ДОП "Юный эколог" 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования "Юный эколог" для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog_dop.docx | 52.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1238»
ОГРН 5147746147060, ИНН 7729783137, КПП 772901001 г. Москва, 119634, ул. Чоботовская, д.19, e-mail: 1238@edu.mos.ru , сайт: www.sch1238.mskobr.ru Тел/факс: (495) 733-52-56 |
Дополнительная образовательная программа
«Юный эколог»
Направленность программы: ознакомление и познание окружающего мира
Уровень программы: 1 год обучения
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители: Попова М.Я.
2022-2023 учебный год
Содержание
Раздел 1. Целевой | |
1.1 | Пояснительная записка |
Цель и задачи реализации рабочей программы | |
Принципы формирования рабочей программы | |
Значение для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности | |
1.2 | Планируемые результаты освоения программы |
Раздел 2. Содержательный | |
2.1 | Вариативные формы, способы и средства реализации программы |
2.2 | Взаимодействие с семьями |
Раздел 3. Организационный | |
3.1 | Расписание |
3.2 | Перспективное планирование работы педагога |
3.3 | Традиционные праздники, развлечения |
3.4 | Описание материально – технического обеспечения программы |
Список литературы |
Раздел 1. Целевой
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2012 № 1155;
Так же программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Направленность программы социально – педагогическая: создаются условия для социальной практики ребёнка в его реальной жизни, накопление нравственного и практического опыта.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Поэтому главная задача взрослых – научить детей правильно вести себя в природе и среди людей, любить и понимать природу.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, можно научить детей бережно относиться к природе и её богатствам.
Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков бережного отношения к природе путём совершенствования система мероприятий должна приносить ощутимые результаты.
Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов, позволяет ребёнку предвидеть опасные ситуации в природе, оценивать их, привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, учить жить в относительной гармонии с ней.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к миру природы;
- Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
- Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость.
Принципы формирования рабочей программы.
Программа разработана с применением методик, описанных в книге «Мы. Программа экологического воспитания детей» Н.Н. Кондратьевой и программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
В программе применяются следующие принципы:
- Принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
- Принцип систематичности, регулярности занятий;
- Принцип прочности овладения навыками, многократного повторения;
- Принцип индивидуальности.
Значение для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.
Подготовительную к школе группу посещают дети не имеющие отклонений в развитии. Поэтому данная программа предназначена для всех без исключения детей данного возраста.
- Планируемые результаты освоения программы
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения в природе;
- Анализ готовности решать экологические ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях в природе;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к природе, проявлять творчество.
Социальный:
Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам.
Требования к уровню подготовки воспитанников
Возраст | Воспитанник должен | |
Знать | Иметь представление | |
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) |
|
|
Способы проверки знаний, умений, и навыков.
Педагогическая значимость проводится два раза в год – сентябрь (вводный), май (итоговый).
Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста
по экологическому воспитанию.
Высокий уровень.
Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познаний природы. Моделирует признаки объектов и связи. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Средний уровень.
Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки, знает признаки живого, устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.
Низкий уровень.
Ребенок различает и называет большое число животных и растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение.
Раздел 2. Содержательный
2.1 Вариативные формы, способы и средства реализации программы.
Формы работы кружка:
- Занятия;
- Беседы;
- Целевые прогулки;
- Дидактические игры;
- Сюжетно – ролевые игры;
- Чтение художественной литературы;
- Тестирование;
- Наблюдение;
- Подвижные игры;
- Ведение дневника наблюдений;
- Участие в экологических мероприятиях: праздниках, экскурсиях.
2.2 Взаимодействие с семьями
Экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания, развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьёй. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса но и вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Содержание уголков для родителей
по изучению правил поведения в природе
Основная цель создания экологического уголка – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей правилам поведения в природе. Именно от их действий зависит на сколько прочно овладевает ребёнок навыками, правилами поведения в природе.
Уголок может быть оформлен так:
- Единый стенд (размер зависит от наличия свободной площади и количества помещаемой информации но не менее 30 х 65 см.).
- Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
- Книжка – раскладушка.
Для привлечения внимания родителей при оформлении рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимания лозунги. Например: «Защитим природу вместе!», «Твой дом – твоё здоровье!», «Внимание, ядовитые растения».
