Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Пояснительная записка
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цвет восприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.
В методической разработке представлены игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, которые помогут укрепить руки малышей, развивать дифференцированные движения пальцев рук.
Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой. Разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.
Цель:
-обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;
-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;
-формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_sensorike_shabanova_a.a.docx | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад МАДОУ «Малыш», детский сад «Теремок»
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
воспитатель: Шабанова А.А.
Пояснительная записка
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.
В методической разработке представлены игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, которые помогут укрепить руки малышей, развивать дифференцированные движения пальцев рук.
Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой. Разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.
Цель:
-обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;
-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;
-формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.
Условия реализации: детские дошкольные учреждения.
Применение: дидактические игры, рассматривание, дидактические пособия. Практический – показ способов и действий с предметами, эксперимент.
Способы взаимодействия: дети, воспитатели, родители.
Краткая характеристика содержания: методическая разработка направлена на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.
Результативность использования данной методической разработки.
Принцип построения методической разработки:
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным, если:
-будет подобран комплекс дидактических игр;
-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталона
Ожидаемый результа-дети различают и называют основные цвета;
-различают и называют геометрические фигуры и тела ( круг, квадрат, треугольник);
-используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурец зелёный как травка);
-начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;
-умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Цели и задачи:
Цель: Формировать сенсорную культуру ребенка в период раннего детства. Развивать и совершенствовать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с основными цветами.- формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету;- закреплять названия цветов в активной речи детей.
Развивающие:
- развивать цветовое восприятие детей;- развивать у детей зрительную память;- развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет;- воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности;- воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета
Актуальность:
Специфика сенсорного развития и освоения содержания программы у детей младшего дошкольного возраста происходит в соответствии
С возрастными и психологическими особенностями. На каждом возрастном этапе формируется определённое звено сенсорной культуры. Знания возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста помогут более полно реализовать данную методическую разработку.
Дети второго – четвёртого года жизни ещё не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают активно накапливаться сенсорные представления о предметах окружающего мира, в том числе начинает формироваться цветовосприятие.
Учитывая то, что у детей младшего дошкольного возраста такие психические процессы как внимание, память, непроизвольны, мышление является наглядно-действенным, воображение только начинает развиваться, поведение и действия ситуативны, но ярко выражено стремление к деятельности, воспитателю необходимо выстраивать образовательный процесс по реализации задач данной методической разработки через игру и продуктивные виды деятельности. Задача взрослого – и организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по показу действия, и только потом по словесному указанию. Так, например, при выполнении игровых заданий с пирамидкой, мозаикой (выкладывание разноцветных дорожек) и т. д., у ребёнка в процессе деятельности возникнет интерес, и он через игровое действие закрепит цвет. Также через игру дети начнут обобщать и выделять цвет, как внешнее свойство предмета, которое можно только увидеть и закреплять слова, обозначающие цвет, в речи. Например: яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши начинают проводить сравнение: снег белый как молоко, земля чёрная, как ночь и т. д.
Таким образом, ознакомление младших дошкольников с цветом должно осуществляться в разных видах деятельности через действия с предметами: игру, рисование, лепку, конструирование, наблюдение. Ознакомление с цветом помогает ребёнку перейти от внешних действий, когда он зрительно определяет цвет, к внутреннему плану действий, т. е., когда усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста является базовой основой для дальнейшего устойчивого усвоения эталонов цвета, для изучения разнообразного мира красок.
Формы и методы работы:
- наглядные (наблюдение, рассматривание, демонстрация образцов);
- словесные (беседа, объяснение, указание, напоминание, художественное слово);
- репродуктивные методы, суть которых заключается в практической деятельности, направленной на обследование предмета;
-исследовательские методы (как элементы технологии проблемного обучения), суть которых заключается в экспериментальной и проблемно-поисковой деятельности, в результате которой воспитанники обследуют предметы и замечают, что они разного цвета, также могут по аналогии искать предметы определённого цвета и т. д.
Работа с родителями:
Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. Обязанность воспитателя подсказать родственникам, что нужно сделать дома, чтобы ребёнок рос и развивался правильно.
