Картотека опытов и экспериментов
материал (старшая группа)

Светлана Викторовна Григорьева

Опыты и эксперименты для старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека опытов и экспериментов для старших дошкольников

Опыты и эксперименты для старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности

Опыт№1 «Как обнаружить воздух»

Цель: закрепить знания о свойствах воздуха, доказать, что воздух повсюду и он невидимый.

Материал: стакан, вода.

Ход деятельности

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт №2 «Воздух внутри людей»

Цель: доказать, что внутри человека есть воздух.

Материал: трубочка, стакан с водой.

Ход деятельности

Воздух есть внутри людей и это можно доказать! Давайте попробуем.

- возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ), посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.

Откуда он взялся?

Вывод: внутри человека есть воздух.

Опыт №3 Запах передаётся по воздуху.

Цель: доказать, что запах передается по воздуху

Материал: ароматизированные салфетки, корки фруктов, духи и т.п.

Ход деятельности

Воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: запах передается по воздуху.

Опыт №4 «Вода не имеет формы»

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.

Ход деятельности

Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.

Вывод: вода не имеет своей формы, она принимает форму сосуда.

Опыт № 5. «Играем с красками».

Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.

Ход деятельности

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют

Оранжевые, жёлтые, красные,

Синие, зелёные – разные!

В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: Капля краски растворяются в воде; если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно. Вода – это растворитель.

Опыт №6 «Вкус воды»

Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Ход деятельности

Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт №7 «Запах воды»

Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Ход деятельности

Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено

Опыт № 8. «Делаем облако».

Цель: показать детям принцип образования облака из воды.

Материал: банка с горячей водой, поднос, кубики льда

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на поднос несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Вывод: облака формируются при охлаждении тёплого воздуха.

Опыт №9 «Почему снег греет?»

Цель. Выяснить, почему холодный снег может греть

Материалы: лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход деятельности

Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (в рыхлом снеге много воздуха, и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая.

Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Опыт№10 «Вода чистая и мутная»

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»

Материал: две баночки или стакана с водой, набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки).

Ход деятельности

Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»

Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

Опыт №11 «Живая вода»

Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Ход деятельности

Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода».

Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд с ними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Вывод: Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

Опыт №12 «Цветная вода»

Цель: Расширить знания детей о свойствах воды, объяснить качества воды (цвет, запах, текучесть, вкус.), определять и называть основные признаки (чистая, цветная)

Материалы: емкость с водой, 3 прозрачных пластиковых стакана, краски, кисточки, сахар, ложка, одноразовый шприц, халаты.

Ход деятельности

Пронумеруем стаканы. 1,2,3. Дети наливают в стаканы небольшое количество воды, и окрашивают воду в разные цвета: 1 стакан - голубым цветом, 2-ой - красным, 3 - зеленым.

Во 2 стакан добавляем 1 ложку сахара, в 3 стакан 2 ложки сахара и перемешиваем до растворения. Первый стакан оставляем без сахара.

Далее набираем шприцем желтую воду и погружаем шприц до дна стакана с голубой водой №1, медленно выливаем и видим, как красная вода переместилась вверх.

Далее набираем зеленую воду и так же выливаем в 1 стакан. Зеленая вода переместилась, не смешиваясь с другими цветами и оказалась первым слоем сверху. Вот такая "Радужная вода" получилась. Объясняем детям, что слои воды не смешались по причине плотности. (больше сахара-больше плотность).

Выводы: Вода имеет свойства окрашиваться, вода может менять плотность (добавление сахара)

Опыт №13 «Замораживание воды в формочках»

Цель: познакомить ребят с твердым состоянием воды - льдом

Материал: вода, стакан, формочки для льда

Ход деятельности

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно).

Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).

Вывод: Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Опыт №14 «Что быстрее растает»

Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Ход деятельности

В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

Вывод: быстрее растает лед в более горячей воде

Опыт №15 «Самый лучший фильтр для воды»

Цель: познакомить со способами очистки воды

Материал: бинт, воронка, стакан, вата, бумага

Ход деятельности

Сначала мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.

Ребята, что у вас получилось?

Видим, что фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.

А вода стала чистой? (нет). Значить слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь.

А теперь профильтруем воду через вату. Также в воронку вставим вату, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки).

Посмотрите, вода стала чище? (да). Почему?

Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки

А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас писчая бумага. Сомните ее в комок, положите в воронку. Профильтруем воду через бумагу. Все ребята профильтровали?

Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? (да, здесь и песчинки, и соринки, но вода очень мутная.)

Посмотрите, стала ли вода чистой в 1 стакане, во 2, в 3? В каком стакане самая чистая вода? Какой фильтр вы использовали для получения самой чистой воды?

