«Lego конструирование, как средство развития технического творчества детей»
материал

Чагайда Наталья Игоревна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_lego-konstruirovanie.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Lego конструирование, как средство развития технического творчества детей»

Вводная часть.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Мы живём с Вами век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста.

Одним из таких средств обучения является конструктор «Lego», незаменимый для занятий с детьми дошкольного возраста.

Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде «Lego», так как «Lego» позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться.

Конструктор «Lego» - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес к нему не затухает много десятилетий - с момента его появления в Дании в 1949 году.

С того дня и вплоть до настоящего времени «Lego» ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием». У слова «Lego» два значения: «Я учусь» и «Я складываю».

«Lego» - это новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию. Это универсальный конструктор, который настолько разнообразен, что никогда не надоедает. Из незатейливых деталей конструктора можно собрать практически всё, что только может вообразить себе человеческая фантазия.

«Lego» - технология является ярким примером интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Социально-коммуникативное развитие. С помощью использования «Lego» - конструирования формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в паре и в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Познавательное развитие. В процессе «Lego» - конструирования у дошкольников развиваются математические способности, формируются сенсорные представления: дети, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве.

Речевое развитие. В процессе конструирования из «Lego» происходит развитие речевых и коммуникационных навыков - ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства, дети рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, развивается диалогическая и монологическая речь.

Художественно-эстетическое развитие. При помощи деталей «Lego» можно познакомить детей не только с формой, величиной, с цветом, но и усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая различные узоры.

Физическое развитие. Помимо мелкой моторики обеих рук «Lego» - конструирование также способствует развитию крупной моторики.

Таким образом, конструирование при интегративном подходе в обучении даёт возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.

Структура Lego-конструирования следующая:

Первая часть - упражнения на развитие логического мышления и памяти, закрепление деталей конструктора, изучение схем построек.

Вторая часть - собственно конструирование - развитие способностей к наглядному и творческому моделированию.

Третья часть - обыгрывание построек, выставка работ.

В Lego-конструировании применяется несколько основных методов обучения детей:

Конструирование по образцу: прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании. Детям дается образец постройки - способы воспроизведения.

Конструирование по модели: детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов.

Конструирование по условиям: образца нет - рисунка (схемы) нет - способов возведения нет. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: в результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу: дети сами решают, что и как будут конструировать. Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности.

Стандартная деталь «Lego» - это кирпичики с разным количеством кнопочек. Чтобы правильно выбрать нужную деталь, нужно посчитать количество кнопочек в длину и в ширину. Вот, например, на моей детали 2 кнопочки в длину и 4 кнопочки в ширину. Значит, это кирпичик 2 на 4. Также есть детали, которые называются пластина, горка, клювик, окошко и другие дополнительные детали. Поэтому на первых этапах знакомства детей с конструктором Lego важно научить их называть деталей конструктора и отличать их друг от друга.

Кроме того, при конструировании важно знать правильный способ крепления деталей. В Lego-конструировании есть такое понятие - «кирпичная кладка» - это правильное соединение деталей, обеспечивающее прочное их скрепление.

Конструктор Lego можно разделить на два больших класса: классическое мелкое «Lego» и крупное «Lego». А также конструкторы с разными механизмами и тематическими наборами.

II. Основная часть

- Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам окунуться в мир «Lego» и на практике увидеть, как мы можем работать с ним в различных образовательных областях.

«Lego» - умная игра,

Увлекательна, хитра!

Интересно здесь играть,

Строить, составлять, искать!

Приглашаю всех друзей

В «Lego» поиграть скорей!

- Поедем мы с Вами туда на поезде. Я предлагаю построить дорогу, но не простую, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из Lego деталей.

Кирпичик нужный ты найди,

Дорогу в Lego - страну собери.

Игровое упражнение «Волшебная дорожка» (конструктор для дорожки разного цвета и размера)

Чтобы построить дорогу для нашего поезда, нужно соблюдать определённые правила: сначала каждый из вас, по очереди выберет только 2 кирпичика. Кирпичики должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Я начну строить и положу первую деталь-кирпичик. Теперь вы должны продолжить строительство волшебной дороги. Но будьте внимательны: слева можно класть только те кирпичики, которые по размеру похожи на мой кирпичик, а справа можно класть те кирпичики, которые по цвету похожи на мой кирпичик.

Теперь приступим к строительству дороги. Я кладу первый кирпичик, а вы продолжаете (слева держу кирпичик голубого цвета, справа желтый)

- Ваш кирпичик похож на мой? По цвету или размеру?

- А, почему вы поставили этот кирпичик?

- Все поставили свои кирпичики? Дорога готова?

- Что мы закрепляли с детьми, играя в эту игру?

- Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками, как детали Lego, закроем глаза и скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять

В страну Lego хотим мы попасть!

- Вот мы с вами оказались на станции под названием «Lego-математика»

Игровое упражнение «Башня».

Воспитатель раздает схемы-чертежи башен и кирпичики «Lego». С помощью «Lego» -кирпичиков необходимо выстроить башни по схеме. По первой схеме вам нужно построить башню и раскрасить схему цветами, соответствующими кирпичикам. Во второй схеме собрать башню в определенной цветовой гамме.

Игровое упражнение «Зеркало»

Педагогам предлагается схемы построек. Их задача выстроить симметрично вторую часть рисунка.

