Проект "Зимушка"
проект (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №244»

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Зимушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Составили: Муравьева Л.А

                                                                                                Емшина А.А                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2022.

 

Проект «Зимушка»

 

Вид проекта: исследовательский, познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Возрастная группа: средняя группа

Продолжительность проекта: две недели с 12.12.22 по 23.12.2022 г.

 

Актуальность проекта: Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.

 

Цель проекта: Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь, наблюдательность.

Задачи проекта:

  1. Расширять и углублять знания и представления детей о зимнем времени года.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.
  3. Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра, свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)
  4. Развивать наблюдательность, познавательную активность, продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.
  5. Способствовать вовлечение семьи в процессе реализации проекта.
  6. Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

- Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года;

- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом;

- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря;

- Расширение картотеки игр зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности).

- Развитие творческих способностей детей. Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учреждением.

     - Бережно относится к природе.

     - Расширят представления о зимних играх и забавах.

 

Формы реализации проекта:

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Образовательная деятельность.

4. Наблюдения.

5. Игровая деятельность.

6. Продуктивная деятельность.

 

     Этапы реализации проекта:

 

1 этап – подготовительный:

 

  1. Определение темы, постановка цели и задач.
  2. Определение методов и приемов работы.
  3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
  4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
  5. Подбор материалов для творческого труда.
  6. Изготовление дидактических игр.
  7. Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.

 

2 этап – основной (практический)

 

Образовательные области

Формы работы с детьми

Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие

Наблюдения.

Наблюдение за ветром 

Наблюдение за погодой

Наблюдение за березой и рябиной

Наблюдение за птицами на участке

Наблюдение за снегом.

 

Беседы.

«Что мы знаем про зиму»

 «Как рождается снежинка».

 Проблемные ситуации по ЗОЖ  

«Чистый ли снег?».

«Почему дорожки стали скользкими».

 

Консультация «Наблюдения на зимних прогулках для малышей»

 

Речевое развитие

Рассматривание  и рассказывание по иллюстрациям о зиме (Каток, Зимние забавы, Зимний город).

Словесные игры.

«Объясни словечко».

«Что лишнее и почему?».

«Что общего».

Пальчиковые игры.

«Зима».

«Зимующие птицы».

«Времена года».

Дыхательные упражнения.

«Вьюга».

«Снег скрипит».

«Снежки».

Разучивание пословиц и стихов.

Загадывание зимних загадок.

Чтение художественной литературы.

«Зимовье зверей» » в обр. А. Толстого.

В. Даль  «Девочка Снегурочка».

С. Козлов «Зимняя сказка».

И. Суриков «Зима» и т. д.

Домашнее чтение художественной литературы про зиму.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры.

«Семья – собираемся на прогулку в лес».

«Семейный праздник».

«На каток!».

Дидактические игры.

«Какое время года?».

«Так бывает или нет».

«Одень куклу на прогулку».

«Наоборот»

Игры – драматизации.

«Рукавичка».

«Зимовье зверей».

Настольно-печатные игры.

«Карнавальные костюмы».

«Зимние бродилки».

Труд.

Уборка сухих веток на участке.

Кормление птиц.

Совместный труд родителей и детей по уборке снега на участке.
Цель: сблизить членов семьи в совместной работе.

 

Консультация «Зачем детям верить в Деда Мороза?».

 

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация.

«Дед Мороз»

Рисование.

«Наша елочка»

«Морозные узоры»

Лепка.

«Снежная баба - франтиха»

Слушание музыки.

Г. Свиридов «Метель».

Л. Бетховен «Зимний сад».

Хороводные игры.

«Снежок»

«Подарки».

Досуги и развлечения.

Спортивное развлечение «Что нам нравится зимой».

Музыкальный праздник «Новый год».

Совместная деятельность с воспитателем.

Создание зимней картины в нетрадиционной технике  «Зимний лес».

 

Конкурс поделок «Новогодние фантазии».

Участие во всероссийском конкурсе зимних поделок.

 

Зимний  праздник «Новый год».

Цель: вовлекать родителей в жизнь группы.

Физическое развитие

Подвижные игры.

«Ледяные фигуры».

«Два Мороза».

«Метелица».

«Снежная карусель».

Индивидуальная работа по ФИЗО.

«Пройти змейкой между выстроенными в ряд снежными комочками»

«Метание снежков в цель»

«Подбрасывание вверх и ловля снежка обеими руками»

Физкультминутки.

«Снежок»

«Зимой»

Зрительная гимнастика.

«Зима»

Пешие походы в лес вместе с детьми (Трасса Здоровья).

 

 

     3 этап - заключительный

1. Зимний праздник «Новый год»

2. Выставка поделок «Новогодние фантазии»

 

Результаты проекта:

 

- Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;

- Дети владеют расширенным словарным запасом;

- Знакомы с правилами безопасного поведения на улице в зимнее время года;

- Разработаны рекомендации для родителей;

- Оформлена коллективная работа «Зимние деревья»;

- Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Хрестоматия для средней группы. Юдаева М.В. Москва 2021.
  2. Хрестоматия для дошкольников 4 – 5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Ильчук Н. П. Москва 1988.
  3. Картотека по развитию связной речи. Зима. Зимние забавы.
  4. Картотека по развитию связной речи. Перелетные птицы.
  5. Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей дошкольного возраста №20.

6. Картотека д/игр по познавательному развитию в средней группе

7. Картотека игр Здоровье и безопасность №28

8. Изобразительная деятельность в детском саду. Лыкова И.А. Москва 2016.

9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/12/06/kartoteka-fizkultminutok-na-temu-zima

10. Картотека гимнастики для глаз №42.

11. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-zimnih-igr-i-razvlechenii-na-progulke-chast-1.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к проекту.

Прогулка №1.

Наблюдение за погодой.

Цель: учить самостоятельно выделять и называть явления в природе зимой.

     Ход наблюдения:

Он к бровям моим прирос,

Он залез мне в валенки.

Говорят, он — Дед Мороз,

А шалит, как маленький.

 

Воспитатель задает детям вопросы: - На улице тепло или холодно?

- Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице?

- Как были одеты люди летом?

- Морозы стали крепче, и не всегда можно гулять. На улице очень холодно люди идут быстро по улице, чтобы не замерзнуть.

