проект "Сказка"
проект (старшая группа)

Лещенко Лариса Петровна

Проект "Сказка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_skazka_.docx943.06 КБ

Предварительный просмотр:

ООО «Счастливое детство»

Проект на тему:

«Сказка- жизненный урок!»

Разработала: Лещенко Лариса Птровна

Г. Сургут

2022г.

Содержание проекта

Актуальность проекта

  1. Цель  задачи проекта
  2. Этапы проекта
  3. Ожидаемы результаты
  4. Содержание проекта

4.1. Сущность сказки, ее виды.

4.2. Модель работы со сказкой

4.3. Методы и приемы работы с детьми со  сказкой

5. Перспективный план работы по реализации проекта с детьми

6. Работа с родителями по реализации проекта

7. Работа с воспитателями по реализации проекта

Заключение

Список использованной литературы

Тема: «Сказка- жизненный урок!»

Основополагающий вопрос: «Чему учат сказки?»

Вид проекта: краткосрочный, познавательно – исследовательский  

Продолжительность проекта:  1 месяц.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта

        Сегодня приоритетным направлением в обществе  является информатизация общества, поэтому большой популярность среди детей и взрослых пользуются информационные источники, посредством которых происходит познание окружающего мира и мира человеческих взаимоотношений.  Посредством интернета, телевидения создается  большая возможность осуществлять, как просветительскую деятельность, так и познавательную. Все чаще родители предпочитают занимать ребенка сказками и мультфильмами зарубежных стран, забывая, что в сказках содержится большой познавательный и воспитательный смысл.

        В настоящее время в дошкольном учреждении, посредством ИКТ технологий,  можно вводить детей в мир сказок, который является уникальным и неповторимым.

        Знакомство со сказкой играет важную роль в развитии ребенка: ребенок познает окружающий мир предметов, знакомится с их свойствами, назначением, особенностями. Происходит формирование знаний о природе: природных объектах и явлениях, их свойствах. Развиваются познавательные процессы, как мышление-умение ребенка размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы; воображение-умение создавать образ ситуации, предмета или явления; развивается речь, которая характеризуется пополнением детского словаря, умения участвовать в диалоге, вести монолог, отвечать на вопросы. Формируется грамматический строй, умение правильно строить предложения, использовать все части речи. Формируются нравственные качества: доброта, сочувствие, сопереживание, умение выстраивать взаимоотношения с людьми и другое.

        Данный проект позволит не только познакомиться со сказками, но и ответить на основополагающий вопрос: «Чему учат сказки?». Дополнительными вопросами будут: «Кто является главными героями сказок?», «Какое волшебство происходит в сказке?».

        

1. Цель  задачи проекта

Цель проекта: сформировать у детей представления о том, какой урок дает сказка, чему она учит.

Задачи:

  • Сформировать знания детей о русских народных сказках;
  • Развивать у детей интерес к сказкам, учить понимать основное содержание сказки, поступки героев, давать им нравственную оценку, делать выводы;
  • Развивать речь: умение правильно отвечать на вопросы, строить распространенные предложения, формулируя свое отношение к героям, их поступкам, упражнять в правильном звукопроизношении слов, активизировать в речи новые слова.
  • Проявлять нравственные качества: доброту, сопереживание, сочувствие
  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

2. Этапы проекта

  • 1этап-Подготовительный (1 неделя, с 01.10.2018г. по 07.10.2018г.)

Цель данного этапа: анализ данного вопроса.

  • совместный поиск и постановка проблемы,
  • формулирования цели, задач,
  • определение продуктов проекта,
  • названия проекта,
  • формулировка основополагающего вопроса,
  • подбор сказок;
  • планирование мероприятий, направленных на решение данных задач,
  • анализ имеющейся информации и материала по проекту;
  • сбор и изучения недостающей информации;
  • совместное планирование предстоящих действий;
  • разработка плана работы с детьми, воспитателями, родителями.

2 этап - Основной этап (2 недели с 08.10.2018г. по 22.10.2018г.) :

Цель: работа по реализации проекта

  • реализация перспективного плана с детьми ( знакомство со сказами, их обсуждение в беседах; использование разных видов деятельности с детьми, оформление фото и стенгазет родителями);
  • организация выставки с родителями;  

 3. Заключительный этап (1 неделя с 23.10.2018г. по 31.10.2018г.)