Игровое упражнение «Удивительные цифры»

Один педагог получает образец постройки цифры «5». А другой педагог по собственному замыслу должен построить цифру «4». Другой педагог незаконченную постройку цифры, которую он должен закончить.

Мы продолжаем наше путешествие.

Следующая станция «У каждого своя история»

Игровое упражнение «Придумай свою историю»

Каждой группе педагогов предлагаются наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами свою историю.

мост, машина, мальчик, кошка

скамейка, дерево, дедушка, белка

стол, стул, кружка, девочка

Едем дальше… станция «Подвижная»

Командная игра - упражнение «Кто быстрее построит»

Педагоги делятся на команды, чья команда быстрее построит лестницу. Ведущий считает до 10 в обратном порядком счете.

И мы едем дальше, и на нашем пути станция «Ты да я, да мы с тобой»

Работа в паре - Игровое упражнение «Сделай по словесной инструкции»

Два участника получают одинаковые детали. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели.

Вопросы: - Что хотели сконструировать? Получилось? Почему? Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?

И вот мы доехали до пункта назначения - в страну «Lego - мир».

«Lego» - конструирование - это, конечно же, наше творчество. И давайте, мы с Вами начнем творить и мастерить!!!

Игровое упражнение «Матрица».

Матрица - таблица, содержащая закодированную информацию. В матрице содержится информация о количестве, цвете, и форме деталей необходимых для постройки и их местоположении на игровом поле. Во время раскодирования матрицы ребенку необходимо соотнести информацию, расположенную в столбцах и строчках.

Каждой группе педагогов предлагаются карточка с таблицей «Матрица» пластина «Lego», детали «Lego».

- Перед вами матрица (закодированная таблица). В первой столбце указана форма и цвет деталей, во втором количество (сколько деталей необходимо для постройки), в третьем столбце расположение этих деталей на плоскости. В третьем столбце так же, закодированы этапы постройки.

Задача команды построить модель, зашифрованную в «Матрице».

Игровое упражнение «Развиваем фантазию - Домик»

Каждой группе педагогов предлагается по небольшому одинаковому набору конструктора «Lego». Попросить построить дом (без образца, не подглядывая друг у друга).

- Дорогие, педагоги. В результате одного задания получились все дома разные. Это и есть творческое воображение каждого человека. И у каждого ребёнка своё видение мира, воображение, которое нужно развивать.

III.Заключительная часть.

- Вот и закончилось наше путешествие. И в конце нашего путешествие мне хочется сказать… «Lego» - игра - важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться, играя. Каждая постройка из «Lego» - конструктора это фантастическое новое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное.

- Но, дорогие педагоги, нам нужно запомнить и не забывать.

Эффективное использование конструкторов «Lego», в образовательном пространстве ДОО, возможно лишь только при грамотном руководстве педагога деятельностью детей. При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком индивидуально, при оценивании работы учитывал процесс совместной деятельности.

Только почувствовав интерес к выполняемой работе, предложенному заданию, сюжету игры, ребенок будет активным, проявит свои творческие способности, научится действовать в команде, брать на себя ответственность.

Помните, «Legо»- конструктор - это:

Неограниченный потенциал игры: легкий сбор и разбор конструкций. Широкие игровые возможности: играть можно везде.

Универсальность. Подходит для всех возрастов: для девочек и мальчиков, и даже взрослых.

Всестороннее развитие ребенка: воображение, творческие способности, логическое мышление.

Это возможность коллективной игры.

IV. Рефлексия

- Уважаемые педагоги, сегодня мы с Вами увидели лишь небольшую часть возможностей конструктора «Lego» и вариантами игр с ним.

И закончить свой мастер - класс я хочу следующей фразой:

То, что я хочу познать - это яблоня,

Что я познаю - это ветвь яблони,

То, что я передаю ученику - это яблоко,

То, что он возьмёт от меня - это семечко.

Но из семечка может вырасти яблоня.

- Наш мастер - класс подходит к завершению. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может увидеть пользу или бесполезность нашего общения:

- Если мастер - класс не отличался от прежних, в которых вы принимали участие - прикрепите к нашей яблоньке чахлый лист.

- Если он прошел хорошо, но могло быть и лучше - прикрепите цветы.

- Если мастер - класс для вас прошел плодотворно, и вы будете использовать в своей работе то, что сегодня услышали - прикрепите к дереву плоды - яблоки.

- Спасибо за внимание! Желаю Вам, чтобы планы всегда превращались в плоды вашего труда и приносили вам значимые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей

На современном этапе значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и об...

методическая разработка конструирование как средство развития технического творчества детей

Конструирование – вид деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению....

Самообразование "LEGO-конструирование, как средство развития технического творчества детей"

На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механи...

Мастер-класс для педагогов «LEGO - конструирование, как средство развития технического творчества детей»

Мастер-класс для педагогов «LEGO - конструирование, как средство развития технического творчества детей»...

Лего-конструирование как средство развития технического творчества детей

Дети  –  неутомимые  конструкторы,  их  творческие  возможности  и  технические  решения  остроумны,  оригинальны.  Дети  дошколь...

Семинар-практикум для родителей «Лего-конструирование как средство развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста»

Семинар-практикум для родителей «Лего-конструирование как средство развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста»...