Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 1,6 – 2 лет в процессе художественно – творческой деятельности
учебно-методический материал (младшая группа)
Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 1,6 – 2 лет в процессе художественно – творческой деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Центр развития ребенка детский сад №18 Колпинского района Санкт-Петербурга
Описание опыта работы (приоритетное направление) по теме:
«Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 1,6 – 2 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
Воспитатель: Богданова
Татьяна Владимировна
Санкт-Петербург
2022
Оглавление
- Введение
- Целевые ориентиры
- Теоретическое обоснование
- Перспективный план работы
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
Введение
Актуальность проблемы.
Согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
Появляясь на свет, ребёнок приобретает многообразие зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Малыш способен целостно воспринимать окружающий мир, интуитивно чувствуя его, и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному. Это чувственное восприятие мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте, оно захватывает и полностью поглощает его, направляет к созиданию и поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, присущие каждому ребёнку без исключений.
Н. А. Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе».
Л. С.Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность – самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребёнка.
Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой.
Дети воспроизводят в рисунке, лепке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по память. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
Занимаясь рисованием, лепкой дети узнают разные материалы (бумага, краски, пластилин и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть). А как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше, дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно – творческие способности, ребёнок создаёт новые работы. Чем больше ребёнок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.
Чем больше ребёнок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.
Малышам не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности в продуктивных видах деятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу учёных, психологов, педагогов по развитию детского творчества и воспитанию интереса к изобразительной деятельности.
Целевые ориентиры
Для себя я чётко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Цель.
Формирование интереса у детей 1,6 – 2 лет к изобразительной деятельности.
Задачи.
Обучающие: рисование - учить следить за движениями карандаша по бумаге, различать цвета, правильно называть их, рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные, учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать, учить держать карандаш и кисть свободно.
Лепка – учить аккуратно пользоваться материалами, учить отламывать комочки пластилина от большого куска, лепить палочки и колбаски, соединять концы палочки, учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями, учить соединять две вылепленные формы в один предмет.
Развивающие: развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.
Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Ожидаемый результат.
1.На занятиях по лепке дети научились: работать с пластилином, отламывать от большого комка маленькие кусочки, скатывать большие и маленькие шарики между ладоней круговыми движениями, расплющивать на картоне маленькие шарики пальцем сверху (метод налепа, сплющивать шарик между ладоней, раскатывать брусок на дощечке прямыми движениями рук вперёд – назад, соединять концы «колбаски» в виде кольца, объединять две вылепленные формы в один предмет.
2.На занятиях по рисованию дети научились: правильно рисовать карандашами линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки пальчиками и поролоном, делать отпечатки ладонью и доводить их до определённого образа.
Объектом исследования: является процесс формирования интереса к изобразительной деятельности детей 1,6 – 2 лет в процессе художественно – творческой деятельности.
Предмет исследования: определить наиболее эффективные методы и приемы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.В работе использовались следующие методы:
1) Изучить и проанализировать педагогическую и научно-методическую литературу по данному вопросу:
2) наблюдение;
3) беседа.
4) диагностика формирования изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
База исследования ГБДОУ «Детский сад№18»
Теоретическое обоснование
Теоретическая база опыта: в основу опыта положены многолетние экспериментальные исследования И.А.Лыковой, автора программы «Цветные ладошки», направленные на изучение проблем художественно-эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности и в условиях семейного воспитания.
Вопрос о возможности развития творческих способностей посредством искусства рассматривали исследователи детского изобразительного творчества Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Л.А.Венгер, Т.С. Комарова.
Н.П.Сакулина выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению. Она отмечает, что в способности к изображению центральным является - овладение графическими умениями.
Методологической основой при обобщении опыта также являлось изучение трудов выдающихся педагогов – новаторов Я.А Каменского, Ю.А.Полуянова, Ф. Фребель, А. Лилов, Н.П. Сакулина, В.Н. Шацкая.
Перспективный план работы
Практическая часть
Условия возникновения, становления опыта: одной из главных задач, стоящих перед коллективом - создание условий для формирования интереса к изобразительной деятельности в рамках реализации программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы
Исследование проводилось на базе ГБДОУ «Детский сад№18» в 1младшей группе. Всего было обследовано 10 детей.
Целью констатирующего эксперимента стало формирование интереса к изобразительной деятельности у детей. После проведения диагностики было определенно, что 5 детей (50%) имеют низкий уровень; 5 детей(50%) имеют средний уровень. Высокого уровня среди детей не наблюдалось
В рамках формирующего эксперимента поставила задачи:
Обучающие: учить изображать разнообразные прямолинейные и кругообразные формы несложных предметов, передовая их основные признаки(цвет, форму)
Совершенствовать технические навыки рисования; формировать нетрадиционные техники рисования.
Развивающие: развивать чувство цвета(различать и называть основные цвета); развивать композиционные навыки(располагать изображения в середине листа бумаги); развивать у детей мелкую моторику, наблюдательность; развивать познавательные и творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения изобразительного искусства, воспитывать аккуратность в работе.
Первое, с чего я начала свою работу — с обучения навыкам детей держать карандаш, кисть, фломастеры; рисовать простые линии и формы. Я подвожу детей к пониманию того, что карандашом рисуют, вызываю чувство радости от штрихов и линий, которые они сделали сами. Рисуя палочки и дорожки, вертикальные и горизонтальные линии, кружочки и овалы ребенок видит обобщенные формы, как основу множества образов, учится находить в них сходства с окружающими предметами и явлениями . Обращаюих внимание на цвет карандашей, получившихся линий и конфигураций. Постепенно дети все более прочно запоминают и различают 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Цвет также вызывает предметные ассоциации. Штрихи красного цвета дети называют «огоньком», «флагом; зеленого – «травой», «елочкой»; желтого – «солнышко», «цыпленок» и др. Освоив минимальный арсенал изобразительных навыков и умений, ребенок получает возможность передавать на листе элементарные образы, начинает чувствовать себя увереннее в этом увлекательном виде деятельности.
В процессе непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению, а именно рисованию использую разнообразные методы и приемы, которые подразделяю: наглядные, словесные, игровые, практические. Применяю следующие наглядные методы и приемы: показ образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Вначале НОД провожу показ отдельных предметов. Рассматривание провожу с целью привлечения внимания детей к заданию.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста использую рассматривание натуральных предметов. Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.
В качестве натуры подбираю предметы простой формы, детально рассматриваем их с детьми, направляя и облегчая словом и жестом процесс анализа.
Актуально применение образца, так как основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего ,а стоят задачи по развитию навыков рисования(изображать разнообразные прямолинейные и кругообразные формы несложных предметов.)
В предметном рисовании образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете и способах изображения.
Картины применяю главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения.
Картина как художественное произведение ярко, эмоциональное передает образ.
Показ способов изображения применяю для обучения детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:
- показ жестом;
- показ приемов изображения.
Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Жестом поясняю расположение предмета на листе. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна(мяч, яблоко,книга).
Чем меньше ребенок, тем больше значение в его обучении имеет показ движения руки.
В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом.
В конце занятия показываю несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их.
Цель показа – привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же одобряю работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
Словесные методы и приемы обучения – к ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. В процессе беседы или после нее показываю нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирую прием работы.
Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадки и т.д.), обладает своеобразной наглядностью.
Художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображений предметов после их восприятия.
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относиться к наглядно действенным приемам обучения. Особенно дети любят игровые приемы, потому что это способствует их эмоциональному фону, вызывает положительные эмоции , повышает интерес к процессу. Привлекает внимание детей к поставленной задаче. Облегчает работу мышления ивоображения.
Обучения рисованию начинается с игровых упражнений. Дети сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями
В процессе обучения изобразительному искусству дети овладевают навыками пользования материалами. Рисование требует применения разнообразных методов и приемов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков. Одним из основных практических методов является упражнения в освоении технических, а иногда и изобразительных навыков.Делая рукой с карандашом однородные ритмичные движения, сначала более простые (дугообразные, взад – вперед), затем более сложные (вращение на одном месте – клубки). Так осваивая изображения округлой формы в рисовании, малыши рисуют мячи, апельсины и другие предметы одной и той же формы.Использование метода совместное рисование(когда я вкладывала карандаш в руку ребенка, брала ее в свою и водила по бумаге, создавая изображение) позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него, проводить различные линии.
Дорисовывание деталей –процесс завершения рисунка( на заготовке изображена часть рисунка , ребенок дорисовывает недостающие детали.
Подготовка к НОД согласно образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ «Детский сад№18» начинается с составления плана. Определяю тему и программный материал, обдумываю, какими приемами и методами смогу обеспечить усвоение учебного материала. При планировании занятий определяю,какая работа должна быть проведена с детьми-наблюдение, беседы, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т.п. В начале занятия заинтересовываю детей, привлекаю их внимание к работе. В процессе рисования наблюдаю за работой детей, помогаю, даю указания как правило индивидуально. Во избежание утомляемости провожуфизминутки, зрительные, пальчиковые гимнастики. В конце занятияорганизую просмотр всех детских рисунков, воспитываю интерес к результатам их деятельности, умение всматриваться в свои рисунки и рисунки других детей, учатся радоваться их разнообразию, яркости, отмечать сходство изображаемого с предметом или явлением.
В своей работе я использую как традиционную технику рисования, так и нетрадиционную. Я применяю несколько нетрадиционных техник рисования на занятиях с малышами:
• Рисование ладошкой – нанесение краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание для получения отпечатка.
• Рисование пальцами – нанесение краски на бумагу при помощи пальцев. При соприкосновении пальчиков с бумагой остаются цветные круглые пятнышки, а при проведении им по бумаге получаются линии.
• Рисование штампом – нанесение краски на поверхность специальной формы(штампа). В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора, вырезать шаблоны из овощей, поролоновых губок, вот такой интересный художественный инструмент возможно использовать в работе, при этом руки остаются чистыми.
Дети могут применять несколько различных техник в создании одной работы, ведь каждая из этих техник — маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.
Провожу индивидуальную работу с детьми у которых что-то не получается в овладение рисовательными движениями.
Закрепление знаний, умений и навыков по изобразительной деятельности проходит по желанию детей в свободное от занятий время. Желание рисовать говорит о наличии способностей у ребенкаи надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляю разнообразные умения у детей. В процессе работы наблюдаю за детьми. Даю советы, слежу, чтобы начатая работа была доведена до конца.
Для создания развивающей творческой среды, стимулирующей ребенка на активную деятельность, я организовала в группе уголок творчества. Для детей доступны различные изобразительные материалы,которые необходимы для формирования навыков рисования: бумага для рисования. кисти ,карандаши. фломастеры ,восковые мелки, трафареты для рисования, раскраски. Успех в работе по формированию интереса изобразительных умений и навыков у детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому была проведена определенная работа с родителями по созданию условий для творческой активности детей дома.Проведены родительское собрание на тему: «Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста», индивидуальные беседы, консультации. Правела анкетирование «Любит ли ваш ребенок рисовать?» Чтобы знать какие условия родители создают для занятий изобразительной деятельности, отношение родителей к детскому творчеству.
Изобразительную деятельность дети осваивают в течение года. Для того чтобы проверить, каков уровень художественного развития, как дети овладели знаниями, умением рисовать, в конце года я предлагаю задания, которые помогают определить, как они научились воспринимать картинки, иллюстрации, эмоционально ли реагируют на них. На занятиях дети изображают предмет круглой или прямоугольной формы. Они должны сами выбрать цвет карандаша, краски. Меня при этом интересуют не только технические навыки и умение детей в работе с материалом, но и выразительность рисунка. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.
Чтобы определить эффективность нашей работы по формированию изобразительных навыков и умений мы провели контрольный эксперимент. Участвовало так же десять детей. После проведенной работы получили следующие данные: у 4 детей(40%) высокий уровень, у 6(60%) средний уровень.
Проведя контрольный эксперимент,мы пришли к выводу, что уровень изобразительных навыков и умений у детей 1 младшей группы повысился.
Перспективное планирование образовательной работы
по художественному творчеству (лепка) в группе раннего возраста.
Дата | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Волшебный пластилин | Предложить детям рассмотреть пластилин, познакомить детей со свойствами пластилина, правилами поведения при работе с пластилином, предложить рассмотреть готовые поделки из пластилина. Развивать тактильные ощущения, внимание. Воспитывать аккуратность, интерес к занятиям с пластилином. |
Укрась тарелочку | Учить детей отщипливать от большого куска маленькие кусочки пластилина и налеплять их на заготовку-тарелочку. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, творческие способности. Воспитывать желание сделать красивее окружающую действительность. | |
Колобок | Знакомить детей с пластилином, учить скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями, побуждать называть персонажей сказки. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Вызвать доброжелательное отношение к героям сказки. | |
Пряники для мишки | Продолжать знакомство с пластилином, учить детей скатывать шар и слегка его сплющивать. Развивать мелкую моторику, творческое начало. Воспитывать отзывчивость, доброту. | |
Октябрь | Мячи для кукол | Учить детей раскатывать кусочки пластилина прямыми и круговыми движениями рук. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином, заботливое отношение к окружающим. |
Колбаски | Учить раскатывать колбаски прямыми движениями рук. Развивать мелкую моторику, силу кистей рук. Воспитывать интерес к лепке. | |