  • совместное обсуждение полученных результатов;
  • совместное обсуждение полученных результатов;
  • организация и участие в выставке наработанного материала;
  • обобщение и  распространение опыта работы по проекту;
  • представление опыта педагогической общественности;
  • публикация материалов на сайте МБДОУ;
  • участие в конкурсах разного уровня.

3. Ожидаемы результаты

  • У детей сформированы знания о русских народных сказках;
  • Дети проявляют интерес к сказкам;
  •  Понимают основное содержание сказки, поступки героев, дают им нравственную оценку, делают выводы;
  • Развита речь: отвечают на вопросы, умеют строить распространенные предложения, формулируя свое отношение к героям, их поступкам, правильно произносят слова, используют в речи новые слова.
  • Проявляют любовь к русским народным сказкам.
  • Проявляют нравственные качества: доброту, сопереживание, сочувствие.

4. Содержание проекта

4.1. Сущность сказки, ее виды.

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни ребенка   и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. 

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Сказку характеризует вымышленность сюжета.

  • Сказка народная (фольклорная) — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
  • Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно-поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов.

Виды сказок

Macintosh HD:Users:Nikita:Desktop:img3.jpeg

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе у дошкольника, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Macintosh HD:Users:Nikita:Desktop:image-38.jpeg

        Сказка состоит из небольших эпизодов ─  частей, связанных между собой и поэтому выделяют некую структуру сказки:

  • Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Она существует сама по себе: не связана с содержанием произведения (чаще всего встречается перед волшебной сказкой);
  • Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент сказки. Подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин определяет место действия и время действия, называет героев сказки;
  • Основная часть сказки – трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.
  • Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия.

Таким образом, сказка имеет свою структуру. Главной особенностью сказок является волшебство, которое происходит с героями. В зависимости от вида сказки, главными героями могут быть люди, животные, растения, предметы. Но в любом случае, сказка преподносит урок слушателю и формирует у него определённые умения и качества. Важно, чтобы ребенок усвоил данный урок и это пригодилось ему в жизни.

4.2. Модель работы со сказкой

Существует модель работы со сказкой. Используя данную модель можно решить поставленные задачи.

Macintosh HD:Users:Nikita:Desktop:img24.jpeg

Чтение сказки предполагает не просто знакомство с героями, их поведением, но и позволяет размышлять, давать личностную оценку происходящему, подробно анализировать, формировать собственные эмоции и чувства.

Macintosh HD:Users:Nikita:Desktop:img17.jpeg

В работе с детьми используются разные методы и приемы. Они помогают детям эффективнее усвоить сказку.

4.3. Методы и приемы работы с детьми со  сказкой

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Macintosh HD:Users:Nikita:Desktop:slide-7.jpeg

Таким образом, знакомство со сказкой-играет важную роль в работе с детьми дошкольного возраста.

5. Перспективный план работы по реализации проекта с детьми

Октябрь 2022г.

Задачи

понедельник

  • Показ ложкового театра: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Познакомить детей с содержанием сказки. Сформировать представление о послушании детей родителям, как неотъемлемой части семейных отношений. Учить сопереживать героям, давать оценку их поведению.

  • НОД по развитию речи «Показ театр на фланелеграфе: «Под грибом»

Познакомить со сказкой и ее героями. Сформировать представление о том, что дружба играет важную роль в жизни людей и помогает во многих проблемных ситуациях. Развивать словарь детей, умение вести диалог по сказке. Воспитывать любовь к сказкам.

Вторник

  • Чтение сказки «Двенадцать месяцев» ( пер. С.Маршака)

Ввести в мир человеческих взаимоотношений, показать неправильный формат поведения и отношения с близкими людьми. Учить осуждать такое взаимоотношение, проявлять сочувствие, сопереживание к обиженному герою. Формировать такие качества, как доброта, отзывчивость.

Воспитывать интерес к сказке.

Среда

  • Д/и «Найди лишнего героя».

Учить находить лишнего героя сказки. Развивать наблюдательность, внимание. Учить отражать в речи свой выбор, обосновывать его. Воспитывать любовь к сказкам.

  • Творческий час «Разукрашивание любимых сказок»

Развивать творчество детей, закреплять знания по сказкам. Воспитывать любовь к сказкам.

Четверг

  • Аппликация «Первоцветы».

Учит делать аппликацию «Первоцветы». Развить технические навыки работы с ножницами, клеем. Воспитывать усидчивость, желание довести дело до конца.

Пятница

  • Беседа по сказке: «Доктор Айболит» - К. Чуковский.

