине способом переступания, подъемов «лесенкой» в играх и эстафетах. |
3-4 | Знакомить детей с торможением при спуске со склона способом «плуг». Закрепить скользящий шаг в играх и эстафетах. |
Приложение 2
План работы с педагогами и родителями
Месяц | Мероприятия | |
Октябрь - ноябрь | Работа с родителями | 1. Консультация: «Влияние занятий на организм дошкольника». 2. Сбор информации о здоровье воспитанников. |
Работа с педагогами | 1. Консультация: «Методы и приемы формирования двигательных навыков ходьбы на лыжах». 2. Презентация: «Из истории лыж». 3. Сбор материала (стихи, загадки про лыжи). | |
Декабрь – январь - февраль | Работа с родителями | 1. Консультация: «Лыжная подготовка в ДОУ». 2. Консультация: «Оздоровительное и воспитательное значение лыжных занятий». 3. Консультация: «Обучающие игры и основные приёмы ходьбы на лыжах». 4. Сбор информации «Зимние виды спорта на лыжах». 5. Фотовыставка «Все на лыжи, на коньки!». |
Работа с педагогами | 1. Беседы с детьми о разных видах спорта. 2. Дидактические игры: «Спортивное лото», «Собери вид спорта», «Что перепутал художник?», «Чьи вещи?», «Подумай, сосчитай, расскажи», «Лабиринт», «Чьи атрибуты?». 3. Ситуативный разговор с детьми: «Почему полезно кататься на лыжах и гулять на улице». 4. Консультация: «Подготовка организма ребенка к ходьбе на лыжах». 5. Чтение художественной литературы детям. | |
Март | Работа с родителями | 1. Консультация «Отправляемся в поход». 2. Познакомить родителей с проведенной совместной работой. |
Работа с педагогами | 1. Беседы с детьми о спорте 2. Чтение художественной литературы детям. 3. Подготовка к походу в лес. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы инструктора по физической культуре.
Опыт работы инструктора по физической культуре....
Опыт работы инструктора по физической культуре «Детский сад №257 Самоцветы»
работа с родителями,работа с психолгом,с старшим педагогом...
Опыт работы инструктора по физической культуре МБДОУ "Баевский детский сад "Чипайне"
Тема: «Подвижная игра – как средство здоровьесбережения и всестороннего развития ребенка»....
опыт работы инструктора по физической культуре в ДОУ
Описание опыта работы в ДОУ...
Опыт работы инструктора по физической культуре
Тема: «Использование инновационных технологий в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста»....
Опыт работы инструкторов по физической культуре на тему: «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста (направление «Горизонтальный пластический балет»)».
laquo;Горизонтальный пластический балет» - это новое синтетическое направление в физическом воспитании и развитии дошкольников, объединяющее черты художественной гимнастики, аэробики, балета, а...
Опыт работы инструктора по физической культуре
В нашем саду ведется активная деятельность по физическому развитию детей.Система физкультурной работы:-Утренняя гимнастика с применением спортивного инвентаря : погремушки, мячи, кубики, платочк...