Раздел 3. Организационный
- Расписание
Обучение проходит в форме группой образовательной деятельности по установленному расписанию (Приложение № 2).
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительность занятия не более 30 минут. Общее количество занятий в год – 36 (на усмотрение педагога). Целесообразно проводить занятия во II половине дня в форме кружка, в виде игры, но игры поучительной. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность развивающая потребность в общении. Именно в игровой форме дети хорошо усваивают основные правила поведения в природе. С каждого игрового занятия дети должны вынести определённый урок который запомнится им, будет применятся в нужный момент.
Однако целостность образовательного процесса в окружающем ребёнка мире – среде, где он воспитывается.
В группе предполагается оборудование уголка природы для игр; ухода за растениями, наблюдений за ростом растений, мини – лаборатория для экспериментирования, настольные дидактические игры и атрибуты для подвижных игр используются детьми, как в повседневной жизни, так и при проведении конкурсов, развлечений и других мероприятий по формированию у детей экологического сознания, умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
Формы организации деятельности детей: занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, работа с моделями, беседы, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, игры, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы.
Кружковая работа рассчитана на детей подготовительного дошкольного возраста (6 – 7 лет).
Количество детей посещающих кружок «Юный эколог» - 36 человек.
Срок реализации кружковой работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю, во вторую половину дня.
План кружка рассчитан на 1 учебный год.
Длительность – 30 минут.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Содержание | Цели | Кол-во часов | |
Сентябрь | «Природа – наш дом» Показ презентации на тему: «Что в природе я найду, то в поделку превращу» | Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям, любовь к природе и учить правильному поведению в природе; способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой. Развивать у детей способность внимательно вглядываться в различные явления, сохраняя целостность восприятия при создании поделок из природного материала. | 1 час | |
Травушка – муравушка Презентация на тему: «Правила сбора лекарственных растений» | Познакомить детей с лекарственным растением – птичий горец; показать пищевые связи в природе; учить видеть необычное в обычном. Формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, учить применять; упражнять в их распознавании. Развивать любознательность, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе. | 1 час | ||
След белого человека» Опыт «Летающие семена» | Закрепить представление о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность этого растения к жизни у дорог; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь; формировать навыки поведения в природе | 1 час | ||
«Грибное царство» Просмотр детского развивающего мультфильма Тралик и Валик «Грибы» | Продолжать формировать представления детей о ядовитых и съедобных грибах, уточнить условия необходимые для роста и развития грибов; воспитывать бережное отношение к природе. | 1 час | ||
Октябрь
| «Во саду ли в огороде…» Просмотр детского развивающего мультфильма Тралик и Валик «Фрукты, Овощи» | Формировать обобщенные представления об овощах и фруктах. Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе. | 1 час | |
«Лес, точно терем расписной» Рассматривание листочков через лупу | Закрепить знания детей, учить различать и показывать особенности диких животных обитающих в нашем крае, занесенных в «Красную книгу»; формировать композиционные умения размещать силуэты животных на панораме осеннего леса; учить детей создавать сюжетную композицию из силуэтов животных, вырезанных из бумаги; воспитывать бережное отношение к животным. | 1 час | ||
«Жизнь осеннего леса» | Учить устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Развивать интерес к закономерностям в живой природе. Воспитывать бережное отношение к животным. | 1 час | ||
«Кора деревьев» | Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним; уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву, учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки; кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличии от коры старого дерева); закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, птицами, животными; уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев; учить моделировать кору из бумаги. | 1 час | ||
Ноябрь | «Чистый и загрязненный воздух» | Дать детям элементарное представление о воздухе, об источниках загрязнения воздуха, о значении воздуха для нашего здоровья, дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха; воспитывать бережное отношение к растениям. | 1 час | |
«Почему исчезают животные?» | Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир; внушить сочувствие к животной природе, научить сопереживать. | 1 час | ||