Зернышки для петушка | Учить детей отщипливать от большого куска пластилина маленькие кусочки, раскатывать их пальцами и ладонями рук. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. | |
Червячок для курочки | Учить детей раскатывать пластилин между ладонями и на доске для лепки, придавая ему форму червя. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать желание заботиться о животных и птицах. | |
Первый снег | Учить детей отщипливать от большого куска пластилина маленькие и круговыми движениями придавать им форму шара. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать интерес к природным явлениям и занятиям лепкой. | |
Ноябрь | Шарфик для зайчонка | Учить детей раскатывать пластилин на доске и сплющивать получившуюся «колбаску» сильным нажатием ладони. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать заботливое отношение к окружающим. |
Миска для киски | Учить детей сплющивать раскатанный шар и делать в нем пальцем углубление. Развивать внимание, мелкую моторику, силу мышц кистей и пальцев рук. Прививать заботливое отношение к животным. | |
«Тили-тили тесто…» | Знакомить детей с тестом как материалом для лепки, учить разминать тесто пальцами рук и ладонями. Развивать воображение, тактильные ощущения. Пробудить интерес к работе с тестом, воспитывать аккуратность. | |
Косточка для собачки | Упражнять детей в раскатывании колбаски из пластилина. Развивать умение слегка надавливать на пластилин при раскатывании его. Воспитывать заботливое отношение к животным. | |
Декабрь | Колечко | Учить детей лепить столбик, предложить детям замкнуть концы столбика для получения колечка. Развивать образное восприятие, внимание. Воспитывать интерес к лепке. |
Пирожки для бабушки | Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, раскатывать их и расплющивать указательным пальцем. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать желание порадовать близких. | |
Украсим елку | Учить детей дополнять образ елочки шариками из пластилина, продолжить формировать умение раскатывать круговыми движениями кусочки пластилина, знакомить с красным, желтым и синим цветом. Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, доставить радость в преддверии наступающего праздника. | |
Украсим елку | Продолжать украшать елочку, дополняя работу пластилиновой мишурой, продолжать учить раскатывать тонкие столбики. Развивать силу нажима, фантазию. Воспитывать желание сделать красивее окружающую действительность. | |
Январь | Ягодки для птичек | Учить раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней, продолжать знакомство с красным цветом. Развивать мелкую моторику, образное восприятие. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. |
Заборчик для избушки | Учить детей скатывать столбики и ритмично располагать их вокруг домика, изображенного на картоне. Развивать фантазию, координацию рук. Воспитывать доброту и отзывчивость. | |
Снеговик | Учить детей создавать образ снеговика, используя два шара разного размера, дополнять его носом – красной маленькой палочкой. Развивать зрительный анализатор, координацию рук. Воспитывать интерес к лепке. | |
Февраль | Колеса для машины | Упражнять в использовании приемов раскатывания шара и сплющивания его, знакомить с черным цветом. Развивать координацию движений рук, образное восприятие. Воспитывать самостоятельность. |
«В гости к нам пришли цветные карандаши…» | Учить детей скатывать из пластилина столбики. Развивать умение различать зеленый, красный и желтый цвета, воображение. Воспитывать желание создавать образы, похожие на предметы окружающей действительности. | |
Самолет | Закреплять умение скатывать столбики, учить детей сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать моторику рук, речь, мышление, внимание. Воспитывать желание лепить. | |
Раскрасим мячи | Учить раскрашивать пластилином нарисованный мяч, размазывая пластилин тонким слоем и не заезжая за контур. Развивать зрительное восприятие, внимание. Воспитывать интерес к пластилинографии. | |
Март | Ветка мимозы | Упражнять в умении отщипливать маленькие кусочки, раскатывать их и римично располагать на нарисованной ветви, продолжать знакомство с желтым цветом. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание порадовать маму в преддверии наступающего праздника. |
Ручеек | Учить детей создавать образ наступающей весны, дополняя картину вылепленным из пластилина ручейком, упражнять в использовании приемов раскатывания и сплющивания. Развивать мелкие мышцы пальцев, эмоциональную и познавательную сферы. Воспитывать интерес к художественному творчеству. | |
Столик | Продолжать формировать умение раскатывать столбик и шарик, расплющивать шарик, учить соединять ножку-столбик с крышкой-расплющенным шариком. Развивать согласованость обеих рук, мелкую моторику. Воспитывать интерес к созданию предметов окружающей действительности. | |
Гнездо для птички | Дать детям представление о гнезде, учить делать пальцем углубление в раскатанном шарике. Развивать творческие способности, сенсорную чувствительность. Воспитывать интерес к птицам, доброжелательное отношение к ним. | |
Апрель | Солнышко | Учить детей ритмично располагать лучики вокруг солнечного диска, продолжать работу по закреплению приемов раскатывания и сплющивания. Развивать моторику рук, зрительное внимание. Воспитывать аккуратность. |
Змейка | Упражнять детей в умении раскатывать тонкий столбик, учить сплющивать только кончик столбика для формирования головы змейки. Развивать воображение, самостоятельность. Воспитывать интерес к животному миру. | |
Пирамидка | Закреплять знание приемов лепки: раскатывание круговыми движениями, сплющивание, закреплять умение соотносить предметы по величине, использовать слова «большой», «поменьше», «маленький». Развивать глазомер, мышление. Воспит ывать стремление доводить работу до конца. | |
Облака | Учить детей лепить облака, знакомить с белым цветом. Развивать моторику рук, воображение. Воспитывать интерес к окружающей действительности и художественному творчеству. | |
Пасхальные яички | Упражнять в использовании приема раскатывания круговыми движениями, помочь детям придать шару форму яйца, учить украшать поделку. Развивать мелкую моторику, воображение, усидчивость. Воспитывать интерес к празднику Пасхи. | |
Май | Праздничный салют | Формировать представление детей о салюте, учить изображать салют на листе картона, используя знакомые приемы лепки. Развивать слаженную работу обеих рук, образное восприятие. Воспитывать желание передавать увиденное с помощью пластилина. |
Норка для мышонка | Закрепить умение раскатывать пластилин круговыми движениями и делать углубление путем вдавливания пальца в центр шарика. Развивать мышцы пальцев рук, воображение. Воспитывать интерес к животному миру. | |
Божья коровка | Учить детей раскрашивать тонким слоем заготовку коровки красным пластилином и дополнять получившийся образ черными пластилиновыми шариками. Развивать мелкую моторику, координацию, умение работать внутри контура. Воспитывать интерес к живой природе и лепке. | |
Ромашка | Закреплять умение детей пользоваться приемами раскатывания и сплющивания, учить раскладывать белые лепестки ромашки вокруг желтой середины. Развивать образное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
Перспективное планирование образовательной работы
по художественному творчеству (рисование) в группе раннего возраста.
