Проект "Сделай шаг..."
проект (подготовительная группа)

Сафаргулова Наталья Леонидовна

"Сделай шаг, сделай два в школу нам идти пора!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sdelay_shag.docx81.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад №28 общеразвивающего вида городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

«Сделай шаг, сделай два – в школу нам идти пора!» - проект по развитию мотивационной готовности к школьному   обучению.

                                                                     

                                                                   

                                                                                Подготовили:

                                                                                 Губайдуллина Ч.Р.

                                                                                 Сафаргулова Н.Л

                                                    2021г.

                               Пояснительная записка

    Мотивационная готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, являясь как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст.

Поступление в школу – важный, ответственный этап в жизни каждого ребенка. Поступление в школу знаменует собой систему социальной позиции дошкольника и принятию новой позиции – школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе.

    Одним из важных компонентов психологической готовности к школе является положительная мотивация к обучению в школе.

Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребенка, начинать эту работу надо заранее, вести постепенно, в тесном взаимодействии с родителями.

                                 Актуальность проекта. 

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе.

Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребёнка, для другого ещё сложно и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.

Наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.

   Цель проекта: формирование компонентов мотивационной готовности к школе у воспитанников подготовительной группы.

   Задачи проекта:

- с воспитанниками:

- развитие  познавательных психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения;

- формирование у воспитанников представления о школьной жизни;

- способствовать формированию внутреннего плана действий;

- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную   деятельность воспитанников, навыки партнерского общения;

- формировать эстетические представления;

- развитие творческой деятельности;

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;

- создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого воспитанника.

с родителями:

- привлечь родителей к созданию развивающей - предметной среде и условий для разнообразной познавательной деятельности воспитанников;

- повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.

   Ожидаемые результаты освоения дошкольниками данного проекта:

- сформированность представлений воспитанников о школе и ее значении;

- развитие представления о понятиях знания, достижения и т. п.;

- развитие внимания, мышления, памяти, воображения;

- воспитание положительных качеств у воспитанников, умение слушать взрослых и других детей;

- сформированность и развитие познавательной мотивационной готовности посредством творческой деятельности;

- развитие творческого воображения, мелкой моторики;

- умение доводить начатое до конца;

- совершенствование познавательной мотивации.

    Ожидаемые результаты освоения родителями проекта:

- сформированность представлений о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе;

- преодоление узких представлений о готовности ребенка к обучению в школе (только интеллектуальная готовность, только обучение чтению и решению задач и прочее);

способность родителей анализировать объективную ситуацию готовности собственного ребенка к обучению в школе;

- умение анализировать результаты и замечать проблемы, предвосхищать возможные трудности, знать пути и способы разрешения их уже в дошкольном возрасте или адекватно и своевременно реагировать на возможные трудности в младшем школьном возрасте;

- умение осмысленно выбирать вариант подготовки ребенка к обучению в школе;

- умение создавать условия для формирования каждого аспекта готовности в условиях семейного воспитания, оптимально выстраивать стратегии взаимодействия с ребенком с учетом его потребностей, возможностей и уровня его развития.  

  Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели подготовительной группы, родители.

  Сроки проекта: сентябрь 2020г. – март 2021г.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

Сроки: сентябрь – октябрь 2020г.

Задачи:

- пополнение развивающей – предметной среды, повышающей теоретическое и практическое представление воспитанников о школе;

- изучение дополнительной литературы по мотивационной готовности к школьному обучению;

- подбор художественной литературы, мультфильмов, занятий;

- вводное диагностическое исследование по тесту Л. А. Венгера «Мотивационная готовность» (см. приложение 1).

- формировать представления воспитанников о школе и её значении; 

- развивать представления о понятиях знания, достижение и т.п.; 

- развивать внимание, произвольность; 

- воспитывать положительные качества у воспитанников, умение слушать взрослых и других детей.

    Вводное диагностическое исследование по тесту Л. А. Венгера

                          «Мотивационная готовность»

По проведенной диагностике можно сказать, что из 29 воспитанников у 10 частично сформирована мотивационная готовность к школьному обучению, а у 5 воспитанников  мотивационная готовность к школьному обучению  еще не сформирована.

