Консультация для воспитателей «Организация пространства детской реализации»
консультация
Материал будет полезен педагогам ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_organizatsiya_pdr.docx | 48.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеек»
658222,Алтайский край г. Рубцовск, ул. Северная, 18 т. 8-385-57-6-17-44, detsadik48@yandex.ru
Консультация
для воспитателей
«Организация пространства детской реализации»
Рубцовск, 2022
Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появились стандарты, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.
Развитию детской инициативы как основного целевого ориентира ФГОС ДОО способствует развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обладать новизной, привлекательностью и, откликаясь на новые образовательные задачи, легко трансформироваться Еще Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности и возможности.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Вопрос организации, развивающей предметно – пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, а, следовательно, педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Предметно-пространственная среда выступает двояко, с одной стороны, как набор стандартов, но с другой стороны, как действие с ними по усмотрению ребенка без давления со стороны взрослого, что открывает новые возможности, то есть позволяет детям идти по творческому пути.
В инновационной программе “От рождения до школы” поясняется, что сама предметно-пространственная среда не гарантирует наличие детской инициативы и ее реализации; скорее, ее гарантирует взрослый.
Авторы Программы выдвигают новый термин — пространство детской реализации (ПДР), противоположный понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР). Если в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации (ПДР) — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в зоне ближайшего развития продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы.
Более того, в зоне ближайшего развития ребенок осваивает прошлое культуры, в пространстве детской реализации развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры. Фактически мы имеем два пути развития: в ЗБР — развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР — развитие, ориентированное на будущее. Пространство детской реализации (ПДР) не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок. Авторы Программы считают, что пространство реализации — особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребенка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею, направлен на ее реализацию и получил оформление в продукте. В этом случае дошкольное учреждение даже с относительно небогатой средой при обеспечении пространства детской реализации может быть с образовательной точки зрения более эффективным, чем детский сад с богатой средой.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. ПДР (пространство детской реализации). Постоянная работа над созданием ПДР, что означает:
❖ поддержка и развитие детской инициативы, помощь в осознании и формулировке идеи, реализации замысла;
❖ предоставление свободы выбора способов самореализации, поддержка самостоятельного творческого поиска;
❖ личностно-ориентированное взаимодействие, поддержка индивидуальности, признание уникальности, неповторимости каждого ребенка;
❖ уважительное отношение к результатам детского труда и творчества;
❖ создание условий для представления (предъявления, презентации) своих достижений социальному окружению;
❖ помощь в осознании пользы, признании значимости полученного результата для окружающих.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. «Самостоятельность» – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смысла образующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.
Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет, ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому – в остальном инициативу необходимо поддерживать. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности.
Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем. Малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
❖ создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
❖ создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
❖ не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
❖ обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
Критериями правильной работы педагогов с детьми является проявление детьми инициативы и самостоятельности в различных видах детской деятельности, проявление активной жизненной позиции, умения творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций.
Организация развивающей предметно – пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В программе «От рождения до школы» развивающая предметно – пространственная среда является одним из элементов пространства детской реализации (ПДР).
Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.). При этом обеспечить высокий уровень развития детей можно имея даже скромные материальные возможности, так как развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослыми или самостоятельная. Результат работы в первую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагогов. Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», «мастерские» и пр.), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). 8 Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.
При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:
❖ образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;
❖ двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения; −
❖ различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.
РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Должно быть, разделение на зоны с помощью различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования.
Основные принципы организации РППС:
1) Содержательно – насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.
4) Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.
5) Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
Развивающая предметно – пространственная среда группы должна обеспечивать:
Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
Реализацию образовательной программы ДОУ.
Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. детей, размера и конфигурации помещения, возможностей ДОО.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей: Социально – коммуникативная;
Познавательная;
Речевая;
Художественно – эстетическая;
Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально – коммуникативное развитие:
Центр ПДД;
Центр пожарной безопасности;
Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
Центр «Уголок Природы»;
Центр сенсорного развития;
Центр конструктивной деятельности;
Центр математического развития;
Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
Центр Книги.
Художественно-эстетическое развитие:
Центр ИЗО или уголок творчества;
Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Физическое развитие:
Центр физического развития.