«Кто главный в лесу?» Дети рисуют плакаты с правилами поведения в лесу | Дать детям представление о леснике-человеке, который заботится о лесе. Уточнить знания детей о том, какие звери живут в наших леса. Стараться помочь лесникам, изготовив плакаты правил поведения в лесу. | 1 час | ||
| Подземные богатства земли»Опыт (показать, что в почве есть воздух) | Расширять знания о природе, познакомить с полезными ископаемыми (уголь, нефть, газ); дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту; формировать экологически грамотное поведение в быту и в природе. | 1 час | |
Декабрь | «Животные жарких стран». Показ слайдов | Уточнить и расширить представление детей о животном мире, живущих в Африке и других теплых континентах: внешний вид, характерные особенности; развивать умение устанавливать причинно – следственные связи различного характера и использовать для обобщения предметно – схематическую модель; продолжать развивать умение относить животных имеющих выделенные признаки, к птицам, рыбам и доказательно строить суждения; развивать у детей наблюдательность, любознательность, сообразительность и познавательный интерес к жизни птиц. | 1 час | |
«Животный мир Арктики» Презентация «Растения и животные Арктики» | Дать элементарные знания о животных, обитающих в зоне Арктики, их внешнем виде, среде обитания, добыче корма, размножении и пользе для человека; развивать представление о взаимосвязи всех явлений в природном мире и интерес к жизни животных, а также воображение и мышление детей, воспитывать доброе бережное отношение к животным. | 1 час | ||
«Животный мир Тундры» Показ слайдов о севере Описательные рассказы детей о животных (мнемотаблицы) | Познакомить детей с климатом и природой тундры. Сформировать представление о животных тундры, об их внешнем виде, повадках, образе жизни. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, мыслить логически. Воспитывать любовь к природе. | 1 час | ||
«Знакомство с пустыней» Показ слайдов о пустыни Опыт «Барханы» | Познакомить детей с особенностями пустыни, её растительным и животным миром; показать детям взаимосвязь между внешнем видом растений и животных и условиями жизни в пустыни; учить детей строить модель пустыни отражающую взаимосвязь растений и животных и условий их жизни с помощью нового способа моделирования объектов природы – контурное изображение; развивать умение узнавать природные объекты по контурному изображению; формировать экологические представления детей, интерес к различным природным зонам. | 1 час | ||
Январь | «Зимние забавы»Отгадывание кроссвордаОпыты | Закрепить представление о характерных признаках зимы; познакомить детей с некоторыми физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы; воспитывать у детей устойчивый интерес к природным явлениям. | 1 час | |
«В гости в подледное царство» | Формировать у детей представления о жизни водоёма зимой; расширять представления о приспособленности речных обитателей к зимнему периоду; закрепить знания о последовательности развития рыб и других обитателей водоёма; умение устанавливать причинно – следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде и её обитателям; навыки безопасного поведения у реки зимой и ранней весной. | 1 час | ||
«Покормите птиц зимой» (на прогулке) Насыпать корм в кормушки | Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам; развивать наблюдательность; воспитывать эмоционально положительное отношение к птицам, доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела. | 1 час | ||
«Кому нужна вода» Показ схемы круговорота воды в природе. | Уточнить с детьми представление о том, что вода очень ценный продукт. Она нужна всему живому. Познакомить с круговоротом воды в природе. | 1 час | ||
Февраль | «Кладовая гномов. Исследовательская деятельность с камнем» | Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование; познакомить с разнообразием камней, их свойствам, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам; развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства(крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый); дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог; поддерживать интерес к опытнической работе. л | 1 час | |
«Где зимуют лягушки?» | Сформировать представление детей о жизни лягушек в разные сезоны, закрепить преставление детей о способах появления новых лягушек, развивать любознательность, воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе. ля | 1 час | ||
«Земноводные животные» | Углублять у детей знания и представления о земноводных животных, продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основанием, воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю. | 1 час | ||
«Стоит красавица в зелёном платьице» Инсценировка сказки «Кому хорошо живётся под ёлкой, а кому на ёлке?» | Рассказать о ели, о её значении для человека, птиц, и зверей, о её красоте, воспитывая в песнях, стихах и полотнах художников; воспитывать у детей бережное отношение к ели. | 1 час | ||
Март | «Вода – источник жизни» Опыты. Рисунки «Давайте беречь природу!» | Показать значение воды в жизни живой природы; рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома; закрепить знания о воде и о том, как человек её использует; формировать привычку бережно и разумно использовать воду. | 1 час | |