Рекомендуется дальнейшая работа по формированию мотивационной готовности воспитанников к школе по средствам игр, бесед, просмотров мультфильмов, чтения литературы и творческой деятельности.

 

Основной этап:

Сроки: ноябрь 2020г. – февраль 2021г.

Задачи:

- формировать и развивать познавательную мотивационную готовность к школьному обучению посредством творческой деятельности;

- развивать творческое воображение, мелкую моторику;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

                            Перспективный план работы проекта.

Мероприятие/краткое изложение

Форма

Дата проведения

Работа с воспитанниками:

- Беседы  о школе, уроках, занятия;

- Диагностика по тесту Л.Венгера;

- Сюжетно ролевая игра «Школа»;

- Чтение и театрализованная деятельность «Лесная школа» по М. Панфиловой (для школьной адаптации);

- просмотр мультфильмов «В стране невыученных уроков», «Опять двойка», «Остров ошибок»;

- Загадки и ребусы о школе;

                   

- Дни самоуправления «Я-учитель»;

- Создание лэпбука «Скоро в школу!».

- Конструирование из геометрических фигур «Я иду в школу»

- рисунок – аппликация «Первое сентября!»;

- рисунок-аппликация «Закладка»;

- аппликация «Мой портфель»;

- лепка по сказке М. Панфиловой «Лесная школа»;

- дидактические игры: «Зашнуруй обувь», «Сделай прическу»;

- дидактическая игра «Собери портфель», «Что лишнее?».

Беседы

Диагностика

Театр «Лесная школа»

 В течение проекта

Сентябрь, март

Ноябрь-февраль

Октябрь

Ноябрь

В течение проекта

Декабрь-февраль

Январь

Январь

Февраль

Февраль

       

Март

Март

Март

Март

Работа с родителями (о готовности ребенка к школе и ее формирование)

- Анкетирование родителей по теме: Готов ли ваш ребенок к школе?»

-Памятка «Мотивационная готовность к школьному обучению»

- «В первый класс с шести, с семи?»

- «Что такое готовность к школе?»

- «За год до школы»

- Вовлечение родителей в совместную деятельность.

Рекомендации для домашних занятий дома

Анкетирование

Памятка  

Консультация

Родительское собрание

Консультация

На протяжении всего проекта

Октябрь

 

Ноябрь

Январь

Февраль 

Март 

В течение проекта по мере необходимости

Заключительный этап:

Сроки: март 2021г.

Задачи:        

- повторная диагностика по тесту Л. А. Венгера «Мотивационная готовность».

- совершенствование познавательной мотивации.

Повторное  диагностическое исследование по тесту Л. А. Венгера

                                  «Мотивационная готовность» 

Повторная диагностика показала, что формирование компонентов мотивационной готовности к школьному обучению у воспитанников была достигнута. В начале проекта у 10 воспитанников мотивационная готовность к школе была частично сформирована, по итогу проекта она полностью сформировалась. Из 5 воспитанников, у которых мотивационная готовность в начале проекта была не сформирована отмечены изменения. У них частично сформировалось представление о школе, ее правилах, они познакомились с особенностями школьных уроков, увидели школу «изнутри».

                                           

                                             

                                  Работа с родителями.

  После проведенного анкетирования с родителями «Готов ли ваш ребенок к школе?» (см. приложение 2), выяснилось, что не все родители считают своего ребенка готовым к школьному обучению. Для них проведены индивидуальные консультации на тему: «За год до школы», были даны рекомендации, упражнения и дидактические игры, направленные на развитие мотивационной и психологической готовности к школьному обучению.

   Таким образом, можно сделать вывод, что детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В семье дополняются знания детей, полученные в детском саду, в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника.  Тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению – это оптимальный вариант формирования мотивационной готовности к школьному обучению.

   Рекомендуется дальнейшая работа по формированию мотивационной готовности воспитанников к школе по средствам игр, бесед, просмотров мультфильмов и чтения литературы.

Использованная литература:

1.  Божович Л. И. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. – М., Просвещение, 1988.

2. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником / Л. Венгнр // Дошкольное воспитание. – 1995-№8.