Дата | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Вам, малыши, цветные карандаши | Знакомить детей с карандашами, правилами пользования ими, способами владения (держать в правой руке, не нажимать на бумагу), формировать правильную позу при рисовании. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать интерес к рисованию. |
«Петушка я накормлю, дам я зернышек ему» | Знакомить детей с изобразительным материалом (гуашью), учить рисовать пальцем, ритмично нанося отпечаток на бумагу, формировать правильную позу при рисовании. Развивать воображение, мелкую моторику. Вызвать интерес к песне и процессу рисования. | |
Дождик | Знакомить детей с карандашами, формировать умение правильно держать карандаш, учить изображать дождь. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к рисованию карандашами. | |
Следы котенка | Знакомить детей с гуашью, учить рисовать пальчиками следы, стараясь не задевать изображение котенка. Развивать творческие способности, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | |
Листопад | Формировать умение детей рисовать пальчиками, нанося гуашь на дерево и вокруг него точечным способом. Способствовать развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей детей. Воспитывать аккуратность, усидчивость. | |
Октябрь | Спрячь медвежонка | Знакомить детей с цветными карандашами, рассмотреть какие следы (линии, точки) они оставляют на бумаге, учить закрашивать изображение, не заходя за пределы листа, придерживать лист свободной рукой. Развивать мелкую моторику, координацию. Воспитывать интерес к рисованию. |
Салат | Знакомить детей с кисточкой, формировать умение правильно ее держать, наносить мазки на лист бумаги. Развивать умение видеть контур изображенного предмета, рисовать в пределах контура (тарелочки). Воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к рисованию кисточкой и гуашью. | |
Паутина для паука | Продолжать знакомство с карандашами, учить правильно держать карандаш, производить разнонаправленные движения (линии). Развивать фантазию, мелкую моторику. Воспитывать интерес к рисованию. | |
Кошкин дом | Формировать умение правильно держать карандаш, знакомить с красным и желтым цветом. Развивать координацию руки, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию. | |
Ноябрь | Художник-неряха | Знакомить детей с красным цветом, учить рисовать гуашью методом «пальчиковое рисование». Развивать умение рисовать, не заезжая за контур, мелкую моторику, творческие способности. Воспитывать аккуратность. |
Взъерошенный котенок | Формировать умение правильно держать карандаш, учить рисовать в пределах контура изображенного котенка (взъерошенная шерсть). Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к животным. | |
Тарелочка для мамы | Учить детей наносить узор на тарелочку гуашью, формировать умение держать кисточку, знакомить с синим цветом. Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать желание порадовать маму. | |
Декабрь | Мячи | Учить детей рисовать предметы круглой формы, продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Развивать координацию руки. Воспитывать желание рисовать. |
Веточка рябины | Продолжать учить детей рисовать пальчиками, формировать умение наносить отпечатки в пределах изображенной рябиновой кисти, знакомить с красным зветом. Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие, творческие способности детей. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью. | |
«На деревья, на лужок тихо падает снежок…» | Учить ритмично располагать мазки на земле, на деревьях, продолжать учить работать кисточкой, знакомить с белым цветом. Развивать эстетическое восприятие. Пробуждать интерес к образу зимы. | |
Елочные шары | Продолжить учить рисовать пальцем, используя разные цвета, закреплять знание основных цветов. Развивать умение видеть образ изображаемого, мелкую моторику. Воспитывать желание сделать красивее окружающую действительность. | |
Метель в лесу | Рассказать детям о метели, учить рисовать метель карандашами круговыми движениями. Развивать силу нажима на карандаш, воображение. Воспитывать интерес к природным явлениям, усидчивость. | |
Январь | Окошки в теремке | Учить детей ставить отпечатки паролоновым тампоном, продолжать формировать умение работать внутри контура. Развивать внимание, зрительное восприятие. Воспитывать усидчивость, аккуратность. |
Раскрасим репку | Учить правильно держать кисточку, обмакивать ее в краску, раскрашивать внутри контура, узнавать и правильно называть желтый цвет. Развивать координацию движений руки, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью. | |
Ежик | Продолжать учить рисовать прямые линии – иголки, дополняя созданный педагогом образ. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать интерес к животным. | |
Февраль | Кто в лесу живет? | Учить передавать мазками следы зверей, способствовать запоминанию алгоритма «вода-краска-рисунок». Развивать внимание, зрительное восприятие. Воспитывать интерес к рисованию гуашью и кисточкой. |
Морские волны | Учить рисовать волнистые линии, продолжать формировать умение правильно держать карандаш, знакомить с синим цветом. Развивать координацию движений руки, творческие способности. Воспитывать интерес к рисованию и природе. | |
Маскируем танк | Учить детей закрашивать изображение танка, далеко не удаляясь от контура, знакомить с зеленым цветом. Развивать координацию движений руки, мелкую моторику. Воспитывать интерес к военной технике. | |
Шарфик | Учить закрашивать, не выходя за контур, держать кисточку правильно. Развивать координацию движений руки, творческие способности, чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | |
Март | Платочек для мамы | Учить ритмично наносить пальчиками точки внутри контура. Развивать мелкую моторику, самостоятельность. Воспитывать желание порадовать маму. |
Сосульки | Учить детей рисовать линии разной длины, направленные вниз от контура крыши. Развивать зрительное внимание, координацию движений руки. Воспитывать интерес к неживой природе. | |
Тарелочки с полосками | Учить рисовать карандашами круги, ориентируясь на внешнюю опору в виде круглого листа бумаги. Развивать координацию движений руки, творческие способности. Воспитывать интерес к рисованию. | |
«Смотрит солнышко в окошко…» | Учить рисовать лучики солнца, упражнять в умении работать кистью, знакомить с желтым цветом. Развивать зрительное внимание, усидчивость. Воспитывать интерес к неживой природе. | |
Разноцветные колечки | Учить рисовать замкнутые линии, похожие на круги. Развивать самостоятельность при выборе цвета, графические умения. Воспитывать чувство радости от успешно проделанной работы. | |
Апрель | Ледоход | Продолжать формировать умение детей работать с кистью и гуашью, учить рисовать льдины в праделах контура (реки), продолжать знакомство с белым цветом. Развивать воображение, координацию движений руки. Воспитывать интерес к природным явлениям. |
Неваляшки-яркие рубашки | Учить ритмичными мазками украшать силуэт неваляшки. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к росписи игрушек. | |
«Мы посеем семена…» | Учить детей рисовать зернышки (семена), продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать интерес к живой природе. | |
Дорожки | Продолжить учить правильно держать кисточку, упражнять в умении промывать кисть; учить рисовать дорожки, закреплять понятия «узкий», «широкий»; продолжить учить воспринимать и воспроизводить движения, показываемые воспитателем. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность. | |
Май | Праздничный салют | Учить детей рисовать кистью методом «примакивания», закреплять знания основных цветов. Развивать чувство цвета, творческие способности. Воспитывать интерес к праздникам. |
В лес пришла весна | Продолжать формировать умение детей создавать образ методом пальчикового рисования, учить рисовать листочки на ветвях изображенного дерева, знакомить с зеленым цветом. Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к живой природе, желание передать в своем рисунке красоту окружающего мира. | |
Гнездо для птички | Учить детей круговыми движениями кисти руки рисовать гнездо, держать карандаш правильно, свободной рукой придерживать лист бумаги. Развивать координацию движений руки, творческие способности детей. Воспитывать интерес к жизни птиц. | |
Одуванчики | Знакомить детей с желтым цветом, продолжать учить рисовать кисточкой и гуашью, дополняя образ цветка, излбраженный воспитателем. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью, самостоятельность, усидчивость. |
Заключение
Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1,6 - 2 лет, рисование становится одним из любимых занятий малышей.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320с.
2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество / А.А. Грибовская. — М.: Просвещение, 2004.
3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2007.
4. Дубровская А.В. Приглашение к творчеству / А.В. Дубровская. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – Мозаика-Синтез,2005
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.
7. Комарова Т.С. Обучение технике рисования / Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2005
8. Комарова Т.С, Эстетическая развивающая среда а ДОУ: Учеб. метод. пособие / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
Приложение
- Конспект НОД по лепке в группе раннего возраста «Колобок».
Цель:
Знакомить детей с пластилином, учить скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями, побуждать называть персонажей сказки.
Материал:
Пластилин, дощечки, салфетки.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Колобок».
Развивающая среда:
Мягкая игрушка Колобок, мяч, шарик.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, посмотрите к нам сегодня в гости, прикатился герой из сказки. Помогите мне отгадать, как его зовут, из какой он сказки? (По столу катится колобок.)