Трудовая деятельность: Расчистка от снега (мусора) дорожки, ведущей к кормушке. Цель: учить правильно пользоваться метлой, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Ледяные фигуры»

Цели: учить четко говорить текст в игре; соблюдать правила игры.

Дидактическая игра: «Скажи, сколько раз я хлопну» Цель: Продолжать учить считать до 3-х, используя слуховой анализатор

Индивидуальная работа: П / игра «Попрыгунчики». Цель: учить прыгать с продвижением вперед

Самостоятельные игры с природным материалом

Прогулка №2

Наблюдение за березой и рябиной.

Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения: Воспитатель организует беседу с детьми, обращая внимание на деревья, растущие на участке: Назовите, какие деревья и кустарники вы видите? Что происходит зимой с деревья? По каким характерным особенностям можно узнать березу, сосну? Для чего нужен снег деревьям? Что может произойти, если на ветках лежит много снега или он очень тяжелый?

 

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою,

И стройные сосны и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки. Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры: «Зайцы и волк» Цель: добиваться выполнения прыжков на двух ногах. «Не будите медведя».

Цель: добиваться улучшений координации движений, умения придать силу броску.

Индивидуальная работа: Дид. / игра «Зимующие- перелетные» Цель: Продолжать закреплять знания о птицах

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, лопатками, кеглями.

Прогулка№3

Наблюдение за ветром.

Цель: учить определять наличие и направление ветра.

 

     Ход наблюдения:

 

Ветер-ветерцо,

не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

чтоб идти было в силу.

Воспитатель задает детям вопросы: - Есть ли ветер? Откуда дует ветер?

-Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче?

Трудовая деятельность: Сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой. Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.

Подвижные игры: «Два мороза», «Остановись возле снежка»

Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание; следить за правильностью выполнения заданий.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, лопатками

Прогулка № 4

Наблюдение за птицами

Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела).

Ход наблюдения: Дети выходят на прогулку и наблюдают, кто первый прилетел к кормушке. Конечно же, это воробей, он прыгает и клюет. Вот посмотрите, еще прилетели воробьи.

Как называется птичка с красной грудкой? Вот и наша старая знакомая летит. Какую песенку она поет? Прислушайтесь. Они между собой переговариваются, наверное очень рады, что появились у них друзья, которые о них позаботятся. Какого цвета перышки на крыльях у сороки?

Птицы очень пугливые. Если заметят что-то неладное, быстро вспорхнут и улетят. Ребята, представьте, что вы воробьи. Покажите своими движениями и голосом, что на участок прилетели воробушки. А теперь представьте, что вы — сороки. Покажите, как они машут крыльями в полете и какую песенку поют.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек. Цель: учить трудиться сообща, дружно, приходить на помощь товарищу.

Подвижные игры: «Снежная баба», «Передай снежок»

Цель: продолжать учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

Самостоятельные игры с выносными игрушками.

Прогулка №5

Наблюдение за снегом

Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).

Ход наблюдения: 

 

Чтение стихотворений:

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

М. Познанская

Белым снегом все покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый:

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Г. Ладонщиков

Воспитатель задает детям вопросы: Какого цвета снег? Какой на ощупь?

Что из него можно сделать? Почему снег тает на ладошке?

Трудовая деятельность: Уборка снега на участке.

Цели: собрать снег в ведро и внести в группу для поливки растений водой;

поручить расчистить дорожки.

Подвижные игры: «Снежинки». Цель: развивать меткость, ловкость, быстроту. ,«Снег, лед, кутерьма». Цель: продолжать учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость.

Самостоятельные игры с выносным дидактическим материалом, игрушками, лопатками, ведрами.

 

Дыхательные упражнения

«Вьюга» 

И. п. : о. с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга начинается); 3- вдох носом; 4 – на выдохе произнести громко «У-у-у-у!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга заканчивается). Повторить 2 раза.

«Снег скрипит» И. п. : о. с. 1- ходьба на месте, вдох носом; 2 – на выдохе произнести «Скрип – скрип – скрип!». Повторить 3-4-раза.

«Снежки» И. п. : стоя, ноги на ширине плеч. 1 – наклониться вниз, «взять снежок», вдох носом; 2 – бросить «снежок», на выдохе произнести «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3-4 раза.

Дидактическая игра «Наоборот»

Цели:

• Развитие слухового внимания, логического внимания.

• Активизация словаря - закрепление в речи слов - антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый, снеговик горячий (нет, холодный, деревья с листочками (нет, голые, солнце греет (нет, светит, птички поют (нет, мерзнут, медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

 

Аппликация

Объемная аппликация из бумаги «Дед Мороз».

Цель: Учить создавать выразительный образ Дед Мороза, по возможности точно, передавая форму и пропорциональное соотношение его частей.

Задачи:

Закрепить знания о празднике Новый год, о Деде Морозе; формировать умение изготавливать аппликацию из нетрадиционных материалов (ватных дисков).

Создать условия для совершенствования умений и навыков работы с бумагой, ножницами, клеем.

Создать условия для развития познавательного интереса к методам и приёмам работы с бумагой.

Создать условия для побуждения детей к речевой активности.

Создать условия для развития мелкой моторики рук.

Материал к занятию:

- круги из картона белого цвета

- половинки синей и красной цветной бумаги

- лей – карандаш,

- ножницы

- ватные диски, глазки, нос

Ход:

- Воспитатель: ребята, скоро наступит самый волшебный и сказочный праздник Новый год! У каждого этот праздник ассоциируется с чем-то особенным. Но, как вы думаете, без кого точно Новый год не бывает? Хотите, я вам загадаю загадку?

 

Кто приходит к нам зимой

В гости к каждому домой,

С бородой и посошком,

И подарочным мешком?

Над усами красный нос.

Кто же это (Дед Мороз)

Ответы детей: Дедушка мороз.

Воспитатель: Конечно же Дед Мороз!

 

2. Беседа о Дедушке Морозе.

Воспитатель: Ребята, покажем Дедушке Морозу, что мы его хорошо помним?

Дети: Да, покажем.

Воспитатель: Скажите, кто такой Дед Мороз?

Дети: Дед Мороз — это дедушка, который делает чудеса и дарит детям подарки.

Воспитатель: А где живет российский Дед Мороз?

Дети: Он живет в городе Великий Устюг.

Воспитатель: Ребята, опишите Деда Мороза, какой он по характеру?