3. Пазухина И. А. «Ребенок идет в школу», ООО Издательство «Детство-пресс, 2013.

4.  Семирикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. – 2007 №5-С. 122-128.

5.  Чаус Е., Попова Г. «Определение готовности детей к обучению в школе. Диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия. Из опыта работы школьного психолога», изд-во «Учитель», 2013.

6.  Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский Дом «Бахрах М», 2012.

                                                                                                    Приложение 1.

Название: Тест «Мотивационная готовность» Л.А. Венгера

Автор: Л.А. Венгер

Источник описания: Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский Дом «Бахрах М», 2012 г.

Назначение: определение мотивационной готовности старшего дошкольника к школе.

Стимульный материал: 

Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из двух вариантов поведения:

1.Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, в какой из них ты бы хотел учиться?

2.Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?

3.Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?

4.Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?

5.Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться?

6.Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

7.Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением?

8.Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением?

9.Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравиться в школе, что бы ты ему ответил?

Инструкция: Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.

Процедура обследования: Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.

Анализ результатов: За каждый правильный ответ дается - 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

                                                                                       

                                                                                                          Приложение 2

                Анкета для родителей будущих первоклассников1

                                         Уважаемые родители!

Прочтите, пожалуйста, предложенные утверждения. После каждого утверждения поставьте соответствующий знак: «+» - согласен, «-»!

  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других 
  2. Мой ребенок, наверняка, часто будет обижать других детей 
  3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка 
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей 
  5. Ребенок спокойно учится только в том случае, если его мать учительница 
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться считать, писать, считать 
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить 
  8. Боюсь думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна 
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек 
  10. На мой взгляд, начальная школа, редко способна научить чему-либо ребенка 
  11. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу

вместе!» 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитайте, сколько знаков «+».

До 4 баллов: у Вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. По крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни ребенка.

6-10 баллов: лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 и более баллов: было бы неплохо посоветоваться с детским психологом

                                                                                                     

                                                                                                            Приложение 3.

        

                          Конспект занятия «Закладка для книг»

Цель: Изготовление закладки для книги в технике оригами с элементами аппликации

Задачи: 

1.Научить детей делать закладки для книг своими руками. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, интерес к своей работе, фантазию, эстетический вкус. Совершенствовать свои навыки и умения.

2.Познакомить детей с появлением письменности, ознакомить с историей русской азбуки, создания славянского алфавита, с ее основоположниками Кириллом и Мефодием. Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы. Сформировать представление о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы. Прививать детям бережное отношение к книгам и формировать устойчивый интерес к книгам, чтению.

3 Развивать мышление, внимание, память, интерес к русскому языку и истории.

 4.Воспитывать патриотическое отношение к родине.

                                       

   Ход ООД:

Воспитатель:

Ребята мы с вами разговариваем друг с другом и наша речь состоит из слов, а слова из букв.

- А зачем нам нужны буквы? (читать, писать) А вы знаете буквы?

-А как появились буквы?

Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

Рассказ воспитателя:

Давно древние люди не могли читать и писать и поэтому они передавали информацию друг другу, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности.

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали силуэты животных и символы на больших камнях.  

-А как вы думаете, легко ли было написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, камень тяжелый, выбивался рисунок трудно и долго)

Правильно, поэтому люди стали писать на материале, который легче было найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Стали использовать восковые дощечки и кору берёз – бересту. 

Шло время. На смену им пришли гусиные перья и бумага

Вот такая история появления письменности.

- А сейчас я вам расскажу историю появления азбуки.

Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать так и не умели. В те времена жили два брата монаха - Кирилл и Мефодий.

Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья.  В их азбуке было 44 буквы.

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия.

Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита.

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв   напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово». И вся кириллица -это добрые буквы, добрые слова, т.к. созданы они были Кириллом и Мефодием с добром, светом, верой.

Воспитатель: Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку, которая со временем преобразовалась в современную азбуку. 

Воспитатель: Святых Кирилла и Мефодия помнят и чтят. Во многих городах им воздвигнуты памятники.

Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами немножко отдохнём и разомнём наши ручки и ножки.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Машем руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели)

Воспитатель: Ребята, послушайте музыку. Какое настроение у вас вызвала мелодия знакомой песенки?