Дети: Колобок!
Педагог: Все, мы хорошо знаем эту сказку. Давайте еще раз её послушаем! (Читает сказку, песенку колобка поёт вместе с детьми.)
Педагог: Скажите мне ребятки, какой формы колобок?
Дети: Круглой.
Педагог: Правильно, ребятки. (Рассматриваем с детьми предметы круглой формы.) Что это такое, ребятки?
Дети: Круг.
Педагог: Правильно, ребятки. Давайте посмотрим, какие ещё предметы похожи на круг?
Дети: Мячик!Часы! Солнышко.
Педагог: Правильно, ребятки, солнышко! (чтение стишка)
Смотрит солнышко в окошко,
Греет нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку. (все хлопают в ладоши)
Педагог: Все названные предметы круглой формы. Светит круглое солнышко и наш круглый колобок катится по дорожке. Мы сегодня с вами, будем лепить колобок. Я сейчас раздам вам пластилин, он мягкий. Потрогайте, ребятки, возьмите пластилин в ручки и погрейте его. Покажите мне, как вы умеете лепить? (Показ приёма лепки – ладошками, круговыми движениями.)
Колобок делали мы сами
Вот так, вот так.
Колобок катали сами
Вот так, вот так.
Крутим, крутим кругляшок!
Крутим, крутим кругляшок!
Получился… кто, ребятки?
Ко-ло-бок! (хором вместе с детьми)
Педагог: Посмотрите, какие красивые у нас получились колобоки! Какие мы с вами сегодня молодцы!
- Конспект НОД по лепке в группе раннего возраста из пластилина "Зернышки для петушка"
Цели:
Учить детей отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, раскатывать их пальцами и ладонями рук.
Развивать мелкую моторику, воображение.
Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Материалы и оборудование:
Пластилин, поднос или подкладная доска, влажные тряпочки, картон в виде тарелки; пластилин желтого цвета; сюжетная картинка, игрушка резиновая- петушок; пшено.
Ход занятия
Начать занятие с игры.
Воспитатель. Смотрите —пришёл к нам петушок и говорит: «Ку-ка-ре-ку! Хочу есть!» Что ест петушок? Правильно, зернышки. Ищет, ищет петушок зернышки— нет зернышек. Давайте покормим петушка, дадим ей вкусных зернышек. Посмотрите какие зернышки любит петушок (рассмотреть пшено). Какие они? Правильно, жёлтые, как шарик, маленькие.
Предложить детям сделать из желтого пластилина зернышки: отщипывать из большого кусочка маленькие, скатать шарики, положить на тарелки и нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется выполнить это действие, помочь ему, взяв его руку в свою и действуя его рукой. Чтобы навык закрепился правильно, подойти к каждому ребенку, помочь ему начать выполнять задание, проследить за выполнением. Затем предложить детям самостоятельно слепить зёрнышки.
Пальчиковая гимнастика:
Петушок
Петушок наш вдруг проснулся,
(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Прямо к солнцу повернулся.
(повертеть кистью руки в разные стороны)
Кукарекнул раз, два, три!
(разводить и сводить указательный и большой палец)
Ты сегодня не проспи.
После выполнения задания обыграть результат: игрушечный петушок подходит к каждому ребенку, клюет из тарелочки зерно, хвалит каждого ребенка.
Воспитатель. Вот зернышко и вот зернышко. Поклевал петушок зернышки и говорит: «Ку-ка-ре-ку! Спасибо! Очень вкусные зернышки!»
- Конспект занятия в группе раннего возраста по рисованию «Листопад».
Цель:
Формировать умение детей рисовать пальчиками, нанося гуашь на дерево и вокруг него точечным способом.
Способствовать развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей детей. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Задачи:
1. Развивать восприятие;
2. Формировать умение изображать знакомые предметы (листопад);
3. Формировать умение различать красный и желтый цвета;
4. Формировать умение рисовать мазки, употребляя предметам: листочкам, располагая их на дереве, в воздухе и на земле;
5. Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги);
6. Формировать умение держать кисть свободно (чуть выше железного наконечника);
7. Формировать умение набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки;
8. Формировать умения слушать и понимать содержание коротких стихотворений;
9. Формировать элементарные представления о природных сезонных явлениях;
10. Упражнять в различении количества предметов («один», «много», «ни одного»);
11. Формировать умение выполнять танцевальные движения согласно тексту стихотворения вместе с педагогом.
Приемы работы: игровая ситуация; художественное слово; показ способов выполнения работы; прием пaccивных действий; указания; помощь.
Материал: образец, лист бумаги для показа с элементами сотворчества, кисть, гуашь, баночка с водой, мольберт; листы бумаги с элементами сотворчества, кисти, гуашь, баночка с водой (по количеству детей, осенние листья деревьев (по количеству детей).
Планируемые результаты: знания, что красками и кистью можно рисовать. Различение красного, желтого цветов. Владение элементарными представлениями о природных сезонных явлениях.Различение: «один» и «много». Овладение бегом, не наталкиваясь друг на друга. Умение слушать доступные по содержанию стихотворения. Умение выполнять танцевальные движения вместе с педагогом.
Ход занятия:
Беседа об осени.
Педагог спрашивает у детей, какое сейчас время года, просит вспомнить, как на прогулке они рассматривали листья на деревьях, на земле, любовались, как листья кружились в воздухе, падая на землю.
Игры с осенними листьями. Педагог вместе с детьми рассматривают букет из осенних листьев.
Педагог. Какого цвета листья? (Ответы детей.) Листья
красные, желтые. Сколько листьев в букете? (Ответы детей.) В букете много листьев.
Педагог раздает детям по листочку, называя цвет, задает
каждому ребенку вопрос: «Сколько у тебя листьев?» Раздав все
листья, педагог уточняет.
Педагог. Сколько у меня было листьев? (Ответы детей.) По сколько листьев взял каждый из вас? (Ответы детей.) Сколько у меня листьев сейчас? (Ответы детей.)
Подвижная игра «Осенние листья» (с музыкальным со-
провождением). Педагог предлагает детям пробежать по залу, подняв листочки вверх, покружиться на месте, помахать листьями, подуть на них, как дует ветер, подбросить вверх устроить листопад и посмотреть, как падают листья.
Педагог. Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Где можно увидеть листья на улице? (Ответы детей.)
Педагог с детьми собирают букет из осенних листьев.
Постановка цели для рисования.
Педагог. Скоро все листья опадут с деревьев, и мы не сможем любоваться красивыми осенними листьями. Давайте нарисуем осенние листья.
Рассматривание образца.
Педагог ставит на мольберт образец и рассматривает его вместе с детьми.
Педагог. Посмотрите, какие нарисованы листочки? Какого цвета листья? Сколько листьев нарисовано? Где нарисованы листья на рисунке? (Ответы детей.) Листья нарисованы на дереве, в воздухе, на земле. Вот такие листья мы будем рисовать.
Показ способа выполнения работы.
Педагог показывает способ изображения дождя и объясняет свои действия словами.
Педагог.Возьмите правильно кисти: тремя пальцами за конец железного наконечника. Покажите, как вы взяли кисти. Теперь покажите, как вы будете рисовать листья. Рисуем всем ворсом кисти, приложили кисть, убрали. Рисуем на дереве, в воздухе и на земле.