Человек – живой организм. Рассматривание иллюстраций в книги – энциклопедии – «Тело человека». показ пока | Подвести детей к пониманию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представления о некоторых органах человека о положительном и отрицательном влиянии на них. | 1 час | ||
«Кто живёт в реке и в озере» | Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озёр. Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц. | 1 час | ||
«Весенние заботы птиц» | Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; продолжать учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма, развивать умение называть зимующих и перелетных птиц; рассказать о них и их гнездах; воспитывать гуманное отношение к птицам. | 1 час | ||
«Взаимосвязь и взаимодействие в природе» | Развивать у детей понятие того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек часть природы, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды; развивать умение детей прослеживать определенные закономерности, умение обобщать, делать выводы; воспитывать экологическую культуру детей. | 1 час | ||
Апрель | «Первоцветы» Презентация «Первоцветы»
| Вызвать у детей интерес к окружающему миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни. | 1 час | |
«Бабочка, давай дружить!» Презентация «Бабочки» | Расширять и закреплять знания детей о насекомых (бабочках), из разнообразии и развитии; воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально – положительное отношение к природе. | 1 час | ||
«В гостях у пасечника» Строительство сот из палочек Кюизенера. Опыт | Формировать представления детей о профессии пасечника, о том, как пчелы делают запасы меда на зиму, как устроен улей; познакомить с продуктами пчеловодства (мед, воск), их ценными свойствами; развивать умение строить наглядно- схематическую модель процесса, закрепить умение использовать систему обследовательских действий для выявления свойств и качеств продукта; развивать исследовательскую деятельность детей; воспитывать бережное отношение к пчелам, интерес к профессии пчеловода. | 1 час | ||
«Берёзы тоже плачут» | Продолжать знакомить детей с деревом ставшим символом России, уточнить представление детей об особенностях березы в разное время года; выявить знания детей о березе, рассказать о том, какую пользу приносят березы людям; продолжить воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. | 1 час | ||
«Посадка бархатцев» Опыт «Куда растут корни?» | Обобщить знания детей об условиях роста и развития растений; расширять знания о бархатцах; учить называть названия цветов (их части), функции насекомых ; познакомить с новыми названиями лесных цветов: ветреница, медуница; развивать способность наблюдать и видеть красоту природы, беречь и любить её; развивать умение сравнивать; закреплять умения по уходу за растениями. | 1 час | ||
Май | «Муравьи - санитары леса» | Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, уточнить представления о пользе приносимой муравьями; развивать любознательность; воспитывать бережное отношение к муравьям. | 1 час | |
«Земля – наша голубая планета» | Закреплять знания детей о материках Земного шара, их природе и обитателях; научить детей определять местоположение материков на глобусе; развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру. | 1 час | ||
Конкурс знатоков экологии» | Закрепить представление о живой и неживой природе, об экологии как науке, о связи живых существ с окружающем миром; развивать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; закрепить знания о правилах поведения в природе; воспитывать бережное отношение к природе. | 1 час | ||
Итого 37 часов |
3.3 Традиционные праздники, развлечения
Итоговый компонент – неотъемлемая часть обучения воспитанников. Два раза в год (январь, май) проводятся праздники, включающие в себя игры и различные ситуации для закрепления правил поведения в природе.
3.4 Описание материально – технического обеспечения программы
- Игрушки и игровое оборудование: домашние и дикие животные, макеты леса, реки;
- Наглядно – дидактические пособия: картинки с изображением животных, растений, грибов, ягод, леса, природы. Картинки с ситуациями: «Как вести себя в лесу?», «Мы пришли на речку», «Пожар в лесу»;
- Картины из серии «Домашние и дикие животные»;
- Дидактические игры: «Времена года», «Мой малыш», лото – «Растения – Животные», «Чей хвост».
Список литературы
- Кондратьева Н.Н. «Мы. Программа экологического воспитания детей», Санкт - Петербург. «Детство - пресс», 2001.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 1999.
- Молодова Л.П., «Игровые экологического занятия с детьми», Минск, «Ассар», 1996.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», «детство - пресс», Санкт - Петербург, 2006.
- Фесюкова Л.Б. «Времена года. Комплексные занятия», Харьков, творческий центр,2008.
- Грекова Л.И. «В союзе с природой. Эколого - природоведческие игры и развлечения с детьми», Москва-Ставрополь, «Илекса», «Сервис - школа», 2000
- Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, издательство «Учитель»,2009.
- Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи», Москва, издательство «Гном и Д», 2000.