Воспитатель: А у меня тоже с утра сегодня веселое настроение! Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Воспитатель: А еще, потому что утром у двери я нашла вот что (показать коробочку) Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, это посылка. Сейчас я прочитаю для кого она.

- Детский сад №11

- детям старшей группы

-Как вы думаете, что там? (Ответы детей)

 А чтобы, вы быстрее догадались, послушайте загадку.

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это … (книжки).

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это книга! Сейчас почитаем.

Воспитатель: (Достаёт книгу и начинает читать. Смотрит на часы и «случайно» закрывает книгу)

Ой, что же делать? Как же найти ту страничку? (Надо было закладку положить.)
Беседа, о том для чего нужна закладка для книги.

Воспитатель: А закладка нужна для того, чтобы быстро найти нужную страницу и тем самым не портить и не сгибать листы.

Воспитатель: Вы молодцы, догадались, мы можем с вами сделать доброе дело и изготовить закладки для книг, чтобы наши книги всегда были в порядке. А как это сделать я вам сейчас покажу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите я сделала вот такую закладку. (Демонстрация готовых образцов закладок). Закладку мы будем делать из цветной бумаги. (Объяснение технологии изготовления образца закладки: что для чего и как.). 

Я вам рассказываю и показываю ход действия, а вы за мной повторяете и делаете тоже самое.

  1. Берём квадрат цветной бумаги складываем по диагонали.
  2. Загибаем уголки наверх.
  3. Разворачиваем.
  4. Загибаем один верхний угол вниз.
  5. Поднимаем правый уголок вверх.
  6. Заправляем его в кармашек.
  7. Левый уголок заправляем точно так же.
  8. Переворачиваем. Заготовка готова!  И мы её немного приукрасим. Для это возьмём ножницы, вырежем мордочки животных и приклеим на закладку.

Я - красивая закладка

Я нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай -

Где закладка, там читай.

Показ как пользоваться закладкой.

Воспитатель: Какие вы, молодцы! Такие красивые закладки сделали, я думаю книгам они тоже понравятся!

                                                                                                         Приложение 4.                

         Конспект занятия на тему: «Школьные принадлежности»

     Цель: систематизировать и уточнять представления детей о школьных принадлежностях.

Задачи:

Образовательные:

• активизация и актуализация словаря по теме «Школьные принадлежности»;

• учить делать простейшие обобщения;

• совершенствовать грамматическое оформление фразы.

Развивающие:

• развитие познавательных способностей детей;

• развитие связной речи;

Воспитательные:

• воспитание навыка сотрудничества на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

• продолжать психологическую подготовку детей к школе.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая, коммуникативная, двигательная.

Материалы: школьный рюкзак, школьные принадлежности, мяч, игрушки, иллюстрации школьных принадлежностей.

Ход занятия

Организационный момент

- Ребята, отгадайте загадку:

Дом на улице стоит,

Детвора к нему спешит,

Несут тетрадки, книжки

Девчонки и мальчишки. Что это?

(Школа)

Конечно же, в этой загадке говорится о школе.

Введение в тему. Беседа о школе.

-Ребята, пройдет не так уж много времени, и вы пойдете в школу. Скажите мне пожалуйста, что такое школа? (Это место, где дети получают знания)

- Как называют детей, которые ходят в школу? (Школьники, ученики, учащиеся)

- В какое время года дети начинают учиться? (Осенью)

- Как называются книги, по которым дети учатся? (Учебники)

- Как должны вести себя ученики в школе? (Быть внимательными на уроке, соблюдать правила поведения)

- Назовите профессию человека, который учит детей в школе (Учитель)

Познавательная деятельность.

Отгадывание загадок о школьных принадлежностях.

- К школе надо быть готовым. Знаете ли вы, что будет необходимо вам в школе? Давайте проверим. (Ребенок, который отгадал загадку берет на столе соответствующую картинку и выставляет ее на доске).

• Грамоты не знаю,

А весь век пишу (Ручка)

• Стоит только ошибиться,

Он пройдется по странице.

От помарки - вот так да!