Общие указания.
До начала выполнения работы детьми педагог напоминает, что рисовать надо много листьев и не забывать набирать краску на кисть. Педагог ставит на столы перед каждым ребенком баночку с краской.
Индивидуальные указания.
По необходимости педагог помогает детям, используя прием пассивных действий («рука в руке», дает советы, как держать кисть, набрать краску, снять лишнюю гуашь о край баночки, ставить мазки, где располагать мазки.
Анализ детских работ.
Педагог. Посмотрите, на этой работе нарисовано много листочков на дереве. Здесь почти все листочки опали и лежат на земле. А на этом рисунке поднялся ветерок и закружил все листья в воздухе. Молодцы, вы нарисовали много листьев.
- Конспект НОД по рисованию в группе раннего развития
«Елочные шары»
Цель:
Продолжить учить рисовать пальцем, используя разные цвета, закреплять знание основных цветов. Развивать умение видеть образ изображаемого, мелкую моторику. Воспитывать желание сделать красивее окружающую действительность.
Задачи:
Образовательная:
• Учить детей раскашивать новогодние шары точечным способом, используя ватные палочки
• Продолжать учить детей пользоваться гуашевыми красками
Воспитательная:
• Воспитывать самостоятельность в выполнении работы
• Воспитывать интерес к занятиям по изобразительной деятельности
• Воспитывать сочувствие, желание помочь
• Воспитывать аккуратность
Развивающая:
• Развивать мышление посредством отгадывания загадки
• Развивать мелкую моторику пальцев рук
• Развивать воображение
Оборудование: образец готовой работы, заготовки для детей, ватные палочки, по 2 гуашевых краски на ребёнка, салфетки для использованных палочек и для рук.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, садитесь, пожалуйста, на свои места, посмотрите, к нам в гости пришли сегодня, лесные зверята, кто же это? Я вам загадаю загадки:
По полю скачет — Ушки прячет,
Встанет столбом — Ушки торчком.
Дети: (Зайчик!
Воспитатель:
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: Медведь!
Воспитатель:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Дети: Белочка!
Воспитатель: Молодцы ребятки, всех угадали!
Ребята, давайте спросим, что случилось?
Лесные зверята рассказали, что на новый год, они остались без новогодних игрушек на елочку, они все разбились, ребятки как же им помочь?
Дети: Сделать им новые игрушки!
Воспитатель: Правильно, ребятки мы сделаем новые, красивые игрушки, шарики! А прежде чем приступить к работе, давайте поиграем с нашими пальчиками, а зверята посмотрят!
Пальчиковая гимнастика.
Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).
Воспитатель: Молодцы ребятки! А сейчас мы с вами будем раскрашивать наши шары! (Воспитатель раздаёт заготовки шаров).
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как я буду работать с краской.
Сначала я открою краску одного цвета, возьму ватную палочку и намажу её краской. Теперь, я точками буду раскрашивать наш шар. Сначала краской одного цвета, затем, другой палочкой краской другого цвета. (Дети смотрят, как делает воспитатель).
Воспитатель: Ребята, возьмите, пожалуйста, в руки ватную палочку.
- Теперь, немного обмокните палочку в краску. Только не глубоко, а так, чтобы немного краски осталось на палочке. Теперь, попробуйте нарисовать точку на изображении шаре. Ребята, давайте первую часть шара раскрасим одним цветом, а вторую часть другим. Так же третью и четвёртую, чтобы наш шар был красочным!
Дети самостоятельно выполняют работу, воспитатель ходит по группе и контролирует работу детей, оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель в процессе работы напоминает детям о необходимости взять новую ватную палочку, чтобы нарисовать другим цветом.
3. Заключительная часть.
Работы складываются на одном столе, чтобы дать им высохнуть.
Ребята, посмотрите, какие красивые разноцветные шары у нас получились! Теперь лесным зверятам будет, чем украсить новогоднюю елочку! Ребятки, а давайте мы вместе с зверятами потанцуем их любимый танец!
Танец лесных зверят: «Пляска лесных зверят!
Воспитатель: Вы такие молодцы!
Лесные зверята: Спасибо вам детки за вашу помощь и доброту, мы для Вас приготовили угощения (раздача угощений, а нам пора возвращаться в лес, до свиданья ребятки!
Дети: До свиданья!
Воспитатель: Ребята, не забудьте закрутить все краски и уберите их в корзиночки. Использованные ватные палочки нужно выкинуть в мусор.
- Конспект НОД по рисованию в группе раннего возраста «Праздничный Салют»
Цель:
Учить детей рисовать кистью методом «примакивания», закреплять знания основных цветов. Развивать чувство цвета, творческие способности. Воспитывать интерес к праздникам.
Задачи:
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»: Создать условия для экспериментирования с разными материалами. Продолжать освоение способа «принт» (печать): учить рисовать нетрадиционными способами — ставить отпечатки колпачком от фломастера, пробкой от бутылки, ластиком, вырезанным в форме звёздочки. Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающем мире и отображению впечатлений в изодеятельности.
Образовательная область «познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности, воображения; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Образовательная область «речевое развитие»: Учить различать и правильно называть основные цвета.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: формировать позитивные установки к сотворчеству с воспитателем.
Образовательная область «Физическое развитие»: Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш).
Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, экспериментирование с различными материалами, использование бросовых материалов в качестве изобразительных.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением салюта.
Рассматривание картинок и фотографий. Составление мозаики «салют». Выбор «огоньков» по заданному цвету и составление круговой композиции. Поход с родителями на салют.
Материалы:
Иллюстрация с изображением салюта. Пластиковые коробочки в которых вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, пропитанные гуашью (цвет- красный, жёлтый, синий, зелёный). Колпачки от фломастеров, пластиковые крышки от бутылок, ластик, резанный в форме звёздочки; листы бумаги (фон тёмно- синий или чёрный)
Примерный ход:
Деятельность педагога Деятельность детей
Воспитатель выставляет иллюстрацию для рассматривания и читает стихотворение К. Чуковского «Салют»
Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.
Педагог раздаёт листы бумаги синего цвета.Говорит: «Это – небо! А где салют?» берет поочередно разные материалы, приготовленные для экспериментирования, и начинает ставить отпечатки,приговаривая : «Беру (ластик-звёздочку, окунаю в краску и … Шлёп (ставит отпечаток) — вот большой огонёк!»
Вовлекает детей в экспериментирование. Помогает приёмом «рука в руке», жестом, словом. Если дети чувствуют себя неуверенно,можно ограничить выбор материалов: поочередно показывать один из предложенных. Заканчивая занятия, воспитатель читает стихотворение О. Высотской «Салют»
Вокруг всё было тихо,
И вдруг- салют! Салют!
Ракеты в небе вспыхнули
И там, и тут!
Над площадью,
Над крышами,
Над праздничной Москвой
Взвивается всё выше
Огней фонтан живой!
На улицу, на улицу
Все радостно бегут,
Кричат «Урааа»!
На праздничный
Салют!
Общая положительная оценка деятельности детей. Дети рассматривают иллюстрации, слушают стихотворение Чуковского, по возможности отражают в речи свои впечатления от иллюстраций и наблюдения салюта с родителями
Дети, подражая педагогу, ставят отпечатки на темном фоне, самостоятельно выбирая цвет и форму отпечатка.
