"Клумба цветов".
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель НОД: развитие коммуникативных умений детей в процессе их взаимодействия. Задачи НОД помогли решить такие методы и приёмы, как разнообразные упражнения: дыхательные, ритмические, ритуальные приветствия, этюды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klumba_tsvetov.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшей и подготовительной группы, основанная на игровой деятельности.
«Волшебный мир цветов».
Материал предназначен воспитателям, но также будет полезен родителям.
Цель: Развитие коммуникативных умений детей в процессе их взаимодействия.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи.
«Познавательное развитие»: - развивать моторные функции, произвольное поведение, воображение, вербальное мышление.
«Речевое развитие»: - активизировать словарь по теме; - продолжать развивать умение составлять сложноподчинённые предложения; - развитие звуковой культуры речи; - развивать умение чётко произносить слова.
«Физическое развитие»: - развивать координацию движений согласовываясь с текстом физминутки и упражнений.
«Художественно – эстетическое развитие»: - вызвать эмоциональный отклик на прослушивание аудиозаписи; - создать коллективную работу «Цветущая поляна»; - развитие театрализованных навыков.
«Социально – коммуникативное развитие»: - развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Методы и приёмы.
Практические: упражнения: дыхательное, ритмическое, фонопедическое, ритуал приветствия и прощания, подвижная игра, физминутка, этюд, коллективная работа.
Наглядные: рассматривание картинок, вазы с цветком.
Словесные: речь с движением, повторы текста, коммуникативная игра, речевая игра, словесное упражнение, речёвка.
Материал: ваза с цветком, картинки с изображением цветов (разное количество), большой зелёный лист бумаги, разноцветные трафареты цветов из бумаги, смятой в комочки, клей-карандаш, роза, аудиозапись «Волшебный лес».
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность. | Формы организации совместной деятельности. |
Двигательная. | Подвижная игра, физминутка, этюд, ритмическое упражнение. |
Коммуникативная. | Словесная игра, коммуникативная игра, словесное упражнение, речёвка. |
Игровая. | Театрализованная игра (мимика, движение, жесты). |
Изобразительная. | Аппликация. |
Музыкальная. | Слушание аудиозаписи. |
Логика образовательной деятельности.
№ | Деятельность воспитателя. | Деятельность детей. | Ожидаемые результаты. |
1. | Ритуал приветствия «Цветочная клумба». Предлагает поиграть: «Представьте себе цветочную клумбу, на которой растёт много цветов. Все цветы растут рядышком, и поэтому клумба похожа на разноцветный ковёр. Утром все цветы распрямляют свои стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему. Лёгкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Предлагает изобразить такую клумбу. | Внимательно слушают и, повторяя движения, изображают клумбу. | Сформирован положительный эмоциональный настрой. Реализована самостоятельная творческая деятельность. |
2. | Основная часть. Речь с движением. Физминутка «Польём цветы». Ветер с травкою играет, стебельки её качает. Мы в траве нашли цветок – синенький бутончик, раскрывает лепестки нежный колокольчик. Лепестки он к солнцу тянет, без воды он быстро вянет. Мы польём его сейчас, пусть он радует всех нас! | Делают круговые движения руками. Плавные движения кистями рук. Присели на корточки, складывают ладони лодочкой. Постепенно раскрывают пальчики. Встают. Поднимают руки над головой. Опускают голову, плечи, руки вниз. Быстро разжимают и сжимают кулачки. Хлопают в ладоши. | Обеспечена потребность в движении. |
3. | Упражнение «Цветы». Сначала цветы испугались, очень заволновались, потом они удивились, и с нами цветы подружились. Нам они улыбались и весело с нами смеялись. | Передают мимикой эмоции, о которых рассказывает воспитатель в стихотворении. | Развитие театрализованных способностей. |
4. | Дыхательное упражнение «Приятный аромат». Ставит на стол вазу с цветами. | По очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают цветок. На выдохе произносят с выражением удовольствия фразы: «Очень приятный запах», «Очень приятный аромат» и т.д. | Развитие органа обоняния. Расширение словарного запаса. |
5. | Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили». Дили – дили, дили – дили! Колокольчики будили Всех жуков, Пауков И весёлых мотыльков. Дили – дили, дили – дили! Колокольчики будили всех зайчат, всех ежат, всех ленивых медвежат. И воробушек проснулся, И галчонок встрепенулся. Дили – дили, дили – дили! Встали все, кого будили! | Произносят «Динь – динь» на разной высоте в высоком регистре. Произносят «Ж-ж-ж» на продолжительном выдохе. Произносят «Х-х-х» на коротком, энергичном выдохе. Произносят «У-у-у», постепенно увеличивая высоту голоса. Повторяют первое движение. Произносят «Бл-л-л» в высоком регистре на длительном выдохе. Произносят «Ф-ф-ф» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой. Произносят «Р-р-р». Произносят «Чик-чирик» в разных регистрах. Произносят «Кар! кар! кар!» очень громко. Произносят «Динь – динь» на разной высоте. Кричат «Ура!» и поднимают руки. | Реализована потребность в речевом общении. Развитие речевого дыхания. |