Вывод: самая чистая вода во 2 стакане. Использовали фильтр из ваты. Он лучше всего очистил воду. Фильтр из ваты не пропустил мелкий мусор

Опыты с органами чувств №16

Цель: формировать знания детей о том, какое значение имеет для человека слух, зрение, осязание, вкус в познании мира

Что звучит?

Материал: предметы, издающие звуки, ширма

Ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.

Угадай по запаху

Материал: ширма с прорезями для носа, футляры от киндер-сюрприза с дырочками, ароматические вещества

Дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)

Отгадай на вкус

Материал: фрукты, сахар, соль

Воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.

Как определили? (с помощью языка)

Вывод: органы чувств помогают нам различать вкусы, запахи и вкусы

Опыт №17 «Ткань и бумага»

Цель: продолжить знакомство со свойствами бумаги и ткани.

Материал: различные виды бумаги и ткани, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой.

Ход деятельности

Взрослый и дети рассматривают бумагу и ткань, определяют их внешние качества (гладкая/шершавая, толстая/тонкая и т.п.) Затем взрослый предлагает смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные — определить, как быстро разрушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички (или зажигалку). Можно изучить различные виды бумаги.

Также каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении.

Вывод: ткань и бумага рвутся, мнутся и могут гореть

Опыт №18 «Почему все звучит

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материал: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Ход деятельности

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель?

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

Вывод: звук возникает при колебании предмета

Опыт № 19. «Песок сыпучий».

Цель: закрепить знания у детей о свойствах песка

Материал: стаканчик с песком, лист бумаги

Ход деятельности

Ребята, что у меня в стаканчике? (Песок). Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, они сыпучие

Опыт №20 «Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Ход деятельности

Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Опыт №21 «Свойства камней»

Цель: показать, что камни бывают разные по температуре и гладкости поверхности, что в тепле они нагреваются; в воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет.

Материал: камни, разные по цвету, размеру, форме, шероховатости, емкости с водой, салфетки.

Ход деятельности

Потрогаем разные камешки. Холодные они или теплые? Шершавые или гладкие? Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал (теплым). Почему (руки теплые). Значит, камешки могут нагреваться.

Что будет, если мы положим камешек в воду (предположения детей). Он утонет? Будет плавать? Бросим камешек в воду и понаблюдаем, что произойдет. На воде образуются круги. Может ли камешек плавать? - нет

 Опустим в миску еще несколько камешков, потрогаем их в воде и вынем. Можно положить в емкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Правильно, он мокрый. А теперь сравните его с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом, мокрый камень темнее, чем сухой).

Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму?

Верно, нет. Почему?  (Он твердый).

Вывод: камень твердый, не меняет форму, мокрый камень меняет свой цвет

Эксперимент №22 «Сравнение дерева и камня»

Цель: учить детей сравнивать материалы между собой, закрепить представления о свойствах камня

Материалы: молоток, гвоздь, брусок деревянный

Ход деятельности

Давайте попробуем узнать, что тверже: камень или дерево. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. Теперь я попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошёл в дерево).

А теперь я попробую вбить гвоздь в камень.

Не получается. Гвоздь гнётся, но не вбивается.

Что случилось с гвоздём?

А как вёл себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: камень твёрже дерева.

Возьмите деревянный кубик, и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдёт? (Дерево плавает).

А теперь возьмите камешек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет). Почему? - он тяжелее воды

Вывод: камень тонет, а дерево – нет

Эксперимент №23 «Как влияет солнце на растение»

Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Материал: лук для посева

Ход деятельности

1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?

2) Убрать колпак с растений. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.

3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?

Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски

Опыт №24 «На солнце вода высыхает быстрее, чем в тени».

Цель: показать детям, что солнце может высушить воду

 Материал: салфетки

Ход деятельности

Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить).

Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки - на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной стороне, другую - на теневой. Какая салфетка высохла быстрее - та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце). О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее?

Вывод: На солнце высыхает быстрее, чем в тени.

Опыт №25«Пускаем солнечные зайчики»

Цель: воспитание интереса к изучению окружающего мира.

Материалы: зеркала.

Ход деятельности

Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков».

- Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки, пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света.

Выводы: управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние). Без яркого света зайчики не появляются

 

Опыты с фонариком №26»

Цель: познакомить детей с прибором «фонарик», объяснить для чего он нужен.

Материалы: фонарики, бумага, стекло прозрачное, стекло цветное, ткань.

Ход деятельности

Дети прикладывают к фонарику предметы: цветные стёкла, стёкла, картон, тряпочки, ладошки.

-Через какие предметы свет проходит? А через какие предметы свет не проходит?

Выводы: Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

Опыт №27 «Увеличительные стёкла»

Цель: познакомить детей с лупой, объяснить, для чего она нужна

Материал: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход деятельности

Дети рассматривают мелкие предметы. Что это? (Бусинка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна? Как лучше видно — глазами или с помощью этого стекла? В чем секрет стекла? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)

Вывод: лупа увеличивает предметы

Опыт № 28 «Какие предметы притягивает магнит»

Цель: познакомить детей с действием магнита.

