Играя, учимся и развиваемся. Картотека Кинезиологических упражнений
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Евгения Петровна Климовская

 В  данной статье  представлены кинезиологические упражнения, которые совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraya.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Играя, учимся и развиваемся.

Картотека

Кинезиологических упражнений

КОМПЛЕКС № 1.

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в

кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выпол-

няется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к

указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой

отдельно, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости

стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку-

лак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10

повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом —

левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в

выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—

ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак

разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении

прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и

левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены

положений.

4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе

руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками

зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения

почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий

синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозг

5. Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте

положение рук «с точностью до наоборот».

6. Добываем огонь. С напряжением прокатывать палочку между соединенными

ладонями.

7. Уголек на ладони. Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой

рукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.

43

КОМПЛЕКС № 2.

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину.

В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения

одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то

же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите

голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно

зеркально симметричные рисунки (можно прописывать простые геометрические фигуры).

5. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче

выдоха.

6. Качаем палочку. Упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рук

перпендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимать руки над головой

и опускать их вниз, продолжая удерживать палочку (2-3 раза).

7. Потряхивание. Зажать шар в руке и производить максимально свободные

движения в лучезапястном суставе.

КОМПЛЕКС № 3.

1. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите

руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

2. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами

правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти

движения для каждой пары пальцев отдельно.

3. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-

два-три и т.д.».

4. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним

пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же

левой рукой.

5. Раскатывайте на столе небольшой воображаемый комочек пластилина по очереди

пальцами правой руки, затем левой.

6.Удерживаем палочку. Брать палочку за концы и удерживать ее на весу поочередно

указательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т.д.

44

7.Раздавим орех. Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положить

центром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь его

раздавить. Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение с

расслаблением, не выпуская шар из руки.

КОМПЛЕКС № 4.

1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх,

сделайте вдох, опуская руки, — выдох.

2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело

должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик

начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются

руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно

убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и

встряхните.

4.Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким

нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с

затылка на шею.

5. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими

кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено),

сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук

широко открывать и закрывать рот.

6. Бегущие пальцы. Перебирать всеми пальцами вдоль карандаша (палочки) от

одного конца до другого вперед и назад.

7. Тигр кусает шар. Сжать шар между большим и указательным пальцами, при

сдавливании шар держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты и растягивания.

Аналогично сжимать шар между другими пальцами, максимально вставляя шар в

межпальцевый промежуток.

КОМПЛЕКС № 5.

1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго,

насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

2. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат)

или цифры.

3. Делайте движения челюстью в разных направлениях.

4. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным

пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в

сторону и вверх.

45

5. Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней

партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

6.Ползущий карандаш. Удерживая карандаш между пальцами, ослабить зажим

настолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз.

7. Обезьяна хватает персик. С силой сжимать в руке шар, который располагается

прямо в середине ладони.

КОМПЛЕКС № 6.

1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам,

ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.

2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны.

3. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от

плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

4. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично

поднимайте пальцы по одному и называйте их.

5. Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих

ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синх-

ронные движения кистями рук.

6. Шаги. Зажать карандаш между вторыми фалангами указательного и среднего

пальцев и делать шаги по столу. Следить, чтобы карандаш не выпал из пальцев.

7. Когти дракона сжимают жемчужину. Взять шар в щепоть. Все пять пальцев давят

на поверхность шара, как бы мнут его. Затем перекатывать шарик, сжимая его между

кончиками пальцев

КОМПЛЕКС № 7.

1. Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).

2. Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову

спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

3. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем

выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а

потом вниз.

4. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в

руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.).

5. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет

движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

46

6. Вращаем палочку. Зажать конец палочки средним и указательным пальцами

правой руки. Длинный конец палочки должен находиться дальше от груди. Перевернуть

палочку и вложить ее длинным концом в левую руку (между указательным и средним

пальцами). Очередным поворотом вложить ее в правую руку и т.д. Происходит вращение

палочки.

7. Перекаты (выполняется по возможности расслабленной кистью). Перекатывать

шарик между пальцами. Шарик помещается между большим и указательным пальцами.

Указательный палец перекатывает шарик как вдоль, так и поперек большого пальца.

Повторить упражнение остальными пальцами.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения)

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются и...

Картотека кинезиологических упражнений для детей с ТНР

Практический материал для воспитателей групп компенсирующей направленности...

Картотека кинезиологических упражнений

Картотека кинезиологических упражнений...

Картотека кинезиологических упражнений

Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....

Картотека кинезиологических упражнений

Включены различные комплексы кинезиологических упражнений....

Картотека кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста.

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....