Не осталось и следа (Ластик)

• В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки, -

Что угодно для души. (Пенал)

• Если ты его отточишь -

Нарисуешь все, что хочешь (Карандаш)

• Тоя в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Что такое Я? (Тетрадь)

• Хотя и скромен он на вид,

Но знаний клад в себе таит.

Как добрый маленький волшебник

Нам открывает мир (Учебник)

• На удивление прямая,

Она чертить нам помогает.

С ней проведем черту не криво,

Ф очень ровно и красиво (Линейка)

• В воду любит окунаться,

В краски любит одеваться,

А потом - прыг-скок

И раскрасила цветок. (Кисточка)

• В школьном рюкзаке лежу,

Как ты учишься скажу (Дневник)

• Два ножа, скрепленных вместе,

Не сидится им на месте;

Вырезают и кроят,

Вместе с нами мастерят (Ножницы)

• Всё интересное с тобой

Мы нарисуем в свой… (Альбом)

- Ребята, скажите как мы можем назвать все эти предметы? (Школьные принадлежности).

Дыхательная гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим, голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

- А сейчас я загадаю вам еще одну загадку:

За спиной огромный дом

И пенал, и книжки в нем,

И тетрадки, и альбом.

Ходит в школу этот дом. (Школьный рюкзак)

- Правильно, это школьный рюкзак. Вот он перед вами. Опишите его (какого он цвета, размера, есть ли в рюкзаке карманы для мелких вещей, сколько в нем отделений).

Дидактическая игра "Что лежит в рюкзаке ".

Дети встают в круг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, карандаш, утюг, бутерброд, учебник, цветок, пирамидка, дневник, кукла, пенал, грибы. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет - ловить мяч не нужно.

Дидактическая игра "Собери школьный рюкзак"

На столе лежат школьные принадлежности, игрушки. Двое ребят, по желанию должны собрать в рюкзак необходимые школьные принадлежности. Побеждает тот, кто быстрее и без ошибок соберет школьный рюкзак.

Физминутка

Дети выполняют движения соответственно тексту

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться,

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись.

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова.

Приседание у нас,

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять.

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть.

Дидактическая игра "Нелепицы"

Воспитатель просит детей исправить предложения.

- Карандаш рисовал Таню.

- Ручка написала письмо Даше.

- Учебник учится по Маше.

- Букварь читает Колю.

- Пенал положил Диму в портфель.

- Саша резал бумагой ножницы.

Молодцы, ребята, отлично справились с заданием.

Итог:

Итак, ребята, мы с вами сегодня уточнили какие предметы будут необходимы вам в школе и что называются они школьные принадлежности.

Ребята, а что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Вы хорошо занимались и я бы вам поставила самую лучшую оценку, которую получает школьник - это пять. Но так как вы еще только дошкольники, то я хочу каждому из вас дать поощрительную карточку, которая заменит пятерку. Молодцы!

                                                                                                          Приложение 5

                                      Консультация для родителей:

                              « ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС…»

   Действительно, второго раза не будет. Школа станет «вторым домом» для вашего ребенка на ближайшие 10 лет, или не станет. А зависит это во многом от того, насколько дошколенок подготовлен к таким серьезным переменам, как начало школьной жизни.

Мамы и папы будущих первоклассников, вы уже определились в какую школу пойдет ваш ребенок? А может быть, уже приглядели школьную форму и принадлежности? Все готово? А как насчет ребенка?

  Современная действительность ставит перед родителями будущих первоклашек ряд очень непростых задач, начинать решать которые приходится еще задолго до радостного первого сентября. Начиная с самого «долгоиграющего» вопроса как выбор учебного заведения и заканчивая проблемой выбора школьных принадлежностей в бескрайнем море предлагаемых сейчас товаров. Кроме того, маленькому человечку предстоят первые уроки на подготовительных курсах и первые экзамены еще до начала обучения в школе и это волнительный момент и для родителей.

  Да, безусловно, современным детям процесс адаптации к школьной жизни должен даваться проще. Ведь ребенок посещает подготовительные курсы, занятия на которых построены подобно школьным урокам. Кроме того, дошколенок проходит вступительные испытания, цель которых оценить возможности ребенка с учетом специфики школы и подобрать для него наиболее подходящий по уровню развития коллектив. С будущим школьником занимаются специалисты педагоги и психологи.

