План по самообразованию
материал

Наливкина Юлия Михайловна

Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников». В плане по самообразованию даются цели, задачи, актуальность данной темы. Расписаны разделы, сроки, содержание работы и практический выход.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 22»

План  по самообразованию

на 2022-2023 год

Тема: «Использование технологии ТРИЗ

в развитии речи дошкольников».

Воспитатель:

Наливкина Ю.М.

г. Воронеж, 2022 г.

Тема самообразования: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников».

Цель:   повышение теоретического уровня,   профессионального мастерства и компетентности.                                                                                                

Задачи:

1. Составить план работы по данной теме.  

2. Изучить учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи дошкольников.

3. Изучить методики, технологии по поисково-исследовательской деятельности.

4. Изучить методики, технологии ТРИЗ.

5. Подготовить и провести консультации с родителями  на тему ТРИЗ.

Актуальность:

Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ технологии. В дошкольном возрасте ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «творчество во всем». Целью использования ТРИЗ технологий является развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремление к новизне. ТРИЗ дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению.  

В каждом ребенке есть что-то особенное и конечно, просто необходимо дать возможность как можно больше проявить свои возможности и способности не стесняясь неправильности или неточности в ответах и размышлениях.

Считаю, что применение элементов ТРИЗ технологий в практике снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение, связная речь.

         

Раздел

Сроки

Содержание работы на 2022-2023 г.

Практический выход

1 этап: Обучающий

Изучение психолого- педагогической, методической литературы

по теме самообразования.

Сентябрь-май

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.

Изучение современной литературы по теме самообразования.

Отчет.

2 этап: Практический

Работа с детьми и родителями.

Сентябрь

Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса.

Обзор интернет ресурсов по теме самообразования.

Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом возрастных особенностей детей.

Октябрь

Обследование речи и творческого воображения детей.

Составление картотек игр по ТРИЗ-технологии.

Игры, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок, наблюдения.

Картотека.

Ноябрь

Изготовление методических пособий.

Наличие методических пособий: кольца Луллия, карусель с элементами ТРИЗ.

Декабрь

Обновление центра активности по развитию речи. Изготовление игрового поля методического пособия.

Дидактические пособия.

 Январь

Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности.

Создание развивающей среды в группе. Наличие игровых материалов и дидактических пособий.

Февраль

Повышение  образовательного уровня компетентности

родителей в вопросах речевого развития детей.

Консультации для родителей на тему:

 - «ТРИЗ в детском саду и дома».

  - «В помощь родителям развивающие игры ТРИЗ».

3 этап: Итогово -контрольный

Распространение опыта своей работы.

Март

Представление наработок коллегам.

Семинар - практикум для воспитателей.

Апрель

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме.

Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу.

Май

Отчет по самообразованию.

Выступление на педсовете с докладом по данной теме.

Тема, по которой я работаю, заключается в создании условий для полноценного развития личности ребенка, его способностей, умения самостоятельно добывать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. С использованием ТРИЗ технологий в моей работе, я не даю детям конкретную информацию, а даю возможность добыть ее самим. Тем самым, преодолевая застенчивость в неправильности или неточности своих размышлений, дети не только проявляют свою самостоятельность, но и активно развивают речевой аппарат, активизируют словарный запас.

С помощью изученного мною материала, я подобрала и создала картотеки дидактических игр, комплексных занятий, бесед и наблюдений. Первые результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании речевой активности детей. Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой  творческий поиск по данной теме продолжается.

Литература:

 1. Гин С. И. Триз-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. – М.: КТК «Галактика», 2018. – 138 с.: ил.

 2. Кашкаров А. П. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей. – М.: СОЛОН-Пресс, 2017. – 124 с.: ил.

3. Садыкова Г. Триз-педагогика. Универсальный конструктор (алгоритм) ТРИЗ-занятий. – М.: КТК «Галактика», 2018. –70 с.: ил.

4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2016. – 80 - с. (Растем умными (Технология ТРИЗ)

5. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методич. пособие. – М.: АРКТИ, 2016. – 28 с.: ил. - (Растем умными (Технология ТРИЗ)

6. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2017. – 40 с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ)

7. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методич. пособие для воспитателей детских садов и родителей. – М.: АРКТИ, 2016. – 40 с.: ил. - (Растем умными (Технология ТРИЗ)

8. Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: №8 (1988 г.),

№5,6 (1989 г.),

№1,2,3,5 (1990 г.),

№4 (1993 г.),

№1 (1994 г.),

 №5 (1996 г.),

 №11 (1997 г.),

№5,9 (1998 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...