Дети любуются разноцветными салютами в темном небе на своих рисунках.
Консультации для родителей
Консультация для родителей «Как научить малыша рисовать»
Наши дети подрастают. Они уже ходят, играют, наблюдают как родители, старшие братья, сестры действуют с ручкой, карандашами, кисточками. Малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляется характерное для двухлетних детей активное стремление выполнять действия без помощи взрослого, и они уже хотят действовать с карандашами, кисточками. Но, естественно,вначале у них ничего не получается: рука не слушается. Овладение карандашом и кистью детям удается не сразу. Вначале движения руки с карандашом, как и с любым другим орудием, которым малыш только начинает пользоваться,неумелы: ребенок или слишком сильно зажимает карандаш в руке, и рука становится очень напряженной, теряет свободу, или почти не держит его, не умея зажать в пальцах, и карандаш вываливается из рук. Но постепенно движения эти становятся увереннее.
Рисованиекарандашами требует усвоения целого ряда технических навыков: надо научиться брать карандаш правильно (тремя пальцами, держать большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Так же как и правильной позе, приемам пользования карандашом надо учить с первых же занятий.
Часто бывает, что взрослый, показав, как держать карандаш, не замечает, что ребенок держит его «щепотью», двумя пальцами, кулаком или в левой руке. Если на неправильные способы сразу не обратить внимание, ребенок к ним привыкает и позже с трудом усваивает правильные.Нельзя при этом ограничиваться одними словесными замечаниями: «Аня возьми карандаш правильно!». Сам ребенок, не имея еще опыта действий с карандашом, не знает, что нужно сделать. Ребенку надо показать это практически, взяв его руку в свою и положив пальчики как следует. В процессе деятельности с карандашом надо также все время обращать внимание на то, как дети держат карандаш, и поправлять по мере надобности.
Не следует спешить сразу после этих первых занятий давать ребенку кисточку и краски: очень важно, чтобы у ребенка немного закрепился способ рисования карандашами.
Первые рисунки малыша – это, как правило, беспорядочные линии, отрывистые штрихи без достаточного нажима, иногда скользящие по бумаге, наносимые в случайном направлении. Но уже после двух-трех проб движения приобретают более организованный характер.
При рисовании отдельных линий зрение еще не регулирует движение, а лишь сопровождает его. Нанося штрихи, ребенок двигательно осваивает пространство листа бумаги. Меняя направление, характер штрихов (прямолинейные, дугообразные, он как бы осуществляет двигательный поиск. Постепенно, движения малышастановятся более разнообразными: из дугообразного получается вращательное, затем оно все более и более округляется, сосредотачиваясь на одном месте и образуя мотки или распространяясь по всему листу, давая спирали. Опираясь на этот естественный путь развития рисовальных движений, следует предоставлять ребенку возможность осознанного повторения, чтобы добиваться свободы и легкости их воспроизведения. А чтобы повторение не было механическим,необходимо связать движение с образом: предложить детям нарисовать, «как наматывают нитки на клубочек», «как кружится юла», «дым идет из трубы» и т. п. Такому рисованию должны предшествовать наблюдения реальных действий, чтобы ребенок знал изображаемое явление, а не повторял только показ взрослого.
От неотрывного движения ребенок переходит к раздельным движениям.Отдельные линии приобретают все более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, образуют зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий.Однако это разнообразие линий получается чаще всего случайно: не всякую линию ребенок может повторить по предложению взрослого, не всегда удается направить движения руки, подчинять его определенной цели. В процессе рисования у малыша наблюдается еще много нецеленаправленных движений,не связанных с получением определенного результата: например, он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длины, а рисует, как выйдет.
Создание изображения у ребенка зависит от развития движений руки. При постоянном внимании взрослых, терпеливом повторении нужных приемов, действий с рукой ребенка вырабатываются необходимые умения и навыки. Раннее привитие этих навыков способствует выработке смелых, легких и уверенных движений руки с карандашом. Постоянные движения становятся все разнообразнее. Вместе с тем и повторение однородных движений доставляет ребенку большое удовольствие. Благодаря упражнению он быстрее овладевает движениями. Движениям следует придавать образный характер, предлагая ребенку рисовать длинные дороги, ручейки, дождь, струйки воды, текущие из крана, падающий снег.
Важное значение в рисовании имеет правильная поза.Она не должна быть неподвижной: ребенок меняет положение не только рук и ног, но и корпуса. Не следует допускать искривления спины, излишнего наклона над столом, поджимания ног под себя.
Рисование красками начинаем с показа ребенку подноса, покрытого гидроемкой тканью. На нем акварельные краски, кисть №10 плоская, щетина (это важно, салфетка для рук, губка (поролон, банка с водой. Рядом листы чистой плотной бумаги.
Обращаем внимание ребенка на поднос, даем осмотреться. Только после этого берем кисть в руку. Объясняем, что кисточка – это деревянная палочка с мягкими волосиками на конце. Гладим ее; прикасаемся щетиной к руке (кисть «гладит» нас). Пусть ребенок легко проведет волосяной частью кисти по ладошке, чтобы почувствовать, какая она мягкая. Говорим, что она хорошая, добрая, ласковая, любит купаться. Показываем детям, как тремя пальцами держать кисть чуть выше железного наконечника.
Опускаем кисть в прозрачную банку с водой, чтобы ребенок видел, что происходит с кисточкой в банке и что там она делает. Предлагаем ребенку сделать то же. Малыш вращает кисть, а взрослый придерживает банку, чтобы вода не разлилась.
Вместе с ребенком рассматриваем пузыри, слушаем «говор» воды и, вторя ему,повторяем: «Буль-буль, буль-буль».
Вынимаем кисточку и капаем стекающей с нее водой в краску. Предлагаем ребенку сделать то же. Красок много, и, чтобы не стало скучно,можно спеть песенку:
Просыпайтесь, краски,
Будем мы трудиться.
Просыпайтесь, краски,
Будем веселиться.
Кисточку кладем на поднос. Пусть отдыхает. Познакомим ребенка с поролоном. Предлагаем потрогать его – он сжимается и разжимается. Опустим его в воду, вынем, чуть отожмем и смочим лист бумаги; движения от края до края листа, не отрывая руки.
Такое движение помогает ребенку ощутить диапазон своих возможностей. Очень важно при этом не торопить малыша. Ведь для него каждое новое действие – это целый мир.
Лист подготовлен. Прошел дождик – вода смочила бумагу. Выглянуло солнышко - первая полоса яркой краски появилась на листе. Промокаем кисть и наберем новую краску, положим ее рядом с первой – они плавно соединяются. Это чудо удивляет и детей, и взрослых. Малыши радуются, хлопают руками и издают восторженные крики. Хорошо, если сидящий рядом взрослый тоже рисует на своем листе. И ребенок имеет возможность увидеть то, что однажды сможет сделать сам.
Во время работы плавно и негромко повторяем:
Кисточку в воду, в краску, на бумагу,
потом опять в воду,
в другую краску, на бумагу.
Периодически напоминая малышу эту фразу, мозг ребенка быстро запомнит формулу, и движения постепенно, день ото дня, становятся более организованными и сознательными.
