Тема: "Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума". (дошкольная группа от 5 до 6 лет)
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: "Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума".
(дошкольная группа от 5 до 6 лет) 2022-2023 учебный год
Воспитатель: Балашова Наталья Юрьевна.
Актуальность темы: Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Цель для педагога:
способствовать целенаправленному формированию критического мышления у детей старшего дошкольного возраста, умению работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.
Цель для детей:
Сформировать основы критического мышления у детей. Научить детей размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы .Проявление интереса к играм, направленным на развитие критического мышления (кубик Блума).
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
- Способствовать развитию критического мышления (анализ, синтез, сравнение), креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
- Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем; учить детей задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- Учить детей выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; способствовать развитию словарного запаса и связной речи;
- Учить выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; участвовать в совместном принятии решения, сотрудничать и работать в группе и т. д.
- Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений
- Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
- Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, любознательности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;
Ожидаемый результат для педагога:
Повышение своего профессионального уровня. Создание специальной среды для развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста, с целью повышения любознательности, интереса к освоению новых знаний.
Ожидаемый результат для детей: Дети умеют рассуждать, устанавливать логические связи, самостоятельно искать ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения, сформируется критичность мышления, повысится уровень готовности к обучению в школе.
Формы отчетности:
- изготовление кубиков Блума по разным образовательным областям.
- консультация и мастер-класс для воспитателей по данной теме.
-составить конспекты занятий, развлечений.
- проведение мастер-класса для родителей.
План работы по данной теме на год
Сроки | Литература для изучения | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с воспитателями |
Сентябрь- октябрь- ноябрь | -Подбор и изучение литературы по данной теме. | - Знакомство с кубиком Блума, обсуждение и рассматривание граней кубика, объяснение правил - изготовление кубиков по разным образовательным темам - Дидактические игры на развитие логического мышления : «Подбери пару», «Найди ошибку», «Верю-не верю», «Прерванный рассказ», «Чем похожи и чем отличаются» - Применение в НОД кубика Блума по темам : « Сельскохозяйственные профессии» , «Народная игрушка», «Осень», «Родной край», «Транспорт», «Москва-столица нашей Родины», «Перелетные птицы», «Как звери готовятся к зиме»" -Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика и ромашки Блума -Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения» | -консультация в родительский уголок: Советы для родителей «Как развивать критическое мышление у детей» - оформление родительского уголка.
-Родительское собрание «Возрастные особенности детей шестого года жизни» - Памятка для родителей "Ребенок-почемучка. Критическое мышление у детей дошкольного возраста" -Участие родителей в изготовлении шаблонов граней для кубиков | - изучение опыта педагогов ДОУ, на педагогических сайтах |
Декабрь- январь- февраль | Абишева, И.В. Критическое мышление – навык будущего [Текст] / И.В. Абишева // Интеграция методической (научно-методической) (22 апреля 2019). – Челябинск: ЧИП и ПК РО, 2019. – С.250-254. Астахова, Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности [Текст] / Л.В. Астахова, Т.В. Харлампьева. – М.: РАН, 2012. – 136 с. Кларин, М.В. Развитие критического и творческого мышления [Текст] /М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2013.- №2.- С. 7. Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности [Текст] / Д. Клустер. — М.: ЦГЛ, 2014. — 80с | -Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности кубика Блума; -Игры на развитие критического мышления: «Домики вопросов», «Удивительный вопрос», «Пресс-конференция», «Корзина идей» и т.д.. - Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение». - Использование в индивидуальной деятельности и в НОД игр на развитие логического мышления. - Использование в индивидуальной деятельности и в НОД упражнений «мозговой штурм» Использование кубика Блума на занятиях по темам: «Дикие животные», «Животные Севера», «Зимующие птицы», «Красная книга», «Пожарная безопасность», «Дорожные знаки», «Геометрические фигуры» | -родительское собрание «Авторитет родителей. Поощрение и наказание». - выступление на родительском собрании «Критическое мышление: Как научить ему ребенка? Что оно собой представляет? Рекомендации родителям». - Материал в родительский уголок: - Консультация для родителей «Кубик Блума - технология -Консультация «Развитие критического мышления в семье» | - Консультация "Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста" |
Март- апрель- май | Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] / Г. Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С.Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления. – М.: АСТ, 2018. – С. 111-114. Седова, А.С. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования [Текст] / А.С. Седова, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2 (36). – С.79-85 | - Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори» - Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Рассыпанные цифры», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка». -Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности приемов «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Шесть шляп мышления» . - Использование кубика Блума на занятиях по темам: «Цирк», «Театр», «Цветы», «Финансы», «Почта», «Семья», «Эколята», «Сбережем планету», «Права ребенка», «Насекомые», «День Победы», «Мир камней». - Создание картотеки игр по развитию критического мышления | - родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей » -Консультации для родителей : «4 простые вещи для развития критического мышления у ребёнка», «Как и зачем развивать креативное мышление у детей», «Приемы критического мышления в развитии речи детей».- Памятка для родителей «Как организовать игры детей дома на развитие критического мышления » - Включение родителей в создание мини-центра «Подумай». | -сотрудничество с детской библиотекой в подборе методической литературы. - Мастер-класс на тему:«Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума». -отчет по самообразованию, презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума
Консультация для родителейРазвитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блумавоспитатель Шамова М.А. Бенджамин Блум, американский психолог, занимавшийся вопросами образования и р...
Консультация для родителей Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума
Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума...
Консультация "Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума"
Изучая методическую литературу, выделила один из приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психо-...
Консультация для родителей "Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума"
Бенджамин Блум, американский психолог, занимавшийся вопросами образования и развития талантов, сказал: "Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных...
Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью кубика Блума»
Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью кубика Блума» Цель: Знакомство педагогов с опытом работы по использованию «Кубика Блу...
Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума.
Консультация для родителей...
Развитие мышления у дошкольников по средствам «Кубик Блума», через организацию образовательной и игровой деятельности»
Методика использования «Кубика Блума"...