Статья "Возрастные особенности детей 3-4 лет"
статья (младшая группа)

Баранова Татьяна Викторовна

Сборник итоговых работ слушателей ДПП «Школа начинающего воспитателя дошкольных образовательных организаций г. Новосибирска» 2019/2020 учебный год

Отдел методического сопровождения дошкольного образования МКУДПО «ГЦРО» 6

Т. В. Баранова воспитатель МКДОУ д/с № 488 Советского района

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного  профессионального образования города Новосибирска

«Городской центр развития образования» 

МОИ ПЕРВЫЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ДОСТИЖЕНИЯ

Сборник итоговых работ слушателей ДПП

«Школа начинающего воспитателя дошкольных образовательных организаций г. Новосибирска» 2019/2020 учебный год

Новосибирск 2020


Т. В. Баранова  

воспитатель МКДОУ д/с № 488  

Советского района

 

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Возраст – это своеобразная стадия, которая отличается от предыдущей не количественным ростом, а появлением новых качеств, характерных для личности ребенка данного возраста. Ранний возраст важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.  

Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. На этапе раннего детства сенсорное воспитание играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорика - совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности человека.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду определено как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться.

Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Продолжает развиваться наглядно-образное мышление, резко возрастает любознательность детей, происходят изменения в развитии речи, увеличивается запас слов. Познавательное развитие связано с исследованием, общением, с творчеством. Познавательное развитие направлено - на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через:

-сенсорное развитие;  

-развитие речи;  

-познанием ребенка окружающего мира;

-развитие внимания;  

-развития воображения;  

-обогащение словарного запаса;

Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации.

Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Цель моей темы по самообразованию: «Повышение собственного теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности».  

Задачи: 

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения школы начинающего воспитателя, участия в педагогических советах, самообразования;  
  • Разработать перспективный план работы с детьми;  
  • Подготовить и провести консультации, беседы с родителями;  
  • Оформить в группе центр активности;  
  • Подготовить и провести презентацию: «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста» Ожидаемые результаты (для педагога, детей, родителей).

Для педагога: саморазвитие педагога; положительная динамика развития детей; продуктивное взаимодействие педагога и родителей; совершенствование предметно-развивающей среды.

Для детей: сформированы умения действовать по правилам; сформирована позитивная самооценка ребенка в процессе общения.

Для родителей: участие в выставках, мероприятиях, сотрудничество совместно с педагогами и детьми.

В ходе планирования занятий, мероприятий мною были использованы: литературные источники, программы, которые мне помогли подготовить занятия, дидактический материал, игры к занятиям.

В ходе реализации темы по самообразованию «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста» мною были задействованы следующие формы, методы и приемы такие как: изучение подходящей литературы, участие в педсоветах, проведение занятий, создана тематическая папка, где распланировано каждое мероприятие, все это мне помогло в реализации поставленных задач.

 

 

Этапы реализации темы по самообразованию.

  1. Диагностический: Изучение литературы по теме самообразования. Беседы с детьми, наблюдение.
  2. Прогностический: Определение цели и задач по теме. Разработка конспектов и т.д.
  3. Практический: Проведение мероприятий, непрерывной образовательной деятельности по теме самообразования.  
  4. Обобщающий: Подведение итогов.

Развивающая предметно-пространственная среда по теме самообразования. Нашу группу посещают 15 детей: 9 девочек и 6 мальчиков. Группа общеразвивающей направленности. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя – логопеда, есть дети, речевое развитие которых соответствует возрасту. 

Создавая среду развития в группе, мы учитывали следующие принципы:

  • принцип насыщенности;
  • принцип трансформируемости;
  • принцип полифункциональности;
  • принцип доступности;
  • принцип безопасности;
  • принцип интеграции образовательных областей;          принцип гендерной принадлежности.

В нашей группе есть следующие центры развития, такие как:

  1. «Сюжетно – ролевые игры»  
  2. «Безопасность»  
  3. «Познание»  
  4. «Нравственно-патриотический»  
  5. «Природа»  
  6. «Экспериментирование»  
  7. «Речевое развитие»  
  8. «Мини-библиотека»  
  9. «Театрализация»  
  10. «Творческая деятельность»  
  11. «Физическое развитие»

Взаимодействие с узкими специалистами, родителями, социальными институтами в рамках реализации темы по самообразованию.

Во время учебного года при планировании занятий, игр, упражнений и т.д., по теме самообразования «Возрастные особенности детей 3- 4 лет» взаимодействовала с педагогами детского сада, старшим воспитателем, родителями, использовала опыт работы других дошкольных образовательных организаций в рамках Школы начинающего воспитателя. В итоге получилась плодотворная и увлекательная работа с детьми, которая помогла мне реализовать все задуманное.

Данная тема «Возрастные особенности детей 3-4 лет» дала мне возможность узнать все особенности детей, которые меня наталкивали на новые идеи, как лучше спланировать работу. В дальнейшем в работе с детьми я собираюсь использовать технологию А. И. Савенкова «Учебные исследования в детском саду». Это связано с экспериментированием, данная технология поможет мне узнавать дальнейшие затруднения у детей, через разные эксперименты и игры, дети будут получать удовольствия и открывать в себе новые умения, а я как воспитатель, буду наблюдать за каждым ребенком и делать для них такие задания, которые помогут им развиваться в разных направлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья возрастные особенности детей

Рзвитие детей 6 года жизни...

статья "Возрастные особенности детей 5-6 лет"

                             Возрастные особенности детей 5-6 лет      Ребенок 5-6 лет стреми...

статья Возрастные особенности детей 4-5 лет

Предлагаю материал для родителей об особенностях развития детей 4-5 лет...

Статья "Возрастные особенности детей 2-3 лет"

   Очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особе...

Статья "Возрастные особенности детей подготовительной группы."

Статья знакомит родителей с возрастными особенностями детей подготовительной группы....

Статья.«Возрастные особенности детей среднего возраста»

Особенности детей среднего возраста...

Статья " Возрастные особенности детей 2-3 лет " .

В статье предоставлены возрастные особенности деток 2-3 лет. И их эмоцианальное состояние....