Со временем желательно внести новые требования и предложения – по одному месту проводить один раз, чтобы не закрывать ранее положенный цвет красками. Работать кисточкой смело, широко – на весь лист. Не следует бояться при этом, что на какое-то время рисунки малыша станут менее аккуратными; постепенно при внимании взрослых дети научатся рисовать двумя – тремя красками, и рисунки их станут красочными, красивыми.
Консультация для родителей «Рисование пальчиками»
Консультация для родителей «Как научить малыша лепить»
Многие родители, заинтересованные в том, чтобы их дети творчески развивались, но не знают, насколько важны для детей занятия лепкой.
Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благодарно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
С чего начать, как заинтересовать ребёнка?
1. Важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом с ребёнком, а в идеале, сидеть с ним рядом и тоже лепить.
2. Пластилин – далеко не единственный материал, из которого можно лепить, и вы с ребёнком можете выбрать именно то, что вам понравится! Кому-то больше по душе лепить из глины, а кому-то из солёного или из сладкого теста. Можно лепить из воска, можно делать свечи из вощины.
3. Самое главное – попробуйте полепить сами, и почувствуйте, что это приятно и интересно, и вы сможете вместе с ребёнком создать удивительные шедевры!
Важно помнить, что слепить нечто осмысленное дети могут не раньше 2,5 – 3 лет, а до того они знакомятся с материалами и с основными приёмами лепки.
При занятии лепкой вам понадобятся доски, влажные салфетки (тряпочки) – вытирать руки.
У некоторых родителей приучение малыша к чистоте происходит так строго, что дети потом боятся лепить и рисовать, чтобы не испачкаться! Если вы заметили подобную реакцию у своих детей, то это повод задуматься.
Из чего можно лепить с детьми?
1. Солёное тесто
2. Съедобное тесто, например, дрожжевое или песочное - для пирогов или печенья, тесто для пельменей или лапши
3. Пластилин
4. Глина
5. Воск
6. Вощина
Лепим из пластилина.
Пластилин важно выбрать хорошего качества – не слишком твёрдый, и не слишком пачкающий. Если пластилин слишком липнет к рукам, то лепить из него трудно – попробуйте сами. А если он слишком твёрдый, то детям трудно его размять, да и детали развалиться могут.
В полнее хорош пластилин фабрики «Луч»
Очень приличное соотношение цены и качества пластилина ИКЕА, КОН-I-NOOR.
Отличный пластилин испанской фирмы jovi, но он дорогой по цене.
Важное свойство пластилина – пластичность или тягучесть. Если подготовленный пластилин раскатать в палочку и сложить его пополам, а он не ломается и не трескается, то он пластичен и годен для работы. Приложив некоторые усилия, его можно растянуть – он делается тоньше, его можно сжать - он,наоборот, утолщается. Если пластилин гладить пальцами в одном направлении, то с одной стороны палочка пластилина становится толще, увеличивается в обьёме, а с другой становится тоньше. Ещё одним свойством пластилина является его способность затвердевать при охлаждении, поэтому если кусок слишком размягчился и не держит форму, его можно привести в рабочее состояние, охладив в холодной воде или в холодном месте. Практическим знакомством с пластилином должна быть лепка на свободную тему.
Основной плюс пластилина – разнообразие цветов, но на ощупь пластилин не очень приятен, и отмыть его непросто, поэтому лепить из него нравится не всем детям (и не всем родителям).
Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с
Фруктовым запахом.
Задания для работы с пластилином.
1. Можно закрашивать шаблон пластилином.
2. Делать пластилиновую картину.
3. Процарапывать палочкой, зубочисткой или спичкой слой пластилина.
4. Лепить обьёмную картину – барельеф.
5. Картины из колбасок.
6. Картины с рамкой из колбасок.
7. Обмазывание пластилином.
8. обкатывание в крупе.
9. Можно обмазывать пластилином аптечный пузырёк и обкатывать его в бисере – получится храм.
10. Можно закрашивать пластилином шаблоны – огурец, яблоко, грушу, вишенки, репку, морковку, свёклу – и потом играть – где что растёт, что на грядке и что – на дереве.
11. Можно обмазывать стаканчики от сметаны и йогурта, спичечные коробки и др и потом их укреплять на общей подставке – получится город. Можно между домами делать пластилиновые дороги, реки, мосты.
12. Очень красиво получается, если сочетать пластилин с бисером и фольгой. Можно украшать бисером, бусинками и кусочками фольги шаблоны ёлки, рыбки.
13. Можно сделать шаблоны зверей – мышки, жирафа, космонавта из него же потом можно сделать пупсика маленького, ёжика, белку которую потом превращаем в лисичку (прилепить на большой лист ватмана – если это осень, то укрываем зверей осенними листочками – рисуем или приклеиваем настоящие сухие листики, если зима, то укрываем зверей ватой- прячем их под снегом).
С детьми 2,5 - 5 лет можно пользоваться техникой долепливания: мама лепит домик, а малыш – трубу и окошки, мама лепит колобка или снеговика, а малыш – глазки.
В общем, попробуйте сами – вы поймёте, что лепка – это очень увлекательное занятие!
Жучки
Материал: картон, пластилин, бусинки, крупа, макароны.
Жучок. Божья коровка.
На самом первом занятии учимся отщипывать маленькие кусочки от пластилина пальчиками, скатывать в малюсенькие шарики и прилеплять к картону. В качестве основы – красный картон с расчерченными крыльями и головой.
Есть ещё вариант, нарисовать на синем картоне дерево и домик и залеплять белыми кусочками пластилина, изображая снег. Картинка по размеру должна быть не очень большая, чтобы ребёнок смог доделать работу до конца сам.
Можно взять простые раскраски для малышей и налепливать на картинку.
В этой работе закрепляем навыки отщипывания пластилина и размазывания его по картинке пальцем. На выровненной пластилиновой поверхности можно порисовать зубочисткой или проштамповать колпачком от фломастера узорчик. Хорошее развитие мелкой моторики.
Можно много разного использовать материала для лепки из пластилина (бисер, бусинки, крупа, горох, гречка, макароны фигурные и др.)
Чем хороши такие жучки – они небольшие по размеру, и ребёнку не составит труда закончить работу не переутомившись. А там родители сами решат, предложить ему сделать ещё одного жучка или переключиться на другие игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурное развитие детей в процессе художественно - творческой деятельности. Мастер - класс по изготовлению кукол - берегинь.
Этнокультура как основа современного дошкольника...
Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование уровня развития интереса детей младшего дошкольного возраста к изобразительной деятельности....
Развитие речи в процессе художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.С помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способству...
Отчёт по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности» за 2019 – 2020 учебный год
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник...
Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей посредствам нетрадиционного рисования
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса ...
Игровые задания, упражнения, направленные на формирование интереса к изобразительной деятельности у детей старшая группа
Цель: совершенствовать навыки работы в традиционных методахрисования и развивать способности к изобразительной деятельности детейстаршего дошкольного возраста, их творческое воображение средствами игр...
Доклад: «Формирование духовно – нравственной культуры через образ народной куклы в процессе художественно – творческой деятельности»
создание условий для нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников средствами музейной педагогики...