  Но даже самые квалифицированные и заинтересованные педагоги и психологи не смогут помочь ребенку так, как способны помочь родители. Ведь только вы знаете своего ребенка с момента рождения, только вам известны все его увлечения, только вам он доверяет полностью, вам знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только вы заинтересованы в его успехах больше всех.

  Мы постарались привести конкретные рекомендации, которые, на наш взгляд, могут быть полезны родителям дошколят. Конечно, они не новы и воплощать их все нет никакой необходимости, но надеемся, что вы сможете найти что-то полезное для своего ребенка.

КОГДА ДО 1 СЕНТЯБРЯ ЕЩЕ ДАЛЕКО

Начинаем с …себя

  Родители будущего первоклассника, как это не странно тоже нуждаются в подготовке «к школе».

1.        Самое очевидное – с переходом вашего дошколенка к школьной жизни значительно изменится и его режим дня. Поэтому родителям желательно обдумать заранее, как это скажется на каждом из членов семьи. Необходимо решить, где и с кем будет находиться ребенок после школы. Возможно, у вас возникнет необходимость научить ребенка пользоваться бытовой техникой, открывать замки, готовить себе нехитрый обед и, наконец, соблюдать «правила техники безопасности». Вам будет гораздо спокойнее, если подготовку к самостоятельному пребыванию первоклассника дома вы закончите еще до 1 сентября. Продумайте все возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, и предусмотрите возможности экстренной связи с родителями. А ребенку не придется в сложные первые школьные дни испытывать дополнительный стресс от начала «самостоятельной» жизни дома в течение нескольких часов.

2.        Родителям нужно быть готовыми к тому, что у ребенка могут возникнут сложности. Каждый родитель в глубине души надеется, что его ребенок будет успешным учеником, лидером. И первые же неуспехи, которые, к сожалению, бывают у всех детей, очень сильно разочаровывают родителей, и родители не могут скрыть обманутые иллюзии, сильно подрывая самооценку своего чада.

3.        С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. И свой новый социальный статус ваш ребенок примется демонстрировать незамедлительно и прежде всего дома вам. Ваше терпеливая и понимающая позиция в этот период очень важна. Кроме того, надо быть готовым к тому, что к вашему ребенку и окружающие будут относиться иначе, более требовательно. И это касается не только кондукторов в общественном транспорте.

4.        Не пожалейте времени и проведите домашнее «родительское собрание» БЕЗ участи ребенка. Выскажите все свои опасения и переживания, связанные с предстоящим появлением в вашей семье школьника, поделитесь ожиданиями, выслушайте других членов семьи.

НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

Физическое состояние ребенка

1.         Если ваш ребенок имеет хронические заболевания или проблемы со здоровьем, то заняться их устранением и профилактикой здоровья будущего первоклассника лучше заранее. С началом учебного года физическая и психологическая нагрузка на ребенка возрастет и это может неблагоприятно отразиться на его самочувствии.

2.         Специалисты рекомендуют помимо обязательного обследования ребенка для сбора данных в медицинскую карту первоклассника посетить окулиста, если у ребенка есть наследственная предрасположенность к развитию заболеваний глаз или у него уже наблюдается снижение зрения. Посещение хирурга очень желательно тем дошколятам, у которых есть проблемы с осанкой и предрасположенность к развитию сколиоза.

3.         Также родителям стоит обратить внимание не мелкую моторику ребенка и ее развитие. Да, да ту самую мелкую моторику, про которую упрямо твердят все специалисты по развитию малышей, начиная чуть ли не с самого рождения. Для школьника уровень развитие мелкой моторики тоже имеет значение. С началом учебы ребенку придется овладевать навыками письма, а это потребует от ребенка значительных усилий, и чем более развита моторика руки, тем этот навык будет даваться проще.

Рисование, лепка, вышивание, пришивание пуговиц, нанизывание бусин, вырезание и составление аппликаций – все эти занятия будут очень полезны для развития ручек вашего дошколенка. Взрослым, кстати, совместные занятия тоже не повредят, тем более, что 6 летнего ребенка, в отличие от малыша не так-то просто увлечь.

