дидактические иры при обучении игре в шахматы
картотека (подготовительная группа)
игра в шахматы. дид.игры и игровые залания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_pri_obuchenii_igre_v_shahmaty.docx | 198.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и игровые задания.
- «Узнай фигуру»
Задачи: Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня»).
- «Шахматные прятки»
Задачи: Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки – название, как ходят; учить детей придумывать и отгадывать загадки.
- «Шахматный теремок»
Задачи: Закрепить знание шахматных фигур и их отличительные признаки.
Описание. Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегают шесть разных, белых фигур (от пешки до короля). Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить»- поднять.
- «Мешочек»
Задачи: Закрепить название шахматных фигур и их начальную позицию на шахматной доске.
Описание. Дети по одной вынимают из мешка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
- «Горизонталь».
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).
- «Вертикаль».
То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
- «Диагональ».
То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
- «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
- «Угадай-ка».
Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
- «Секретная фигура».
Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
- «Угадай».
Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
- «Что общего?».
Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
- «Большая и маленькая».
Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
- «Кто сильнее?».
Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
- «Обе армии равны».
Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
- «Мешочек».
Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
- «Да или нет?».
Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
- «Не зевай!».
Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
- «Один в поле воин».
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
- «Лабиринт».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
- «Перехитри часовых».
Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
- «Сними часовых».
Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
- «Кратчайший путь».
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
- «Захват контрольного поля».
Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
- «Защита контрольного поля».
Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
- «Атака неприятельской фигуры».
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
- «Двойной удар».
Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
- «Взятие».
Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
- «Защита».
Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
- «Два хода».
Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Дидактические игры по обучению игре в шахматы»
Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы....
Консультация для родителей "Дидактические игры при обучении игре в шахматы"
Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы."'Куча мала". Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте как...
дидактические игры при обучении игры в шахматы
Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируютс...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ...
Дидактические игры и задания при обучении игре в шахматы
Дидактические игры и задания при обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ
Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые ч...
Консультация для родителей " Использование дидактических игр в обучении игре в шахматы".
Не все дети способны запомнить названия конкретных шахматных фигур сразу же. Вы даже не всегда сможете проверить, усвоил ли их ваш малыш. Ведь если напр...