«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».
статья

Белоусова Татьяна Владимировна

«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника». Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема.

 
 .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_vospitanii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста».

 

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем
по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. В наше «быстротечное» время, взрослые мало уделяют времени рассказу или чтению сказок своему ребенку, да не просто прочитать, а осмыслить чему она учит. 

Сказки развивают мышление, внимание, память и связную речь. Язык сказок прост и поэтому доступен, там нет длинных рассуждений, описаний. Благодаря образности, многочисленным повторам, простоте сюжетных линий сказки вызывают яркий эмоциональный отклик в детских душах, что служит более быстрому запоминанию текстов.
При слушании сказок также происходит знакомство детей с образными выражениями, которые делают речь более выразительной, эмоциональной. Расширяется словарный запас, в активный словарь ребенка входят новые слова, уточняется значение известных ранее.  Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития.  .

В дошкольном возрасте у детей бурно развито воображение, которое они используют в игре и при восприятии художественных произведений, особенно сказок. Художественное восприятие является активным процессом для детей, пробуждающим их нравственные качества, сопереживание героям сказок. Ребенок вживается в образ с помощью воображения, становится участником событий.   Сказки расширяют представления малышей об окружающем мире. Дети знакомятся с новыми персонажами, обычаями и предметами быта разных народов. Сказки, где главными героями являются животные, рассказывают о повадках зверей, их качествах и образе жизни.
Во многих сказках прослеживается связь человека с природой. Мир сказок полон волшебства и необычных явлений. Животные говорят и действуют как люди. Даже неживая природа наделяется человеческими чертами. Солнце, месяц, ветер, речка – все оживает в сказках, все имеет свою душу, может помогать главным героям и само нуждается в помощи. Во всем этом отражается идея единства человека с родной природой, любование ей, а также необходимость формирования бережного отношения к окружающему миру и к другим обитателям Земли.

Благодаря сказке, дети познают мир, выражают свое отношение к добру и злу, а благополучный конец сказки, воспитывает в детях уверенность в преодолении любых жизненных трудностей.

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей. Под её воздействием обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе. Сказки показывают, что самое ценное дается в испытаниях, а то, что получено даром, может быстро уйти. Исход любого дела зависит от нас самих, но для этого нельзя сидеть сложа руки, приходится много трудиться. Это важно для формирования терпения, упорства, настойчивости в достижении своей цели.

 

Дети очень любят волшебные сказки и сказки о животных. Наиболее знакомые детям животные перешли в сказку: кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, ёж. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе. Дети узнают об образе жизни животных в природных условиях, о том, как они добывают себе пищу, устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах. Результаты исследований детей дошкольного возраста доказывают, что первые представления о многих животных, формируются именно под влиянием сказки. Ведь детские впечатления-самые яркие, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека, а сказочные образы ярко, эмоционально окрашены долго живут в сознании детей.

Сказка учит детей мечтать, а всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью.

Сказка является развивающим, образовательным средством постижения жизни. Любая сказка основана на педагогическом эффекте. Она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает и даже лечит.  Сказкам принадлежит большая роль в развитии личности ребенка. Сказка помогает ребенку усвоить морально-этические нормы поведения в обществе, определить своё место в жизни. Сказка всегда, во все времена, играла огромную и важную роль в воспитании детей. В сказках заключена мудрость народа, который их создавал, в них — основа национальной культуры. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания   Сказки внушают уверенность в победе добра над злом, возрождают в людях духовность, милосердие, гуманность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может д...

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста .

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста ....

Консультация :"Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста ".

Консультация :"Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста "....

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей  "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"...

"Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста...