«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта средствами изобразительной деятельности».
консультация
консультация по окружающему миру для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта средствами изобразительной деятельности».
Цель консультации: формирование экологического сознания педагогов дошкольного учреждения.
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей». В.А.Сухомлинский
Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Достижением первых семи лет жизни является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место вокруг близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее общую ценность для всех людей.
Под влиянием взрослых у ребенка вырабатываются эмоциональные предпочтения. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться в дошкольном детстве: в семье и в дошкольных учреждениях.
Дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья.
Между тем, многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения.
Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.
В этом нам помогают наблюдения и общение с природой, которое каждый день осуществляется во время прогулок с детьми, как на участке группы, так и на территории всего детского сада.
Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки. Полезно вспомнить народные приметы, в которых отражены доступные для понимания детьми связи между явлениями природы.
Накоплению знаний детей о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия способствуют работа в уголке природы и на участках группы. Наша группа участвовала в акции «Посади дерево». Ребята все лето с особым трепетом ухаживали за березкой, которую сами сажали весной.
Важное значение в экологическом воспитании детей имеют познавательные занятия, на которых дети знакомятся с природой, выявляют причинно-следственные связи явлений природы. Чтобы уточнить, закрепить и расширить имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных мы используем дидактические игры. Дети нашей группы любят играть в такие экологические игры как «Во саду ли в огороде», «Узнай по описанию», «С чьей ветки детка?».
Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Поэтому, стремясь воспитать детей, как хранителей природы, стараемся помочь им научиться – восхищаться красотой природы.
На занятиях по изобразительной деятельности познавательный интерес к природе и желание общаться с ней, развиваем через эмоциональную сферу. На этих занятиях дети погружаются в природу через разные виды деятельности: просмотр слайдов, видеофильмов, слушания музыки, музыкально – пластических импровизаций, игр, и непосредственно творчества: рисование, лепки, аппликации в группе и на природе. В процессе творческих заданий дети применяют приемы развития замыслов, учатся умению выбирать цветовые сочетания, форму, композицию, различные изобразительные материалы.
В своей работе мы часто используем природные материалы, которые дают детям безграничные возможности пофантазировать. В этих случаях процесс формирования экологического воспитания и предпосылки творчества находятся в тесной взаимосвязи. Одно из последних подобных занятий - занятие по аппликации «Веселый волчонок».
Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об ее объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. Огромный интерес у детей вызывают занятия, на которых мы используем нетрадиционные техники рисования. Например, мы рисовали с натуры вазу с цветами, используя технику «рисования по сырой бумаге».
В момент познания природы и в момент ее изображения, у детей развиваются психические процессы (анализ, синтез, воображение, образное мышление, моторная координация и речь).
Произведения искусства, так же, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.
Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Викторина
- Как по клюву различить молодого грача и взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)
- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)
- Кто кукует (самец или самочка)? (Самец.)
- Что означает “плач” березы весной? (Сокодвижение.)
- Почему крапива жжется? (В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)
- Назовите хищное насекомое, питающееся в воздухе. (Стрекоза.)
- Какой зверь строит дом с бассейном? (Бобр.)
- Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Отгадайте, чьи это жалобы.
1. Ох, не любят меня люди. Голос им не нравится, глаза у меня круглые, ночью светятся. Считают, что беду приношу, а это неправда. Польза от меня большая — я мышей ловлю, урожай сохраняю. Кто я? (Сова)
2. А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз
головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но человеку не враг. Кто я? (Летучая мышь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань э...
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта
Главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, ...
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза эколог...
«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»...
Консультация для воспитателей детского сада "Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта"
Консультация посвященна экологическому воспитанию. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта...
«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта средствами изобразительной деятельности».
Консультация для воспитателей...