Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников
статья
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом, это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от педагога компетентного подхода. Одним из показателей профессиональной компетентности - способность педагога к саморазвитию. Основными критериями саморазвития являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагога, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Как писал Фрэнсис Бэкон, английский философ «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед». Что же означает сам термин «технология».
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) МБДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие технологии;
игровая технология;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
личностно-ориентированная технология.
Я остановлюсь на некоторых педагогических технологиях, которые считаю эффективными в своей деятельности.
Здоровьесберегающая технология
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми. Именно в детском саду, под «присмотром» воспитателя дети проводят значительную часть времени, и не помочь им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять? Привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни.
Я в своей группе провожу на мой взгляд, эффективные профилактические меры коррекции психофизического развития, включающие три группы здоровьесберегающих технологий:
Технология сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика, физкультминутки.
Технология обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Уроки здоровья».
Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика, биоэнергопластика.
Каждая из вышеперечисленных технологий имеет оздоровительную направленность. Именно в дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Физическое здоровье неразрывно связано с психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт для общения со взрослыми и сверстниками. Применение здоровьесберегающих технологий эффективно влияет на снижение уровня заболеваемости и повышает результативность воспитательно-образовательного процесса.
На первом месте после здоровья, стоит создание психологически комфортной обстановки. А ребенок наиболее комфортно чувствует себя в своем естественном состоянии - в игре. Созданная в ДОУ материальная база позволила внедрить в образовательный процесс игровую технологию.
Игровая технология
Все мы знаем, что игра-ведущий вид деятельности дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, потому игровые технологии уникальны и незаменимы в воспитательно-образовательном процессе. Игра является фундаментом всего образовательного процесса.
В своей работе я применяю различные виды игр по виду деятельности, по характеру педагогического воздействия, дидактические, словесно-речевые, театрализованные игры. Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом, повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками я систематически применяю игровые приёмы работы. Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.
Проектная технология
Технология проектной деятельности – это технология сопровождения самостоятельной деятельности воспитанника и организации образовательных ситуаций, в которых ребенок ставит и решает собственные проблемы. В процессе реализации проекта у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату. В ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Мы с детьми реализовали социально-семейные проекты «Давайте жить дружно», «Древо семьи», «Всё начинается с мамы». В рамках патриотического воспитания были разработаны и реализованы проекты: «Есть такая профессия - Родину защищать», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Моя малая Родина». В рамках экологического воспитания – проекты «Животные и птицы», «Мои младшие друзья», «Растения вокруг нас». Я считаю, что метод проектов актуален и эффективен, он дает детям возможность самостоятельно экспериментировать, развивает творческие способности, коммуникативность.
Личностно-ориентированные технологии
Эта технология предполагает уважение к личности ребенка, учет особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Я стараюсь создать условия для творчества личности, атмосферу любви, заботы, сотрудничества. Образовательную деятельность строю на партнерских отношениях с детьми -быть рядом, вместе, а не доминировать над ними. Совместно мастерим игрушки, подарки к праздникам, участвуем в коллективном труде, в проектной деятельности. Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также выражать своё мнение в коллективе. Я стараюсь учитывать право каждого ребёнка на решение проблемы.
Технология исследовательской деятельности
В основе исследовательской деятельности воспитанников детского сада лежит исследовательская поисковая активность. Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой, проводить опыты, исследовать что-то новое. Экспериментальную деятельность организовываю таким образом, чтобы она способствовала открытию знаний самим ребёнком через исследовательский поиск. В своей работе использую карточки-схемы, с помощью которых детям становится понятнее схема проведения опыта. Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. После проведённого опыта дети отмечают полученные результаты. Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми я тщательно изучаю все нюансы выбранной темы. Моя задача заключается создать мотивацию для участия группы детей в совместной деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его психологическую готовность.
По результатам внедрения инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ я провожу анализ проделанной работы, который помогает понять ошибки, допущенные в работе, побудить к продолжению деятельности.
Инновационная деятельность является находкой для современного педагога. Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/03/picture-289859-1378226564.jpg)
"Домашние задания по физической культуре для дошкольников как способ взаимодействия с родителями в современных условиях"
Презентация совместной деятельности инструктора по физической культуре, детей старшего дошкольного возраста и их родителей в области формирования здорового образа жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/13/picture-236360-1365878674.jpg)
Физическая культура для дошкольников: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения
Физические упражнения-важное мероприятие для развития ребёнка.Предлагаю вашему вниманию обучение выполнению некоторых элементов упражнений.доступных для проведения с детьми в домашних условиях....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для дошкольников 3-4 лет
Рабочая программа по физической культуре второй младшей группы МБДОУ «Детский сад №10 города Красноармейска Саратовской области» (далее - Программа) раз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-465998-1444205317.jpg)
Авторская программа по физической культуре для дошкольников «Юные туристы»
Авторская программа по физической культуре для дошкольников «Юные туристы» Составитель: инс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-208155-1637898624.jpg)
Использование нестандартного оборудования на занятиях физической культуры с дошкольника 6-7 лет.Упражнения с эластичной лентой амортизатором .
Использование нестандартного оборудования на занятиях физической культуры с дошкольника 6-7 летУпражнения с эластичной лентой амортизатором.Большое распространение в детских садах получили обще-...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-208155-1637898624.jpg)
Использование нестандартного оборудования на занятиях физической культуры с дошкольника 6-7 лет.Упражнения с эластичной лентой амортизатором .
Использование нестандартного оборудования на занятиях физической культуры с дошкольника 6-7 летУпражнения с эластичной лентой амортизатором.Большое распространение в детских садах получили обще-...