Тема: "Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума". (дошкольная группа от 5 до 6 лет)
методическая разработка (старшая группа)

Балашова Наталья Юрьевна

план по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2022-2023.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: "Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума". 

 (дошкольная группа от 5 до 6 лет) 2022-2023 учебный год

Воспитатель: Балашова Наталья Юрьевна.

Актуальность темы: Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы. 

Цель для педагога:

способствовать целенаправленному формированию критического мышления у детей старшего дошкольного возраста, умению работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний. 

Цель для детей:

Сформировать основы  критического мышления у детей. Научить детей   размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы .Проявление интереса к  играм, направленным на развитие критического мышления (кубик Блума). 

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
  2. Способствовать развитию критического мышления (анализ, синтез, сравнение), креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
  3. Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем; учить детей задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  4. Учить детей выражать свои мысли  ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; способствовать развитию словарного запаса и связной речи;
  5. Учить выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; участвовать в совместном принятии решения, сотрудничать и работать в группе и т. д.
  6. Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений
  7.  Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
  8. Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, любознательности,  стремления к поиску нестандартных решений и задач;

Ожидаемый результат для педагога:

 Повышение своего профессионального уровня. Создание специальной среды для развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста, с целью повышения любознательности, интереса к освоению новых знаний.

Ожидаемый результат для детей: Дети умеют рассуждать, устанавливать логические связи, самостоятельно искать ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения, сформируется критичность мышления,  повысится уровень готовности к обучению в школе.

Формы отчетности:

- изготовление кубиков Блума по разным образовательным областям.

- консультация и мастер-класс для воспитателей по данной теме.

-составить конспекты занятий, развлечений.

- проведение мастер-класса для родителей.

План работы по данной теме на год

Сроки

Литература для изучения

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Сентябрь-

октябрь-

ноябрь

-Подбор и изучение  литературы по данной теме.

- Знакомство с кубиком Блума, обсуждение и рассматривание граней кубика, объяснение правил

- изготовление кубиков по разным образовательным темам  

- Дидактические игры на развитие логического мышления : «Подбери пару», «Найди ошибку», «Верю-не верю», «Прерванный рассказ», «Чем похожи и чем отличаются»

- Применение в НОД кубика Блума по темам : « Сельскохозяйственные профессии» , «Народная игрушка», «Осень», «Родной край», «Транспорт», «Москва-столица нашей Родины», «Перелетные птицы», «Как звери готовятся к зиме»"

-Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика и ромашки Блума

-Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения»

-консультация  в родительский уголок:     Советы для родителей «Как развивать критическое мышление у детей»

- оформление родительского уголка.

 

-Родительское собрание «Возрастные особенности детей шестого года жизни»

- Памятка для родителей "Ребенок-почемучка.

Критическое мышление

у детей дошкольного возраста"

-Участие родителей в изготовлении шаблонов граней для кубиков

- изучение опыта педагогов ДОУ, на педагогических сайтах

Декабрь-

январь-

февраль

  Абишева, И.В. Критическое мышление – навык будущего [Текст] / И.В. Абишева // Интеграция методической (научно-методической) (22 апреля 2019). – Челябинск: ЧИП и ПК РО, 2019. – С.250-254.

Астахова, Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности [Текст] / Л.В. Астахова, Т.В. Харлампьева. – М.: РАН, 2012. – 136 с.   

Кларин, М.В. Развитие критического и творческого мышления [Текст] /М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2013.- №2.- С. 7. 

 Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности [Текст] / Д. Клустер. — М.: ЦГЛ, 2014. — 80с

-Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности кубика Блума;

-Игры на развитие критического мышления: «Домики вопросов», «Удивительный вопрос», «Пресс-конференция», «Корзина идей»  и т.д..

- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».

- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД игр на развитие логического мышления.

- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД упражнений «мозговой штурм»

Использование кубика Блума на занятиях по темам: «Дикие животные», «Животные Севера», «Зимующие птицы», «Красная книга», «Пожарная безопасность», «Дорожные знаки», «Геометрические фигуры»

-родительское собрание «Авторитет родителей. Поощрение и наказание».

- выступление на родительском собрании  «Критическое мышление: Как научить ему ребенка? Что оно собой представляет? Рекомендации родителям».

- Материал в родительский уголок:

- Консультация для родителей «Кубик Блума - технология
развития критического мышления»

-Консультация  «Развитие критического мышления в семье»

- Консультация "Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста"

Март-

апрель-

май

Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

 Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.

Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] / Г. Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С.Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления. – М.: АСТ, 2018. – С. 111-114.  

Седова, А.С. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования [Текст] / А.С. Седова, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2 (36). – С.79-85

- Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори»

- Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Рассыпанные цифры», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка».

-Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности приемов «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Шесть шляп мышления» .

- Использование кубика Блума на занятиях по темам: «Цирк», «Театр», «Цветы», «Финансы», «Почта»,

«Семья», «Эколята», «Сбережем планету», «Права ребенка», «Насекомые», «День Победы», «Мир камней».

- Создание картотеки игр по развитию критического мышления

- родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей »

-Консультации для родителей : «4 простые вещи для развития критического мышления у ребёнка», «Как и зачем развивать креативное мышление у детей», «Приемы критического мышления в развитии речи детей».

- Памятка для родителей «Как организовать игры детей дома на развитие критического мышления »

- Включение родителей в создание мини-центра «Подумай».

-сотрудничество с

детской библиотекой в

подборе методической

литературы.

- Мастер-класс на тему:«Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума».

-отчет по самообразованию, презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума

Консультация для родителейРазвитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блумавоспитатель Шамова М.А. Бенджамин Блум, американский психолог, занимавшийся вопросами образования и р...

Консультация для родителей Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума

Развитие критического мышления у дошкольников  с помощью Кубика Блума...

Консультация "Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума"

                Изучая методическую литературу, выделила один из приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психо-...

Консультация для родителей "Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума"

Бенджамин Блум, американский психолог, занимавшийся вопросами образования и развития талантов, сказал: "Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных...

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью кубика Блума»

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью кубика Блума» Цель: Знакомство педагогов с опытом работы по использованию «Кубика Блу...