Ребенку (да и родителям тоже) перед началом учебного года не помешает отдых, смена обстановки. Очень хорошо, если семье удастся организовать себе каникулы, которые закончатся за недельку до 1 сентября.

Режим дня. Если ваш ребенок посещал детский сад, то режим подъема и отхода ко сну для не  будет новым, если же нет, то родителям стоит позаботиться заранее о том, чтобы ранний подъем не послужил для ребенка дополнительным стрессогенным фактором.

За несколько месяцев до начала учебы начинайте укладывать ребенка спать в определенное время. Конечно, будить ребенка летом каждый день в 7 утра без необходимости слишком жестокое испытание, но проследить за тем, во сколько ваш ребенок просыпается, и постараться приблизить это время к 8 - 9 часам утра возможно. Это значительно облегчит жизнь с началом учебного года.

  Режим дня ребенка изменится  и во второй половине дня. Ребенку необходимо будет выделить время для домашних занятий. В первом классе официально не задают домашних заданий, но учитель, как правило, старается постепенно приучить ребят к этому.

  Если родители смогут организовать небольшое 20-25 минут время для занятий за несколько месяцев до начала учебы и регулярно посвящать этим занятиям время, то выполнение домашних заданий станет уже привычным делом для школьника. Это время можно посвящать занятиям на развитие памяти и внимания, мелкой моторики, чтению, счету. Получите двойную пользу.

Уверенность в себе. Немаловажно, чтобы ребенок не испытывал чувства неуверенности в незнакомой обстановке.

Удостоверьтесь, что ваш ребенок наизусть твердо знает свои фамилию имя и отчество, дату рождения, адрес.

Давайте будущему школьнику возможность самому сделать заказ в кафе или совершить мелкую покупку. Этот опыт общения с незнакомыми взрослыми будет ему полезен.

Мотивация. На вопрос «Хочешь ли ты в школу?» большинство дошколят ответят «Да!». Но, к сожалению, уже после недели обучения у значительной части первоклассников ответ на тот же вопрос меняется на «Нет!».

  Почему же это происходит? Чаще всего из-за того, что школа не оправдывает ожиданий детей.

  Для вашего дошколенка школа представляется как некий идеальный образ, сложившийся на основе собственных впечатлений от занятий на подготовительных курсах, просмотра кинофильмов и мультфильмов, рассказов взрослых и  даже мечтаний.

  Как же узнать чего ребенок ждет от учебы в школе? Как сделать так, чтобы его не ждало разочарование?

  Единственный способ выяснить это – говорить со своим ребенком.

Расскажите о своей школьной жизни и о своем первом классе поделитесь с ребенком собственными впечатлениями и воспоминаниями. Расскажите смешные истории из своего школьного прошлого, расскажите про своих друзей - одноклассников. Устройте семейный вечер воспоминаний с просмотром фотографий вашей школьной поры. Удовольствие и пользу получит не только ваш будущий первоклассник, но и вы сами. Это, к тому же, повод побольше узнать о детстве близких людей.

  Настраивайте ребенка на успех в учебе, не пугайте неудачами.

Старайтесь не употреблять фраз типа «Как же ты будешь учиться, если даже этого не можешь», «Ты так двойку получишь» и т.п.

  Приводите положительные примеры и хвалите ребенка.

  Расскажите о собственных школьных успехах, но не перегибайте палку. Не сообщайте ребенку что его мама (папа) были круглыми отличниками (особенно если это не совсем правда). Расскажите и о сложностях, которые у вас возникали в школе и о том, как вы их успешно преодолели.

  Не забудьте донести до ребенка мысль, что главная цель походов в школу вовсе не использование новых красивых школьных принадлежностей, не поиск новых друзей и не избавление от детского сада, а учеба, приобретение знаний. И это его работа на ближайшее будущее. Работа увлекательная и очень нужная. Ведь без учебы невозможно стать профессионалом ни в одной области, а ведь ваш малыш так желает стать космонавтом (банкиром, программистом, врачам, актрисой).