Дети: Он веселый, добрый, щедрый, заботливый, справедливый, любит детей.

Воспитатель:Молодцы, ребята. Теперь зимний ветерок расскажет Деду Морозу о том, что вы его не забыли.

3. Физкультминутка

(Дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Раз- согнуться, разогнуться,

Два- нагнуться, подтянуться,

три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На 4 - руки шире,

5,6 – тихо сесть.

7,8 - лень отбросим.

 

4. Практическая работа.

- Ребята, Дед Мороз просил нас показать всем его портрет. Чтобы выполнить его просьбу нам понадобятся не совсем обычные материалы: картон, ватные диски и конечно ваша фантазия. Приступим к работе. Сначала вырезаем из цветной бумаги синего или красного цвета шапочку - колпак, глазки, красный нос. На верхнюю часть картона круглой формы приклеиваем шапочку, теперь приклеим глаза, нос. Теперь на шапку приклеиваем ватный диск, потом бороду из целых дисков. Наш Дед Мороз готов.

- Ребята, вы справились с заданием. Сейчас мы развесим ваши работы на доске, а ветер заглянет в окно, увидит нашу выставку и полетит к Деду Морозу с хорошей новостью. (Развешиваю работы детей на доске.)

- Ребята, как вы думаете, Дедушке Морозу понравились его портреты?

Дети: Да, конечно понравились.

 

3. Заключительная часть.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми проводит анализ проделанной работы и подводит итог занятия.

Воспитатель: молодцы, ребята, очень красивые Дед Морозы у вас получились. Я думаю, ему очень понравится.

 

 

Рисование

Конспект занятия «Морозные узоры» нетрадиционна техника воск и акварель.

Цель : - научить детей изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д., сочетая традиционные и нетрадиционные техники рисования.

Задачи занятия :

Обучающая – научить передавать красоту окружающего мира, обучить работать с техникой изображения восковыми мелками и акварелью; продолжать формировать знания о народном декоративно - прикладном творчестве.

Развивающая - развитие творческого воображения, фантазии, памяти, глазомера; развитие умения составлять композицию рисунка.

Воспитательная – воспитывать интерес к окружающему миру, формировать эстетическое отношение к красоте зимней природы.

Задание для учащихся воспитанников: изображение морозных узоров.

Материалы: бумага, восковые мелки, акварель, банка с водой, салфетки.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, послушайте пожалуйста загадку.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

(Мороз)

2. Основная часть.

Воспитатель показывает детям альбом «Морозные узоры» или «Зимнее окно».

Беседа: Каждую зиму на окнах происходят чудеса, которые появляются на окнах. Они как сказочные картины, которые можно долго рассматривать и любоваться этими узорами.

Интересно откуда же они появляются, и кто их рисует?

- Кто знает? (Ответы детей – мороз).

А еще есть приметы про мороз. Очень давно люди, чтоб узнать погоду, смотрели на окна, и если рисунок узора тянется вниз, погода будет снежной, пасмурной, а если вверх, то ясной, солнечной.

У нас с вами сегодня необычное рисование, а рисование нетрадиционной техникой. Рисовать мы с вами будем воском, а сверху будем покрывать его акварелью. Эта техника называется энкаустика. Такая техника используется во всем мире, но чаще всего её используют при росписи икон, витражей.

Перед тем как нам приступить к нашим рисункам давайте отдохнём.

Физкультминутка

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Объяснение этапов работы.

- Что у вас лежит на столе? (восковые мелки, акварель)

- Как расположить лист бумаги? Горизонтально или вертикально? (горизонтально)

- Краски какого цвета нам понадобятся? (Синего)

- Внимательно выслушайте порядок работы:

1) Продумайте композицию рисунка.

2) Задуманный рисунок нанесите мелком с сильным нажимом.

3) Равномерно нанесите синюю краску на весь лист.

Итог.

Получили ли вы удовольствие от работы на занятии?

– Что нового узнали?

– С каким нетрадиционным методом рисования вы познакомились?

– Какие материалы вы использовали?

– А какой из них для вас новый?

Воспитатель: Спасибо большое вам за активную и внимательную работу на занятии. Вы молодцы.

 

Хороводные игры

 «Снежок»

На мотив («Как на тоненький ледок»)

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок (идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)

Будем прыгать веселей (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

 

«Подарки»

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет»

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу, выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

 

Совместная деятельность с воспитателем.

Коллективная работа «Зимний лес»

Цели: создание условий для развития творческих способностей детей, закрепление навыков работы с использования нетрадиционных техник рисования;

- учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы;

- учить детей самостоятельно выполнять рисунок в определенной последовательности;

- обобщать представления детей о типичных явлениях в живой и неживой природе;

- расширять и уточнять представления детей о времени года – зиме;

- активизировать словарь по теме «Зима»;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова;

- развивать творческое воображение, воспитывать интерес к деятельности;

- закрепить умение красиво располагать изображение на листе;

Задачи:

-Образовательная: формировать представления о зиме, приметах зимы, закреплять и совершенствовать приемы работы с использованием нетрадиционных материалов: поролоновый тампон.

-Развивающая:  развивать у детей творчество, мелкую моторику пальцев рук,  умение согласовывать свои действия с работой коллектива.

-Воспитательная: воспитывать у детей любовь к природе; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей; вызывать у детей положительные эмоции.

Предварительная работа:

1.Познавательные беседы о времени года – зима;

2. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий по теме;

3. Чтение стихотворений о зиме;

4. Рисование деревьев.

5. Тонированный лист бумаги поролоновыми тампонами

6. Наблюдения на прогулке.

Используемые материалы:

Бумага, краски акварельные, гуашь, кисти для рисования, поролоновые тампоны, клей ПВА, ножницы, кисти для клея, цветная фольга, звёздочки из фетра.

Ход НОД:

Ребята, за окном необыкновенная красота. Кто знает, какое время года? (ответы) Правильно, зима.

Послушайте, какими замечательными словами о зиме говорит поэт:

Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю — лучшие белила,
Зорям — алые чернила.
Всем деревьям — чистые
блестки серебристые.
А на улице — ребят
разукрасила подряд.
Как художник, красит разным:
кто играет — красит красным.
Кто боится шевелиться —
краска синяя годится.
Ни за что не выпросить
по-другому выкрасить!
(В. Фетисов)

 

Ребята, скажите, как же определить, что на дворе зима? (мороз, холодно, снег). Правильно молодцы! 

