Семья и семейные ценности.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Семья и семейные ценности.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские
годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-
семьи – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш…»
В. А. Сухомлинский.
Самое главное в жизни каждого человека – семья. Именно в семье ребенку закладывается «фундамент» понятия семьи и семейных ценностей. Очень важно, именно в дошкольном возрасте ребенку необходимо дать правильные ориентиры семейных отношений.
Актуальность. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, осваивает и усваивает первые социальные роли, нормы и ценности. Семья – это важнейший «социальный институт» воспитания и развития ребенка. Но, в последнее время, часто членам семьи некогда в полной мере заниматься воспитанием и развитием ребенка. Этому способствует много причин и обстоятельств: неполные семьи, где мама или папа вынуждены работать целыми днями, чтобы обеспечить себя и ребенка; семью ведущие аморальный образ жизни или просто не знающие, как это делать. На помощь родителям приходят дошкольные учреждения, где в тесном содружестве идет совместная работа.
Цель работы: формирование у родителей и детей позитивного образа семьи, через воспитание нравственного отношения к семейным ценностям и традициям.
Задачи. Образовательные: - закреплять умение определять родственные отношения между близкими членами семьи;
- обогащение опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи, ее традициях;
- познакомить с понятием «реликвия»;
- формирование представлений и понятий о жизненном «идеале» семьи.
- повышать педагогическую культуру и грамотность у родителей.
Развивающие: - формировать представление о мире семьи;
- развивать речь, через знакомство с устным народным творчеством: потешками, пестушками, частушками, прибаутками, сказками семейной направленности;
- привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Воспитательные: - воспитывать желание заботиться о близких;
- развивать чувство гордости за свою семью;
- воспитывать у детей опыт поддержания традиций и обычаев в своей семьи;
- создание эмоционально-позитивных отношений между детьми и родителями в процессе совместной деятельности;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и ценность каждого члена семьи для самой семьи;
- побуждать родителей к обмену опытом сохранения и передачи семейных традиций друг другу.
1
В достижении этой цели и поставленных задач необходимо использовать в совокупе различные приемы, способы и формы работы с дошкольниками и их родителями. Основная работа должна вестись в совместной деятельности между родителями и детьми. И эта работа должна проводиться постоянно и иметь определенную и четкую систему и структуру, от простого понятного малышам до более сложного, чтобы заинтересовать взрослых.
Но, стоит помнить, что ведущая деятельность у детей – игровая. И поэтому, много используется именно игровых форм, которые включают в себя большую группу методов и приемов организации педагогического процесса. У игровых технологий много достоинств, таких как: игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы у детей – внимание, восприятие, мышление, воображение; при игре лучше усваиваются полученные знания, так же появляется интерес к изучаемому объекту.
Так же в большой степени, используется проектная деятельность, где уже заняты все и дети, и родители, и даже бабушки и дедушки, но и конечно педагоги. Все с удовольствием участвуют в них. И уже по прошествии определенных работ, часто родители сами начинают и предлагают разнообразные проекты, особенно связанные с их семьями.
Так же у детей и родителей вызывают большой интерес такие приемы работ, как, вечера вопросов и ответов, заседания в виде круглого стола, чаепития, маршрутов выходного дня, экскурсии (очные и заочные), мастер-классы проводимые педагогами для детей и родителей, родителями для детей и педагогов и самими детьми для родителей и педагогов, семейных театров.
Вечера вопросов и ответов – представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам. Эти вечера должны проходить как не принуждённое, равноправное общение родителей и педагогов.
Разработка «маршрутов выходного дня» - это один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Маршрут выходного дня может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута.
Экскурсии – очные и заочные – цели: гармонизировать детско-родительские отношения. Экскурсии оставляют глубокий след в детской памяти и находят отражение в творческих играх детей, оказывая влияние на их поступки и поведение.
Семейные театры – способствуют художественному развитию, приобщению взрослых и детей к искусству. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые отношения, у взрослых должно развиваться адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка.
Вся эта работа плавно входит в жизнь семьи и становится новой семейной традицией. А потом родители, увлеченные этой деятельностью, уже сами рассказывают детям о тех традициях, какие были у них в семьях, когда они были маленькими. И вспомнив это, они переносят и возобновляют их уже в своих семьях. Именно одна из таких семейных традиций появилась у нас в группе – это осеннее чаепитие, которую мы чтим уже несколько лет.
Еще мы используем такую практику, как коллекционирование, где родители показывают и рассказывают о своих коллекциях, где нередко встречаются семейные реликвии, передающиеся из поколения в поколение.
2
Результатами проделанной работы стало, то, что дети и родители стали более охотно участвовать в совместной деятельности. Дети стали более трепетно относиться к бабушкам и дедушкам, семейным традициям и уже с удовольствием рассказывают и берегут семейные реликвии.
Свою работу с родителями я начала и закончила словами немецкого гуманиста
С. Бранта.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семья и семейные ценности
консультация о семейных ценностях...
Консультация для родителей "Семья и семейные ценности. Что такое семья?"
В консультации даны определения что такое семья, семейные традиции...
Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)
Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...
Консультация для родителей. Тема: «Семья и семейные ценности» Что такое семья?
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью....
Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы
Методическая разработка, посвященная семье и традиционным семейным ценностям, на тему: «Уроки семьи и семейные ценности» для детей подготовительной группы...
Тема: «Семья и семейные ценности» Что такое семья?
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В теории семейного ...
Консультация для родителей Воспитатель: Сологубова Е.В. «Семья и семейные ценности» Что такое семья?
Консультация для родителей Воспитатель: Сологубова Е.В.«Семья и семейные ценности»Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны о...