Познакомить детей с содержанием сказки. Сформировать представление о роли доктора в жизни зверей. Показать роль  ответственности человека, доброты, усердия во время выполнения работы. Воспитывать уважение к труду, профессии доктора.

  • Викторина: «Сундучек сказок».

Закрепить знания по сказкам. Развивать познавательные процессы: память, мышление,  речь. Воспитывать любов к сказкам, иинтерес.

понедельник

  • Д/и «Отгадай сказку», «Поставь заплатку».

Закреплять знания детей об известных сказках. Активизировать в речи названия сказок, героев.  Учить отвечать на вопросы по сказкам, коротко рассказывать содержание сказки. Воспитывать интерес к сказкам.

Вторник

  • «Доверчивый ежик» - С. Козлов

Познакомить детей с содержанием сказки. Сформировать представление о том, к чему приводит доверчивость. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.  

Среда

  • Аппликация из листьев «Ежик»

Учить делать ежика из листьев. Развивать воображение, фантазию. Формировать технические навыки работы с листьями, клеем, ножницами. Воспитывать интерес к деятельности.

  • Д/и «Отгадай сказку»

Закреплять знания по сказкам. Развивать быструю реакцию, внимание. Воспитывать интерес к сказкам.

Четверг

  • Д/и «Расскажи сказку по картинкам»

Развивать умение  детей рассказывать сказку по опорным картинкам. Развивать монологическую речь. Учить строить предложения, используя все части речи. Активизировать словарь.  

  • Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой)

Познакомить детей с содержанием сказки. Сформировать представление о том, что каждый должен делать свое дело, не перекладывая на другого. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать умение у детей анализировать поступки героев.

Пятница

Драматизация сказки «Двенадцать месяцев» ( пер. С.Маршака)

Развивать театральные навыки: умение играть роль персонажа сказки, проявлять эмоциональность, понятно и внятно произносить слова текста, развивать интерес к театру.

6. Работа с родителями по реализации проекта

        Большую роль в реализации проекта играют родители, которые являются активными участниками всех мероприятий, организованных в группе.

С родителями будут использованы разные формы работы, которые представлены в таблице.

Перспективный план работы по реализации проекта

Период

Формы работы

        Октябрь 2022г.

  • Мастер-класс: «Сказка на прищепках».
  • Викторина:  «Чему учит сказка?».
  • Выставка рисунков: «Моя любимая сказка».
  • Драматизация сказки «Двенадцать месяцев» ( пер. С.Маршака).

Тесное взаимодействие с родителями позволит эффективнее решить поставленные в рамках проекта задачи.

7. Работа с воспитателями по реализации проекта

Работа по реализации проекта предполагает и взаимодействие с педагогами МБДОУ. С ними будут использованы формы работы, представленные в таблице.

Перспективный план работы по реализации проекта

Период

Формы работы

        Октябрь 2022г.

  • Мастер-класс: «Лэп –бук: «В стране сказок».
  • Представление дидактических игр по ознакомлению детей со сказками».
  • Педагогический час: « Использование мнемотаблиц, как средство ознакомления детей со сказками».
  • Представление выставки рисунков: «Моя любимая сказка».

Тесное взаимодействие с родителями позволит эффективнее решить поставленные в рамках проекта задачи.

        Заключение

        Сказка — одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности. Дошкольник начинает видеть в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замечаемые им качества, воспринимает предметы и явления в их внутренней связи.

Реализация проекта показала, что сказка расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, а самое главное - учит ребенка ценить дружбу, проявлять доброту и сопереживание, радоваться за героев и огорчаться ситуациям, в которые попадают герои.

Перед ребенком через сказку раскрывается внутренний мир человека, показывается характер, чувства, мотивы поступков.

Сказка заставляет дошкольника волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Она помогает формировать у детей нравственные оценки, оказывают влияние на поведение ребят, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, в рамках реализации проекта была проведена работа со всем участниками образовательных отношений. Ребята узнали не только какие сказки бывают, но и чему учит сказка.

Использованная литература

  1. https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/metodicheskie-rekomendatsii-raboty-so-skazkoj-v-detskom-sadu.html Методические рекомендации  работы со сказкой в детском саду
  2. http://skazka.tgl.net.ru/metod-skazrka/49-metod Особенности восприятия детьми художественных произведений
  3. https://infourok.ru/material-na-temu-klassifikaciya-skazok-3745145.html Сказка
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA% D0%B0 Сказка