Как вы думаете? кто пишет картины?(художник)

Правильно художник!

Ребята, а давайте тоже превратимся в художников? Хотите? (да, хотим)

Для этого мы закроем глазки и повернёмся три раза вокруг себя!

Молодцы ребятки! Теперь мы с вами художники! А, как известно, все художники ищут вдохновение в прекрасном. Давайте и мы послушаем красивое четверостишье про зиму! (Да, давайте!)

На деревья, на лужок

Тихо падает снежок,

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Вам понравилось четверостишие о зиме? (Да понравилось)

Вспомните, куда падал снежок? (Снежок падал на деревья, на лужок)

Как снежок падал? (Снежок падал тихо)

Ребятки, давайте нарисуем деревья из этого стихотворения.

Но сначала мы подготовим для нашей картины красивый, волшебный фон. Дети рисуют снег способом тычка - поролоновыми тампонами разными цветами ( синий, голубой, фиолетовый, белый, розовый).

Пока наш фон сохнет, мы с вами немного разомнемся.

Физминутка (в это время краска подсыхает)

А сейчас мы отдохнем, физ. минутку проведем.( Дети выходят на полянку).

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым,

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Сейчас сядем отдохнем,

А потом опять пойдем.

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте),

 

Сколько здесь вокруг чудес! (разводим руки в стороны).

Мы белые снежинки,

Летим, летим, летим. (бегут по кругу)

Дорожки и тропинки

Мы все запорошим. (машут руками сверху вниз)

Покружимся над елкой.

В холодный день зимы (кружатся)

И тихо сядем рядом

С такими же, как мы. (приседают)

 

Ребятки , ну что, вы отдохнули? Теперь будем рисовать дальше.

Вы знаете, как рисовать деревья? Что рисуем сначала? (Сначала рисуем ствол)

Что еще мы нарисуем у дерева? (Нарисуем веточки)

Ребятки хочу напомнить, что сначала рисуем крупные ветки, а от них, концом кисточки, более мелкие. (Дети начинают рисовать)

Наши деревья готовы, но чтобы они не замерзли, мы укроем их снежком. (С помощью коктейльных разрезанных трубочек, дети наносят белые отпечатки на деревья, тем самым, обозначая снег)

А чтобы наши деревья стояли в снегу нарисуем еще немного снега под деревом (поролоновым тычком белой гуашью).

 

Ребята, наш пейзаж почти готов, осталось только приклеить снежинки и блестки из фольги, падающие с неба. Для этого возьмем клей, намажем его кисточкой на бумагу и приклеим снежинки и блёстки.(дети выполняют задание)

Посмотрите, какой чудесный пейзаж получился! Какие красивые стройные деревья получились. Вам нравится? (да, очень)

Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники-пейзажисты!

Подвижные игры

Игра «Ледяные фигуры»
Снегом заметает все ветер ледяной.
(Дети идут по залу врассыпную, вращая кулачками перед грудью).
В круговерти кружимся даже мы с тобой.
(Кружатся на месте)
А мороз ударит как, все скует на раз.
(Сжимают пальцы в кулаки и разводят руки в стороны. На слово «как» ударяют кулаками друг о друга).
И фигурой ледяной станем мы сейчас.
(Качают головой из стороны в сторону, руки на поясе).
Мороз ударит – раз,
Мороз ударит – два,
Мороз ударит – три.
(Хлопки в ладоши).
Ледяная фигура (показ карточек: лыжника, конькобежца, фигуристки) замри!
(Выполнить фигуру).

Подвижная игра «Два мороза»

Цель. Продолжать развивать ловкость, быстроту реакции. Закрепить умение действовать согласно правилам.

Ход игры. На противоположных сторонах площадки (или комнаты) отмечаются линиями два дома. Расстояние между домами – 20-30 шагов (12-15 м). Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбираются двое водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям, - это Мороз-Красный нос и Мороз – Синий нос.

По сигналу воспитателя: «Начинайте!» - оба Мороза говорят:

Мы два братца молодые, 
Два Мороза удалые:
Я Мороз – Красный нос, 
Я Мороз – Синий нос.
Ну-ка, кто из вас решился, 
В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают Морозам:

Не боимся мы угроз, 
И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз, и стоят так до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженные подсчитываются, после чего они присоединяются к остальным играющим.

Перебежки повторяются 3-4 раза. После подсчета общего числа замороженных выбираются новые Морозы, и игра возобновляется.В конце игры подытоживают, какая пара Морозов заморозила большее число играющих.

«Снежная баба»

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, приговаривая:

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

«Снежная карусель»

Цель: формировать игровые навыки, умения действовать по сигналу, развивать координацию движений.

Ход игры: Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. Идут по кругу и произносят слова:

Снегом белым играет метель,

С ветром диким на пару в округе.

Над селом завела карусель,

Закружила снега в своем круге. (С. Гусев)

Дети идут сначала медленно, потом все быстрее и переходят в бег. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении

Подвижная игра «Метелица»

Цель: развивать координацию действий в паре, внимание.

Ход игры: Дети встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (под локоть, стоят друг к другу боком). Пары поочередно кружатся на месте, произнося хором слова:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется,

Кто кружится и вертится,

Тот заметелится!

Слова повторяются до тех пор, пока пары кружатся.

Пара, которая дольше всех кружилась и не сместилась с места, не потеряла равновесие, не упала, считается победившей.

Физкультминутки

  «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого).

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней).

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).

И совсем совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).

Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)

Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок).

Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок).

И …сломаем.

 «Зимой»
Как интересно нам зимой! (Показывают большим пальцем вверх) 
На санках едем мы гурьбой, (Имитируют катание на санках) 
Потом в снежки мы поиграем, (Имитируют лепку и бросание снежков) 
Все дружно лыжи одеваем, («Одевают» лыжи, «берут» палки, «едут») 
Потом все встали на коньки, (Изображают катание на коньках) 
Зимой веселые деньки! (Показывают большим пальцем вверх)

 «Снежинки»

Цели:

• Развитие сильного направленного выдоха.

• Закрепление в речи предлога На.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

«Что прячется за сугробом»

Цели:

• Развитие зрительного внимания.

• Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки, показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Зимушка"61.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №244»

Проект

«Зимушка»

                                                                    Составили: Муравьева Л.А

                                                                                                Емшина А.А                                                                                        

Барнаул 2022.

Проект «Зимушка»

Вид проекта: исследовательский, познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Возрастная группа: средняя группа

Продолжительность проекта: две недели с 12.12.22 по 23.12.2022 г.

Актуальность проекта: Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.

Цель проекта: Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь, наблюдательность.

Задачи проекта:

  1. Расширять и углублять знания и представления детей о зимнем времени года.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.
  3. Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра, свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)
  4. Развивать наблюдательность, познавательную активность, продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.
  5. Способствовать вовлечение семьи в процессе реализации проекта.
  6. Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

- Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года;

- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом;

- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря;

- Расширение картотеки игр зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности).

- Развитие творческих способностей детей. Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учреждением.

     - Бережно относится к природе.

     - Расширят представления о зимних играх и забавах.

Формы реализации проекта:

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Образовательная деятельность.

4. Наблюдения.

5. Игровая деятельность.

6. Продуктивная деятельность.

     Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

  1. Определение темы, постановка цели и задач.
  2. Определение методов и приемов работы.
  3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
  4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
  5. Подбор материалов для творческого труда.
  6. Изготовление дидактических игр.
  7. Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.

2 этап – основной (практический)

Образовательные области

Формы работы с детьми

Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие

Наблюдения.

Наблюдение за ветром 

Наблюдение за погодой

Наблюдение за березой и рябиной

Наблюдение за птицами на участке

Наблюдение за снегом.

Беседы.

«Что мы знаем про зиму»

 «Как рождается снежинка».

 Проблемные ситуации по ЗОЖ  

«Чистый ли снег?».

«Почему дорожки стали скользкими».

Консультация «Наблюдения на зимних прогулках для малышей»

Речевое развитие

Рассматривание  и рассказывание по иллюстрациям о зиме (Каток, Зимние забавы, Зимний город).

Словесные игры.

«Объясни словечко».

«Что лишнее и почему?».

«Что общего».

Пальчиковые игры.

«Зима».

«Зимующие птицы».

«Времена года».

Дыхательные упражнения.

«Вьюга».

«Снег скрипит».

«Снежки».

Разучивание пословиц и стихов.

Загадывание зимних загадок.

Чтение художественной литературы.

«Зимовье зверей» » в обр. А. Толстого.

В. Даль  «Девочка Снегурочка».

С. Козлов «Зимняя сказка».

И. Суриков «Зима» и т. д.

Домашнее чтение художественной литературы про зиму.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры.

«Семья – собираемся на прогулку в лес».

«Семейный праздник».

«На каток!».

Дидактические игры.

«Какое время года?».

«Так бывает или нет».

«Одень куклу на прогулку».

«Наоборот»

Игры – драматизации.

«Рукавичка».

«Зимовье зверей».

Настольно-печатные игры.

«Карнавальные костюмы».

«Зимние бродилки».

Труд.

Уборка сухих веток на участке.

Кормление птиц.

Совместный труд родителей и детей по уборке снега на участке.
Цель: сблизить членов семьи в совместной работе.

Консультация «Зачем детям верить в Деда Мороза?».

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация.

«Дед Мороз»

Рисование.

«Наша елочка»

«Морозные узоры»

Лепка.

«Снежная баба - франтиха»

Слушание музыки.

Г. Свиридов «Метель».

Л. Бетховен «Зимний сад».

Хороводные игры.

«Снежок»

«Подарки».

Досуги и развлечения.

Спортивное развлечение «Что нам нравится зимой».

Музыкальный праздник «Новый год».

Совместная деятельность с воспитателем.

Создание зимней картины в нетрадиционной технике  «Зимний лес». 

Конкурс поделок «Новогодние фантазии».

Участие во всероссийском конкурсе зимних поделок.

Зимний  праздник «Новый год».

Цель: вовлекать родителей в жизнь группы.

Физическое развитие

Подвижные игры.

«Ледяные фигуры».

«Два Мороза».

«Метелица».

«Снежная карусель».

Индивидуальная работа по ФИЗО.

«Пройти змейкой между выстроенными в ряд снежными комочками»

«Метание снежков в цель»

«Подбрасывание вверх и ловля снежка обеими руками»

Физкультминутки.

«Снежок»

«Зимой»

Зрительная гимнастика.

«Зима»

Пешие походы в лес вместе с детьми (Трасса Здоровья).

     3 этап - заключительный

1. Зимний праздник «Новый год»

2. Выставка поделок «Новогодние фантазии»

Результаты проекта:

- Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;

- Дети владеют расширенным словарным запасом;

- Знакомы с правилами безопасного поведения на улице в зимнее время года;

- Разработаны рекомендации для родителей;

- Оформлена коллективная работа «Зимние деревья»;

- Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

Список литературы:

  1. Хрестоматия для средней группы. Юдаева М.В. Москва 2021.
  2. Хрестоматия для дошкольников 4 – 5 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Ильчук Н. П. Москва 1988.
  3. Картотека по развитию связной речи. Зима. Зимние забавы.
  4. Картотека по развитию связной речи. Перелетные птицы.
  5. Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей дошкольного возраста №20.

6. Картотека д/игр по познавательному развитию в средней группе

7. Картотека игр Здоровье и безопасность №28

8. Изобразительная деятельность в детском саду. Лыкова И.А. Москва 2016.

9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/12/06/kartoteka-fizkultminutok-na-temu-zima

10. Картотека гимнастики для глаз №42.

11. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-zimnih-igr-i-razvlechenii-na-progulke-chast-1.html

Приложение к проекту.

Прогулка №1.

Наблюдение за погодой.

Цель: учить самостоятельно выделять и называть явления в природе зимой.

     Ход наблюдения:

Он к бровям моим прирос,

Он залез мне в валенки.

Говорят, он — Дед Мороз,

А шалит, как маленький.

Воспитатель задает детям вопросы: - На улице тепло или холодно?

- Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице?

- Как были одеты люди летом?

- Морозы стали крепче, и не всегда можно гулять. На улице очень холодно люди идут быстро по улице, чтобы не замерзнуть.