Беседа – метод получения информации на основе общения. Успех беседы зависит от правильного установления контакта, степени подготовленности беседы воспитателем, умение вести беседу.
Консультации – плановые и внеплановые – одна из форм индивидуальной работы с семьёй, по своему характеру они близки к беседам.
Родительское собрание – форма работы с коллективом родителей. Темы собраний могут быть разнообразными.
Анкетирование – метод сбора информации путём письменных ответов на поставленные вопросы.
Уголок родителей (стенды) – наглядная форма предъявления информации.
Памятки – хорошо структурированный короткий текст, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей.
Заключение
Итак, развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как, многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее эфективен для развития восприятия.
Анализ проведённой работы показал, что в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:
дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.);
активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.);
отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-кирпичики или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
Представленная система работы направлена не только на сенсорное развитие ребёнка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребёнка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Сенсорная дидактическая игра"Подбери зайчику хвостик"
Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие качества, как самостоятельность , активность ребенка в решении игровых задач.
Цель: Развитие познавательного интереса.
Задачи: - формировать умение различать и правильно называть четыре основных цвета;
- умение детей подбирать по цвету
- воспитывать внимание и усидчивость.
- активизировать словарь детей словами : зайчик, хвостик, синий , зеленый, желтый и красный.
Игровой материал: Изображение зайчиков из фетр разных цветов, помпоны хвостики на липучках. Предложить детям рассмотреть зайчиков и хвостики, ребен Дидактическая игры из фетра «Цветик-семицветик».
Цель игры: научить ребенка узнавать и запоминать цвета, а также развивать логику и мышление.
Задачи:
- развивать цветоразличение, умение группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей:учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
- развивать умение обозначать словами положение предметов относительно себя и друг друга (слева, справа, наверху, внизу);
- развивать познавательные процессы;- развивать мелкую моторику.
Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать нужный цвет путём наложения, активизировать речь детей;
Ход игры: Даем ребенку цветик-семицветик и бабочек, просим рассадить бабочек на лепестки по цвету и назвать цвета. ... Играть можно с ребенком как в индивидуальном порядке, так и с группой детей.
Дидактическая игра из фетра «Дерево. Времена года» Цели и задачи:
1. Формировать представление детей о чередовании времен года, их характерных особенностей;
2. Учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;
3. Расширять и обогащать словарь детей по теме «Времена года»;
4. Развивать кругозор, внимание и память; 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
6. Развивать мелкую моторику руки.
Дидактическая игра, основанная на использовании данного дерева, может включать в себя: - ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе; - расширение и обогащение словаря детей: названия, цветов, бабочек и т. д. - ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; - ознакомление детей с цветом, формой, величиной; - формирование элементарных математических представлений - различение понятий много, один, по одному, ни одного; сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.Дидактическая игра из фетра на липучках Геометрические фигуры «ЗАЛАТАЙ КОВРИК».
Цель: Обучение детей верно определять цвета и подбирать их к нужным предметам, развивать моторику пальцев рук.
Задачи:-Изучать цвета;-Закреплять уже имеющиеся знания о цвете;-Закреплять знания о формах: круг, квадрат, треугольник, звезда;-Верно подбирать цвета при выполнении поставленной задачи.
Ход игры: вложить в коврики «заплатки» нужного формы и цвета.
Дидактическая игра «Большой — маленький морковки »
Цель: закрепить знания детей о диких животных, зайцах и белках, ФЭМП.
Задачи :данной дидактической игры формируют устойчивые представления о количестве (один-много), величине (большой - маленький); позволяют упражнять в зрительном определении силуэтов и находить заданные силуэты методом наложения. Способствуют развитию памяти зрительного внимания и логического мышления; развитию общей, мелкой моторики, координации движений; развитию речи, обогащению словарного запаса; воспитанию бережного отношения и любви к животным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (из опыта работы)
Описание: данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования. В данной статье я попыталась научно обосновать тему сенсорного развития детей раннего возраста, как залога успешног...
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....
Методическая разработка "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Методическая разработка "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...
Методическая разработка Сенсорное развитие детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение...
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также ...
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.Ведущим видом деяте...
Методическая разработка " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Данная методическая разработка поможет начинающим педогогам и родителям успешно развивать сенсорные способности детей...