Консультация для родителей "Чего ожидать родителям первоклассника?"
консультация (подготовительная группа)

Борисова Надежда Николаевна

Базовая практика во времена нашего детства была такова: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе построена так, что родители должны делать уроки вместе с детьми. А это мешает ребенку расти самостоятельным. Как быть?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Чего ожидать родителям первоклассника?»

https://cont.ws/uploads/pic/2019/3/%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C-300x207%20%284%29.jpg

Базовая практика во времена нашего детства была такова: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе построена так, что родители должны делать уроки вместе с детьми. А это мешает ребенку расти самостоятельным. Как быть?

Надо понимать, что:

  • очень сильно изменились программы, даже по русскому, математике и чтению;
  • очень сильно изменился входной уровень детей – в школах ждут читающих первоклассников;
  • иностранный язык начинается с 1-2 класса, а мы начинали с 4-5;
  • резко изменилось количество неработающих мам.

Ситуация изменилась коренным образом, и эти изменения:

  • неудобны для родителей;
  • очень неблагоприятно влияют на детско-родительские отношения;
  • очень сильно отражаются на волевом созревании детей.

Что должно быть на первом месте?

Самое важное, чему можно и нужно научить ребенка в начальной школе, – это ответственность, умение самостоятельно работать и воспринимать задание как своё, а не мамы и папы.

Но есть дети, которым всё-таки нужно помогать регулярно: дети хронически рассеянные, дети с проблемами со здоровьем.

Если у ребенка всё в порядке со здоровьем и есть способности к самоорганизации, эти способности нужно «включить». Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет. 

И это чувство ответственности ребенка закладывается довольно рано, еще с подготовки к школе. Еще до поступления в 1 класс можно создать условия для возникновения самостоятельности и помочь сформировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.

С чего начинается самостоятельность?

Если у ребенка с малых лет есть домашние обязанности и, хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, так называемая канва, которая ежедневно повторяется (примерно в одно время встает, в одно время ложится, кушает и гуляет), то ребенку будет гораздо проще стать самостоятельным в учебе.

 Домашние обязанности приучают ребенка брать на себя ежедневную ответственность, и в этом плане очень полезен уход за цветами и домашними животными, вынос мусора – то, что нужно делать регулярно.

К поступлению в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности – то, что он делает ежедневно:

  • чистит зубы,
  • заправляет кровать,
  • убирает игрушки,
  • складывает свою одежду и т.д.

На этой канве к первым обязанностям постепенно прибавляются другие. Так проще всего сформировать у школьника самостоятельность — и учебную, и в целом, которая потом очень пригодится ему в жизни.

Режим – главное условие.

Вот несколько правил, которые помогут организовать ребенка:

  • после школы у ребенка должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше можно приступать к выполнению домашних заданий;
  • делать уроки предпочтительнее, пока не стемнело;
  • не оставлять уроки на время после кружков, пока вы не сформируете навык учиться;
  • чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы и т.д.), нужно научиться делать уроки быстро и качественно.

Суровая позиция мамы. Ценим старание, а не результат.

В учебном процессе роль мамы – поддержка, забота, принятие. Роль учителя – контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.

Нужно очень активно хвалить ребенка, когда он взял на себя самостоятельность, сделал сам старался. Хвалите не результат, а старание.

От любого родителя завышенная строгость к школьным успехам воспринимается ребенком как удар по самолюбию. Это в средней ребенок уже понимает, что если родитель ругает за учебу, то он не хочет его обидеть. Совсем другое – младший школьник. Он воспринимает критику, как удар: «Я стараюсь, а ты меня ругаешь…».

Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то интересное, необычное, расскажи мне обязательно – мне это очень интересно». Акцент на хороших событиях, касающихся не только учебы, очень важен! Тогда школа будет восприниматься ребенком как место, где происходит много интересного. А значит, и весь учебный процесс будет для школьника увлекательным.

Статья подготовлена по материалам психолога

Екатерины Бурмистровой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей "Азбука для родителей"

Данная консультация в оригинальном оформлении, легко поможет родителям понять и разобраться в логопедических  (и не только) понятиях....

Консультация «Если вас ожидает публичное выступление (презентация)»

      Для успешного проведения презентации необходимо учесть некоторые моменты:1. Постарайтесь максимально использовать все уместные наглядные средства для представления информац...

Консультация учителя-логопеда для родителей «7 игр, которые помогут выучить буквы» Консультация по логопедии (подготовительная группа)

Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Актуальный вопрос всех родителей  детей – будущих первоклассников. Существует множество весёлых игр на изучение букв. Предлагаю 7 игр, которые об...

Консультация для родителей "Консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В данной разработке представленны материалы для работы с родителями по формировнаию нравственно-патриотического воспитания детей....