Центры активности должны быть четко выделены. Игры наиболее эффективны, если детей, находящихся в том или ином центре, не отвлекают проходящие через центр люди. Поэтому при планировании центров активности нужно заранее предусмотреть места для проходов, которые не будут проходить через пространство центра. Выделять центры активностей можно при помощи низких стеллажей, столов или с помощью ковровых покрытий, мольбертов и пр. Места для отдыха. Люди любят окружать себя мягкими предметами, связывая с ними понятие уюта и комфорта. Мягкая мебель присутствует в большинстве домов, она помогает людям расслабиться. Дети дошкольного возраста не являются исключением. Для удовлетворения этой потребности в помещении группы размещают место для отдыха, оснащая его мягкой мебелью и делая максимально уютным. Это место, где ребенок сможет побыть один, если площадь ограничить так, чтобы в нем помещалось не больше двух человек. Однако такое место может занимать и относительно большое пространство, став частью, например, литературного центра. И в первом, и во втором случае здесь должны быть запрещены любые активные игры, нарушающие покой отдыхающих детей. Малыши должны хорошо понимать назначение места для отдыха. Если они забудут, как надо себя здесь вести, их следует мягко переместить в другой центр, более подходящий для активных игр. В одном помещении может быть несколько мест для отдыха. Кроме того, мягкую мебель можно поставить в тех или иных центрах активности. Например, в центре ролевых игр вполне уместны мягкое детское кресло или диван. Дети могут здесь просто отдохнуть, а могут поиграть (в том случае, если игры не становятся слишком активными и шумными). Уголки уединения. Постоянно быть частью большой группы сверстников — большая нагрузка для дошкольника. Поэтому в помещении группы необходимо предусмотреть так называемые уголки уединения, которые помогут ребенку избежать стресса. У ребенка должна быть возможность побыть одному, если он в этом нуждается. Уголок уединения может стать и местом для игры одного или двух детей. В нем может находиться стол с одним или двумя стульями. Соответственно, любой центр, предоставляющий место лишь для одного или двух детей, можно рассматривать в качестве уголка уединения. Необходимо только следить, чтобы другие дети не беспокоили находящихся в нем одногруппников. Важно научить детей понимать, что в уголках уединения не может быть много людей, а также уважать потребность в уединении, возникающую у других. Нарушителей следует мягко переместить в другие, более подходящие для активных игр места. Ограничение количества детей в центрах активности. Иногда возникает необходимость ограничивать количество детей, желающих играть в одном центре. Конечно, если речь идет о всеми любимом центре, многие дети могут расстроиться из-за невозможности находиться в нем столько, сколько они хотят. В этом случае педагогам стоит задуматься о его расширении. Если из-за ограниченной площади это не представляется возможным, нужно создать систему, которая позволяла бы каждому ребенку понимать, что данный центр уже заполнен, и знать, когда подойдет его очередь поиграть в нем. И надо помнить, что правила призваны создать более комфортные для детей условия, а не ограничить их свободу — важно, чтобы дети видели, что все находятся в равных условиях. Оптимальное использование пространства. Следует стремиться к максимальной реализации образовательного потенциала пространства детского сада, группы, а также территории детского сада и для организации детской деятельности использовать не только игровую комнату, но все возможное пространство — спальню, рекреации, дополнительные помещения детского сада, территорию детского сада.
Для этого можно использовать различные приемы, в том числе: освободить пространство в спальне, частично или полностью заменив обычные кровати выдвижными, двухъярусными, складными, штабелируемыми и пр., либо поставив вместо кроватей специальные подиумы. Это позволит перенести один или несколько тихих центров активности, например, литературный центр, зону отдыха, центр грамотности и письма, центр настольно-печатных игр, центр мелкой моторики и пр., в спальную комнату; использовать рекреации, коридоры и другие свободные пространства детского сада для различных целей: для проведения кружков и занятий по интересам (английский язык, шахматы, библиотека и пр.);
для физической активности (классики на полу, кегли, физкультурные тренажеры, детский настольный футбол и т.д.);
для выставки детских достижений (рисунки, фотографии, поделки, стенгазеты, коллективные работы и пр.);
для информационных целей (стенды, объявления и т.д. для родителей и детей);
организовать в отдельных помещениях детского сада различные клубы, мастерские, студии, лаборатории: компьютерный клуб, зону робототехники и лего-конструирования, живописную мастерскую, театральную студию, мультстудию и пр.;
максимально использовать территорию детского сада, не ограничивая детскую деятельность рамками групповой площадки и создавая условия для разновозрастного общения.
В групповом помещении всегда есть специальное место для размещения различных плакатов, объявлений, детских работ, фотографий и пр., так называемый «групповой стенд» (один или несколько).
Правильно оформленные групповые стенды являются эффективным средством развития детей.