Трудовая деятельность: Расчистка от снега (мусора) дорожки, ведущей к кормушке. Цель: учить правильно пользоваться метлой, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Ледяные фигуры»

Цели: учить четко говорить текст в игре; соблюдать правила игры.

Дидактическая игра: «Скажи, сколько раз я хлопну» Цель: Продолжать учить считать до 3-х, используя слуховой анализатор

Индивидуальная работа: П / игра «Попрыгунчики». Цель: учить прыгать с продвижением вперед

Самостоятельные игры с природным материалом

Прогулка №2

Наблюдение за березой и рябиной.

Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения: Воспитатель организует беседу с детьми, обращая внимание на деревья, растущие на участке: Назовите, какие деревья и кустарники вы видите? Что происходит зимой с деревья? По каким характерным особенностям можно узнать березу, сосну? Для чего нужен снег деревьям? Что может произойти, если на ветках лежит много снега или он очень тяжелый?

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою,

И стройные сосны и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки. Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры: «Зайцы и волк» Цель: добиваться выполнения прыжков на двух ногах. «Не будите медведя».

Цель: добиваться улучшений координации движений, умения придать силу броску.

Индивидуальная работа: Дид. / игра «Зимующие- перелетные» Цель: Продолжать закреплять знания о птицах

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, лопатками, кеглями.

Прогулка№3

Наблюдение за ветром.

Цель: учить определять наличие и направление ветра.

     Ход наблюдения:

Ветер-ветерцо,

не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

чтоб идти было в силу.

Воспитатель задает детям вопросы: - Есть ли ветер? Откуда дует ветер?

-Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче?

Трудовая деятельность: Сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой. Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.

Подвижные игры: «Два мороза», «Остановись возле снежка»

Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание; следить за правильностью выполнения заданий.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игрушками, лопатками

Прогулка № 4

Наблюдение за птицами

Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела).

Ход наблюдения: Дети выходят на прогулку и наблюдают, кто первый прилетел к кормушке. Конечно же, это воробей, он прыгает и клюет. Вот посмотрите, еще прилетели воробьи.

Как называется птичка с красной грудкой? Вот и наша старая знакомая летит. Какую песенку она поет? Прислушайтесь. Они между собой переговариваются, наверное очень рады, что появились у них друзья, которые о них позаботятся. Какого цвета перышки на крыльях у сороки?

Птицы очень пугливые. Если заметят что-то неладное, быстро вспорхнут и улетят. Ребята, представьте, что вы воробьи. Покажите своими движениями и голосом, что на участок прилетели воробушки. А теперь представьте, что вы — сороки. Покажите, как они машут крыльями в полете и какую песенку поют.

Трудовая деятельность: Расчистка дорожек. Цель: учить трудиться сообща, дружно, приходить на помощь товарищу.

Подвижные игры: «Снежная баба», «Передай снежок»

Цель: продолжать учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

Самостоятельные игры с выносными игрушками.

Прогулка №5

Наблюдение за снегом

Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).

Ход наблюдения: 

Чтение стихотворений:

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

М. Познанская

Белым снегом все покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый:

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Г. Ладонщиков

Воспитатель задает детям вопросы: Какого цвета снег? Какой на ощупь?

Что из него можно сделать? Почему снег тает на ладошке?

Трудовая деятельность: Уборка снега на участке.

Цели: собрать снег в ведро и внести в группу для поливки растений водой;

поручить расчистить дорожки.

Подвижные игры: «Снежинки». Цель: развивать меткость, ловкость, быстроту. ,«Снег, лед, кутерьма». Цель: продолжать учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость.

Самостоятельные игры с выносным дидактическим материалом, игрушками, лопатками, ведрами.

Дыхательные упражнения

«Вьюга» 

И. п. : о. с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга начинается); 3- вдох носом; 4 – на выдохе произнести громко «У-у-у-у!»; 5 – вдох носом; 6 – на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга заканчивается). Повторить 2 раза.

«Снег скрипит» И. п. : о. с. 1- ходьба на месте, вдох носом; 2 – на выдохе произнести «Скрип – скрип – скрип!». Повторить 3-4-раза.

«Снежки» И. п. : стоя, ноги на ширине плеч. 1 – наклониться вниз, «взять снежок», вдох носом; 2 – бросить «снежок», на выдохе произнести «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3-4 раза.

Дидактическая игра «Наоборот»

Цели:

• Развитие слухового внимания, логического внимания.

• Активизация словаря - закрепление в речи слов - антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый, снеговик горячий (нет, холодный, деревья с листочками (нет, голые, солнце греет (нет, светит, птички поют (нет, мерзнут, медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

Аппликация

Объемная аппликация из бумаги «Дед Мороз».

Цель: Учить создавать выразительный образ Дед Мороза, по возможности точно, передавая форму и пропорциональное соотношение его частей.

Задачи:

Закрепить знания о празднике Новый год, о Деде Морозе; формировать умение изготавливать аппликацию из нетрадиционных материалов (ватных дисков).

Создать условия для совершенствования умений и навыков работы с бумагой, ножницами, клеем.

Создать условия для развития познавательного интереса к методам и приёмам работы с бумагой.

Создать условия для побуждения детей к речевой активности.

Создать условия для развития мелкой моторики рук.

Материал к занятию:

- круги из картона белого цвета

- половинки синей и красной цветной бумаги

- лей – карандаш,

- ножницы

- ватные диски, глазки, нос

Ход:

- Воспитатель: ребята, скоро наступит самый волшебный и сказочный праздник Новый год! У каждого этот праздник ассоциируется с чем-то особенным. Но, как вы думаете, без кого точно Новый год не бывает? Хотите, я вам загадаю загадку?

Кто приходит к нам зимой

В гости к каждому домой,

С бородой и посошком,

И подарочным мешком?

Над усами красный нос.

Кто же это (Дед Мороз)

Ответы детей: Дедушка мороз.

Воспитатель: Конечно же Дед Мороз!

2. Беседа о Дедушке Морозе.

Воспитатель: Ребята, покажем Дедушке Морозу, что мы его хорошо помним?

Дети: Да, покажем.

Воспитатель: Скажите, кто такой Дед Мороз?

Дети: Дед Мороз — это дедушка, который делает чудеса и дарит детям подарки.

Воспитатель: А где живет российский Дед Мороз?

Дети: Он живет в городе Великий Устюг.

