План по самообразованию
материал
Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников». В плане по самообразованию даются цели, задачи, актуальность данной темы. Расписаны разделы, сроки, содержание работы и практический выход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 22»
План по самообразованию
на 2022-2023 год
Тема: «Использование технологии ТРИЗ
в развитии речи дошкольников».
Воспитатель:
Наливкина Ю.М.
г. Воронеж, 2022 г.
Тема самообразования: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников».
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Составить план работы по данной теме.
2. Изучить учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи дошкольников.
3. Изучить методики, технологии по поисково-исследовательской деятельности.
4. Изучить методики, технологии ТРИЗ.
5. Подготовить и провести консультации с родителями на тему ТРИЗ.
Актуальность:
Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ технологии. В дошкольном возрасте ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «творчество во всем». Целью использования ТРИЗ технологий является развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремление к новизне. ТРИЗ дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению.
В каждом ребенке есть что-то особенное и конечно, просто необходимо дать возможность как можно больше проявить свои возможности и способности не стесняясь неправильности или неточности в ответах и размышлениях.
Считаю, что применение элементов ТРИЗ технологий в практике снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение, связная речь.
Раздел | Сроки | Содержание работы на 2022-2023 г. | Практический выход |
1 этап: Обучающий | |||
Изучение психолого- педагогической, методической литературы по теме самообразования. | Сентябрь-май | Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы. Изучение современной литературы по теме самообразования. | Отчет. |
2 этап: Практический | |||
Работа с детьми и родителями. | Сентябрь | Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. Обзор интернет ресурсов по теме самообразования. | Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом возрастных особенностей детей. |
Октябрь | Обследование речи и творческого воображения детей. Составление картотек игр по ТРИЗ-технологии. | Игры, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. Картотека. | |
Ноябрь | Изготовление методических пособий. | Наличие методических пособий: кольца Луллия, карусель с элементами ТРИЗ. | |
Декабрь | Обновление центра активности по развитию речи. Изготовление игрового поля методического пособия. | Дидактические пособия. | |
Январь | Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. | Создание развивающей среды в группе. Наличие игровых материалов и дидактических пособий. | |
Февраль | Повышение образовательного уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. | Консультации для родителей на тему: - «ТРИЗ в детском саду и дома». - «В помощь родителям развивающие игры ТРИЗ». | |
3 этап: Итогово -контрольный | |||
Распространение опыта своей работы. | Март | Представление наработок коллегам. | Семинар - практикум для воспитателей. |
Апрель | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. | Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. | |
Май | Отчет по самообразованию. | Выступление на педсовете с докладом по данной теме. |
Тема, по которой я работаю, заключается в создании условий для полноценного развития личности ребенка, его способностей, умения самостоятельно добывать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. С использованием ТРИЗ технологий в моей работе, я не даю детям конкретную информацию, а даю возможность добыть ее самим. Тем самым, преодолевая застенчивость в неправильности или неточности своих размышлений, дети не только проявляют свою самостоятельность, но и активно развивают речевой аппарат, активизируют словарный запас.
С помощью изученного мною материала, я подобрала и создала картотеки дидактических игр, комплексных занятий, бесед и наблюдений. Первые результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании речевой активности детей. Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск по данной теме продолжается.
Литература:
1. Гин С. И. Триз-педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. – М.: КТК «Галактика», 2018. – 138 с.: ил.
2. Кашкаров А. П. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей. – М.: СОЛОН-Пресс, 2017. – 124 с.: ил.
3. Садыкова Г. Триз-педагогика. Универсальный конструктор (алгоритм) ТРИЗ-занятий. – М.: КТК «Галактика», 2018. –70 с.: ил.
4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2016. – 80 - с. (Растем умными (Технология ТРИЗ)
5. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методич. пособие. – М.: АРКТИ, 2016. – 28 с.: ил. - (Растем умными (Технология ТРИЗ)
6. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2017. – 40 с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ)
7. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методич. пособие для воспитателей детских садов и родителей. – М.: АРКТИ, 2016. – 40 с.: ил. - (Растем умными (Технология ТРИЗ)
8. Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: №8 (1988 г.),
№5,6 (1989 г.),
№1,2,3,5 (1990 г.),
№4 (1993 г.),
№1 (1994 г.),
№5 (1996 г.),
№11 (1997 г.),
№5,9 (1998 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...