Статья "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
статья
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей» В. А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_semya.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей» В. А. Сухомлинский.
По мнению известного педагога Сухомлинского В. А. семья создается не только для удовольствия взрослых, но и для их воспитания. И взаимоотношения между женой и мужем, а в дальнейшем между отцом и матерью - это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется маленький человечек, родители должны понимать свою основную задачу по отношению к нему. Она сводится не только к необходимости кормить и одевать малыша, но и к тому, чтобы дать ему достойный старт в будущую долгую жизнь. Полноценное воспитание дошкольника невозможно без одновременного участия семьи и дошкольного учреждения. Поэтому их взаимодействие просто необходимо. Главное, чтобы воспитательные методы не противоречили друг другу.
Воспитания и обучения человека возможно в течение всей его жизни, но не в той интенсивности, которая присутствует в дошкольные годы. В семье ребенок получает первые навыки общения, учится любить, уважать, сочувствовать, радоваться. Именно семья способствует развитию и содержанию эмоционального и социального уровней ребенка. Здесь формируется нравственный опыт маленького человека.
Не стоит смотреть на ребенка лишь как на объект воспитательных воздействий, который должен реагировать на них так, как хочет взрослый. Тогда вы не будете знать, что по этому поводу думает ребенок, какие чувства и желания они у него вызвали.
Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания. Сами того не осознавая родители создают свою модель воспитания в семье. Однако эти модели не уникальны. Специалисты давно классифицировали их. Можно выделить 4 стиля воспитания:
-авторитарный стиль, «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявить инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия;
-попустительский стиль, при этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности;
-авторитетный стиль, при таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей;
- гиперопека, в ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.
Все дети желают, гордиться своей семьей, и чтобы семья гордилась ими, и эта гордость влияет на то, как ребенок чувствует себя. Семья имеет решающее значение для детской успеха, является источником передачи опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта для детей, демонстрируют определенные способы и модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. Так, в зависимости от того, какой стиль воспитания применяется родителями в семье, у ребенка формируется та или иная самооценка.
Дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека.
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка. В дошкольном образовании говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психологического здоровья действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. В этом и заключается проблема. Во всех случаях необходимо квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.
Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек или на детское дошкольное учреждение. Они стремятся установить единые требования в семейном и общественном воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Статья."Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей " Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детс...
Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....
"Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
в помощь воспитателю...
Отчет по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"....