Воспитатель: Ребята, опишите Деда Мороза, какой он по характеру?

Дети: Он веселый, добрый, щедрый, заботливый, справедливый, любит детей.

Воспитатель:Молодцы, ребята. Теперь зимний ветерок расскажет Деду Морозу о том, что вы его не забыли.

3. Физкультминутка

(Дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Раз- согнуться, разогнуться,

Два- нагнуться, подтянуться,

три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На 4 - руки шире,

5,6 – тихо сесть.

7,8 - лень отбросим.

4. Практическая работа.

- Ребята, Дед Мороз просил нас показать всем его портрет. Чтобы выполнить его просьбу нам понадобятся не совсем обычные материалы: картон, ватные диски и конечно ваша фантазия. Приступим к работе. Сначала вырезаем из цветной бумаги синего или красного цвета шапочку - колпак, глазки, красный нос. На верхнюю часть картона круглой формы приклеиваем шапочку, теперь приклеим глаза, нос. Теперь на шапку приклеиваем ватный диск, потом бороду из целых дисков. Наш Дед Мороз готов.

- Ребята, вы справились с заданием. Сейчас мы развесим ваши работы на доске, а ветер заглянет в окно, увидит нашу выставку и полетит к Деду Морозу с хорошей новостью. (Развешиваю работы детей на доске.)

- Ребята, как вы думаете, Дедушке Морозу понравились его портреты?

Дети: Да, конечно понравились.

3. Заключительная часть.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми проводит анализ проделанной работы и подводит итог занятия.

Воспитатель: молодцы, ребята, очень красивые Дед Морозы у вас получились. Я думаю, ему очень понравится.

Рисование

Конспект занятия «Морозные узоры» нетрадиционна техника воск и акварель.

Цель : - научить детей изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д., сочетая традиционные и нетрадиционные техники рисования.

Задачи занятия :

Обучающая – научить передавать красоту окружающего мира, обучить работать с техникой изображения восковыми мелками и акварелью; продолжать формировать знания о народном декоративно - прикладном творчестве.

Развивающая - развитие творческого воображения, фантазии, памяти, глазомера; развитие умения составлять композицию рисунка.

Воспитательная – воспитывать интерес к окружающему миру, формировать эстетическое отношение к красоте зимней природы.

Задание для учащихся воспитанников: изображение морозных узоров.

Материалы: бумага, восковые мелки, акварель, банка с водой, салфетки.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, послушайте пожалуйста загадку.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

(Мороз)

2. Основная часть.

Воспитатель показывает детям альбом «Морозные узоры» или «Зимнее окно».

Беседа: Каждую зиму на окнах происходят чудеса, которые появляются на окнах. Они как сказочные картины, которые можно долго рассматривать и любоваться этими узорами.

Интересно откуда же они появляются, и кто их рисует?

- Кто знает? (Ответы детей – мороз).

А еще есть приметы про мороз. Очень давно люди, чтоб узнать погоду, смотрели на окна, и если рисунок узора тянется вниз, погода будет снежной, пасмурной, а если вверх, то ясной, солнечной.

У нас с вами сегодня необычное рисование, а рисование нетрадиционной техникой. Рисовать мы с вами будем воском, а сверху будем покрывать его акварелью. Эта техника называется энкаустика. Такая техника используется во всем мире, но чаще всего её используют при росписи икон, витражей.

Перед тем как нам приступить к нашим рисункам давайте отдохнём.

Физкультминутка

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Объяснение этапов работы.

- Что у вас лежит на столе? (восковые мелки, акварель)

- Как расположить лист бумаги? Горизонтально или вертикально? (горизонтально)

- Краски какого цвета нам понадобятся? (Синего)

- Внимательно выслушайте порядок работы:

1) Продумайте композицию рисунка.

2) Задуманный рисунок нанесите мелком с сильным нажимом.

3) Равномерно нанесите синюю краску на весь лист.

Итог.

Получили ли вы удовольствие от работы на занятии?

– Что нового узнали?

– С каким нетрадиционным методом рисования вы познакомились?

– Какие материалы вы использовали?

– А какой из них для вас новый?

Воспитатель: Спасибо большое вам за активную и внимательную работу на занятии. Вы молодцы.

Хороводные игры

 «Снежок»

На мотив («Как на тоненький ледок»)

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок (идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)

Будем прыгать веселей (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

«Подарки»

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет»

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу, выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

Совместная деятельность с воспитателем.

Коллективная работа «Зимний лес»

Цели: создание условий для развития творческих способностей детей, закрепление навыков работы с использования нетрадиционных техник рисования;

- учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы;

- учить детей самостоятельно выполнять рисунок в определенной последовательности;

- обобщать представления детей о типичных явлениях в живой и неживой природе;

- расширять и уточнять представления детей о времени года – зиме;

- активизировать словарь по теме «Зима»;

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова;

- развивать творческое воображение, воспитывать интерес к деятельности;

- закрепить умение красиво располагать изображение на листе;

Задачи:

-Образовательная: формировать представления о зиме, приметах зимы, закреплять и совершенствовать приемы работы с использованием нетрадиционных материалов: поролоновый тампон.

-Развивающая:  развивать у детей творчество, мелкую моторику пальцев рук,  умение согласовывать свои действия с работой коллектива.

-Воспитательная: воспитывать у детей любовь к природе; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей; вызывать у детей положительные эмоции.

Предварительная работа:

1.Познавательные беседы о времени года – зима;

2. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий по теме;

3. Чтение стихотворений о зиме;

4. Рисование деревьев.

5. Тонированный лист бумаги поролоновыми тампонами

6. Наблюдения на прогулке.

Используемые материалы:

Бумага, краски акварельные, гуашь, кисти для рисования, поролоновые тампоны, клей ПВА, ножницы, кисти для клея, цветная фольга, звёздочки из фетра.

Ход НОД:

Ребята, за окном необыкновенная красота. Кто знает, какое время года? (ответы) Правильно, зима.

Послушайте, какими замечательными словами о зиме говорит поэт:

Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю — лучшие белила,
Зорям — алые чернила.
Всем деревьям — чистые
блестки серебристые.
А на улице — ребят
разукрасила подряд.
Как художник, красит разным:
кто играет — красит красным.
Кто боится шевелиться —
краска синяя годится.
Ни за что не выпросить
по-другому выкрасить!
(В. Фетисов)

 

Ребята, скажите, как же определить, что на дворе зима? (мороз, холодно, снег). Правильно молодцы! 