  Приведите пример о том, как много интересного можно узнать на уроках в школе. Но не приукрашивайте, поскольку в первом классе ребенку, безусловно не раскроют все тайны вселенной.

  Расскажите о чем-то, что вы узнали на уроках, и что вас сильно поразило в свое время. Или покажите научный «фокус». У пап обычно имеется целый запас таких физических и химических «фокусов» со школьных времен.

  Можно продемонстрировать следующее: Попросите ребенка внимательно наблюдать за вашим зрачком, а второй глаз закрывайте и открывайте ладонью. Диаметр зрачка будет значительно изменяться. В вкратце объясните механизм этого явления. И конечно, не забудьте подчеркнуть, что узнали об этом в школе на уроках биологии.

Внимание и память. Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти и внимания ребенка. К счастью, и память и внимание поддаются тренировке. Когда речь идет о старших дошкольниках, то наилучший способ развития их памяти и совершенствования внимания – игра. Конечно, специально организованная взрослым игра. Сам ребенок заниматься своим развитием в этом возрасте еще не в состоянии.

  Ведущий тип памяти дошколенка – непроизвольная память, т.е. ребенок запоминает без особых усилий то и только то, что для него интересно или произвело впечатление. То, что заучивается без усилий путем многократных повторений (так дети учат стихи).

  Объем внимания очень невелик – ребенок в состоянии удерживать внимание одновременно на 2-3 объектах (у взрослого от 4 до 7).

Для развития памяти и внимания разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком. Но существуют полезные игры, применять которые можно без специальной подготовки и в которых дети с удовольствием принимают участие.

Например, дети с большим интересом играют на прогулке в такие игры:

1.    Считаем иномарки (если ваш ребенок в состоянии отличить иномарку от отечественного авто).

2.    Запоминаем номер автомобиля (игра сводится к тому, что ребенок и родитель (родители) запоминают номер оговоренного авто, через 10 минут производится контроль и определяется победитель. Время от начала игры до конца постепенно увеличивается).

3.    Считаем машины (нужно считать автомобили, объединенные общим признаком (цифрой или буквой в номере, цветом…)

4.    Точно по такому же принципу можно считать или запоминать что угодно: количество женщин и мужчин среди прохожих, количество людей к одежде определенного цвета, цифры телефонных номеров из рекламных объявлений.

  Поход в магазин – хороший повод потренироваться. Назовите ребенку список из 3-4 предметов, которые необходимо купить и предоставьте возможность собрать их в корзину, постепенно увеличивайте сложность задачи.

  Очень хороший способ тренировать память – заучивание стихов. Самостоятельно заучивать стихи и тем более делать это регулярно 6-7 летний ребенок не в состоянии. Но способен с помощью и при непосредственном участии родителей. Приз в соревнование кто быстрее запомнит и утром точнее воспроизведет между родителем и ребенком – хороший стимул. Не забывайте иногда проигрывать своему чаду.

  В домашних условиях очень полезны для развития памяти и внимания могут быть следующие игры:

1.    «Найди парные картинки» – цель игры – собрать все пары за минимальное количество оборотов. Картинки кладутся рубашкой вверх. Каждый играющий имеет право за один ход открыть 2 картинки, если они не составляют пару, то картинки переворачиваются, ход переходит к следующему игроку, игра продолжается. Перевернувший картинки, составляющие пару продолжает игру до тех пор, пока не ошибется. Набор карточек к подобной игре можно приобрести в магазине.

2.    «Чего не хватает?». Водящий раскладывает 10 предметов и дает участнику посмотреть на них в течение минуты, затем из 10 предметов 1 прячется. Задача игрока назвать исчезнувший предмет. По мере увеличения успешности количество предметов увеличивается. Начинать можно и с меньшего количества, в зависимости от успешности ребенка.

3.    Пазлы и головоломки, предназначенные для детей возраста 6-7 лет.

4.    Любые настольные игры, подобранные соответственно возрасту ребенка.

Родителям важно помнить, что ребенок будет с интересом играть во все эти игры только в случае, если будет чувствовать себя равноправным участником процесса. Не поддавайтесь все время, но и не будьте непобедимым игроком.