Материалы и оборудование: Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины, магниты.

Ход деятельности

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит.

Вывод: железные предметы притягиваются, а не железные нет.

Эксперимент №29 «Магнит и металлический предмет»

Цель: познакомить детей с действием магнита.

Материалы: предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины, магниты.

Ход деятельности

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Смотрят, притянулся магнит к предмету или нет. Обращаем внимание из чего сделаны те предметы. которые притягиваются.

Вывод: железные предметы притягиваются, а не железные нет.

Опыты с термометром №30

Цель. Посмотреть, как работает термометр.

Материалы: уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Ход деятельности

Воспитатель показывает детям термометр, обсуждает с ними его строение и как с помощью термометра можно измерить температуру воздуха, тела, воды.

Предлагает выполнить действия с термометром.

Дети под руководством воспитателя зажимают пальцами шарик с жидкостью на термометре, наблюдают за движением жидкости по шкале термометра.

Затем берут чашку воды и кладут в нее лед. Помещают термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью, наблюдают, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Вывод: столбик термометра реагирует на изменения температуры. Когда жидкость в столбике термометра нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха.

Опыт «Испытание магнита» №31

Цель: исследовать действует ли магнит через другие предметы.

Материалы и оборудование: магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Ход деятельности

Давайте узнаем, может ли магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку. Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.

Вывод: Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу, стеклянный стакан.

Опыты с солью №32

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль

Материалы: соль, тарелки, ложки

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Действительно, соль похожа на порошок.

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали? (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью.? (соль растворилась в воде)

Опыт№4 «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной? (В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее? (В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась? (попробовать  на вкус)

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт №5. «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

Вывод: соль можно использовать как чистящее средство

Опыт № 32 «Измерим рост»

Цель: научится измерять длину, рост

Материалы: ростомер, линейка.

Ход деятельности

Педагог просит деетй встать спиной и пятками плотно к стене. Ребята измеряют друг другу рост, прикладывая линейку к макушке измеряемого ребёнка, плотно к ростомеру. Отмечаем рост на ростомере.

Вывод: правильно измерить рост можно только с помощью специального измерительного прибора.

Опыт №33 «Медведь в машине»

Цель: познакомить детей со свойством инерции

Материал: игрушечная машина, плюшевые медведи

Ход деятельности

Возьмем машину, посадим в ее кузов мишку и постепенно разгоним машину, не выпуская ее из рук.

Что происходит? (Машина едет, мишка в кузове.)

А теперь резко остановим машину. Что изменилось? (Медведь от резкой остановки наклонился вперед и вывалился из машины.)

Посадим нашего пассажира снова в машину и резко тронемся. Что происходит? (Медведь упал назад.)

Какой же упрямый медведь, никак не хочет сидеть. Как вы думаете, почему?

Попробуйте также покатить другие игрушки.

Предметы не виноваты, что они «упрямые». И чтобы их не обижать, физики вместо слова «упрямство» говорят «инерция». Инерция есть у всех предметов. Мы убедились, что инерция проявляется не только когда движущиеся предметы останавливаются, но и в момент, когда покоящийся предмет начинает двигаться.

Вывод: После нажатия на тормоз машина по инерции еще некоторое время будет двигаться

Опыт №34 «Узнаем, что плавает»

Цель: проанализировать поведение различных тел в воде, выявить природу плавучести и её связь с плотностями погружаемых объектов.

Материалы: металлическая пластинка, пробка, стеклянная пластинка, пластилин, чашка с водой.

Ход деятельности

Давайте проверим, тонет или не тонет кораблик (металлический, из пробки и стекла, пластилина). Опускаем их в тазик с водой. Пластилин опускаем комок, затем сделаем из комка плоскодонку. Обсуждаем результат

Выводы: Пластилин тяжёлый материал, но если придать ему определённую форму, то он не утонет в воде. Большие корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух. Плотность деревянных тел и пробки меньше, поэтому вода их выталкивает, а металлические и стеклянные – нет.

Опыт №35 «Сквозь песок и глину»

Цель: обогатить знания детей о свойствах глины

Материал: стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной

Ход деятельности

Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

Вывод: вода впитывается в глину медленнее, чем в песок

Опыт № 36 «Ищем воздух в почве»

Цель: Показать, что в почве есть воздух.

Материал: Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

Ход деятельности

Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы.

Опыт №37 «Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявить потребность растения в воздухе; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы: емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Ход деятельности

Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже.

Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой.

 В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).