6. | Ритмическое упражнение «Цветы». Вот вам одуванчик – жёлтый сарафанчик. Вот вам и ромашка, а на ней букашка. Колокольчик голубой подарили нам с тобой. Целый день, целый день очень пахнет сирень. Ты не рви цветочек, пусть живёт дружочек! | Сгибают руки в локтях, совершают поочерёдно действия, имитирующие движения рук Буратино. Чередовать с ходьбой на месте. | Реализована потребность в движении. |
7. | Речевая игра «Кузовок». Ведущий стоит в центре круга и держит в руках воображаемый кузовок, читает текст: «Ты игрок, и я игрок. Поиграем в кузовок. Ты запомни, мой дружок, что мы сложим в кузовок. Идёт по кругу. Подходит к каждому игроку с «кузовком». Ведущий в любой момент может остановить игру и сказать: «Повтори за мной, дружок, что сложили в кузовок». | Стоят или сидят в кругу. Игрок кладёт в «кузовок» воображаемый цветок со словами: «Одуванчик в кузовок». «Колокольчик в кузовок». «Тюльпан в кузовок» и т.д. Повторяют слова по порядку. | Развитие театрализованных способностей. |
8. | Упражнение «Есть – нет». Предлагает сказать первому игроку, что есть у него на картинке. | Примерные ответы: «У меня есть два колокольчика». «А у меня нет двух колокольчиков, но есть пять ромашек» и т д по кругу. | Сформировано умение в составлении предложений. |
9. | Коллективная работа «Цветущая поляна». Раздаёт детям разноцветные трафареты цветов из бумаги, смятой в комочки. | Разглаживают трафареты и приклеивают на большой зелёный лист бумаги - поляну. | Реализована Возможность работать в коллективе. |
10. | Коммуникативная игра «Добрые слова». Стоит в центре круга с розой в руке. Читает: В круг ребята встали, розу увидали. Цветок надо передать, добрые слова сказать. Передаёт ребёнку розу и говорит ему комплимент. Игра продолжается, пока каждый не побывает в роли водящего. | Встают в круг. Вместе с воспитателем произносят слова. Берёт розу и становится водящим. Говорит « добрые слова» и передаёт розу другому участнику. | Мотивация на коммуникативную деятельность. |
11. | Подвижная игра «Одуванчик». Предлагает слушать слова и выполнять определённые действия. Бутон – Бутон раскрывается – Одуванчик расцвёл – Одуванчик побелел – Подул ветер - | Слушают слова. Встают в тесный круг, берутся за руки. Держась за руки, небольшими шагами отступают назад. Держась за руки, образуют широкий круг. Поднимают руки вверх. Разъединяют руки, разбегаются по комнате. | Развитие двигательных навыков. |
12. | Этюд «Распускающийся бутон» (немое кино). Предлагает «превратиться» в маленькое сморщенное семечко. Говорит, что будет садовником. Он бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает ( гладит ребёнка по голове и телу). С тёплым весенним солнышком семечко медленно начинает расти. У него раскрываются листочки. Растёт стебелёк. Появляются веточки с бутонами. Наступает радостный момент, и бутоны лопаются… И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается другим цветам. | Сжимаются в комочек на полу, прячут голову, закрывают её руками. Поднимаются. Свешивают руки с головы и тянут их вверх. Вытягиваются. Разводят руки в стороны, пальцы сжаты. Резко разжимают кулаки. Разбиваются на группы по 5 человек, садятся на пол и берутся за руки, не отпуская рук, встают на ноги, отклоняются назад, держа друг друга за руки. | Развитие театрализованных навыков. Сформировано чувство радости. |
13. | Релаксация «Замечательные цветы». Рассказывает, что недалеко от большого города есть лес, а в лесу – поляна. Предлагает закрыть глаза и представить, что находимся на лесной поляне. Включает аудиозапись «Волшебный лес». Чудесное летнее утро, ласково пригревает солнышко, на поляну прилетели бабочки, в траве запели свои звонкие песенки кузнечики. Цветы на этой поляне самые разные, и они умеют разговаривать. Предлагает «превратиться в весёлую семейку одуванчиков, которые за ночь выросли на нашей поляне. «Смотрите, смотрите, какие красивые цветы выросли на поляне! - зазвенели колокольчики. «Они похожи на солнышко!» - заметили маки. «Они украсили нашу поляну!» - улыбнулись ромашки. Услышав голоса цветов, прилетели птицы, которые стали щебетать: «Какие замечательные цветы, они принесли радость на нашу поляну!». Одуванчикам было очень приятно слышать такие слова. Они почувствовали доброту цветов и птиц и улыбнулись. Аудиозапись выключается. Предлагает открыть глаза, вновь превратиться в мальчиков и девочек. | Закрывают глаза. Превращаются в весёлую семейку одуванчиков. Слушают с закрытыми глазами. Открывают глаза, смотрят друг на друга, улыбаются. | Сформировано чувство расслабленности. |
14. | Ритуал прощания «Дружные ребята». Приглашает всех в круг. Вместе произносят речёвку: «Все мы дружные ребята, мы ребята – дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться мы знаем. Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло! | Берутся за руки и вместе с воспитателем произнося т речёвку. | Получают положительные эмоции. |