Стенд станет незаменимым помощником воспитателей в обучении детей, если он отвечает перечисленным ниже требованиям. Материал стенда нужен и интересен детям. Материалы, размещенные на стендах, должны быть интересны и нужны детям. От стенда не будет никакой пользы, если размещенные на нем материалы никто не будет разглядывать и обсуждать. Например, на стенде можно разместить меню на день, написанное крупными печатными буквами, текст новой песенки, кто сегодня дежурный, у кого сегодня день рождения, новости дня и т.д. Особый интерес у детей вызывают их собственные поделки и фотографии. Часть стендов может занимать так называемый справочный материал. Он будет помогать детям в их занятиях или информировать их. Например, на стенде недалеко от центра грамоты и письма может быть размещен алфавит, около центра математики — плакат с числами. Материалы регулярно обновляются.
Не только дети, но и взрослые привыкают к неизменяющимся вещам, со временем человек просто перестает замечать их. Зато каждого интересует новое. Поэтому чтобы материалы стенда приносили максимальную пользу, привлекали внимание, вызывали желание обсуждать, они должны регулярно обновляться.
Элемент новизны хорошо стимулирует познавательный интерес. Материалы соответствуют возрастным возможностям детей. Материалы стенда должны показывать то, что дети могут понять.
Главное назначение стенда — побуждать детей обсуждать представленные материалы, получать информацию, размышлять и, как следствие, развивать у детей речь, мышление, познавательный интерес. Материалы снабжены надписями.
Материалы, вывешенные на стенде, обязательно нужно подписывать крупными печатными буквами, хотя большинство дошкольников еще не умеют читать. Тем самым педагог знакомит детей с печатным текстом, стимулирует интерес к чтению, а также помогает им понять, что благодаря подписям люди могут больше узнавать о представленных картинках и фотографиях.
Стенд с фотографиями обычно вызывает большой интерес у всех детей группы. Фотографии детей, занимающихся той или иной деятельностью, а также фотографии их семей, размещенные на стенде, помогут каждому ребенку чувствовать себя полноценным членом группы. При этом если такой стенд организуется, то на нем должны быть представлены фотографии всех детей группы. Это очень важно. Фотографии также можно сопроводить печатными подписями или высказываниями детей по поводу изображенных на них эпизодов. Это позволит детям соотносить напечатанный текст с их собственным опытом, особенно если подробно обсудить с детьми изображенное на фотографии и прочитать подписи вслух. Размещение на стенде детских рисунков и поделок означает признание их значения, а также стимулирует детей ответственно относиться к своим работам. Если мы хотим, чтобы дети гордились тем, что они делают, важно вывешивать на стенде творческие, самостоятельные работы детей, а не раскраски или рисунки, сделанные на групповых занятиях, когда все дети выполняют рисунок строго по заданию педагога. Возможно, детские работы и не будут сильно отличаться друг от друга, однако к каждой нужно относиться с уважением и вниманием.
Детские работы и необходимые материалы следует выставлять на уровне, удобном детям для рассматривания и обмена мнениями.
Важно помнить, что наиболее интересны для детей именно те материалы, которые, с одной стороны, используются в жизни детей достаточно регулярно, а с другой — к созданию которых дети непосредственно причастны.
Использование проектной деятельности, в результате которой рождаются такие материалы, является оптимальным в жизни детского сада. Педагог должен уметь поддерживать детскую самостоятельность и инициативу и, при необходимости, помогать детям реализовать свои замыслы (не директивное содействие).
Задача педагога наблюдать за детьми, при необходимости, помогать (объяснить, как пользоваться новыми материалами, подсказать новый способ действия и пр.); помогать детям наладить взаимодействие друг с другом в совместных занятиях и играх в центрах активности; следить, чтобы каждый ребенок нашел себе интересное занятие.
Ожидаемый образовательный результат: развитие инициативы и самостоятельности, умения найти себе занятие и партнеров по совместной деятельности. Развитие умения договариваться, способности к сотрудничеству и совместным действиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация экологического пространства для обеспечения жизнедеятельности детей"
Благоустройство и озеленение территории детского сада – ответственная и очень важная задача. Значение работ по благоустройству участка трудно переоценить. Особое внимание должно уделяться органи...
Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....
Консультация для воспитателей «Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ»
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40 % детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни...
Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как пространство детской реализации личности"
В статье рассмотрен вопрос создания в группе детского сада комфортных условий для всестороннего развития личности ребенка, построение образовательной среды на основе индивидуальных особенностей каждог...
Консультация для педагогов ДОУ "Пространство детской реализации"
Консультация для педагогов ДОУ "Пространство детской реализации" в рамках реализации инновационной программы "От рождения до школы"...
«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление
Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....
Консультация для воспитателей «Организация образовательного пространства ДОУ по воспитанию финансовой грамотности»
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости, бережного отношения к труду и продуктам труда, формирова...