Выводы: Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха

Опыт № 38 «Растения пьют воду»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материалы: Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход деятельности

Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растения в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

Выводы: Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

Опыт №39  «Извержение вулкана»

Цель: формировать знания детей о вулканах, их строении

Материал: веревка около 30 см, колбы

Ход деятельности

Давайте, проведём опыт и посмотрим, как же извергается вулкан. Возьмём кусок веревки длинной около 30 см. Привяжем один конец, к горлышку колбы – так, чтобы петелька свободно крутилась.

Крепко привяжем другой конец веревки к веревочной петельке на горлышке, получится ручка, за которую можно держать колбу.

Нальем в большую банку холодную воду. Но, банку не заполняем до самого верха, так как нужно оставить место для колбы.

Наполним колбу горячей водой до краев, но делаем это аккуратно, чтобы не обжечься. Добавим в нее красной краски, чтобы вода стала ярко – красной.

Возьмем колбу за веревочную ручку и осторожно опустим ее в банку с холодной водой.  Ребята, почему вода поднялась на поверхность? (Когда мы отпускаем в банку с холодной водой колбу, то горячая вода начинает выливаться из нее, словно из вулкана. Довольно скоро горячая вода окажется наверху, а холодная снизу. Когда воду нагревают, она становится легче и как бы разбухает, увеличивается в объеме. Вот почему горячая вода поднялась на поверхность

Вывод: при нагревании вода увеличивается в объеме и поднимается выше

Опыт №40 «Осьминожка».

Цель: Расширить представление детей об электрических зарядах.

Материал: Лист бумаги, ножницы, кусок меха.

Ход деятельности

-разрезать бумагу на 8 полосок, не дорезая до края 4-5 см. поднять «осьминожку», свернув неразрезанную сторону колечком.

Вывод: Ножки висят вниз.

-на столе натереть «осьминожку» кусочком меха, проводя им по ходу ножек;

-поднять «осьминожку», свернув неразрезанную сторону в колечко.

Вывод: Ножки растопырились колоколом.

-засунуть свободную руку внутрь этого колокола.

Итог: щупальца обхватили руку.

Вывод: От трения на всех ножках образовались одинаковые электрические заряды. Когда свернули «осьминожку», то отрицательно заряженные щупальца оттолкнулись друг от друга и растопырились колоколом. Когда поместили внутрь руку с положительным зарядом, то отрицательно заряженные щупальца притянулись к ней.

Опыт № 41«Треск электричества»

Цель: выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Материал: кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Ход деятельности

- сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают надутым воздушным шариком;

- подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань.

Итог: появился треск.

Вывод: при натирании ткань наэлектризовалась, появление треска – проявление электричества.

Опыт №42 «Схема смены времен года»

Цель: закрепить представления о смене времен года

Материалы: рисунок эллипса на большом листе бумаги, со стрелками направления движения Земли, карточки с названиями времён года, карточка с надписью «Земля».

Ход деятельности

  1. Положить рисунок эллипса (овала) на пол.
  2. Положить карточки с названиями времён года на соответствующие схеме смены времён года места.
  3. Прикрепить карточку «Земля» на себя.
  4. Двигаться по направлению, указанному стрелкой, изображая Землю.
  5. Предложить повторить этот опыт всем детям по очереди.

Вывод: Земля движется по одной и той же орбите, то приближаясь, то удаляясь от него. И поворачивается к Солнцу разными боками. Из-за этого и сменяются времена года.

Опыт №43 «Получение радуги»

Цель: расширить представления детей о радуге

Материал: зеркало, таз с водой, источник света

Ход деятельности

Вариант 1.

В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке. Если зеркало «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.

Опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа.

Вариант 2.

Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Вывод: радуга получается из света

Опыт№ 44 «Взаимодействие соды и уксусной кислоты. Получение углекислого газа»

Цель: поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности

Материалы: уксусная кислота, воздушный шарик, сода

Ход деятельности

Подскажите как можно надуть шарик?

Но мы же с вами — ученые, мы можем надуть шарик научным методом!

Итак: я налива в бутылку уюксусную кислоту. Кто что знает о ней?

Уксусная кислота – жидкость прозрачная, белого цвета, с резким запахом. Это очень едкое вещество и если она попадет на кожу человека, то может вызвать ожог. Уксус обладает хорошими чистящими свойствами. А в пищу его употребляют в виде приправы только в разбавленном водой виде.

Так как уксусная кислота опасное вещество, кто может ее наливать? Правильно, только взрослый.

В шарик я насыпала соды. Сода - это вещество, белого цвета, похожа на муку. Сода нужна в кулинарии, используется для чистки плиты, раковины, для полоскания горла и т.д.

Теперь надеваем шарик на бутылку и высыпаем соду внутрь. Посмотрите, что происходит: сода и уксусная кислота, вступают в реакцию.

Выделяется углекислый газ. Этот газ и надувает шарик.

Вывод: в результате взаимодействия двух веществ, мы с вами получили третье вещество, углекислый газ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...