Как вы думаете? кто пишет картины?(художник)

Правильно художник!

Ребята, а давайте тоже превратимся в художников? Хотите? (да, хотим)

Для этого мы закроем глазки и повернёмся три раза вокруг себя!

Молодцы ребятки! Теперь мы с вами художники! А, как известно, все художники ищут вдохновение в прекрасном. Давайте и мы послушаем красивое четверостишье про зиму! (Да, давайте!)

На деревья, на лужок

Тихо падает снежок,

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Вам понравилось четверостишие о зиме? (Да понравилось)

Вспомните, куда падал снежок? (Снежок падал на деревья, на лужок)

Как снежок падал? (Снежок падал тихо)

Ребятки, давайте нарисуем деревья из этого стихотворения.

Но сначала мы подготовим для нашей картины красивый, волшебный фон. Дети рисуют снег способом тычка - поролоновыми тампонами разными цветами ( синий, голубой, фиолетовый, белый, розовый).

Пока наш фон сохнет, мы с вами немного разомнемся.

Физминутка (в это время краска подсыхает)

А сейчас мы отдохнем, физ. минутку проведем.( Дети выходят на полянку).

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым,

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Сейчас сядем отдохнем,

А потом опять пойдем.

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте),

 

Сколько здесь вокруг чудес! (разводим руки в стороны).

Мы белые снежинки,

Летим, летим, летим. (бегут по кругу)

Дорожки и тропинки

Мы все запорошим. (машут руками сверху вниз)

Покружимся над елкой.

В холодный день зимы (кружатся)

И тихо сядем рядом

С такими же, как мы. (приседают)

 

Ребятки , ну что, вы отдохнули? Теперь будем рисовать дальше.

Вы знаете, как рисовать деревья? Что рисуем сначала? (Сначала рисуем ствол)

Что еще мы нарисуем у дерева? (Нарисуем веточки)

Ребятки хочу напомнить, что сначала рисуем крупные ветки, а от них, концом кисточки, более мелкие. (Дети начинают рисовать)

Наши деревья готовы, но чтобы они не замерзли, мы укроем их снежком. (С помощью коктейльных разрезанных трубочек, дети наносят белые отпечатки на деревья, тем самым, обозначая снег)

А чтобы наши деревья стояли в снегу нарисуем еще немного снега под деревом (поролоновым тычком белой гуашью).

Ребята, наш пейзаж почти готов, осталось только приклеить снежинки и блестки из фольги, падающие с неба. Для этого возьмем клей, намажем его кисточкой на бумагу и приклеим снежинки и блёстки.(дети выполняют задание)

Посмотрите, какой чудесный пейзаж получился! Какие красивые стройные деревья получились. Вам нравится? (да, очень)

Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники-пейзажисты!

Подвижные игры

Игра «Ледяные фигуры»
Снегом заметает все ветер ледяной.
(Дети идут по залу врассыпную, вращая кулачками перед грудью).
В круговерти кружимся даже мы с тобой.
(Кружатся на месте)
А мороз ударит как, все скует на раз.
(Сжимают пальцы в кулаки и разводят руки в стороны. На слово «как» ударяют кулаками друг о друга).
И фигурой ледяной станем мы сейчас.
(Качают головой из стороны в сторону, руки на поясе).
Мороз ударит – раз,
Мороз ударит – два,
Мороз ударит – три.
(Хлопки в ладоши).
Ледяная фигура (показ карточек: лыжника, конькобежца, фигуристки) замри!
(Выполнить фигуру).

Подвижная игра «Два мороза»

Цель. Продолжать развивать ловкость, быстроту реакции. Закрепить умение действовать согласно правилам.

Ход игры. На противоположных сторонах площадки (или комнаты) отмечаются линиями два дома. Расстояние между домами – 20-30 шагов (12-15 м). Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбираются двое водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям, - это Мороз-Красный нос и Мороз – Синий нос.

По сигналу воспитателя: «Начинайте!» - оба Мороза говорят:

Мы два братца молодые, 
Два Мороза удалые:
Я Мороз – Красный нос, 
Я Мороз – Синий нос.
Ну-ка, кто из вас решился, 
В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают Морозам:

Не боимся мы угроз, 
И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз, и стоят так до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженные подсчитываются, после чего они присоединяются к остальным играющим.

Перебежки повторяются 3-4 раза. После подсчета общего числа замороженных выбираются новые Морозы, и игра возобновляется.В конце игры подытоживают, какая пара Морозов заморозила большее число играющих.

«Снежная баба»

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, приговаривая:

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

«Снежная карусель»

Цель: формировать игровые навыки, умения действовать по сигналу, развивать координацию движений.

Ход игры: Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. Идут по кругу и произносят слова:

Снегом белым играет метель,

С ветром диким на пару в округе.

Над селом завела карусель,

Закружила снега в своем круге. (С. Гусев)

Дети идут сначала медленно, потом все быстрее и переходят в бег. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении

Подвижная игра «Метелица»

Цель: развивать координацию действий в паре, внимание.

Ход игры: Дети встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (под локоть, стоят друг к другу боком). Пары поочередно кружатся на месте, произнося хором слова:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется,

Кто кружится и вертится,

Тот заметелится!

Слова повторяются до тех пор, пока пары кружатся.

Пара, которая дольше всех кружилась и не сместилась с места, не потеряла равновесие, не упала, считается победившей.

Физкультминутки

  «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого).

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней).

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).

И совсем совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).

Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)

Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок).

Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок).

И …сломаем.

 «Зимой»
Как интересно нам зимой! (Показывают большим пальцем вверх) 
На санках едем мы гурьбой, (Имитируют катание на санках) 
Потом в снежки мы поиграем, (Имитируют лепку и бросание снежков) 
Все дружно лыжи одеваем, («Одевают» лыжи, «берут» палки, «едут») 
Потом все встали на коньки, (Изображают катание на коньках) 
Зимой веселые деньки! (Показывают большим пальцем вверх)

 «Снежинки»

Цели:

• Развитие сильного направленного выдоха.

• Закрепление в речи предлога На.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

«Что прячется за сугробом»

Цели:

• Развитие зрительного внимания.

• Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки, показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.